ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-239/2023 от 09.01.2024 Владимирского областного суда (Владимирская область)

3а-49/2024 (3а-239/2023)

УИД 33OS0000-01-2023-000434-49

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Владимир 9 января 2024 г.

Владимирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Е.В. Кутровской,

при секретаре А.Н. Шаховой,

с участием

прокурора прокуратуры Владимирской области Денисова А.А.,

административного истца ФИО1,

представителей административных ответчиков Территориальной избирательной комиссии Собинского района Владимирской области ФИО2, Совета народных депутатов г. Собинки Владимирской области ФИО3,

заинтересованного лица администрации муниципального образования г.Собинка Владимирской области ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об определении срока назначения выборов главы муниципального образования г. Собинка Собинского района Владимирской области,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратился во Владимирский областной суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии Собинского района Владимирской области (далее также – ТИК Собинского района) об определении срока назначения выборов главы муниципального образования г.Собинка Собинского района Владимирской области.

В обоснование заявленных требований указал, что является избирателем, зарегистрированным по месту жительства на территории МО г.Собинка Владимирской области. 25 октября 2023 г. Советом народных депутатов г. Собинки Владимирской области (далее также – СНД г. Собинка) принято решение «О досрочном прекращении полномочий главы МО г.Собинка ФИО5 по собственному желанию и назначении врио главы города». Вместе с тем ТИК Собинского района Владимирской области досрочные выборы главы МО г. Собинка не назначены. Полагает, что указанным обстоятельством нарушено его право избирать главу города и быть избранным (л.д. 2-4). В представленных в суд письменных дополнениях к административному исковому заявлению указывает на то, что право уполномоченного органа назначить выборы главы г. Собинки возникло с 25 октября 2023 г., то есть дня принятия решения СНД г.Собинки от 25 октября 2023 г. №82/12 (л.д. 23).

Административный истец просит определить срок, в течение которого ТИК Собинского района необходимо назначить досрочные выборы главы г.Собинки на 17 марта 2024 г., а обеспечение проведения выборов возложить на заинтересованных лиц.

ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что до 25 октября 2023 г. изменения в Устав муниципального образования г. Собинка, касающиеся изменения порядка выборов главы г. Собинки, внесены не были, в связи с чем у уполномоченного органа имеется обязанность назначить досрочные выборы.

Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Собинского района Владимирской области ФИО2, являющийся председателем данной комиссии (л.д.138-139), в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.24-28). Пояснил, что исходя из требований действующего законодательства, в соответствии с Уставом г. Собинки в редакции, действовавшей на момент прекращения полномочий главы города, досрочные выборы главы муниципального образования г. Собинка должны были быть проведены не позднее 7 апреля 2024 г. Периодом, в который СНД г. Собинки мог объявить о назначении выборов, является 7-17 января 2024 г. Если СНД г. Собинки не назначит выборы в сроки, предусмотренные п. 7 ст. 10 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», выборы в органы местного самоуправления назначаются соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Таким образом, крайним сроком назначения досрочных выборов для ТИК Собинского района является 27 января 2024 г. На момент обращения ФИО1 в суд, а также на момент рассмотрения дела сроки для назначения досрочных выборов не истекли. Кроме того, 28 декабря 2023 г. в газете «Голос Собинки» опубликовано решение СНД г. Собинки от 20 декабря 2023 г. «О внесении изменений и дополнений в Устав МО г.Собинка», вступившее в законную силу. В соответствии с внесенными изменениями глава муниципального образования избирается СНД г. Собинки и исполняет полномочия председателя СНД. В связи с изложенными обстоятельствами полагал, что основания для назначения досрочных выборов главы МО г.Собинка отсутствуют в силу изменившегося правового регулирования.

Представитель административного ответчика Совета народных депутатов г.Собинки Владимирской области ФИО3, действующая на основании доверенности (л.д.129-132), в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований, поддержала позицию, изложенную в письменных возражениях (л.д.37-39). Указала, что 25 октября 2023 г. СНД г. Собинки принято решение о досрочном прекращении полномочий главы г. Собинки по собственному желанию. 15 ноября 2023 г. Советом народных депутатов принят проект решения №85/14 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования г. Собинка». Согласно проекту глава города избирается Советом из состава депутатов, а глава администрации города назначается на должность по контракту. 19 декабря 2023 г. по вышеуказанному проекту решения были проведены публичные слушания. По результатам публичных слушаний Совету народных депутатов рекомендовано принять решение «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования г. Собинка» в обсуждаемой на слушаниях редакции. 20 декабря 2023 г. Советом народных депутатов принято решение №97/16 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования город Собинка». При таких обстоятельствах, оснований для назначения и проведения досрочных выборов главы муниципального образования г. Собинка не имеется. Также указала, что на момент обращения ФИО1 в суд, а также на момент рассмотрения дела, даже в случае отсутствия вышеуказанных изменений порядка избрания главы г. Собинки, сроки для назначения досрочных выборов не истекли. Сослалась на то, что изменения в Устав муниципального образования г. Собинка, которые бы затрагивали структуру органа местного самоуправления, решением от 20 декабря 2023 г. не вносились.

Представитель заинтересованного лица администрации МО г. Собинка Владимирской области ФИО4 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в письменных возражениях (л.д. 30-31), поддержав позицию представителя СНД г. Собинки.

Заинтересованное лицо Избирательная комиссия Владимирской области ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя, полагая, что оснований для удовлетворения иска не имеется (л.д. 32-35).

Прокурор Денисов А.А. просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Заслушав административного истца ФИО1, представителей административных ответчиков ТИК Собинского района ФИО2, СНД г. Собинки ФИО3, заинтересованного лица администрации МО г.Собинка Владимирской области ФИО4, заключение прокурора Денисова А.А., изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.7 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об определении срока, не позднее которого уполномоченный орган, должностное лицо или избирательная комиссия должны назначить выборы (за исключением выборов Президента Российской Федерации и выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации), в суд могут обратиться избиратели, избирательные объединения, органы государственной власти, органы местного самоуправления, прокурор.

Аналогичные положения содержатся в п. 9 ст. 10 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п.7 ст.11 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 г. N 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» (далее также – Избирательный кодекс Владимирской области).

В судебном заседании установлено, что административный истец ФИО1 зарегистрирован и проживает по адресу: ****.

Таким образом, ФИО1 вправе обратиться в суд с административными исковыми требованиями об определении срока назначения досрочных выборов главы муниципального образования г.Собинка Собинского района Владимирской области.

В соответствии с ч.1 ст. 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах.

Административное исковое заявление подано ФИО1 без нарушения срока, установленного ч.1 ст. 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (далее - Федеральный закон N 138-ФЗ) применяется при нарушениях конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, в том числе в случае, если выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, а также повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки (п. 1 ст. 1).

В силу п.п. 5 и 6 ст. 3 Федерального закона N 138-ФЗ в случаях установления нарушений конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в п. 1 ст. 1 данного Федерального закона, порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон №67-ФЗ).

Срок полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливается ст. 8 Федерального закона N 67-ФЗ, согласно пункту 1 которой срок, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, и срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, при этом устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Согласно положениям ст. 10 Федерального закона N 67-ФЗ в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, указанных в п.3 данной статьи, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.

Пунктом 7 ст. 10 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.

Статья 10 Федерального закона N 67-ФЗ, устанавливающая порядок назначения выборов, в пункте 1 предусматривает, что выборы указанных в п.1 ст. 8 настоящего Федерального закона органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо.

В соответствии с ч.2 ст. 23 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 93 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 г. N 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» выборы главы муниципального образования назначаются представительным органом муниципального образования.

В п. 8 ст. 10 Федерального закона N 67-ФЗ указано, что если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные п. 7 настоящей статьи, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствует, выборы назначаются: в органы местного самоуправления - соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования.

Постановлением Избирательной комиссии Владимирской области от 19 мая 2022 г. №102 полномочия по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местного референдума в Собинском районе Владимирской области возложены на ТИК Собинского района (л.д. 29).

Пунктом 9 ст. 10 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрена возможность соответствующего суда общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы, в случае если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный п. 8 данной статьи срок выборы указанных в п. 1 ст. 8 Федерального закона N 67-ФЗ органов или депутатов либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом.

В соответствии с п.п.5-7 ст. 11 Избирательного кодекса Владимирской области» решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначат выборы в сроки, предусмотренные п. 5 настоящей статьи, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствуют, выборы назначаются: в органы местного самоуправления - соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования.

Если соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный п. 6 настоящей статьи срок выборы указанных в п. 1 ст. 9 настоящего Кодекса органов или депутатов либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия - соответствующая избирательная комиссия должны назначить выборы.

Установлено, что постановлением главы МО г. Собинка от 25 октября 2023 г. №670 «О досрочном прекращении полномочий главы МО г. Собинка в связи с отставкой по собственному желанию» прекращены досрочно полномочия главы МО г. Собинка ФИО5 Решением СНД г. Собинки от 25 октября 2023 г. №82/12 данная информация принята к сведению, назначен временно исполняющий обязанности главы МО г. Собинка (л.д. 40).

На момент принятия решения от 25 октября 2023 г. действовала редакция Устава МО г. Собинка, статьей 28 которого было предусмотрено, что глава города избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами, законами Владимирской области, настоящим Уставом и возглавляет администрацию муниципального образования (л.д.61).

Решением СНД г. Собинки от 20 декабря 2023 г. №97/16 «О внесении изменений и дополнений в Устав МО г. Собинка» внесены изменения в ст. 28 Устава МО г. Собинка, которыми предусмотрено, что глава г.Собинки избирается Советом народных депутатов из своего состава открытым голосованием большинством голосов от установленного настоящим Уставом числа депутатов. Глава г. Собинки осуществляет свои полномочия на непостоянной основе. Исполняет полномочия председателя СНД г. Собинки (л.д. 79-84, 108).

Данным решением определено, что оно вступает в силу после государственной регистрации и официального опубликования в газете «Голос Собинки» (л.д. 84).

Названное решение зарегистрировано в Государственном реестре уставов муниципальных образований 27 декабря 2023 г. с присвоением номера государственной регистрации RU335151022023003, что подтверждено письмом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области (л.д. 88).

Решение СНД г. Собинки от 20 декабря 2023 г. №97/16 опубликовано в газете «Голос Собинки» №15 (99) от 28 декабря 2023 г. (л.д.85-87).

Таким образом, на момент рассмотрения настоящего дела действующим Уставом МО г. Собинка не предусмотрена возможность определения кандидатуры главы муниципального образования путем проведения муниципальных выборов.

С учетом изложенных обстоятельств, суд полагает, что основания для удовлетворения административного искового заявления ФИО1 отсутствуют.

Доводы административного истца о том, что имеются основания для признания не действующим решения СНД г. Собинки от 20 декабря 2023 г. №97/16 в той части, которой определен порядок вступления в силу названного решения, как не соответствующего положениям абз. 2 ч. 8 ст.44 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не могут быть предметом оценки в рамках рассмотрения данного дела.

Административным истцом 9 января 2024 г. подано административное исковое заявление о признании недействующим п. 3 решения СНД г.Собинки от 20 декабря 2023 г. №97/16 (л.д. 127-128).

Доводы ФИО1 о том, что право на назначение досрочных выборов возникло у административного ответчика 25 октября 2023 г. после досрочного прекращения полномочий главы МО г.Собинка, а изменения в Устав внесены в декабре 2023 г., что, по мнению административного истца, свидетельствует об обязанности применения Устава в редакции, действовавшей на момент принятия решения о досрочном прекращении полномочий главы города, подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании норм материального права.

Досрочные выборы главы МО г. Собинка должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения полномочий главы города, то есть не позднее 7 апреля 2024 г.

Данный срок подлежит исчислению с 25 октября 2023 г., с учетом положений п.4 ст. 10 Федерального закона №67-ФЗ, определяющих, что в период, который начинается за пять месяцев до предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи дня голосования и заканчивается через месяц после указанного дня голосования, досрочные выборы главы муниципального образования не могут быть проведены в иной день, кроме указанного дня голосования, и назначаются на указанный день с учетом положений, предусмотренных пунктами 6 - 9 настоящей статьи.

Таким образом, СНД г. Собинки был бы вправе назначить досрочные выборы главы МО г. Собинка до 17 января 2024 г., но не ранее 7 января 2024г., а в случае неисполнения указанной обязанности досрочные выборы должны быть назначены до 27 января 2024 г. ТИК Собинского района.

При таких обстоятельствах, решение о назначении досрочных выборов главы г. Собинки не могло быть принято ранее января 2024 г., в то время как изменения в Устав, касающиеся порядка избрания главы МО г. Собинка, вступили в законную силу 28 декабря 2023 г., то есть до наступления даты, начиная с которой представительный орган г. Собинки был вправе принять решение о назначении досрочных выборов главы г. Собинки.

С учетом изложенных обстоятельств, начиная со дня официального опубликования решения СНД г. Собинки от 20 декабря 2023 г. №97/16 «О внесении изменений и дополнений в Устав МО г. Собинка» (28 декабря 2023г.), СНД г. Собинки не вправе принимать решение о назначении муниципальных выборов главы города.

Довод ФИО1 о том, что право назначения досрочных выборов возникает у представительного органа муниципального образования после возникновения основания проведения досрочных выборов (25 октября 2023 г.), является ошибочным, поскольку не учитывает необходимость обязательного применения в рассматриваемой ситуации п. 7 ст. 10 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Кроме того, необходимо отметить, что на момент обращения ФИО1 в суд, а также вынесения решения суда сроки назначения досрочных выборов главы г. Собинки не истекли.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд полагает, что оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО1 об определении срока назначения выборов главы муниципального образования г. Собинка Собинского района Владимирской области не имеется.

При таких обстоятельствах требования о возложении обязанности обеспечения проведения выборов, заявленные административным истцом, также не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 об определении срока назначения досрочных выборов главы муниципального образования г.Собинка Собинского района Владимирской области.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Владимирский областной суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Председательствующий судья

Владимирского областного суда Е.В. Кутровская

Решение в окончательной форме принято 10 января 2024 г.