ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-239/2016 от 17.11.2016 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-239/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Буланкова Р.В.

при секретаре Нициевской Л.Н.,

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Вохмяниной Ю.М.,

представителя административного ответчика – Думы Добрянского городского поселения Пермского края – ФИО1, действующей на основании доверенности,

рассмотрев 17 ноября 2016 года в открытом судебном заседании в г. Перми административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Пермского края о признании недействующим пункт 1 раздела V Положения о порядке представления сведений о своих доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей депутатами Думы Добрянского городского поселения, утвержденного решением Думы Добрянского городского поселения от 25 мая 2016 года № 333, в части слов «осуществляющих свои полномочия на постоянной основе»,

у с т а н о в и л:

25 мая 2016 года Думой Добрянского городского поселения было принято решение № 333 «Об утверждении Положения о порядке представления сведений о своих доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей депутатами Думы Добрянского городского поселения» (далее – Положение о порядке предоставления сведений о доходах). Указанное решение было опубликовано в официальном бюллетене органов местного самоуправления Добрянского городского поселения № 7 (76) от 3 июня 2016 года и на официальном сайте администрации Добрянского городского поселения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», вступило в силу с момента его подписания 25 мая 2016 года.

Пунктом 1 раздела V Положения о порядке предоставления сведений о доходах, предусмотрено размещение на официальном сайте Добрянского городского поселения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов осуществляющих свои полномочия на постоянной основе.

Заместитель прокурора Пермского края обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указал, что оспариваемое решение, в указанной части не соответствует действующему законодательству, поскольку исключает необходимость размещения на официальном сайте Добрянского городского поселения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов осуществляющих свои полномочия на не постоянной основе, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

В судебном заседании прокурор прокуратуры Пермского края Вохмянина Ю.М. настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам административного искового заявления.

Представитель административного ответчика ФИО1, с заявленными требованиями не согласилась, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях (л.д. 65-68).

Заслушав лиц, принимавших участие в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится кроме прочего осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Устава муниципального образования «Добрянское городское поселение», утвержденного решением Думы Добрянского городского поселения от 27 августа 2015 года № 256 дума Добрянского городского поселения является представительным органом городского поселения, наделенным Уставом городского поселения собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Учитывая положения Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», содержание Устава муниципального образования «Добрянское городское поселение», утвержденного решением Думы Добрянского городского поселения от 27 августа 2015 года № 256, суд приходит к выводу, что нарушений требований к форме оспариваемого нормативного правового акта, компетенции органа на принятие оспариваемого нормативного правового акта, процедуре его принятия, опубликования и вступления в силу, допущено не было, оспариваемый нормативный правовой акт органа местного самоуправления принят уполномоченным представительным органом муниципального образования Думой Добрянского городского поселения и в пределах предоставленных ей полномочий по решению вопросов местного значения.

При этом, заместитель прокурора Пермского края в своем административном исковом заявлении указывает на несоответствие нормативного правового акта в оспариваемой части положениям федерального законодательства, которым предусмотрена обязанность размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера всех депутатов, то есть лиц замещающих муниципальные должности в том числе, осуществляющих свои полномочия на не постоянной основе.

Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

В соответствии с абзацем 19 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к лицам, замещающим муниципальную должность отнесены: депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса.

Положениями части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что лица, замещающие муниципальные должности обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок предоставления сведений о доходах предусмотрен для лиц замещающих государственные должности Российской Федерации и регламентирован Указом Президента Российской Федерации № 558 от 18 мая 2009 года.

Для лиц, замещающих муниципальные должности, рекомендовано утвердить положения о предоставлении сведений о доходах с учетом положений Указа Губернатора Пермского края от 28 декабря 2012 года № 110 «О предоставлении гражданами, замещающими должности глав муниципальных образований Пермского края, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

Представляя возражения, сторона административного ответчика ссылается на обстоятельства, что ни Указом Президента Российской Федерации № 558 от 18 мая 2009 года, ни Указом Губернатора Пермского края от 28 декабря 2012 года № 110 не регламентирован порядок предоставления сведений лицами, замещающими муниципальные должности.

Указанное соответствует действительности, однако утверждение положения для лиц, замещающих муниципальные должности, отнесено к компетенции органов местного самоуправления муниципальных образований, при этом утверждение такого положения для лиц, замещающих муниципальные должности должно быть произведено с учетом положений Указа Президента Российской Федерации № 558 от 18 мая 2009 года и положений Указа Губернатора Пермского края от 28 декабря 2012 года № 110, которыми предусмотрены основные принципы предоставления сведений о доходах.

Изложенный вывод обусловлен основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, среди которых указано на унификацию устанавливаемых ограничений, запретов и обязанностей для лиц замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, что предусмотрено пунктом 6 статьи 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Поскольку конкретная обязанность представлять сведения о своих доходах для лиц, замещающих муниципальные должности прямо предусмотрена федеральным законом, а именно частью 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» следует обратить внимание на положения статьи 3 названного Федерального закона регламентирующих основные принципы противодействия коррупции.

Так согласно статье 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: 1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; 5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; 6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; 7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Вопреки доводам возражений, обозначенных стороной административного ответчика, исходя из основных принципов действующего законодательства в области противодействия коррупции в Российской Федерации, опубликование сведений о доходах представляет собой элемент (составную часть) такого понятия как представление сведений о доходах.

Иное толкование положений действующего законодательства противоречит основополагающим принципам в области противодействия коррупции в Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемое Положение о порядке предоставления сведений, утвержденное решением Думы Добрянского сельского поселения Пермского края от 25 мая 2016 года № 333 в той части, в которой не предусматривает обязательность опубликования сведений о доходах всех лиц, замещающих муниципальные должности, в том числе депутатов осуществляющих полномочия на не постоянной основе, противоречит положениям части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», которыми прямо предусмотрена обязанность по предоставлению сведений о доходах, что в свою очередь предполагает и опубликование таких сведений, исходя из основных принципов действующего законодательства в области противодействия коррупции в Российской Федерации.

Учитывая все указанные выше обстоятельства, суд полагает, что доводы возражений стороны административного ответчика основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, а оспариваемый в части нормативный правовой акт противоречит федеральному законодательству и нарушает права неопределенного круга лиц.

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

По мнению суда, оспариваемый нормативный правовой акт, в соответствующей части, следует признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. При решении данного вопроса суд исходит из необходимости реализации принципа обеспечения стабильности гражданских правоотношений, поскольку оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся и на его основании реализовывались права граждан.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административный иск заместителя прокурора Пермского края удовлетворить.

Признать недействующим, со дня вступления решения суда в законную силу, пункт 1 раздела V Положения о порядке представления сведений о своих доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей депутатами Думы Добрянского городского поселения, утвержденного решением Думы Добрянского городского поселения от 25 мая 2016 года № 333, в части слов «осуществляющих свои полномочия на постоянной основе».

В течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в официальном печатном издании «Официальный Бюллетень органов местного самоуправления Добрянского городского поселения Пермского края».

Решение суда может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 18 ноября 2016 года.

Судья – подпись –