Дело № 3а-239/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 октября 2019 г. г. Курган
Курганский областной суд в составе:
судьи Варлакова В.В.,
при секретаре Кокиной Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости здания в размере, равном его рыночной стоимости,
установил:
ФИО1 обратился в Курганский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости здания в размере, равном его рыночной стоимости.
В обоснование указал, что является собственником здания с кадастровым номером № площадью 819,4 кв.м., назначение: нежилое, расположенного по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость данного объекта недвижимости согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, определенная по состоянию на 27 июня 2012 г., составляет 12141221 руб. 54 коп.
Согласно отчету от 30 сентября 2019 г. №, подготовленному индивидуальным предпринимателем л.в.в., рыночная стоимость здания по состоянию на 27 июня 2012 г. составляет 4674 400 руб.
Ссылаясь на положения Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ФИО1 просит установить кадастровую стоимость здания в размере, равном его рыночной стоимости, в сумме 4674400 руб.
В судебное заседание ФИО1 не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель ФИО1 – ФИО2 административное исковое заявление поддержал.
Представители Правительства Курганской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения дела были извещены, просили рассмотреть дело без их участия.
В соответствии со статьями 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником здания с кадастровым номером №, площадью 819,4 кв.м., назначение: нежилое, расположенного по адресу: <адрес>.
Право собственности на здание зарегистрировано в установленном законом порядке Управлением Росреестра по Курганской области, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № от 16 июля 2003 г., и подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22 ноября 2016 г.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 13 августа 2019 г., выданной ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области, кадастровая стоимость здания по состоянию на 27 июня 2012 г. составляет 12141221 руб. 54 коп.
В соответствии с отчетом об определении рыночной стоимости объекта капитального строительства от 30 сентября 2019 г. №, подготовленным индивидуальным предпринимателем л.в.в., рыночная стоимость здания с кадастровым номером № по состоянию на 27 июня 2012 г. составляет 4674 400 руб.
Представленные доказательства свидетельствуют о значительном расхождении кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу объекта недвижимости и его рыночной стоимости.
Положениями Налогового кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации среди прочих установлен налог на имущество физических лиц (глава 32).
Налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 данного Кодекса.
Объектами налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение (статья 401 Налогового кодекса Российской Федерации).
Частью 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в части 3 данной статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем 3 части 1 настоящей статьи.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с частью 7 статьи 378.2 данного Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем 2 части 10 статьи 378.2 данного Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (часть 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации).
Во исполнение положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации распоряжениями Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Курганской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» № 741-р от 27 декабря 2016 г., № 638-р от 28 декабря 2017 г., № 813-р от 29 декабря 2018 г. установлен перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Курганский области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 г., 2018 г. и 2019 г. соответственно.
В указанные перечни на 2017-2019 гг. принадлежащий административному истцу объект недвижимости с кадастровым номером № не вошел, соответственно налогообложение указанного объекта не может осуществляться из его кадастровой стоимости.
Вместе с тем, изложенное не свидетельствует, что результаты определения кадастровой стоимости нежилого здания не затрагивают прав и интересов собственника имущества ФИО1, а в удовлетворении административного иска судом должно быть отказано по этому основанию.
Указанная выше кадастровая стоимость объекта недвижимости до ее пересмотра судом является действующей и, хотя не участвует в формировании налоговой базы в отношении принадлежащего административному истцу объекта недвижимости на 2017-2019 гг., однако, в силу сохранения своей актуальности, может быть использована как при формировании соответствующего перечня объектов налогообложения на последующие годы, так и в иных правоотношениях, тем самым сохраняя угрозу нарушения прав административного истца.
Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Аналогичная норма содержится и в статье 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ). При этом согласно положениям данной статьи, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Курганской области утверждены постановлением Правительства Курганской области от 11 декабря 2012 г. № 586 по состоянию на 27 июня 2012 г. согласно приложению 1 к данному постановлению.
Объект недвижимости с кадастровым номером № вошел в утвержденный приложением 1 постановления перечень.
Таким образом, рыночная стоимость объекта может быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, то есть на 27 июня 2012 г.
В силу предписаний статьи 12 Федерального закона 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Достоверность выводов отчета об оценке, подготовленного индивидуальным предпринимателем ФИО3 участвующие в деле лица не оспаривают, ходатайств о назначении по делу судебной оценочной экспертизы ими не заявлено.
Отчет оценщика содержит подробное описание проведенного исследования. Оценщик ФИО3 руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки.
Отчет составлен компетентным оценщиком, в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к оценщику и отчету об оценке объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания полагать выводы отчета об оценке недостоверными и не принимать его в качестве допустимого и достоверного доказательства по настоящему административному делу.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных ФИО1 административных исковых требований об установлении кадастровой стоимости здания с кадастровым номером № в размере, равном его рыночной стоимости, определенной согласно отчету индивидуального предпринимателя л.в.в. от 30 сентября 2019 г. №, в сумме 4674 400 руб.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления (пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1, обратившегося в Курганский областной суд 10 октября 2019 г., об установлении кадастровой стоимости здания, равной его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером №, площадью 819,4 кв.м., назначение: нежилое, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости, в размере 4674400 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.
Судья В.В. Варлаков