дело №3а-23/2017
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Волгоград 18 января 2017 года
Волгоградский областной суд в составе
председательствующего Ждановой С.В.,
с участием представителя
административного истца Богданова Д.Ю.,
при секретаре Дробковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Волгограднефтепереработка» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
установил:
ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка», с соблюдением досудебного порядка урегулирования спора, обратилось в Волгоградский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости. В обоснование требований сослалось на то, что оно является собственником шести земельных участков, кадастровая стоимость которых не соответствует их рыночной стоимости, что нарушает его права, как налогоплательщика.
В связи с чем, с учётом уточнённых требований после проведения судебной экспертизы, просило установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года:
- с кадастровым номером № <...> расположенного по адресу: <адрес>, площадью <.......> кв.м., в размере <.......> рублей;
- с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <.......> кв.м., в размере <.......> рублей;
- с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <.......> кв.м., в размере <.......> рублей;
- с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <.......> кв.м., в размере <.......> рублей;
- с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <.......> кв.м., в размере <.......> рублей;
- с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <.......> кв.м., в размере <.......> рублей.
В ходе рассмотрения дела по существу представитель административного истца заявленные требования поддержал, просил суд об их удовлетворении.
Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее - Управление Росреестра по Волгоградской области), Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Волгоградской области (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра») и администрация Волгограда, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, об отложении слушания дела не просили.
От Управления Росреестра по Волгоградской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Поскольку в соответствии с положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
Статья 245 КАС РФ предусматривает право юридических лиц на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), который налоговым законодательством относится к местному налогу, устанавливаемому Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязательному к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункт 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из системного анализа содержания пунктов 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, поскольку налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Между тем, действующее законодательство предусматривает установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, если таковая определена (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствие с пунктом 2 части 1 статьей 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Статья 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, в том числе и решением суда.
При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Оспаривание юридическими лицами кадастровой стоимости предусмотрено только в случае отклонения комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Из материалов дела следует, что ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» на праве собственности принадлежат шесть спорных земельных участков в г.Волгограде, с кадастровыми номерами: № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, № <...>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.10-15).
В данном случае установлено, что размер налоговых платежей в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельных участков. Следовательно, определение в отношении земельных участков кадастровой стоимости влияет на обязанность общества по уплате налоговых платежей, и у административного истца имеется правовая заинтересованность в приведении кадастровой стоимости земельных участков в соответствие с их рыночной стоимостью.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что административным истцом соблюдён предварительный досудебный порядок урегулирования спора.
Так, ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» до обращения с настоящим заявлением в суд, ДД.ММ.ГГГГ года обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Волгоградской области с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, которое Комиссией было отклонено (т.1 л.д.22-28).
Приказом Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 27 октября 2015 года № 46-н «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Волгоградской области» утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населённых пунктов Волгоградской области согласно приложению № 1 по состоянию на 1 января 2015 года, в число которых вошли спорные земельные участки.
Таким образом, кадастровая стоимость земельных участков определена по состоянию на 1 января 2015 года в рамках проведённой очередной государственной кадастровой оценки.
Из кадастровых справок о кадастровой стоимости земельных участков и сообщения ФГБУ «ФКП Росреестра» от ДД.ММ.ГГГГ года № № <...> следует, что кадастровая стоимость земельных участков утверждена по состоянию на 1 января 2015 года и составляет:
- земельного участка с кадастровым номером № <...>, с категорией земель - земли населённых пунктов, с разрешённым использованием - производственная деятельность предприятия - <.......> рубля <.......> копеек;
- земельного участка с кадастровым номером № <...>, с категорией земель - земли населённых пунктов, с разрешённым использованием - занимаемых объектами нефтебазы - <.......> рублей <.......> копеек;
- земельного участка с кадастровым номером № <...>, с категорией земель - земли населённых пунктов, с разрешённым использованием - производственная деятельность - <.......> рубля <.......> копеек;
- земельного участка с кадастровым номером № <...>, с категорией земель - земли населённых пунктов, с разрешённым использованием - база оборудования - <.......> рубля <.......> копеек;
- земельного участка с кадастровым номером № <...>, с категорией земель - земли населённых пунктов, с разрешённым использованием - офис для иностранных специалистов - <.......> рубля <.......> копеек;
- земельного участка с кадастровым номером № <...>, с категорией земель - земли населённых пунктов, с разрешённым использованием - промплощадка - <.......> рублей <.......> копеек.
В соответствии с частью 2 статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Из положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В этой связи рыночная стоимость земельных участков должна была быть определена по состоянию на 1 января 2015 года.
В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на истце. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Административным истцом в обоснование заявленных требований были представлены отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков № № <...> от ДД.ММ.ГГГГ года (далее также - Отчёт), выполненный оценщиком <.......>Л.А.Ю. и положительное экспертное заключение на него.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела Отчета, по ходатайству представителя административного истца определением Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ года по настоящему делу была назначена судебная экспертиза Отчета и определения рыночной стоимости земельных участков.
По результатам судебной экспертизы экспертом <.......>Г.Д.С.ДД.ММ.ГГГГ года составлено заключение, согласно которому отчёт об оценке рыночной стоимости земельных участков № № <...> от ДД.ММ.ГГГГ года не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности; рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2015 года составляет: с кадастровым номером № <...> - <.......> рублей, с кадастровым номером № <...> - <.......> рублей, с кадастровым номером № <...> - <.......> рублей, с кадастровым номером № <...> - <.......> рублей, с кадастровым номером № <...> - <.......> 000 рублей, с кадастровым номером № <...> - <.......> рублей (т.2 л.д. 14-65).
После получения заключения эксперта административный истец уточнил заявленные требования и просил установить рыночную стоимость спорных земельных участков в размере, определенном в названном заключении.
Оценивая вышеназванное экспертное заключение, суд находит, что оно соответствует положениям статьи 82 КАС РФ, является обоснованным и объективным, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы, подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. Эксперт, проводивший судебную экспертизу, ясно и недвусмысленно ответил на поставленные перед ним вопросы, подробно мотивировал свои выводы.
Также суд отмечает, что определенная в заключении судебной экспертизы итоговая рыночная стоимость земельных участков не является произвольной, при оценке объектов эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; экспертом проанализирован рынок недвижимости в г.Волгограде со схожим разрешением, произведена оценка объектов с учетом их местоположения, площади, количественных и качественных характеристик; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объектов оценки по состоянию на 1 января 2015 года.
В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых земельных участков сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки, а оснований ставить указанное экспертное заключение под сомнение у суда не имеется.
Достоверность выводов эксперта сторонами сомнению не подвергалась, ходатайства о назначении повторной экспертизы указанными лицами не заявлено, поводы для ее назначения по инициативе суда отсутствуют.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Закона об оценочной деятельности, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена в размере, установленном в заключении судебной оценочной экспертизы.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков.
Представленный административным истцом Отчёт правового значения при принятии решения не имеет, поскольку рыночная стоимость спорных земельных участков установлена судом на основании заключения судебной экспертизы, с выводами которой согласился административный истец, уточнивший заявленные требования с учётом названной экспертизы.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно пункту 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» Законом об оценочной деятельности для юридических лиц установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
В данном случае общество обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости - ДД.ММ.ГГГГ года. Следовательно, указанную дату следует считать датой подачи заявления.
Заявление директора <.......>Г.Д.С. о взыскании судебных расходов на проведение судебной экспертизы об определении рыночной стоимости земельных участков, в размере <.......> рублей, подлежит удовлетворению, поскольку рыночная стоимость спорных земельных участков установлена судом на основании заключения судебной экспертизы, назначенной определением суда от ДД.ММ.ГГГГ года по ходатайству представителя административного истца, с выводами которой согласился административный истец, уточнивший заявленные требования с учётом названной экспертизы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
удовлетворить административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Волгограднефтепереработка» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>86, расположенного по адресу: Волгоградская <адрес>, площадью <.......> кв.м., категория земли - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - производственная деятельность предприятия, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 1 января 2015 года в размере <.......> рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: Волгоградская <адрес>, площадью <.......> кв.м., категория земли - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - промплощадка, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 1 января 2015 года в размере <.......> рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <.......> кв.м., категория земли - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - занимаемых объектами нефтебазы, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 1 января 2015 года в размере <.......> рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: Волгоградская <адрес>, площадью <.......> кв.м., категория земли - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - производственная деятельность, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 1 января 2015 года в размере <.......> рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <.......> кв.м., категория земли - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - база оборудования, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 1 января 2015 года в размере <.......> рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <.......> кв.м., категория земли - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - офис для иностранных специалистов, равной его рыночной стоимости, определённой по состоянию на 1 января 2015 года в размере <.......> рублей.
Датой подачи заявления считать - ДД.ММ.ГГГГ года.
Взыскать с ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» расходы на проведение экспертом общества с ограниченной ответственностью <.......> экспертизы определения рыночной стоимости земельных участков в размере <.......> рублей перечислением на счёт <.......> по реквизитам: почтовый адрес <адрес>; юридический адрес <адрес>; ИНН № <...>; КПП № <...>; ОГРН № <...>, дата присвоения ДД.ММ.ГГГГ г.; ОКПО № <...>; р/сч № <...>, Южный филиал <.......> БИК № <...>; К/сч № <...>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда через Волгоградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Жданова С.В.
решение в окончательной
форме принято 20 января 2017 года
Судья: Жданова С.В.