ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-23/19 от 27.03.2019 Смоленского областного суда (Смоленская область)

СМОЛЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело N 3а-23/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Смоленск 27 марта 2019 г.

Смоленский областной суд в составе

судьи Смоленского областного суда Штейнле А.Л.,

при секретаре Потапченко С.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Гражданстрой» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, Администрации Смоленской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Гражданстрой» (далее ООО «Гражданстрой») обратилось в Смоленский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ..., общей площадью 7 740 кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – жилищное строительство, расположенного по адресу: ..., равной его рыночной стоимости в размере 1013 900 руб., по состоянию на 01 января 2012 г., указав, что является собственником данного земельного участка с кадастровой стоимостью по состоянию на 01 января 2012 г. в 3095 613 руб., однако, его рыночная стоимость на эту же дату согласно отчету оценщика ООО «Деловой центр недвижимости» составляет 1013 900 руб. Значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной, нарушает права административного истца, как плательщика земельного налога.

В судебном заседании представитель ООО «Гражданстрой» – Оченкова М.В., просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ... в размере его рыночной стоимости равной 1110 200 руб., согласно отчету об оценке рыночной стоимости №30/03-19 от 11.03.2019 г., выполненному ООО «Смоленское агентство регионального развития» и представленному в суд Администрацией Смоленской области.

Представитель Администрации Смоленской области Зюмочкин С.М. полагал возможным установить рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером ... равной 1110 200 руб. на основании отчета ООО «Смоленское агентство регионального развития».

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области Федосеева А.В. не оспаривала размер рыночной стоимости земельного участка, указанный в административном исковом заявлении ООО «Гражданстрой».

Представитель заинтересованного лица Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области Тикарь Е.В. не возражала против установления рыночной стоимости земельного участка в размере 1110 200 руб., согласно отчету об оценке рыночной стоимости, представленному в суд Администрацией Смоленской области.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, Смоленский областной суд приходит к следующему.

Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу пункта 2 статьи 66 названного Кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Приведенные выше законоположения свидетельствуют о том, что установление рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение о проведении кадастровой оценки земельных участков и впоследствии утвердившие их кадастровую стоимость, органы, выполняющие функции по государственной кадастровой оценке и государственному кадастровому учету, а также органы местного самоуправления, являющиеся получателями земельного налога.

Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам.

Статьей 24.18 Закона Об оценочной деятельности за юридическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Согласно абзацу 2 статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности и п.8 федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)», утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 г. № 508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки.

При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона об оценочной деятельности).

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта.

Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (статья 14 Закона об оценочной деятельности).

Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (статья 12 Закона об оценочной деятельности).

В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

В соответствии с положениями статей 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки. Сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.

Как следует из материалов дела, оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 10 января 2014 г. (л.д. 10) В комиссию с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка ООО «Гражданстрой» обратилось 07 ноября 2018 г. (л.д. 52)

Таким образом, установленный частью 3 статьи 245 КАС РФ пятилетний срок обращения в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости административным истцом не пропущен.

На основании договора купли-продажи от 14 декабря 2006 г., свидетельства о государственной регистрации права от 11 июня 2010 г. ООО «Гражданстрой» является собственником земельного участка с кадастровым номером ..., общей площадью 7 740 кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – жилищное строительство, расположенного по адресу: ..., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 09 июня 2010 г. сделана запись регистрации № 67-67-01/092/2010-803 (л.д. 9)

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 10 января 2014 г. на основании Постановления Администрации Смоленской области от 16.01.2013 г. №2 «Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Смоленской области» и Постановления от 31.12.2013 г. № 1186 «О внесении изменений в постановление Администрации Смоленской области от 16.01.2013 № 2».

Кадастровая стоимость земельного участка определена на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки – 01 января 2012 г. и составляет 3095 613 руб. (л.д. 10).

В подтверждение доводов о том, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, ООО «Гражданстрой» представлен отчет об определении рыночной стоимости земельного участка, подготовленный оценщиком ООО «Деловой центр недвижимости» ФИО1 от 14.05.2018 г. № 07/18, который составлен на дату определения кадастровой стоимости на 01 января 2012 г.

Согласно названному отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 67:18:2290101:170 по состоянию на 01 января 2012 г. составляет 1013 900 руб. (л.д. 11-49).

Администрация Смоленской области, не согласившись с данным отчетом, в подтверждение рыночной стоимости объекта недвижимости представила отчет ООО «Смоленское агентство регионального развития» от 11.03.2019 г. № 30/03-19 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:18:2290101:170 по состоянию на 01 января 2012г., размер которой составляет 1110 200 руб.

Согласно разъяснениям, данным в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», спор о пересмотре кадастровой стоимости может быть урегулирован соглашением сторон, основанном на имеющихся в деле доказательствах (одном из представленных сторонами отчетов об оценке объекта недвижимости).

Стороны пришли к соглашению об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:18:2290101:170 равной его рыночной стоимости в соответствии с отчетом ООО «Смоленское агентство регионального развития» от 11.03.2019 г. № 30/03-19 в размере 1110 200 руб.

Оснований не доверять представленному административным ответчиком отчету у суда не имеется, поскольку он является допустимым по делу доказательством, подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванного объекта недвижимости. Отчет содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы, и на основании этого исследования дан ответ о размере рыночной стоимости земельного участка.

Оценка проведена в соответствии с нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

Отчет составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости.

При определении рыночной стоимости земельного участка оценщик применил сравнительный подход, обосновал отказ от использования доходного подхода и применения затратного подхода. В ходе применения сравнительного подхода был проведен анализ рынка предложений по продаже земельных участков с видом разрешенного использования – жилищное строительство и путем сопоставления характеристик объекта исследования и выбранных объектов для расчета оценщиком были отобраны только те участки, которые в наибольшей степени приближены по элементам сравнения к оцениваемому имуществу. Информация об объектах-аналогах проанализирована оценщиком и приведена в таблице.

Определение итоговой величины рыночной стоимости земельного участка произведено путем обобщения скорректированных цен аналогов.

Учитывая согласие административного истца и административных ответчиков руководствоваться для определения рыночной стоимости земельного участка отчетом ООО «Смоленское агентство регионального развития» от 11.03.2019 г. № 30/03-19, результат которого относительно кадастровой стоимости, незначительно отличается от отчета, представленного административным истцом, оценивая данный отчет по правилам, установленным в статье 84 КАС РФ, суд соглашается с изложенными в нем выводами и полагает, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... по состоянию на 01 января 2012 года составляет 1110 200 рублей.

Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 г. № 28 в резолютивной части решения указывается дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

Датой подачи заявления для юридических лиц является дата обращения в Комиссию.

ООО «Гражданстрой» обратилось в Комиссию 07 ноября 2018 года, соответственно, данная дата подлежит указанию в резолютивной части решения.

При решении вопроса о распределении судебных расходов, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 г. № 28, в котором указано, что в случаях, когда удовлетворение требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.

Исходя, из изложенного и с учетом того, что административным истцом реализуется право на установление кадастровой стоимости в размере рыночной вышеназванного объекта недвижимости, которая административными ответчиками не оспаривалась, судебные расходы, понесенные административным истцом в рамках данного дела необходимо отнести на его счет.

По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, Смоленский областной суд,

решил:

административное исковое заявление ООО «Гражданстрой» удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ..., общей площадью 7 740 кв. м, расположенного по адресу: ..., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – жилищное строительство, равной его рыночной стоимости в размере 1110 200 (один миллион сто десять тысяч двести) рублей по состоянию на 01 января 2012 года.

Датой подачи заявления ООО «Гражданстрой» об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, считать 07 ноября 2018 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Смоленского областного суда в течение 1 месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: А.Л. Штейнле