ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-239/20 от 22.12.2020 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 3а - 239/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 декабря 2020 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего Феофиловой Л.В., при секретаре Окладниковой М.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Челябнеруддобыча» к Министерству имущества Челябинской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном рыночной стоимости,

установил:

ООО «Челябнеруддобыча» обратилось в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением к Министерству имущества Челябинской области, в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 1 131 056 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 31 669 569 рублей, по состоянию на 01 января 2019 года на период с 01 января 2020 года до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.

В обоснование заявленных требований указали, что являются собственником указанного земельного участка. Согласно выписке из ЕГРН кадастровая стоимость указанного земельного участка определена по состоянию на 01 января 2019 года в размере 82 227 771 руб. 20 коп., в то время как рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 31 669 569 руб. 00 коп, что подтверждается отчетом об оценке № 347-09.2020 от 08.09.2020 г..

Административный истец полагает, что кадастровая стоимость земельного участка является завышенной, поскольку значительно превышает его рыночную стоимость. Неверное определение кадастровой стоимости земельного участков нарушает права и законные интересы юридического лица, поскольку влечет неверное определение налога, размер ставки которого определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

Представитель административного истца ООО «Челябнеруддобыча» – ФИО1, действующий на основании доверенностей от 08 мая 2020 года и от 21 декабря 2020 года, в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований настаивал.

Представитель административного ответчика Министерства имущества Челябинской области, представители заинтересованных лиц – ОГБУ «Государственная кадастровая оценка по Челябинской области», Управления Росреестра по Челябинской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Челябинской области, Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежащим образом.

Дело в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Статьей 245 КАС РФ, частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Согласно части 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. На административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.

Из материалов дела следует, что ООО «Челябнеруддобыча» является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир: центр поселка. Участок находится примерно в 1690 м. от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Челябинская область, район Сосновский, п. Томинский (л.д. 10-12).

На основании статьи 388 Налогового кодекса РФ административный истец является плательщиком земельного налога. При этом в соответствии со статьей 390-391 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении указанных земельных участков определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.

14 сентября 2020 года ООО «Челябнеруддобыча» обращалось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Министерстве имущества Челябинской области. Решением Комиссии № 912 от 08 октября 2020 года заявление было отклонено (л.д. 145-147).

Действующие результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости утверждены приказом Министерства имущества Челябинской области от 24 октября 2019 года № 163-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков категорий «Земли сельскохозяйственного назначения», «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», «Земли водного фонда», расположенных на территории Челябинской области».

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 26 ноября 2020 года кадастровая стоимость определена в отношении земельного участка с кадастровым номером в размере 82 227 771 руб. 20 коп. по состоянию на 01 января 2019 года (л.д. 9).

Согласно части 3 статьи 245 КАС РФ заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости.

Поскольку сведения об оспариваемой кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 23 января 2020 года, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровых стоимостей земельных участков, кадастровая стоимость которых утверждена указанным выше актом, не пропущен.

Как указывается в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость.

Часть 7 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» содержит аналогичные требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Таким образом, заявленные требования могут быть удовлетворены в отношении земельного участка по состоянию на 01 января 2019 года.

В силу статей 62, 70, части 5 статьи 247 КАС РФ при разрешении административного дела об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и Федеральных стандартов оценки.

В обоснование заявленных требований истцом представлен отчет об оценке № 347-09.2020 от 08 сентября 2020 года, выполненный оценщиком ФИО7., являющейся членом Саморегулируемой организации ассоциация «Межрегиональный союз оценщиков», имеющим квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «оценка недвижимости». Ответственность ФИО6 застрахована полисом СПАО «<данные изъяты>» № .

Согласно данному отчету об оценке, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01 января 2019 года составила 31 669 569 рублей (л.д. 53-126).

Принимая отчет об оценке в качестве достоверного и допустимого доказательства, суд исходит из того, он подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим специальное высшее образование, необходимый стаж экспертной работы, а также содержит все необходимые сведения: описание объекта оценки, анализ рынка и ценообразующих факторов, анализ наиболее эффективного использования, описание процесса оценки, расчеты и результаты определения рыночной стоимости земельного участка.

Из отчета № 347-09.2020 от 08 сентября 2020 года следует, что для расчета рыночной стоимости объекта оценки оценщик использовал сравнительный подход с методом сравнения продаж, выбор которого и отказ от других подходов обосновал в соответствии с ФСО № 1, ФСО № 2, ФСО № 3, ФСО № 7.

Оценщиком проанализированы 7 предложений о продажах земельных участков, расположенных в Челябинской области. В качестве объектов-аналогов выбраны 3, их стоимость варьируется от 19 рублей до 200 рублей за 1 кв.м.

Сведения о выбранных объектах - аналогах приведены в таблице описания объектов на 78-81 листах отчета об оценке № 347-09.2020 и подтверждены интернет - адресами объявлений с предложениями о продажах земельных участков с указанием всей необходимой информации, в том числе категории земель, даты предложений, площади и места расположения земельных участков, данных о коммуникациях, о стоимости, а также источники информации, что обеспечивает проверяемость проведенного исследования.

Сравнительный анализ объекта оценки и каждого объекта - аналога оценщики провели по 13 элементам сравнения, а именно: адрес местоположения, категория земель, общая площадь объекта, цена предложения, цена предложения за 1 кв.м, передаваемые имущественные права, ограничения (обременения) этих прав с корректировкой; условия финансирования состоявшейся или предполагаемой сделки с корректировкой; условия продажи с корректировкой; условия рынка (изменение цен за период между датами сделки и оценки) с корректировкой); условия рынка (скидки к ценам предложений) с корректировкой; класс земель (вид использования) с корректировкой; местоположение (удаленность от областного центра) с корректировкой; физические характеристики объекта с корректировкой; экономические характеристики с корректировкой; наличие движимого имущества с корректировкой; другие характеристики, влияющие на с стоимость с корректировкой (обеспеченность инженерными коммуникациями) с корректировкой; другие характеристики, влияющие на стоимость (качество проезда) с корректировкой.

Выводы оценщика основаны на подробном исследовании, мотивированы и ясны, соответствуют требованиям законодательства, позволяют с достоверностью установить рыночную стоимость земельных участков.

На основании изложенного, у суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов, содержащихся в отчете об оценке рыночной стоимости.

При этом со стороны административных ответчиков доказательств, опровергающих правильность выводов оценщика либо позволяющих усомниться в их правильности, отвечающих требованиям статей 59, 60, 61 КАС РФ, представлено не было. Размер рыночной стоимости земельного участка подтвержден вышеуказанным отчетом, участвующими в деле лицами не оспорен. В порядке статьи 77 КАС РФ о назначении экспертизы лица, участвующие в деле, не заявили.

Оценивая в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ представленные истцом доказательства рыночной стоимости земельного участка, суд находит их достоверными, отвечающими принципам обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности. Судом существенных нарушений требований к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности, определяемых стандартами оценочной деятельности, в том числе федеральными стандартами оценки и правилами оценочной деятельности не установлено.

При таких обстоятельствах, учитывая, что кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость на ту же дату, требования истца, обратившегося в защиту охраняемых законом интересов и представившего в обоснование своих требований полученные в предусмотренном законом порядке относимые, допустимые и достаточные доказательства, не доверять которым оснований не имеется, подлежат удовлетворению, кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка подлежит установлению в размере его рыночной стоимости.

Принятое решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 14 сентября 2020 года - дату обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Согласно разъяснениям, приведенным в абзаце 2 пункта 25 Постановления Пленума № 28, в резолютивной части решения суда должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Установленная кадастровая стоимость на момент рассмотрения административного иска архивной не является, в связи с чем необходимость указания периода ее действия с 01 января 2020 года отсутствует.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Челябнеруддобыча» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 1 131 056 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 31 669 569 рублей, по состоянию на 01 января 2019 года.

Датой подачи заявления считать 14 сентября 2020 года.

Применять установленную настоящим решением суда кадастровую стоимость земельного участка для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, до даты внесения в единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного объекта недвижимости, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий Л.В. Феофилова

Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2020 года