ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-239/18 от 11.03.2019 Брянского областного суда (Брянская область)

№ 3а-6/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Брянск 11 марта 2019 г.

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Стоян Е. В.

с участием прокурора Бойкачевой О.А.

при секретаре Сонькиной М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, общества с ограниченной ответственностью «Городской парк» о признании недействующим Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, принятого решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июня 2012 г. №803 (в редакции решения Брянского городского Совета народных депутатов от 31 октября 2018 г. № 1068),

У С Т А Н О В И Л:

Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июня 2012 г. № 803 принято Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска (далее Положение о порядке размещения НТО) и опубликовано 29 июня 2012 г. в муниципальной газете "Брянск", № 25.

Решение Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июня 2012 г. № 803 действует в редакции с учетом изменений, внесенных решением Брянского городского Совета народных депутатов от 31 октября 2018 г. № 1068, вступивших в силу со дня официального опубликования в муниципальной газете "Брянск" №45 от 02 ноября 2018 г.

ФИО1 обратилась с административным исковым заявлением об оспаривании Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, принятого решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июня 2012 г. №803. В обоснование заявленных требований указала, что является владельцем нестационарного торгового объекта – торгового павильона, право на размещение которого по адресу: <...> о/д 126, получила по итогам проведенного 20 сентября 2011 г. инвестиционного конкурса. Данный павильон включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска. В связи с тем, что срок действия паспорта временного объекта истек 24 января 2018г., Брянская городская администрация 31 июля 2018 г. провела аукцион на право размещения нестационарного торгового объекта в указанном месте. По условиям аукциона, начальная стоимость лота за размещение нестационарного торгового объекта на месте ее павильона сроком на 5 лет, определенная на основании отчета независимого оценщика, составила 1 533 975 рублей, для участия в аукционе необходимо было внести задаток в сумме – 460 192, 50 руб. Полагает установленную сумму за размещение нестационарного торгового объекта необоснованно завышенной, что исключило для нее возможность принять участие в аукционе на размещение нестационарного торгового объекта, и привело к потере торгового места.

Считает, что оспариваемое Положение о порядке размещения НТО является незаконным, противоречащим нормам федерального законодательства, поскольку не содержит методики расчета суммы за размещение нестационарных торговых объектов на территории г. Брянска, что позволяет при проведении аукциона устанавливать произвольно начальную стоимость лота за размещение нестационарного торгового объекта, необоснованно завышать плату за размещение нестационарного торгового объекта, чем нарушаются права как неопределенного круга предпринимателей, которые заинтересованы в эксплуатации нестационарных торговых объектов, так и непосредственно истца, лишенного законного права на продолжение предпринимательской деятельности (торговли) в принадлежащем ей павильоне, по истечении срока действия паспорта временного объекта.

ООО «Городской парк» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 1.2. и 1.3. Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, принятого решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июня 2012 г. №803, как незаконных, по мотиву правовой неопределенности, как допускающие его распространение на сферу торговли на земельных участках, закрепленных за юридическими лицами (хозяйствующими субъектами, имеющими полномочия на организацию торговли), даже если эти участки закреплены за юридическими лицами из состава муниципальной собственности (арендаторы и иные землепользователи). В связи с тем, что оспариваемые пункты Положения о порядке размещения НТО имеют правовую неопределенность в применении, в отношении объектов административного истца были вынесены постановления о демонтаже объектов как незаконно размещенных, и вынесены постановления о привлечении к административной ответственности в связи с осуществлением торговой деятельности в указанных местах.

В ходе рассмотрения дела, административный истец ООО «Городской парк» уточнив требования, просил признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1.2. Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, принятого решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июня 2012 г. №803 (в редакции решения Брянского городского Совета народных депутатов от 31 октября 2018 г. № 1068).

Определением Брянского областного суда от 11 ноября 2018 г. административные дела по административным исковым заявлениям ФИО2 и ООО «Городской парк» объединены в одно производство.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 адвокат Бесков С.В. поддержал административное исковое заявление, просил признать недействующим со дня принятия Положение о порядке размещения НТО, в котором отсутствует методика определения платы за размещение нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, что приводит к нарушению прав владельцев нестационарных торговых объектов при расчете платы за их размещение.

Представитель административного ответчика Брянского городского Совета народных депутатов ФИО3, возражая против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска от 27 июня 2012 г. №803 принято Брянским городским Советом народных депутатов в пределах компетенции, в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Федерального закона от 28 декабря 2009 г. №381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Устава города Брянска и не противоречит действующему федеральному законодательству.

Представитель Брянской городской администрации ФИО4, возражая против удовлетворения заявленных административных исковых требований, указала, что организатором аукциона на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Брянска является Брянская городская администрация. Начальная цена лота на право размещения нестационарного торгового объекта определяется на основании оценки рыночной стоимости, произведенной независимым оценщиком, ООО «Международный центр оценки и консалтинга». Ссылка ФИО1 на необходимость установления методики расчета платы за размещение нестационарного торгового объекта не основана на нормах права.

Представитель заинтересованного лица МАУК «Городское объединение парков культуры и отдыха» ФИО5 пояснила, что МАУК «Городское объединение парков культуры и отдыха» поддерживает позицию административного ответчика. Оспариваемый нормативный правовой акт соответствует федеральному законодательству и не нарушает права учреждения.

В судебное заседание не явились административные истцы ООО «Городской парк» и ФИО1, представитель ООО «Городские парки», о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. С учетом требований статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 и ООО «Городской парк» отказать в полном объеме, проверив и оценив содержание оспариваемой правовой нормы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 130 и 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу подпунктов 15 и 33 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления города Брянска обладают полномочиями на принятие Устава города Брянска и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов. Городской Совет народных депутатов является представительным органом местного самоуправления, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории города Брянска. По вопросам своей компетенции городской Совет народных депутатов принимает правовые акты в форме решений. Городской Совет народных депутатов принимает нормативные и иные правовые акты (статьи 10, 29,57 Устава города Брянска от 30 ноября 2005 г.).

В соответствии с пунктами 3 и 5 части 1 статьи 30 Устава города Брянска в исключительной компетенции городского Совета народных депутатов находятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Городской Совет народных депутатов устанавливает правила, обязательные для исполнения на территории города Брянска, по вопросам местного значения (пункт 12 части 2 статьи 30 Устава). Городской Совет народных депутатов разрабатывает и утверждает схему размещения нестационарных торговых объектов (пункт 26.1 части 2 статьи 30 Устава).

Таким образом, оспариваемое Положение о порядке размещения НТО на территории города Брянска принято компетентным органом в установленном порядке с соблюдением процедуры опубликования.

Согласно пункту 1.2. Положения о порядке размещения НТО, утвержденного решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июня 2012 г. №803 (в редакции решения Брянского городского Совета народных депутатов от 31 октября 2018 г. № 1068), Положение распространяется на отношения, связанные с размещением нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.

Суд находит несостоятельными доводы ООО «Городской парк» о незаконности пункта 1.2. Положения о порядке размещения НТО, со ссылкой на то, что земельное законодательство не предусматривает возможности повторного предоставления для размещения нестационарных торговых объектов земельных участков, уже предоставленных гражданам или юридическим лицам, в связи с чем они не могут быть включены в Схему размещения нестационарных торговых объектов.

В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с действующим федеральным законодательством предусмотрена возможность выбора порядка реализации предоставления земель для размещения нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, в том числе на конкурентной основе.

В силу пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Частью 2 данной нормы установлено, что порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. №381-ФЗ).

Согласно кадастровой выписке, земельный участок по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, имеет вид разрешенного использования: для эксплуатации территории парка «Юность». Правообладателем земельного участка на основании права постоянного (бессрочного) пользования согласно постановлению Брянской городской администрации от 1 декабря 2016 г. № 4209-п является МАУК «Городское объединение парков культуры и отдыха».

По мнению привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица МАУК «Городское объединение парков культуры и отдыха», п.1.2. Положения о порядке размещения НТО не противоречит закону и не нарушает их прав.

В судебном заседании представитель ООО «Городской парк» в обоснование своей позиции указывал, что между МАУК «Парк культуры и отдыха «Юность» и ООО «Городские парки» 1 февраля 2015 г. было заключено дополнительное соглашение №6 к договору инвестирования (о совместной деятельности) от 17 декабря 2001 г., по условиям которого сотрудничество сторон осуществляется путем предоставления МАУК «Парк культуры и отдыха «Юность» зон досуга на территории парка «Юность» для оказания ООО «Городские парки» услуг по развлечению населения, размещению аттракционов и обустройству зон досуга.

Согласно акту размещения от ДД.ММ.ГГГГ МАУК «Парк культуры и отдыха «Юность» предоставило в зонах досуга место под размещение пункта общественного питания и места под размещение торговых объектов. ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Городские парки» и ООО «Городской парк» заключен договор уступки прав по договору инвестирования (совместной деятельности), по которому ООО «Городские парки» передало права и обязанности ООО «Городской парк» по вышеуказанному договору. Таким образом, право размещение спорных объектов перешло от ООО «Городские парки» к ООО «Городской парк» на основании вышеуказанных соглашений.

Оценивая позицию ООО «Городской парк» о праве на размещение нестационарных торговых объектов в связи с заключенным договором инвестирования (о совместной деятельности), суд приходит к выводу, что наличие указанного договора, безусловно не свидетельствует о праве административного истца на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности без включения мест их размещения в Схему размещения нестационарных торговых объектов.

Согласно пункту 5.1 оспариваемого Положения о порядке размещения НТО, нестационарные торговые объекты размещаются в местах, определенных схемой, размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утверждаемой Брянским городским Советом народных депутатов.

Поскольку условием для размещения нестационарного торгового объекта является включение места размещения в Схему размещения нестационарных торговых объектов, наличие у административного истца договора инвестирования (о совместной деятельности) не может служить законным основанием для размещения нестационарного торгового объекта в месте не определенном Схемой размещения нестационарных торговых объектов.

Из представленных материалов следует, что ООО «Городской парк» было привлечено к административной ответственности за нарушение ст.14 «Торговля в неустановленных местах» Закона Брянской области от 15 июня 2007 г. № 88-З «Об административных правонарушениях на территории Брянской области» за торговлю в местах, не установленных Схемой размещения нестационарных торговых объектов, а именно, - на территории парка КиО «Юность» по <адрес>.

В судебном заседании административным истцом не оспаривалось, что на территории парка КиО «Юность» по адресу: <адрес>, осуществлялась торговля в местах, не установленных Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Брянска.

Кроме того, представляются несостоятельными доводы ООО «Городской парк» в части указания, что пункт 1.2 оспариваемого Положения о порядке размещения НТО не допускает размещения нестационарных торговых объектов на территории, находящейся в бессрочном пользовании у МАУК «Городское объединение парков культуры и отдыха», чем нарушаются их права.

Согласно постановлению Брянской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ-п МАУК «Городское объединение парков культуры и отдыха» предоставляется в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок, находящийся в муниципальной собственности города Брянска.

Таким образом, земельный участок на территории парка КиО «Юность» по <адрес> закреплен за хозяйствующим субъектом только на праве постоянного (бессрочного) пользования, и несмотря на указанный переход права продолжает оставаться муниципальной собственностью.

В соответствии с пунктом 3.6. действующего Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденного Приказом управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции Брянской области от 24 ноября 2016 г. № 589, Схема размещения нестационарных торговых объектов подлежит дополнению новыми местами, в том числе и по инициативе хозяйствующих субъектов.

Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в собственности либо аренде физических или юридических лиц, допускается по договору с собственником (арендатором) земельного участка при условии соблюдения целевого назначения и разрешенного использования земельного участка и градостроительного законодательства (если назначение земельного участка допускает установку и эксплуатацию нестационарного торгового объекта) (пункт 3.7 приказа от 24 ноября 2016 г. № 589).

Таким образом, оспариваемое положение не препятствует ООО «Городской парк» при осуществлении своей деятельности реализовать свое право на размещение нестационарных торговых объектов в соответствии с действующим, распространяющимся в равной мере, на всех хозяйствующих субъектов, законодательством.

В соответствии с пунктами 2 и 3 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 г. №772, включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Включение объектов в схему размещения осуществляется в целях достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; формирования торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; повышение доступности товаров для населения.

На основе анализа приведенных нормативных положений суд находит, что содержащееся в оспариваемом пункте 1.2. предписание о том, что Положение распространяется на отношения, связанные с размещением нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, содержит общие положения и не противоречит нормам федерального законодательства, имеющим большую силу, т.к. имеет организационную направленность, не отменяет и не изменяет права хозяйствующих субъектов и не возлагает дополнительных обязанностей на хозяйствующие субъекты в области торговой деятельности в сравнении с федеральным законодательством.

При таких обстоятельствах, суд считает, что оспариваемый пункт 1.2 Положения о порядке размещения НТО на территории города Брянска принят в пределах полномочий административного ответчика по регулированию оснований и порядка оформления права на использование земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта и федеральному законодательству не противоречит, следовательно не усматривается оснований для удовлетворения административного иска ООО «Городской парк».

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основывается названный Кодекс и иные изданные в соответствии с ним акты земельного законодательства, является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Договор на размещение на государственных или муниципальных землях нестационарного торгового объекта и договор аренды земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта имеют схожую правовую природу, поскольку оба связаны с отношениями по использованию земель. Следовательно, использование земли по договору на размещение нестационарного торгового объекта без предоставления земельного участка не может иметь в вопросе платы иное правовое регулирование, чем это предусмотрено статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой одной из форм платы за использование земли является арендная плата. Иное ставило бы в неравное положение участников данных правоотношений.

Таким образом, размещение нестационарных торговых объектов, являясь одним из способов использования земель, предполагается платным, поскольку иное не предусмотрено ни федеральным законом, ни законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.4. Положения о порядке размещения НТО размещение нестационарных торговых объектов на территории города Брянска осуществляется по итогам проведения торгов в форме открытого аукциона либо в случаях, установленных настоящим Положением, без проведения аукциона.

По итогам аукциона либо без проведения аукциона в случаях, установленных настоящим Положением, лицо получает право на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Брянска.

По итогам аукциона либо без проведения аукциона в случаях, установленных настоящим Положением, на основании выписки из протокола заседания комиссии по проведению аукциона лицу, получившему право на размещение нестационарного торгового объекта, выдается паспорт временного объекта, который является основанием для размещения нестационарного торгового объекта на территории города Брянска.

Порядок проведения аукциона на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Брянска устанавливается Брянской городской администрацией.

Без проведения аукциона размещение нестационарных торговых объектов на территории города Брянска осуществляется в следующих случаях:

- признания аукциона несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям Порядка, установленного Брянской городской администрацией;

- признания аукциона несостоявшимся в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в аукционе только одна заявка признана соответствующей требованиям Порядка, установленного Брянской городской администрацией.

В соответствии с пунктом 1.5. Положения нестационарные торговые объекты размещаются в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утверждаемой Брянским городским Советом народных депутатов.

Постановлением Брянской городской администрации от 2 августа 2017 г. №2720-П принято Положение о порядке проведения аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, пункты 2.1-2.5 которого предусматривают, что организатором аукциона является Брянская городская администрация. Форма проведения аукциона - открытая. Аукцион проводится комиссией по проведению аукциона на право размещения нестационарного торгового объекта на территории города Брянска, положение о которой утверждается Брянским городским Советом народных депутатов. Предметом аукциона является право на размещение нестационарного торгового объекта в месте, определенном Схемой, с соблюдением требований действующего законодательства.

Извещение о проведении аукциона официально опубликовывается Брянской городской администрацией и размещается на официальном сайте Брянской городской администрации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не менее чем за 30 дней до дня проведения аукциона и не позднее 20 рабочих дней со дня официального опубликования решения Брянского городского Совета народных депутатов о внесении изменений в Схему, касающихся включения в Схему дополнительных(ого) нестационарных(ого) торговых(ого) объектов(а).

Извещение должно содержать: в том числе - начальную цену лота на право размещения нестационарного торгового объекта, определенную на основании оценки рыночной стоимости, произведенной независимым оценщиком.

По делу установлено, что 31 июля 2018 г. Брянской городской администрацией проведен аукцион на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, в том числе в отношении павильона ФИО1, по адресу г.Брянск, <адрес>.

По условиям аукциона стоимость права размещения нестационарного торгового объекта на месте павильона ФИО1 сроком на 5 лет составила 1 533 975руб., определенная на основании отчета независимого оценщика.

В материалы дела представлен Отчет №014-04-2018 от 24 апреля 2018 г. по определению рыночной стоимости права размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска (37 объектов), выполненный ООО «Международный центр оценки и консалтинга» (оценщик ФИО10). В сопроводительном письме к Отчету указано, что «выводы, содержащиеся в Отчете, базируются на расчетах, заключениях и информации, основанной на опыте и профессиональных знаниях». Кроме того, определяя рыночную стоимость объектов, оценщик указывает, что сделанный вывод о рыночной величине стоимости для рассматриваемых объектов основан на предположениях.

При расчете рыночной стоимости объекта оценки, оценщик указывает, что право размещения нестационарного торгового места (37 объектов) складывается из права аренды земельного участка соответствующей площади на соответствующий период и арендной платы за данный земельный участок за весь период. Для определения рыночной величины ставки арендной платы может быть использован метод рекапитализации, в соответствии с которым величина рыночной стоимости объекта оценки определяется как: АП=Vm*R, где

АП - рыночная величина арендной платы;

Vm - рыночная стоимость объекта оценки;

R - соответствующий коэффициент капитализации.

Допрошенный в судебном заседании оценщик ФИО10 пояснил, что в связи с тем, что отсутствует методика расчета размера платы за размещение нестационарных торговых объектов, рыночная стоимость определялась путем исследования рыночной стоимости права аренды земельного участка соответствующей площади на соответствующий период и арендной платы за данный земельный участок за весь период. Указанная методика самостоятельно разработана с учетом Федерального закона №135-ФЗ «Об оценочной деятельности» и методических рекомендаций определения рыночной стоимости земельных участков №568 от 2002г.

Таким образом, судом установлено, что в отсутствие методики расчета размера платы за размещение нестационарных торговых объектов, рыночная стоимость права размещения по каждому нестационарному торговому объекту на территории города Брянска определяется оценщиком произвольно с учетом самостоятельного определения критериев оценки.

Вместе с тем, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных земельных участков должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Как указывалось выше, федеральным законодательством предусмотрена возможность выбора порядка реализации предоставления земель для размещения нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления, в том числе на конкурентной основе.

Такая позиция нашла отражение также в письме Федеральной антимонопольной службы от 11 января 2016 г. № ИА/90/16, согласно которому предоставление права на размещение объекта нестационарной торговли при наличии двух и более претендентов на размещение объектов нестационарной торговли в отношении одних и тех же мест размещения таких объектов, должно осуществляться путем проведения конкурентных процедур.

Вместе с тем, федеральное законодательство не регулирует вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не регламентирует основания и форму юридического оформления прав субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, на использование земель в соответствии с правилами, установленными главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, равно как не устанавливает запрет на возможность определения такого порядка и не исключает оформление прав, в том числе посредством заключения договора.

Из приведенных правовых норм следует вывод о том, что вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в части, не урегулированной федеральными законами, регулируются законодательством субъектов Российской Федерации.

Учитывая, что вопрос об определении размера платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта на федеральном уровне не урегулирован, суд полагает, что с учетом схожести правоотношений об определении размера платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта и правоотношений по поводу определения платы за пользование земельными участками, к спорным правоотношениям применимы основополагающие принципы определения платы за пользование земельными участками, к числу которых относится арендная плата и земельный налог.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, к числу которых относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2004 г. № 209-О, в отсутствие единых правил дифференциацию ставок земельного налога в городе в зависимости от местоположения земельных участков и зон различной градостроительной ценности, как и определение границ этих зон орган местного самоуправления обязан осуществлять не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, без чего сам смысл дифференциации средней ставки земельного налога по местоположению и зонам территории города искажается.

В силу закона, порядок и условия размещения нестационарных торговых объектов должны отвечать принципам публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в сфере регулирования торговой деятельности, должны быть направлены на предупреждение коррупционных проявлений, на упорядочение размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Брянска, на исключение случаев произвольного занятия мест, предназначенных к размещению на них данных объектов, на обеспечение равных возможностей для реализации прав хозяйствующих субъектов на осуществление торговой деятельности на территории г.Брянска.

Необходимость в таком правовом регулировании в полной мере согласуется с утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. № 2733 Стратегией развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 г., целями которой является создание условий для формирования комфортной среды для граждан и субъектов предпринимательской деятельности, создание равных возможностей для беспрепятственного открытия, расширения и ведения бизнеса субъектами торговой деятельности любых форм, в том числе нестационарной, путем обеспечения продления договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурсных процедур.

Такое правовое регулирование не противоречит и утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. № 164-р Стратегией действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 г., механизм реализации которой в сфере розничной торговли предусматривает закрепление в федеральном законодательстве всех вариантов юридического оформления размещения нестационарных торговых объектов (договор аренды земельного участка, договор размещения (эксплуатации) нестационарного торгового объекта).

Исходя из требований действующего законодательства, нормативный правовой акт, регулирующий порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска должен содержать методику определения платы за размещение нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, для возможности проверки правильности расчета определения учитываемых сумм за размещение нестационарных торговых объектов при проведения аукциона, с учетом оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, анализа и оценки экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, то есть, для экономического обоснования определенных сумм на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.

Суд полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, в котором не содержится методика определения платы за размещение нестационарного торгового объекта, допускает произвольное установление платы за размещение нестационарного торгового объекта, без учета всех заслуживающих внимания факторов, в том числе, анализа и оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных земельных участков, экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, что противоречит закону.

Таким образом, для того чтобы установить экономически обоснованную плату за размещение нестационарного торгового объекта, в Положении о порядке размещения НТО должна содержаться дифференцированная методика определения платы за размещение нестационарных торговых объектов в соответствующем месте на территории города Брянска на основе многофакторного анализа оценочных характеристик.

Следовательно, Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, принятое решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июня 2012 г. №803 (в редакции решения Брянского городского Совета народных депутатов от 31 октября 2018 г. №1068), подлежит признанию не действующим в той мере, в какой оно предусматривает право лица на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Брянска по итогам аукциона либо без проведения аукциона в случаях, установленных настоящим Положением, в отсутствие методики определения платы за размещение нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, со дня вступления в законную силу решения суда согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Городской парк» о признании недействующим пункта 1.2. Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, принятого решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июня 2012 г. №803 (в редакции решения Брянского городского Совета народных депутатов от 31 октября 2018 г. № 1068), отказать.

Административное исковое заявление ФИО1 о признании недействующим Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, принятого решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июня 2012 г. №803 (в редакции решения Брянского городского Совета народных депутатов от 31 октября 2018г. №1068), удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, принятое решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 июня 2012 г. №803 (в редакции решения Брянского городского Совета народных депутатов от 31 октября 2018 г. № 1068), в той мере, в какой оно предусматривает право лица на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Брянска по итогам аукциона либо без проведения аукциона в случаях, установленных настоящим Положением, в отсутствие методики определения платы за размещение нестационарных торговых объектов на территории города Брянска.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Брянского областного суда Е.В. Стоян