Дело № 3а-239\18 Принято в окончательной форме 19.12.18г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Ярославль 14 декабря 2018г.
Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Преснова В.С.,
при секретаре Шевяковой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Правительству Ярославской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости,
Установил:
В административном исковом заявлении ФИО2 просит установить кадастровую стоимость:
нежилого помещения с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости равной 9 782 882,46 руб. по состоянию на 13 января 2014г.;
нежилого помещения с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости равной 9 311 986,69 руб. по состоянию на 13 января 2014г.
Административные исковые требования мотивированы тем, что нежилые помещения принадлежат административному истцу на праве собственности. Установления кадастровая стоимость помещений значительно превышает их рыночную стоимость, чем затрагиваются права ФИО2 как плательщика налога на имущество физических лиц.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО3 административные исковые требования поддержал
Представители заинтересованного лица департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области на основании доверенностей ФИО4 и ФИО5 возражали против удовлетворения административных исковых требований, ссылаясь на необоснованность представленного отчета оценки рыночной стоимости объектов недвижимого имущества.
Административные ответчики Правительство Ярославской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, ФГБУ «Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», заинтересованное лицо администрация городского округа город Рыбинск, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.
От Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, ФГБУ «Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» поступили письменные объяснения, в которых возражений относительно заявленных требований не указано.
В письменном объяснении администрации городского округа город Рыбинск содержатся возражения относительно административных исковых требований, которые основаны на недостоверности отчета определения рыночной стоимости нежилых помещений.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
ФИО2 является собственником нежилых помещений с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, и с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с положениями части 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 399 и статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Налогового кодекса РФ.
В пункте 1 статьи 402 НК РФ определено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений ст. 5 Налогового кодекса РФ.
Согласно пункту 1 и пункту 2 статьи 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В случае изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Законом Ярославской области от 18.11.2014 N 74-з установлена единая дата начала применения на территории Ярославской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
В соответствии с требованиями НК РФ и Законом Ярославской области № 74-з «О налоге на имущество физических лиц» установлен и введен в действие на территории Ярославской области налог на имущество физических лиц с 01.01.2015 года. Решением муниципального Совета городского округа город Рыбинск от 20.11.2014г. № 15 «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа город Рыбинск» установлены ставки налога на имущество физических лиц при определении налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Таким образом, правоотношения административного истца по определению налога на имущество физических лиц, являются публичными, вопрос определения налога на имущество физических лиц урегулирован НК РФ, нормативным актом представительного органа муниципального образования Российской Федерации. Изменение размера налога на имущество физических лиц, в том числе его уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости данного объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что административный истец в силу статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, собственником которого он является.
Кадастровая стоимость вышеуказанных помещений определена по состоянию на 13.01.2014г.
Административным истцом представлен отчет оценки рыночной стоимости нежилых помещений по состоянию на 13.01.2014г., выполненный индивидуальным предпринимателем ФИО1. В отчете рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № определена в размере 9 782 882,46 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № – в размере 9 311 986,69 руб.
Согласно ст. 59, ч. 2 ст. 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одними из допустимых доказательств являются отчет независимого оценщика, который подлежат оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Представленный отчет об определении рыночной стоимости объектов недвижимости выполнен в соответствии с законодательством об оценочной деятельности, федеральными стандартами оценки, специалистом, имеющим право на проведение подобного рода оценки.
В судебном заседании свидетель ФИО1, составивший отчет, подтвердил выводы, изложенные в отчете.
Доводы представителя департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области и администрации городского округа город Рыбинск о несоответствии отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки являются необоснованными ввиду следующего.
Из содержания отчета следует, что при определении рыночной стоимости нежилых помещений сравнительным подходом оценщиком подобрано и оценено достаточное количество объектов-аналогов с известными ценами предложений. В качестве объектов-аналогов использованы объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемыми объектами сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. При этом для всех объектов недвижимости, включая оцениваемый, ценообразование по каждому из факторов является единообразным. Оценщиком описаны объем доступных ему рыночных данных об объектах-аналогах и правила их отбора для проведения расчетов. Использование в расчетах конкретных объектов-аналогов в отчете мотивировано.
В отчете содержится информация о критериях подбора объектов-аналогов (местоположение, разрешенное использование и пр.).
Корректировка на наличие (отсутствие) отдельного входа оценщиком не применена. При этом доводы свидетеля ФИО1 об отсутствии оснований для применения данной корректировки суд расценивает как правильные.
Из показаний ФИО1 следует, что указанная корректировка не требуется, так как для торговых объектов не характерно изменение цены в зависимости от наличия или отсутствия отдельного входы, торговые помещения, расположенные в торговых центрах, не имеющих отдельного входа, не уступают по цене помещениям с отдельным входом.
Тем самым, неприменение данной корректировки является экономически обоснованным.
Корректировка на доступ к объекту не применялась оценщиком обоснованно, так как согласно справочнику оценщика под ред. ФИО6 за 2014г. указанная корректировка применяется к объектам, расположенным на закрытой территории производственно-складского комплекса. Оцениваемые помещения не относится к этой категории объектов.
В соответствии с п/п «в» п. 22 ФСО № 7 «Оценка недвижимости» при проведении оценки должны быть описаны объем доступных оценщику рыночных данных об объектах-аналогах и правила их отбора для проведения расчетов.
Тем самым, специалист, проводящий оценку недвижимого имущества, пользуется той информацией, которая ему доступна. В отчете приведена доступная оценщику и проверенная им информация. В связи с этим неиспользование оценщиком информации об объектах, сведения о которых доступна иным лицам, в частности департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области, не может квалифицироваться как несоблюдение федеральных стандартов оценки.
Кроме того, являются обоснованными утверждения оценщика о том, что указанная департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области информация об объектах не могла использоваться при сравнительном подходе, так как она не содержит существенных сведений об объекте, а также объекты, указанные в предложенных департаментом объявлениях, не могут расцениваться как объекты-аналоги по своему месторасположению и стоимости.
Вопреки возражениям администрации городского округа город Рыбинск в отчете содержится описание рынка оценка и анализ предложений.
Оценщиком применен не только сравнительный, но и доходный подход. Результаты сравнительного и доходного подходов равнозначны. Замечаний к отчету в части расчета рыночной стоимости объектов оценки доходным подходом лицами, участвующими в деле, не высказаны. Анализ отчета позволяет прийти к выводу о соблюдении оценщиком федеральных стандартов оценки при определении рыночной стоимости нежилых помещений как сравнительным, так и доходным подходом.
Сопоставимость результатов определения рыночной стоимости нежилых помещений сравнительным и доходным подходами свидетельствует об объективности установленной в отчете рыночной стоимости объектов оценки.
В силу изложенного возражения департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области и администрации городского округа город Рыбинск относительно отчета оценки рыночной стоимости нежилых помещений не являются основанием для критической оценки отчета.
Доказательства, которые могли бы поставить под сомнения выводы оценщика лицами, участвующими в деле, не представлены. Поэтому оснований не доверять этим выводам не имеется.
При таких обстоятельствах, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости в связи с установлением в отношении этих объектов рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости объектов недвижимости подтвержден административным истцом достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости в данном деле является дата обращения административного истца с административным исковым заявлением в суд об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, т.е. – 06 ноября 2018 года.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 247-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО2 удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости равной 9 782 882,46 руб. по состоянию на 13 января 2014г.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости равной 9 311 986,69 руб. по состоянию на 13 января 2014г.
Внести изменения в единый государственный реестр недвижимости, установив кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № в размере 9 782 882,46 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № в размере 9 311 986,69 руб.
Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 06 ноября 2018 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено представление, в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.С. Преснов