ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-23/2017 от 22.06.2017 Кировского областного суда (Кировская область)

Дело № 3а-23/2017

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Киров 22 июня 2017 года

Кировский областной суд в составе:

судьи Сметаниной О.Н.,

при секретаре Шурминой Н.В.,

с участием прокурора Чураковой Н.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества «Кировский молочный комбинат» к министерству государственного имущества Кировской области о признании не действующим пункта 206 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость,

у с т а н о в и л:

распоряжением министерства государственного имущества Кировской области от 23 декабря 2016г. № 06-1338 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень).

Данный Перечень 23 декабря 2016г. опубликован на официальном сайте министерства государственного имущества Кировской области (www.dgs.kirovreg.ru), который является единственным источником официального опубликования на основании пункта 1.3 Положения о порядке подготовки, оформления и согласования проектов нормативных правовых актов министерства государственного имущества Кировской области, утвержденного распоряжением министерства государственного имущества Кировской области от 06 мая 2016г. № 01-452.

Согласно Перечню в 2017 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость в отношении объекта, указанного в пункте 206, расположенного по адресу: г.Киров, ул.Воровского, дом 105, кадастровый номер 43:40:000314:238.

Закрытое акционерное общество «Кировский молочный комбинат» (далее - ЗАО «Кировский молочный комбинат») обратилось в Кировский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 206 Перечня, указав, что внесенное в данный Перечень здание представляет собой административно-бытовой корпус, соединенный с производственными цехами и предназначенный для непосредственного обслуживания производственного процесса. Включение здания административно-бытового корпуса в Перечень, наряду с административно-деловыми и торговыми центрами нарушает права административного истца, поскольку неправомерно возлагается обязанность по исчислению и уплате налога на имущество организаций в завышенном размере, исходя из кадастровой стоимости здания.

В судебном заседании представитель административного истца Заболотская Л.А. на удовлетворении заявленных административных требований настаивала.

Представители министерства государственного имущества Кировской области Мохов Л.А., Симонова О.А. возражали против удовлетворения административных исковых требований.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Чураковой Н.Р., полагавшей необходимым заявленное требование удовлетворить, поскольку административным ответчиком не доказан факт соответствия рассматриваемого здания критериям, перечисленным в ст.378.2 Налогового кодекса РФ, суд полагает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов административного дела, здание по адресу: г.Киров, ул.Воровского, дом 105, с кадастровым номером 43:40:000314:238, принадлежащее на праве собственности ЗАО «Кировский молочный комбинат», включено в оспариваемый Перечень одновременно как административно-деловой центр и торговый центр (комплекс), на основании пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку, по мнению административного ответчика, указанное здание предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, и в целях размещения объектов общественного питания.

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статья 14 и пункт 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что такими объектами недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, являются:

административно-деловые центры и помещения в них;

нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (в редакции Федерального закона от 02 ноября 2013г. № 307-ФЗ, действующей на момент утверждения Перечня).

По смыслу пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 04 ноября 2014г. № 347-ФЗ, действующей на момент утверждения Перечня) объекты недвижимого имущества, перечисленные в пункте 1 данной статьи могут представлять собой один объект, в частности, использующийся одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Обязательными условиями для определения принадлежности здания для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания являются:

изолированность здания (отдельно стоящее здание);

предназначение здания для соответствующего использования в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости;

или фактическое использование здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом, здания для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаются таковыми, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02 ноября 2013г. № 307-ФЗ) вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Законом Кировской области от 27 июля 2016г. № 692-ЗО «О налоге на имущество организаций в Кировской области» на территории Кировской области установлен и введен в действие налог на имущество организаций.

Абзац 6 статьи 3 данного закона устанавливает, что перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утверждается уполномоченным Правительством Кировской области органом исполнительной власти Кировской области.

Постановлением Правительства Кировской области от 24 октября 2016г. № 22/126 утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Кировской области, для целей налогообложения (далее - Порядок определения вида фактического использования зданий), вступивший в силу с 06 ноября 2016г., которым обязанность по подготовке и утверждению перечня возложена на министерство государственного имущества Кировской области.

В соответствии с пунктом 2.1.3 Порядка определения вида фактического использования зданий министерство государственного имущества Кировской области формирует перечень объектов недвижимого имущества, подлежащих обследованию на предмет определения вида их фактического использования. В данный перечень включаются объекты, которые соответствуют критериям в части их общей площади, но в отношении которых отсутствует возможность установить вид их фактического использования исходя из сведений ГКН.

Такой перечень утвержден приказом министерства государственного имущества Кировской области от 16 ноября 2016г. № 03-129/1 и в него вошло здание административно-бытового корпуса по адресу: г.Киров, ул.Воровского, д.105.

Распоряжением министерства государственного имущества Кировской области от 16 ноября 2016г. № 04-1186 утвержден план-график обследования объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в целях определения вида их фактического использования (пункт 2.1.5 Порядка определения вида фактического использования зданий).

Приказом министерства государственного имущества Кировской области от 16 ноября 2016г. № 03-129/п создана соответствующая комиссия.

23 ноября 2016г. комиссия обследовала административно-бытовой корпус ЗАО «Кировский молочный комбинат» по адресу: г.Киров, ул.Воровского, д.105. В акте обследования фактического использования объекта комиссия сделала заключение, что фактическое использование объекта на основании представленных документов и произведенного обследования - для размещения офисов и объектов общественного питания. Эти помещения составляют 96,9% от общей площади здания (3254,70 кв.м). В распоряжении комиссии находились документы, указанные в приложении: свидетельство о регистрации права собственности, технический паспорт по состоянию на 2004г., выписка из ЕГРП, кадастровый паспорт земельного участка.

Распоряжением министерства государственного имущества Кировской области от 23 декабря 2016г. № 06-1338 утвержден Перечень, в пункте 206 которого указано здание административно-бытового корпуса по адресу: г.Киров, ул.Воровского, д.105.

Оспаривая данный пункт представитель административного истца Заболотских Л.А. указала на необоснованность выводов комиссии, которая не установила фактическое назначение здания административно-бытового корпуса, а формально переписала данные технического паспорта.

Представитель административного ответчика Мохов Л.А. пояснил суду, что данные технического паспорта от 2004г. в достаточной мере подтверждают правильность отнесения здания к объектам, перечисленным в пункте 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Обследование здания комиссией носит второстепенный характер.

Соответственно, документом технического учета, на основании которого здание административно-бытового корпуса по адресу: г.Киров, ул.Воровского, дом 105, 1980 года постройки, включено в оспариваемый Перечень, являлся технический паспорт по состоянию на 20 ноября 2004г..

В экспликации к поэтажному плану технического паспорта произведена классификация площадей здания по фактическому использованию. Выделены группы площадей: «административная», «лечебно-профилактическая», «общественное питание» и перечислены назначения конкретных помещений, входящих в данные группы.

Наименования данных групп, по мнению представителя административного ответчика, достаточно для определения фактического использования здания.

Допрошенная в качестве свидетеля председатель комиссии Акимова О.А. суду пояснила, что целью выхода комиссии было определение фактического использования здания. Комиссия установила, что в нем не находится производство, а располагаются кабинеты, там сидят люди и имеется минимальный набор техники. Этого для принятия решения комиссией достаточно.

Свидетель Кошелева Т.В., являющаяся членом комиссии, работающая главным инженером КОГУП «Бюро технической инвентаризации», суду пояснила, что для технической инвентаризации офисные площади входят в понятие «административные площади» наряду с другими площадями. Комиссия установила, что в здании административно-бытового корпуса нет производственных или складских помещений. Отнесения более 20% площадей здания к административным для комиссии было достаточным для принятия решения.

Тем не менее, как следует из смысла пунктов 20, 21 письма Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 09 марта 1977г. № 15-1-103, в технических паспортах указываются виды зданий по своему назначению (административное, торговое, общественного питания и т.п.), классификация площадей здания (торговая, промышленная, общественное питание и т.п.), фактическое назначение помещений, площадь которых в свою очередь делится на основную и вспомогательную.

Пункт 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации привел необходимое фактическое назначение помещений для признания здания использующимся одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения объектов общественного питания.

В данном здании, по мнению законодателя, должны размещаться офисы и сопутствующая офисная инфраструктура (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), объекты общественного питания.

Экспликация к поэтажному плану административно-бытового корпуса ЗАО «Кировский молочный комбинат» не объединяет площади здания в группу «офисная» площадь, не содержит наименование фактического назначения какого-либо помещения, как «офис». Более того, «офисные» площади являются лишь составляющей такого вида классификации площадей здания, как «административные» площади. В этой связи технический паспорт сам по себе подтверждать принадлежность данного здания к административно-деловому центру не может.

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ЗАО «Кировский молочный комбинат» является «производство молока (кроме сырого) и молочной продукции».

В соответствии с пунктом 4.3 СанПиН 2.3.4.551-96 «Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности (Технологические процессы. Сырье). Производство молока и молочных продуктов. Санитарные правила и нормы», распространяющимся, в том числе на действующие предприятия, территория молочного предприятия должна иметь четкое деление на функциональные зоны: предзаводскую, производственную и хозяйственно-складскую.

В предзаводской зоне размещаются здания административных и санитарно-бытовых помещений, контрольно-пропускной пункт, площадка для стоянки личного транспорта, а также площадка для отдыха персонала.

Пункт 6.4 СанПиН 2.3.4.551-96 указывает, что в состав санитарно-бытовых помещений для работников производственных цехов предприятий молочной промышленности должны быть включены: гардеробные верхней, домашней, рабочей и санитарной одежды и обуви, отдельные бельевые для чистой и грязной санитарной одежды, душевые, туалет, помещение для личной гигиены женщин, умывальная с раковинами для мойки рук, сушилка для одежды и обуви, маникюрная, здравпункт или комната медосмотра, пункт питания (предприятие общественного питания), помещение для хранения и санобработки уборочного инвентаря.

Из материалов дела следует, что здание административно-бытового корпуса состоит из подвала и 3-х этажей, фактически используется следующим образом:

В подвальном этаже здания размещено защитное сооружение (убежище), стоящее на учете в МЧС России, предназначенное для защиты населения в военное время, в мирное время в нем хранятся средства индивидуальной защиты и НЗ, кроме того оно используется во время проведения учений по вопросам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций в качестве пункта управления мероприятиями гражданской обороны комбината и запасного пункта управления администрации Ленинского района г.Кирова. В соответствии с п.7.10 СП 165.1325800.2014. «Свод правил. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90» защитное сооружение в зоне возможного химического заражения следует содержать в готовности к немедленному приему укрываемых.

На первом этаже здания расположены санитарно-бытовые помещения для работников производственных цехов, оборудованные по типу санпропускника (включающие гардеробные верхней, домашней, рабочей и санитарной одежды и обуви, душевые, туалет, помещение для личной гигиены, умывальная, сушилки для одежды и обуви, помещения для хранения и санобработки уборочного инвентаря), а также здравпункт.

На втором этаже расположена столовая, актовый зал.

Второй этаж двумя галереями связан с двумя производственными корпусами, где осуществляется непосредственно производство молочной продукции.

На третьем этаже здания расположены производственная и экологическая лаборатории, службы главного инженера, занимающиеся техническим обеспечением производства, главный технолог, а также служба охраны труда и учебный класс.

Самостоятельное посещение территории предприятия посторонними лицами не возможно.

Следовательно, помещения в указанном здании не используются в целях делового, административного или коммерческого назначения в том понимании, которое заложил в норму статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации законодатель, поскольку фактически используются для непосредственного и непрерывного обслуживания производственного процесса.

Кроме того, согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок, в границах которого расположено здание административно-бытового корпуса ЗАО «Кировский молочный комбинат», имеет вид разрешенного использования «пищевая промышленность», не предусматривающий размещение зданий административно-деловых центров и торговых центров.

Таким образом, здание по адресу: г.Киров, ул.Воровского, дом 105, с кадастровым номером 43:40:000314:238 не может быть признано одновременно административно-деловым центром и торговым центром, поскольку отсутствует необходимое условие, а именно одновременное использование более 20% его площадей как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Следовательно, указанное здание не могло быть включено в Перечень.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что административный истец является плательщиком налога на имущество организаций в 2017 году, оспариваемый нормативный акт вступил в силу после официального опубликования 23 декабря 2016г. и имеет ограниченный срок действия (на 2017г.).

При таких обстоятельствах, в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов ЗАО «Кировский молочный комбинат» пункт 206 Перечня подлежит признанию недействующим с момента принятия нормативного акта.

Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Пунктами 2 и 3 распоряжения министерства государственного имущества Кировской области от 23 декабря 2016г. № 06-1338 предписано разместить Перечень на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направить в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы России по Кировской области.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы России по Кировской области, а также размещению на официальном сайте министерства государственного имущества Кировской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче административного искового заявления ЗАО «Кировский молочный комбинат» уплачена государственная пошлина в размере 4500 (четырех тысяч пятисот) рублей согласно платежному поручению от 04 мая 2017г. № 4486.

Данные судебные расходы подлежат взысканию с административного ответчика министерства государственного имущества Кировской области в пользу административного истца.

Руководствуясь статьями 111, 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление закрытого акционерного общества «Кировский молочный комбинат» удовлетворить.

Признать не действующим со дня принятия пункт 206 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Кировской области, в отношении которых в 2017 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного распоряжением министерства государственного имущества Кировской области от 23 декабря 2016г. № 06-1338.

Решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы России по Кировской области, а также размещению на официальном сайте министерства государственного имущества Кировской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Взыскать с министерства государственного имущества Кировской области в пользу закрытого акционерного общества «Кировский молочный комбинат» расходы на уплату государственной пошлины в размере 4500 (четырех тысяч пятисот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Кировский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Сметанина О.Н.