ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-23/17 от 24.11.2017 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело № 3а-23/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 ноября 2017 года город Севастополь

Севастопольский городской суд в составе:

судьи Артамоновой Т.А.,

при секретаре Гончаровой Е.А.,

с участием прокурора Махиня В.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Т.В. к Правительству Севастополя о признании недействующим в части Порядка передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 года органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 01 февраля 2016 года № 25-ПП,

установил:

Постановлением Правительства Севастополя от 01 февраля 2016 года № 25-ПП утвержден Порядок передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 года органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству (далее - Порядок) с целью урегулирования правоотношений, связанных с завершением оформления прав на земельные участки, в отношении которых до 21 марта 2014 года органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству.

Т.В. обратилась в суд с уточненным административным исковым заявлением к Правительству Севастополя о признании недействующими с даты утверждения положений пункта 3; пункта 4; подпункта 4 пункта 6 и пункта 7 названного Порядка.

Административный истец полагает, что оспариваемые пункты Порядка противоречат пункту 1 и пункту 6 статьи 12 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее – Закон № 46-ЗС). В частности, данные нормы Закона № 46-ЗС, вопреки оспариваемым пунктам Порядка, не содержат обязательного требования для лиц, имеющих право на завершение оформления прав на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, предоставлять при оформлении такого земельного участка в собственность кадастровый паспорт земельного участка, из которого усматривается, что сведения о местоположении границ земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости. По мнению административного истца, единственным критерием для завершения оформления прав на земельный участок Закон № 46-ЗС устанавливает наличие действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года. Указание в пунктах 3, 4, в подпункте 4 пункта 6 Порядка на необходимость наличия внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, испрашиваемого заявителем в порядке завершения оформления прав, противоречит названным положениям нормативно-правового акта, имеющего большую юридическую силу. При этом, отсутствие такого кадастрового паспорта не является согласно пункту 6 статьи 12 Закона № 46-ЗС основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность в порядке, установленном настоящей статьей. Пункт 7 Порядка подлежит признанию недействительным по той причине, что содержащиеся в нем основания для возврата без рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в течение 10 рабочих дней со дня его поступления также противоречат статье 12 Закона № 46-ЗС, которая в принципе не предусматривает возможность возврата такого заявления, в том числе, по причине неприложения к заявлению о предоставлении земельного участка кадастрового паспорта земельного участка, содержащего сведения о местоположении границ земельного участка, внесенные в государственный кадастр недвижимости. По мнению истца, результатом рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка может быть либо отказ по основаниям, содержащимся в статье 12 Закона № 46-ЗС, либо его предоставление в собственность.

В подтверждение того, что оспариваемыми пунктами Порядка нарушены права истца на получение участка в собственность, Т.В. указано, что на ее заявление от 25.10.2016г. Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя выдан 20.02.2017 г. ответ о том, что предоставление испрашиваемого земельного участка возможно после проведения кадастровых работ по внесению сведений в Единый государственный реестр недвижимости, однако ею в Департамент не представлен кадастровый паспорт с установленными границами. В свою очередь, истец полагает неисполнимым данное условие, так как внести сведения о границах в кадастр (реестр) недвижимости по закону может только собственник земельного участка, каковым она не является. Иные правовые основания, кроме завершения оформления права, начатого до 21 марта 2014 года, для получения испрашиваемого земельного участка в собственность бесплатно без проведения торгов у истца отсутствуют. Поскольку оспариваемые положения Порядка создают ограничения в реализации предусмотренных статьей 12 Закона № 46-ЗС прав, то они подлежат признанию недействующими с даты их утверждения Правительством Севастополя.

Административным ответчиком поданы письменные возражения на иск, в которых Правительство Севастополя настаивает на законности оспариваемого Порядка, принятого в пределах полномочий и с соблюдением положений земельного законодательства Российской Федерации, просит в удовлетворении административного иска отказать.

Заинтересованным лицом – Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя поданы письменные возражения на иск, в которых просит в его удовлетворении отказать.

В судебном заседании представитель административного истца А.Ю. доводы иска поддержал по изложенным в нем основаниям. Дополнительно пояснил, что согласно имеющейся у Т.В. документации, полученной до 21.03.2014г. в соответствии с земельным законодательством Украины, ей выдано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, данный участок истца является сформированным по законодательству Украины и образованным по законодательству Российской Федерации, так как ему 05.02.2014г. присвоен кадастровый номер, и он был внесен в Государственный земельный кадастр Украины. Также у истца имеется проект землеустройства 2013 года, в котором содержатся координаты данного участка. Тот факт, что сведения о его границах не внесены в государственный кадастр (реестр) недвижимости Российской Федерации, не свидетельствует, что данный участок является необразованным в понимании пункта 4 оспариваемого Порядка. Содержащиеся в пунктах 3, 4 и подпункте 4 пункта 6 Порядка положения о необходимости предоставления ею кадастрового паспорта земельного участка с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о местоположении его границ накладывают на истца дополнительные обязанности, не предусмотренные статьей 12 Закона № 46-ЗС, а потому противоречат ему и подлежат признанию недействительными. Положения пункта 7 Порядка нарушают права истца тем, что предоставляют уполномоченному органу право вопреки положениям статьи 12 Закона № 46-ЗС вернуть заявителю документы в случае непредоставления такого кадастрового паспорта. Кроме того, истец исчерпала все иные установленные законом способы защиты своих прав, в том числе, посредством судебных разбирательств в порядке ГПК РФ и КАС РФ, в связи с чем вынуждена оспаривать нормативный правовой акт органа государственной власти субъекта, устанавливающий Порядок передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 года органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству.

Административный истец Т.В. в судебное заседание не явилась, извещена своевременно и надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Правительства Севастополя Д.А. с иском не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях, настаивал на законности оспариваемого Порядка и его соответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Представитель Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя С.А., представитель Управления государственной регистрации права и кадастра ФИО1 против удовлетворения иска возражали ввиду его необоснованности и законности оспариваемого нормативного правого акта.

Выслушав объяснения представителей административного истца и ответчика, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры города Севастополя Махини В.В., полагавшей, что основания для удовлетворения административного иска отсутствуют, и судебные прения, нахожу заявленные требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, административный истец имеет действующее решение Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ о даче согласия Т.В. на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,07 га, расположенного в районе СТ «<данные изъяты>» для индивидуального дачного строительства. Также на нее пунктом 2 названного решения возложена обязанность обеспечить через соответствующее лицензированное землеустроительное предприятие разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка.

25.10.2016г. Т.В. обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением о предоставлении ей в собственность безвозмездно без проведения торгов земельного участка площадью 700 кв.м. по адресу: г. <адрес>, в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», сославшись при этом на статью 12 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» и Порядок передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 года органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству, утвержденный Постановлением Правительства Севастополя от 01 февраля 2016 года № 25-ПП.

Письмом от 20.02.2017г. Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя ей сообщил, что ею не представлен кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка с установленными границами, при том, что предоставление в собственность данного участка возможно после проведения кадастровых работ по внесению сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с пунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон № 6-ФКЗ) до 01 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Согласно статье 12 Закона № 6-ФКЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Решения органа местного самоуправления и решения о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятые до 21 марта 2014 года местными Советами Севастополя в период действия права Украины, не отнесены статьей 12 Закона № 6-ФКЗ к категории документов, которые действуют без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя.

Следовательно, действующим законодательством Российской Федерации не урегулированы незавершенные по состоянию на 21 марта 2014года правоотношения по приобретению прав на территории города федерального значения Севастополя на земельные участки, в отношении которых принимались указанные выше решения органами местного самоуправления Украины, в связи с чем право на завершение процедуры оформления земельных участков в собственность следует отнести к особенностям регулирования земельных отношений и требует самостоятельного правового регулирования.

На территории города Севастополя особенности имущественных и земельных отношений установлены Законом города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее – Закон № 46-ЗС).

Согласно пунктам 1, 2 и 4 статьи 12 Закона № 46-ЗС завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.

Предоставление таких земельных участков осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта бесплатно в собственность гражданам Российской Федерации. Проведение кадастровых работ осуществляется за счет граждан, заинтересованных в приобретении прав на земельный участок, в соответствии с настоящей статьей.

Согласно пункту 7 данной статьи Закона №46-ЗС заявление о предоставлении земельного участка может быть подано в уполномоченный орган государственной исполнительной власти - Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Департамент) не позднее 01.01.2017г.

В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона №46-ЗС порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Правительством Севастополя.

Таким образом, названными нормативными актами определено право исполнительного органа субъекта устанавливать на территории города Севастополя особенности регулирования указанных отношений до 01.01.2019 года.

Согласно части 2 статьи 31, части 1 статьи 35 Устава города Севастополя, части 2 статьи 1, части 1 статьи 8 Закона города Севастополя от 30.04.2014г. № 5-ЗС Правительство Севастополя - постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя.

Правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства.

Статьей 27 Закона города Севастополя от 30.04.2014г. № 5-ЗС предусмотрено, что Правительство Севастополя в пределах полномочий разрабатывает и осуществляет городскую политику в области землепользования, осуществляет управление в области земельных отношений, осуществляет в названной сфере иные полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами.

Поскольку пункт 2 статьи 12 Закона № 46-ЗС определяет только право граждан и юридических лиц и условия получения земельных участков в собственность в порядке завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, но не содержит положений, определяющих порядок их предоставления, Постановлением Правительства Севастополя от 01.02.2016г. № 25-ПП утвержден Порядок передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 года органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству.

Данный Порядок опубликован 01.02.2016г. на официальном сайте Правительства Севастополя https//sevastopol.gov.ru.

Следовательно, оспариваемый Порядок принят Правительством Севастополя в пределах его полномочий с соблюдением формы, вида и установленной законом процедуры его принятия.

Как усматривается из иска, административный истец просит признать недействующими с даты утверждения положения пункта 3; пункта 4; подпункта 4 пункта 6 и пункта 7 указанного Порядка.

Согласно пункту 3 названного Порядка земельный участок может быть предоставлен заинтересованному лицу в порядке завершения оформления прав на земельный участок только в том случае, если сведения о местоположении границ земельного участка на момент рассмотрения заявления внесены в государственный кадастр недвижимости.

В силу пункта 4 Порядка с целью завершения оформления прав на земельный участок заинтересованное лицо обеспечивает разработку схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории и представляет ее на утверждение в уполномоченный орган в отношении земельного участка, который не был образован до 21 марта 2014 года, а также обеспечивает проведение кадастровых работ в целях образования земельного участка либо обеспечивает внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, образованного в соответствии с земельным законодательством Украины до 21 марта 2014 года.

Заинтересованное лицо обращается с заявлением о предоставлении земельного участка в уполномоченный орган. К заявлению о предоставлении земельного участка прилагается, помимо прочего, кадастровый паспорт земельного участка, из которого усматривается, что сведения о местоположении границ земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости (подпункт 4 пункта 6 Порядка).

Подача заявления с нарушением требований пунктов 5,6 настоящего Порядка является основанием для возврата заявления о предоставлении земельного участка без рассмотрения в течение 10 рабочих дней со дня его поступления (пункт 7 Порядка).

Таким образом, региональный законодатель в перечисленных нормах Порядка предусмотрел в качестве одного из условий для предоставления земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав наличие внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении его границ.

При этом, оспариваемыми нормами пункта 4 Порядка установлено распространение его требований на два варианта земельных участков – образованных либо не образованных до 21 марта 2014 года по законодательству Украины. В зависимости от вида варианта земельного участка у заинтересованного лица, определяемого исходя из имеющегося у него пакета документов по законодательству Украины, в том числе, наличия действующих либо решения органа местного самоуправления либо решения о разрешении на разработку документации по землеустройству, такому лицу требуется предоставить в уполномоченный орган соответственно схему расположения земельного участка либо обеспечить внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении границ испрашиваемого земельного участка.

В любом случае, перечисленные положения Порядка направлены на реализацию права заинтересованного лица на получение в собственность конкретного земельного участка с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о его границах, подтверждением чего является кадастровый паспорт земельного участка.

Оспариваемые положения Порядка в полной мере согласуются с нормами Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Так, в соответствии с действующим земельным законодательством Российской Федерации объектом права собственности является земельный участок, представляющий собой часть земной поверхности, имеющий характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально определенной вещи (статья 6 ЗК РФ). Местоположение границ земельного участка относится к основным сведениям об объекте недвижимости (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 31.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», часть 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в редакции от 03.07.2016г.)

Образование земельных участков из земель государственной или муниципальной собственности осуществляется в соответствии с утвержденными проектом межевания или схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Подготовка схемы расположения земельного участка, представляющей собой изображение границ образуемого земельного участка на кадастровом плане территории, обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В решении об утверждении схемы расположения земельного участка указывается на право гражданина или юридического лица, обратившихся с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на обращение без доверенности с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка и о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемый земельный участок (статья 11.10, статья 11.3 ЗК РФ).

Таким образом, учитывая изложенные нормы ЗК РФ, в совокупности с пунктом 4 оспариваемого Порядка, заинтересованное лицо при оформлении прав на землю в порядке завершения на территории города Севастополя в случае, если испрашиваемый им земельный участок не был образован, должен предоставить в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя схему его расположения на кадастровом плане территории, в случае ее утверждения у такого лица возникнет право обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка, о чем орган указывает в решении об утверждении схемы либо исходя из порядка, установленного постановлением Правительства Севастополя от 20.04.2017г. № 328-ПП «О наделении полномочиями представления интересов субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя», которым граждане наделены правом подавать заявления о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, получать в Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя документы, связанные с государственным кадастровым учетом, в отношении которых приняты распоряжения Департамента оп имущественным и земельным отношениям города Севастополя до 01.01.2017г., которые не содержат сведения о наличии полномочий представлять интересы субъекта Российской Федерации в Севреестре. Следовательно, в таком случае заинтересованное лицо имеет возможность предоставить кадастровый паспорт со сведениями о местоположении границ испрашиваемого им земельного участка.

В случае, если у заинтересованного лица земельный участок был образован до 21 марта 2014 года, в связи с чем в отношении такого земельного участка имеется решение органа местного самоуправления Украины о передаче его в собственность заинтересованному лицу после оформления и утверждения землеустроительной документации, но данным лицом не получен правоподтверждающий документ, то такой земельный участок в силу законодательства Украины имеет границы, обеспечить внесение сведений о которых в государственный кадастр недвижимости Российской Федерации, как того требует пункт 4 оспариваемого Порядка, а также получить кадастровый паспорт с указанными сведениями у заинтересованного лица, являющегося в таком случае собственником, препятствий не имеется.

Следовательно, оспариваемые пункты Порядка, возлагающие на заявителя обязанность предоставить в уполномоченный орган государственной власти (Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя) при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав кадастровый паспорт земельного участка со сведениями о местоположении его границ, внесенными в государственный кадастр недвижимости, основаны на требованиях ЗК РФ, статьи 12 Закона № 46-ЗС и не противоречат им.

Также следует отметить, что аналогичный порядок предоставления земельных участков до 21 марта 2014 года на территории города Севастополя был установлен статьями 118, 123, 186-1 Земельного кодекса Украины, а также Постановлением Кабинета Министров Украины от 26.05.2004г. № 677 «Об утверждении порядка разработки проектов землеустройства относительно отвода земельных участков», в связи с чем оспариваемые административным истцом пункты были включены Правительством в Порядок с целью защиты и сохранения прав граждан на земельные участки, а также обеспечения возможности их последующего предоставления в собственность в порядке завершения оформления прав в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации.

Исходя из названных выше норм законодательства Украины, имеющееся у административного истца решение Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ г. № о даче согласия Т.В. на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка является разрешением на осуществление определенных действий по составлению землеустроительной документации, результатом чего должно стать установление границ испрашиваемого земельного участка, внесение их в государственный реестр, а затем предоставление земельного участка в собственность.

Ссылки административного истца на то, что, исходя из имеющихся у нее документов, выданных органами Украины, она полагает свой участок образованным до 21 марта 2014 года, поэтому в отношении него не требуется изготовление схемы расположения, а также на неправомерный отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в предоставлении участка ввиду неутверждения схемы его расположения, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого Порядка. Проверка же законности и обоснованности действий конкретных органов и должностных лиц не может быть осуществлена в рамках нормоконтроля.

Вопреки доводам административного истца, положения пункта 7 Порядка относительно возможности возврата заявления о предоставлении земельного участка без рассмотрения в течение 10 рабочих дней со дня его поступления в случае непредоставления необходимого пакета документов, в том числе, кадастрового паспорта со сведениями о границах, также не противоречат статье 12 Закона № 46-ЗС и ЗК РФ, частью 3 статьи 39.17 которого определено право уполномоченного органа возвратить такое заявление заявителю, если оно не соответствует положениям закона или к заявлению не приложены необходимые документы, с указанием причин возврата заявления о предоставлении земельного участка.

При этом, основания для отказа в предоставлении земельного участка установлены законодателем аналогично ЗК РФ, и они содержатся не в оспариваемом Порядке, а в Законе № 46-ЗС.

Следовательно, доводы административного истца о противоречии перечисленных пунктов названного Порядка правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в ходе судебного разбирательства подтверждения не нашли и основаны на неверном их толковании в своей совокупности с учетом особенностей регулирования спорных правоотношений на территории города Севастополя, а также того, что границы земельных участков, предполагаемых к передаче в собственность гражданам на территории города Севастополя, формировались согласно решениям органов местного самоуправления Украины, на территории города федерального значения Севастополя отсутствуют утвержденные документы территориального планирования, правила землепользования и застройки, проект планировки территории.

При таких обстоятельствах оспариваемые истцом пункты Порядка надлежит признать соответствующими нормативным правовым актам в сфере земельных правоотношений, имеющих большую юридическую силу, права, свободы и законные интересы Т.В. не нарушают, что в силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении административного иска.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Т.В. к Правительству Севастополя о признании недействующим в части Порядка передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 года органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 01 февраля 2016 года № 25-ПП - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором - принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Севастопольский городской суд.

Мотивированное решение суда изготовлено 28 ноября 2017 года.

Судья Т.А. Артамонова