ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-23/2015 от 03.02.2016 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело № 3а-6/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 февраля 2016 года г.Севастополь

Севастопольский городской суд в составе: председательствующего судьи Бабича В.В., при секретаре Кравченко Д.А.,

с участием прокуроров Неудахина С.Б., Ведмидь А.И., представителя Правительства г.Севастополя – Бакута В.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Прокурора города Севастополя о признании недействующим постановления Правительства Севастополя от 25.09.2015 года №912-ПП «О предоставлении земельных участков в аренду»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Правительства Севастополя от 25 сентября 2015 г. N 912-ПП «О передаче земельных участков в аренду» установлено для поддержания сельскохозяйственных производителей, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории города Севастополя, Правительством Севастополя могут приниматься решения о передаче земельных участков сельскохозяйственного использования в аренду без проведения торгов юридическим лицам, в уставном капитале которых 100% доли находится в государственной собственности города Севастополя.

Указанное Постановление Правительства Севастополя опубликовано на официальном сайте Правительства Севастополя 28 сентября 2015г.

Прокурор города Севастополя обратился в Севастопольский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Постановления Правительства Севастополя от 25 сентября 2015 г. N 912-ПП В обоснование иска указано, что данный нормативный правовой акт Правительства Севастополя противоречит Земельному кодексу РФ и Федеральному закону "О защите конкуренции" статьей 15 которого органам государственной власти субъектов РФ запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев. Кроме того, реализация ч.1 ст.12.1 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ возможна лишь в качестве исключительной меры с целью интеграции сложившихся на территории города Севастополя до 18.03.2014 года отношений в правовое пространство Российской Федерации, когда непосредственное применение к ним законодательства Российской Федерации создает существенные затруднения для осуществления прав граждан и организаций, соблюдения интересов общества и государства. При этом установленные нормативными правовыми актами города Севастополя особенности не могут существенным образом изменять действие федеральных законов на территории города Севастополя. Постановление Правительства Севастополя от 25 сентября 2015 г. N 912-ПП согласовано Правительством Севастополя с не уполномоченным в сфере оборота земельных участков сельскохозяйственного назначения федеральным органом исполнительной власти - Министерством регионального развития РФ. В силу прямого указания пункта 2 части 1 статьи 5 Закона города Севастополя №46-ЗС все сельхозугодия на территории города Севастополя относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения. Постановление Правительства №912-ПП нарушает права неопределенного круга лиц, так как ограничивает возможности иных сельскохозяйственных товаропроизводителей на получение в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности, предназначенных для ведения сельскохозяйственной деятельности. Из содержания оспариваемого Постановления Правительства Севастополя следует наличие в нем коррупциогенных факторов.

В письменных возражениях представитель Правительства Севастополя с иском не согласился. Указал, что оспариваемое постановление Правительства Севастополя согласовано с Минэкономразвития России, что соответствует требованиям статьи 12.1 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Просит в удовлетворении административного искового заявления отказать.

В судебном заседании прокуроры и представитель Правительства Севастополя настаивали, соответственно на иске и возражениях на иск. Представитель заинтересованного лица Минэкономразвития России в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; состоит из данного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

На основании и во исполнение указанного Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (пункт 3 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 3 статьи 3 названного Кодекса имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 5, пункт 2 статьи 10 этого же Кодекса).

В соответствии с подпунктом "д" пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 26.12 этого же Федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона города Севастополя от 7 августа 2014 года N 56-ЗС "Об основах управления государственным имуществом города Севастополя", пункту 7 части 2 статьи 34 Устава города Севастополя Правительство Севастополя управляет и распоряжается государственным имуществом города Севастополя, в том числе земельными участками.

Из приведенных норм следует, что управление и распоряжение земельными участками города Севастополя и земельными участками, в границах названного субъекта, государственная собственность на которые не разграничена, а также принятие нормативных правовых актов в данной сфере находится в ведении Правительства Севастополя.

Кроме того, частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014г. №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" предусмотрено, что до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Таким образом оспариваемое прокурором постановление Правительства Севастополя от 25 сентября 2015 г. N 912-ПП «О передаче земельных участков в аренду» полностью соответствует полномочиям Правительства Севастополя.

Доводы искового заявления о том, что указанное постановление Правительства Севастополя устанавливает новое правовое регулирование, которое существенным образом противоречит предусмотренному Земельным кодексом РФ порядку предоставления земельных участков в аренду, в связи с чем не является установлением особенностей регулирования земельных отношений в г.Севастополе, нельзя признать обоснованными.

Во первых, из приведенной нормы не следует, что понятие «особенности регулирования отношений» имеет ограниченное толкование при котором исключается возможность принятия нормативных правовых актов Севастополя, регулирующих соответствующие отношения иным образом, чем это предусмотрено федеральным законодательством.

Во вторых, пунктом 1 статьи 36.9 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Таким образом правило о заключении договора аренды земельного участка на торгах не является абсолютным, а норма данного пункта применяется, если иное не установлено пунктом 2 настоящей статьи.

В пункте 2 статьи 36.9 ЗК РФ установлены случаи когда договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов.

Такими случаями, например, являются: предоставление земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации (подпункт 3); предоставление земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного освоения территории, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка, если иное не предусмотрено подпунктами 6 и 8 настоящего пункта (подпункт 5).

Следовательно, оспариваемое постановление Правительства Севастополя устанавливает особенности регулирования отношений по передаче земельных участков сельскохозяйственного использования в аренду юридическим лицам, в уставном капитале которых 100% доли находится в государственной собственности города Севастополя, в том числе особенности регулирования земельных отношений и в том смысле, рассмотренном выше, который приводится прокурором в иске.

Кроме того, в иске указано, что постановление Правительства Севастополя от 25 сентября 2015 г. N 912-ПП согласовано Правительством Севастополя с не уполномоченным в сфере оборота земельных участков сельскохозяйственного назначения федеральным органом исполнительной власти - Министерством регионального развития РФ. Уполномоченным органом является Министерство сельского хозяйство с которым согласование не производилось.

Согласно пункту 1 раздела 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения).

Согласно пункту 1 раздела 1 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450, Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения).

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; и т.д.

Подпунктом 6 пункта 1 статьи 85 Кодекса предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам сельскохозяйственного использования.

Оспариваемым Постановлением Правительства Севастополя регулируются отношения по предоставлению в аренду земельных участков сельскохозяйственного использования.

Соответственно Постановление Правительства Севастополя правильно принято по согласованию с Минэкономразвития России. Факт согласования подтверждается письмом Минэкономразвития России от 22.09.2015г. №26717-ПК/Д23и.

Статьей 1 Закон города Севастополя от 24.04.2014г. N 3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя" установлено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности, по состоянию на 17 марта 2014 года являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.

В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона города Севастополя от 25.07.2014г. N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" до установления границ населенных пунктов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации границы населенных пунктов определяются в соответствии с документацией по землеустройству, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона, а в случае ее отсутствия - в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и детальными планами территории, утвержденными в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона.

Пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона города Севастополя предусмотрено, что категории земель, к которым отнесены земельные участки, установленные до вступления в силу Федерального конституционного закона, признаются категориями земель, установленными Земельным кодексом Российской Федерации по следующему правилу: сельскохозяйственного назначения, а также земельные участки, предоставленные для дачного строительства из состава земель рекреационного назначения, - землями сельскохозяйственного назначения, а в границах населенных пунктов - землями населенных пунктов.

Таким образом являются ошибочными приведенные в иске доводы, со ссылкой на указанную норму, о том, что все сельхозугодия на территории города Севастополя относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Также являются ошибочными доводы прокурора о коррупциогенных факторах в содержании положений оспариваемого Постановления Правительства Севастополя.

Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для удовлетворении административного иска.

Руководствуясь ст.ст.215-217 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Прокурору города Севастополя в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим Постановления Правительства Севастополя от 25 сентября 2015 г. N 912-ПП «О передаче земельных участков в аренду» отказать.

Сообщение о принятии решения подлежит опубликованию Правительством Севастополя в печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Правительства Севастополя в течении месяца со дня вступления решения в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме через Севастопольский городской суд.

Судья В.В. Бабич