ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-23/20 от 04.02.2020 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 3а-23/2020

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

04 февраля 2020 года город Хабаровск

Хабаровский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Е.А.Бузыновской,

при секретаре А.А.Афанасьевой,

с участием прокурора Е.Г.Криковцовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Многовершинное» о признании недействующим в части постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27.11.2019 года № 37/4 «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую гарантирующим поставщиком – публичным акционерным обществом «Дальневосточная энергетическая компания» (филиал «Хабаровскэнергосбыт») покупателям на территории Николаевского района Хабаровского края, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненными к нему категориям потребителей, на 2019 год»,

у с т а н о в и л:

АО «Многовершинное» обратилось 12.12.2019 года в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27.11.2019 года № 37/4 в части установления на 2 полугодие для прочих потребителей одноставочного тарифа в размере руб/кВт*ч: «ВН» - 5,18510, «СН-1» - 6,12713 (Приложение к постановлению). Обосновывая свои требования, административный истец указал, что нормативный правовой акт не соответствует положениям пункта 3 статьи 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике». На розничных рынках государственному регулированию подлежат предельные (минимальные и (или) максимальные уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынка, в том числе населению и приравненным к ним категориям потребителей, на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка. Во исполнение этого положения ФАС России приказом от 12.11.2018 года № 1546/18 установил предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), в частности для территории Хабаровского края на второе полугодие 2019 года максимальный уровень тарифа составляет 407 коп/кВтч. Однако постановлением комитета по ценам и тарифам правительства Хабаровского края от 27.11.2019 года № 37/4 для потребителей электроэнергии, диапазон напряжения ВН, установлен тариф в размере 518 коп/кВтч, который превышает предельный тариф по приказу ФАС России на 12,72%.

Также оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует пунктам 7, 31 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 года № 1178, согласно которым цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок 12 месяцев, поэтому решение об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней не имеет обратной силы. Тем не менее, принимая 27.11.2019 года постановление № 37/4, комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края распространил его действие на прошедший период – с 01.07.2019 года. Это повлекло за собой обязанность АО «Многовершинное» оплачивать потребленную электрическую энергию с 01.07.2019 года в повышенном тарифе, что ведет к возникновению ущерба. Считает, что нормативный правовой акт надлежит признать недействующим с даты, с которой распространено его действие - с 01.07.2019 года.

Определением Хабаровского краевого суда от 13.12.2019 года к участию в деле привлечено заинтересованное лицо ПАО «Дальневосточная энергетическая компания».

В судебном заседании представитель АО «Многовершинное» Краснов П.А. (доверенность от 05.12.2019 года сроком действия по 31.12.2020 года) просил заявленные обществом требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

В судебном заседании представитель комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края Магдыч К.И. (доверенность от 09.01.2020 года сроком действия по 31.12.2020 года) и представитель ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» Колесникова Е.С. (доверенность от 01.07.2019 года сроком действия по 30.06.2020 года) просили в удовлетворении административного искового заявления АО «Многовершинное» отказать. В своих возражениях они сослались на то, что постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27.11.2019 года № 37/4 принято в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 года № 1178, положения которого обязывают регулирующий орган принимать решения об установлении (изменении) регулируемых цен (тарифов) во исполнение вступившего в законную силу решения суда, решения Федеральной антимонопольной службы, принятого по итогам рассмотрения разногласий или досудебного урегулирования споров.

Оспариваемые административным истцом тарифы были установлены для конечных потребителей реализуемой ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» (далее по тексту ПАО «ДЭК») электрической энергии, вырабатываемой Николаевской ТЭЦ на территории технологически не связанной с Единой энергетической системой России и технологически изолированными энергетическими системами. Величина тарифа для конечного потребителя, согласно п. 64 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ от 06.08.2004 года № 20-э/0, складывается из сумм определенных величин: -средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности) (расчетная); стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии (мощности) – единый (котловой) тариф (устанавливается комитетом); сбытовая надбавка гарантирующего поставщика (устанавливается комитетом). Поскольку при установлении тарифов, которые оспаривает АО «Многовершинное», были использованы составляющие, перетранслированные из других тарифных решений (в частности тариф на электрическую энергию, производимую структурным подразделением «Николаевская ТЭЦ» филиала «Хабаровская генерация» ПАО «ДЭК»), то пересмотр размера этих составляющих (утвержденных другими тарифными решениями), влечет за собой пересмотр этих тарифов. Во исполнение приказа ФАС России от 10.07.2019 года № 939/19 и решения суда от 24.05.2019 года, были пересмотрены цены (тарифы) на электрическую энергию, производимую Николаевской ТЭЦ, которую закупает и поставляет конечным потребителям ПАО «ДЭК». Поэтому и цены (тарифы), по которым продает электрическую энергию ПАО «ДЭК» своим потребителям также подлежали пересмотру, что не противоречит пункту 7 Основ ценообразования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 года № 1178. Размер оспариваемого одноставочного тарифа определен в соответствии с положениями пунктов 32, 64 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ от 06.08.2004 года № 20-э/2.

Заслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном разбирательстве, показания свидетеля ФИО1 (начальник отдела регулирования тарифов на услуги в ТЭК), заключение прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края Криковцовой Е.Г., считающего требования административного истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исследовав представленные сторонами письменные доказательства и материалы дела, дав оценку доводам административного искового заявления, отзыва на административное исковое заявление, суд пришел к выводам.

Постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27.11.2019 года № 37/4 установлены цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую гарантирующим поставщиком – публичным акционерным обществом «Дальневосточная энергетическая компания» (филиал «Хабаровскэнергосбыт») покупателям на территории Николаевского района Хабаровского края, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненными к нему категориям потребителей, на 2019 год, которые действуют с 01.07.2019 года по 31.12.2019 года.

Постановление опубликовано 29.11.2019 года на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru.

Между ПАО «ДЭК» (поставщик) и АО «Многовершинное» (потребитель) 26.09.2012 года заключен договор энергоснабжения № 229-1, по условиям которого поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц (сетевая организация) оказывать услуги по передаче электрической энергии (мощности) и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителю, а потребитель обязуется оплачивать приобретенную электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги. Стоимость фактически потребленной потребителем энергии (мощности) определяется гарантирующим поставщиком исходя из фактического объёма потребления и в соответствии с Правилами применения цен (тарифов) на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка. Установленные на момент заключения настоящего договора цены (тарифы) могут изменяться в соответствии с решениями (постановлениями) органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Изменение цен в период действия настоящего договора не требует его переоформления и вводится в действие со дня, указанного в соответствующем нормативном акте. Договор заключен между сторонами с 01.01.2013 года и на неопределенный срок, до настоящего времени не расторгнут.

Правовые, экономические и организационные основы отношений в сфере электроэнергетики в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике», в части 1 статьи 23 которого указано, что государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Частью 3 статьи 24 Федерального закона «Об электроэнергетике» установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

В частях 1 и 3 статьи 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике» указано, что государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом. На розничных рынках государственному регулированию подлежат: -цены (тарифы) и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей; -цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей; -предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка.

Постановлением Правительства Хабаровского края от 04.06.2010 года № 142-пр утверждено Положение о комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, который является органом исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за порядком ценообразования, и осуществляет государственное регулирование тарифов на электрическую энергию, на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям в соответствии с действующим законодательством (пункты 4.1.1, 4.1.2 Положения).

Законом Хабаровского края от 31.07.2002 года № 48 "О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Хабаровского края и иных нормативных правовых актов Хабаровского края" определено, что нормативные правовые акты краевых органов исполнительной власти, издаваемые ими в случаях и пределах, устанавливаемых Правительством края, вступают в силу после их официального опубликования, в том числе на официальный интернет-портал нормативных правовых актов Хабаровского края" (laws.khv.gov.ru).

Проанализировав вышеприведенные нормы во взаимосвязи с положениями Устава Хабаровского края, оценив представленные в материалы дела доказательства (постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27.11.2019 года № 37/4, протокол заседания правления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края № 37 от 27.11.2019 года), суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края является нормативным правовым актом органа исполнительной власти Хабаровского края, принято в пределах полномочий субъекта Российской Федерации и в соответствии с компетенцией комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края. При его принятии соблюдены требования законодательства к форме и виду нормативного правового акта, процедуре его принятия и правилам введения в действие. Постановление вступило в силу в установленном законодательством порядке, на день подачи административного иска в суд являлся действующим нормативным правовым актом и применялся в отношение АО «Многовершинное» до 31.12.2019 года.

По этим основаниям постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27.11.2019 года № 37/4 административным истцом не оспаривается.

Проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на предмет их соответствия федеральным законам и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд установил.

Цены (тарифы) в электроэнергетике - это система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность), а также за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках (статья 3 Федерального закона «Об электроэнергетике».

Во исполнение положений Федерального закона "Об электроэнергетике" Правительством РФ принято постановление от 29.12.2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены: Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее по тексту – Основы ценообразования); Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее по тексту – Правила государственного регулирования).

Основы ценообразования определяют основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике. Правила государственного регулирования определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.

В пункте 4 Основ ценообразования указано, что установление регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, предусмотренными Федеральным законом "Об электроэнергетике" и нормативными правовыми актами, в том числе устанавливающими правила функционирования оптового и розничных рынков.

Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии утверждены постановление Правительства РФ от 04.05.2012 года № 442. В пункте 5 которого указано, что на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность) продается в следующем порядке - электрическая энергия (мощность), за исключением продажи электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей, продается гарантирующими поставщиками по нерегулируемым ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен, определяемых и применяемых в соответствии с настоящим документом, а энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями - по свободным нерегулируемым ценам. На территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, электрическая энергия (мощность) продается по регулируемым ценам (тарифам) в установленном настоящим документом порядке.

Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 года № 1172, территория Дальнего Востока, в том числе территория Хабаровского края, объединена в нецелевые зоны оптового рынка электрической энергии и мощности. При этом часть территории края является территорий, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами (пункт IV приложения 2).

Статус гарантирующего поставщика на территории Хабаровского края присвоен ПАО "Дальневосточная энергетическая компания" (постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 23.10.2006 года № 37/1 «О присвоении статуса гарантирующего поставщика электрической энергии на территории Хабаровского края и определении зон их деятельности»).

В соответствии со своим статусом ПАО «ДЭК» осуществляет энергосбытовую деятельность (закупает электрическую энергию на оптовом и розничном рынках) и обязана поставлять электрическую энергию любому обратившемуся к ней потребителю, желающему приобрести электрическую энергию.

В пункте 73 Основ ценообразования указано, что регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, расположенных в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей, устанавливаются регулирующим органом одновременно в 3 вариантах: -одноставочная цена (тариф), включающая в себя полную стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности; -одноставочная, дифференцированная по 2 и 3 зонам суток времени цена (тариф), включающая в себя полную стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности; -трехставочная цена (тариф), включающая в себя ставку за 1 киловатт-час электрической энергии, ставку за 1 киловатт мощности, оплачиваемой потребителем (покупателем в отношении указанного потребителя) в расчетный период в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, ставку за 1 киловатт мощности, определяемой в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, а также с прогнозным балансом. Расчет трехставочной и одноставочной цены (тарифа) осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой. По решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах тарифы на электрическую энергию (мощность) могут устанавливаться для каждой электростанции, принадлежащей соответствующему участнику розничного рынка, а также отдельно на объемы, вырабатываемые в режиме комбинированной выработки, и объемы, вырабатываемые в режиме конденсационной выработки.

В Приложении к оспариваемому административным истцом постановлению комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27.11.2019 года № 37/4 указано, что для прочих потребителей установлены на второе полугодие: одноставочный тариф (не дифференцированного по зонам суток); одноставочные тарифы, дифференцированные по трем зонам суток; одноставочные тарифы, дифференцированные по двум зонам суток. Административный истец оспаривает нормативный правовой акт в части установления размера (исчисляемый в руб/кВт*ч) одноставочного тарифа (не дифференцированного по зонам суток), в части ВН – 5,182510 и СН-1 – 6,12712.

Поскольку Федеральной антимонопольной службой Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, не утверждены, то применению Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 года № 20-э/2. Эта федеральная служба, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 года № 332 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам» была правомочна разрабатывать и утверждать Методические указания (методики) по расчету регулируемых тарифов (цен) и (или) их предельных уровней на электрическую энергию (мощность) и размера платы за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности), с использованием установленных методов регулирования.

Разделом X Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 года № 20-э/2 (далее по тексту – Методические указания), регулируются вопросы расчета тарифов по группам потребителей электрической и тепловой энергии на потребительском рынке.

В пункте 7 (подпункт 1) Методических указаний указано, что одноставочный тариф включает в себя полную стоимость 1 киловатт-часа поставляемой электрической энергии (мощности).

В соответствии с пунктом 64 Методических указаний одноставочный тариф для конечных потребителей электрической (тепловой) энергии определяется исходя из суммы таких показателей: -средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности) состоящая из одной ставки не дифференцированной в зависимости от числа часов использования потребителями электрической мощности (расчетная единица); -стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии (мощности), - это единый (котловой) тариф, который дифференцируется по уровням напряжения, определяемый в соответствии с п. 51 настоящих Методических указаний, но не дифференцируются в зависимости от режима использования потребителями электрической мощности; - сбытовая надбавка гарантирующего поставщика; -услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей и размер платы за которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит государственному регулированию.

Средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии и мощности, применяемая при расчете одноставочного тарифа на электрическую энергию, определяется отдельно для каждого ГП (ЭСО, ЭСК) в виде ставок за электрическую энергию (мощность), дифференцированных в зависимости от числа часов использования потребителями электрической мощности.

Из объяснений лиц, участвующих в деле, установлено, что на территории Николаевского района Хабаровского края ПАО «ДЭК» закупает электрическую энергию у Николаевской ТЭЦ, не имеющей энергетических связей с Объединенной энергетической системой Дальнего Востока.

Следовательно, цены (тарифы) на электрическую энергию (мощь), поставляемую гарантирующим поставщиком - ПАО «ДЭК», покупателям (конечным потребителям) на территории Николаевского района Хабаровского края - в число которых входит АО «Многовершинное», определяются с учетом цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), производимую структурным подразделением "Николаевская ТЭЦ" филиала "Хабаровская генерация" акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания".

Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 19.12.2018 года № 40/4 установлены цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), производимую структурным подразделением "Николаевская ТЭЦ" филиала "Хабаровская генерация" акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания", с использованием которой осуществляются производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничный рынок Хабаровского края на 2019 год.

Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27.12.2018 года № 44/5 утверждены цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), отпускаемую публичным акционерным обществом "Дальневосточная энергетическая компания" (филиал "Хабаровскэнергосбыт") в целях поставки группе "прочие потребители" и группе "сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь" на розничном рынке на территории Николаевского района Хабаровского края, на 2019 год, в технологически изолированных территориальных энергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, с календарной разбивкой. Один из составляющих элементов этих цен (тарифов) - средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности), установлена постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 19.12.2018 года № 40/4.

Приказом руководителя ФАС от 10.07.2019 года № 939/19 отменено с 01.08.2019 года постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 19.12.2018 года № 40/4, поскольку при установлении цен (тарифов) в сфере электроэнергии на 2019 год были нарушены пункты 4, 12, 65, 65(3), 78 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 года № 1178, и пункта 64 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2017 года № 1554/17.

Во исполнение данного приказа ФАС комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края принял постановление от 26.07.2019 года № 18/1, которым признал утратившим силу с 01.08.2019 года постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 19.12.2018 года № 40/4, и установил на период с 01.08.2019 по 31.12.2019 цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), производимую структурным подразделением "Николаевская ТЭЦ" филиала "Хабаровская генерация" акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания", с использованием которой осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничный рынок Хабаровского края.

Так как средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности), производимая Николаевской ТЭЦ, изменилась после ее расчета с учетом действующих положений законодательства в области регулирования цен (тарифов), то комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края принял постановление от 26.07.2019 года № 18/4, которым признал свое постановление от 27.12.2018 года № 44/5 утратившим силу, и установил на 2019 год цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую публичным акционерным обществом "Дальневосточная энергетическая компания" (филиал "Хабаровскэнергосбыт") покупателям на розничном рынке на территории Николаевского района Хабаровского края, технологически не связанной с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей по договорам энергоснабжения. Действие этих цен (тарифов) было определено на период с 01.08.2019 по 31.12.2019.

Решением Хабаровского краевого суда от 24.05.2019 года, постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 19.12.2018 года № 40/4 «Об установлении цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), производимую структурным подразделением "Николаевская ТЭЦ" филиала "Хабаровская генерация" акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания", с использованием которой осуществляются производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничный рынок Хабаровского края на 2019 год» признано недействующим с даты принятия. Принимая такое решение, суд установил, что при утверждении тарифа на электрическую энергию (мощность) для структурного подразделения "Николаевская ТЭЦ" филиала "Хабаровская генерация" акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания» регулирующим органом для его расчета необоснованно была занижена НВВ общества.

Решение Хабаровского краевого суда от 24.05.2019 года вступило в законную силу 02.10.2019 года, и не был учтено комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края при принятии постановлений от 26.07.2019 года № 18/1 и от 26.07.2019 года № 18/4.

Во исполнение судебного решения комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края принял постановление от 11.12.2019 года № 39/57 "О признании недействующим нормативного правового акта комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края", которым признал свое постановление от 26.07.2019 года № 18/1 недействующим.

Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27.11.2019 года № 37/3 установлены цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), производимую структурным подразделением "Николаевская ТЭЦ" филиала "Хабаровская генерация" акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания", с использованием которой осуществляется производство и поставка электрической энергии (мощности) на розничный рынок Хабаровского края на 2019 год, с календарной разбивкой, которые действовали с 01.01.2019 по 31.12.2019.

Так как средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности), производимая Николаевской ТЭЦ, изменилась после ее расчета с учетом действующих положений законодательства в области регулирования цен (тарифов), то комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края принял постановление от 27.11.2019 года № 37/4, которым признал свое постановление от 26.07.2019 года № 18/4 утратившим силу, и установил на 2019 год цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую гарантирующим поставщиком - публичным акционерным обществом "Дальневосточная энергетическая компания" (филиал "Хабаровскэнергосбыт"), покупателям на розничном рынке на территории Николаевского района Хабаровского края, технологически не связанной с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей по договорам энергоснабжения. Действие этих цен (тарифов) было распространено на период с 01.07.2019 по 31.12.2019.

Оспаривая постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27.11.2019 года № 37/4, административный истец ссылается на то, что тариф, установленный на очередной финансовый год, не может быть пересмотрен по инициативе органа исполнительной власти, если его несоответствие действующему законодательству не было признано судом или ФАС, и вновь установленный тариф не может быть распространен на прошедший период календарного года. Суд с такой позицией согласиться не может, ибо она является следствием неверного толкования норм материального права.

В пункте 63 Основ ценообразования указано, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность).

Согласно пункту 7 Правил государственного регулирования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 года № 1178, цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев. Действие настоящего пункта не распространяется на решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 27.12.2016 года № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена» указал (пункт 2), что в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс, с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим

Таким образом, в силу прямого указания закона комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, являющийся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, обязан был привести в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике тарифы, подлежащие применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс, если они были установлены с нарушением приведенных норм.

Приказом ФАС и вступившим в законную силу решением суда было установлено, что средневзвешенная стоимость единицы электрической энергии (мощности) - цена (тариф) на электрическую энергию (мощность), производимую Николаевской ТЭЦ, у которой приобретает электрическую энергию ПАО «ДЭК» для поставки неопределенному кругу потребителей, была определена с нарушением законодательства Российской Федерации об электроэнергетике. Следовательно, взаимосвязанные с этим показателем цены (тарифы) также не могут быть признаны соответствующими законодательству об электроэнергетике, поэтому подлежали пересмотру.

Мнение административного истца, что при рассмотрении данного административного дела подлежат применению разъяснения, данные в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 года № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», признается судом ошибочным.

В пункте 7 данного постановления указано, что в случаях, когда регулируемая цена была вопреки требованиям закона установлена ниже экономически обоснованной и нормативный акт, в соответствии с которым она определялась, признан судом недействующим, участвовавший в ее формировании поставщик не вправе требовать взыскания доплаты в соответствующей части с потребителей ресурса. Компенсация имущественных потерь поставщика при этом осуществляется путем их учета в следующих периодах регулирования, а также посредством реализации иных способов защиты нарушенного права (статья 12 ГК РФ).

При разрешении этого административного дела спор о взыскании доплат с потребителей ресурса для покрытия убытков, возникших у поставщика, не разрешается.

Не соглашаясь с постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27.11.2019 года № 37/4, административный истец ссылается на то, что размер установленного одноставочного тарифа превышает размер предельного тарифа, утвержденного приказом ФАС России, на 12,72% - 518 коп/кВтч против 407 коп/кВтч.

Суд не соглашается с этим доводом АО «Многовершинное», поскольку он не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства и является следствием неверного толкования норм права.

Пунктом 62 Основ ценообразования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 года № 1178, определено, что на основании одобренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год Федеральная антимонопольная служба устанавливает: предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка. Указанные предельные уровни регулируемых цен (тарифов) могут устанавливаться как в среднем по субъектам Российской Федерации, так и отдельно для энергоснабжающих организаций (гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций), поставляющих электрическую энергию (мощность) на территорию соответствующего субъекта Российской Федерации по регулируемым ценам (тарифам).

Приказом ФАС от 12.11.2018 года № 1546/18 установлены и введены в действие с 1 января 2019 года предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, на 2019 год, в среднем по субъекту Российской Федерации. Для Хабаровского края на период с 01.07.2019 по 31.12.2019 года минимальный уровень тарифа установлен в размере 388,86 коп./кВтч (без НДС), максимальный уровень тарифа - 407,10 коп/кВтч.

Представленные административным ответчиком расчеты, которые не оспаривались представителем административного истца, свидетельствуют, что минимальный и максимальный уровни тарифов, установленных в среднем по Хабаровскому краю, не выходят за пределы границ, установленных приказом ФАС от 12.11.2018 года № 1546/18.

Отдельно для энергоснабжающих организаций, поставляющих электрическую энергию на территории Хабаровского края, минимальный и максимальный уровни тарифа приказом ФАС от 12.11.2018 года № 1546/18 не установлены. Поэтому обязанность устанавливать тариф для конкретной энергоснабжающей организации в пределах размеров минимального и максимального тарифов, у комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края отсутствует.

Установление средних минимального и максимального уровня цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках для Хабаровского края, не исключает возможность и право органа исполнительной власти Хабаровского края, уполномоченного в области государственного регулирования цен (тарифов) сфере электроэнергетики, устанавливать цены (тарифы) для отдельных энергоснабжающих организаций за пределами этих уровней, с учетом действующих положений пункта 78 Основ ценообразования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 года № 1178.

Абзац 7 пункта 78 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей до 15.01.2019 года) определял, что в субъектах Российской Федерации, часть территории которых включена в перечень территорий, которые объединены в неценовые зоны оптового рынка, а другая часть территории включена в перечень территориально изолированных технологических систем и (или) является территорией, технологически не связанной с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, средневзвешенная стоимость электрической энергии (мощности), приобретаемой гарантирующим поставщиком на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам), приходящаяся на весь объем электрической энергии, поставляемой гарантирующим поставщиком в соответствии с утвержденным прогнозным балансом, может устанавливаться в целом по субъекту Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.12.2018 года № 1496 (вступившим в действие с 15.01.2019 года) указанный пункт был признан утратившим силу. Вследствие чего средневзвешенная стоимость электрической энергии (мощности), приобретаемой гарантирующим поставщиком (в нашем случае ПАО «ДЭК») на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам), приходящаяся на весь объем электрической энергии, поставляемой гарантирующим поставщиком в соответствии с утвержденным прогнозным балансом, не может устанавливаться в целом по субъекту РФ – по Хабаровскому краю, а подлежит распределению только между потребителями определённого района – в нашем случае Николаевского района.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое административным истцом постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27.11.2019 года № 37/4 принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, не противоречит федеральному законодательству и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу в области государственного регулирования тарифов на электроэнергию, не нарушает права АО "Многовершинное", поэтому оснований к его отмене не имеется.

Исходя из положений пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, приведенные обстоятельства являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных административным истцом требований.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ сообщение о принятии данного решения подлежит опубликовано в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http//laws.khv.gov.ru.

Руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

Акционерному обществу «Многовершинное» в удовлетворении административного иска о признании недействующим постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 27.11.2019 года № 37/4 «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую гарантирующим поставщиком – публичным акционерным обществом «Дальневосточная энергетическая компания» (филиал «Хабаровскэнергосбыт») покупателям на территории Николаевского района Хабаровского края, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненными к нему категориям потребителей, на 2019 год», в части установления на 2 полугодие для прочих потребителей одноставочного тарифа в размере руб/кВт*ч: «ВН» - 5,18510, «СН-1» - 6,12713 (Приложение к постановлению), отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, путем подачи апелляционных жалобы, представления через Хабаровский краевой суд.

Решение в окончательной форме принято 14 февраля 2020 года.

Судья краевого суда Е.А.Бузыновская