ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-23/2018 от 02.03.2018 Рязанского областного суда (Рязанская область)

3а-23/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 марта 2018 года

г. Рязань

Судья Рязанского областного суда Логвин В.Н., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства дело по административному исковому заявлению ООО «ТК Техэнергоресурс» к ФГБУ «ФКП Росреестра» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

ООО «ТК Техэнергоресурс» обратилось в Рязанский областной суд с названным административным иском, указав в обоснование, что оно является арендатором <скрыто> земельного участка с кадастровым номером категория земель: <скрыто>, разрешенное использование: <скрыто>, общей площадью <скрыто> кв.м., адрес (описание местоположения) объекта: <адрес>

Ссылаясь на отчет <скрыто> от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка по состоянию на 05.04.2016 в размере 2 528 555 рублей, полагает, что кадастровая стоимость названного земельного участка – 8 437 027,89 рубля, является завышенной и нарушает его права и обязанности, как лица, имеющего исключительное право на выкуп земельного участка.

С учетом уточнения заявленных требований после проведения судебной экспертизы, ООО «ТК Техэнергоресурс» просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , равной рыночной стоимости в размере 4 121 00 рублей по состоянию на 05.04.2016 года.

На основании части 7 статьи 150 КАС РФ суд рассмотрел административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, в связи с тем, что в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения.

Изучив административное исковое заявление, исследовав материалы дела, суд считает возможным установить кадастровую стоимость названного в иске объекта недвижимости равной рыночной стоимости, по следующим мотивам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 этого же Кодекса без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.

При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом (пункт 3 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации).

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" даны разъяснения о том, что лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

Статья 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" указывает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде и комиссии в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу положений статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с данной статьей.

По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (пункт 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 30.06.2015 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет, в том числе, функции по государственной кадастровой оценке.

Приказом Росреестра от 12.05.2015 №П/210 полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, наделено ФГБУ «ФКП Росреестра».

Из материалов дела следует и судом установлено, что административный истец ООО «ТК Техэнергоресурс» является арендатором находящегося в муниципальной собственности земельного участка с кадастровым номером , категория земель: <скрыто>, разрешенное использование: <скрыто>, общей площадью <скрыто> кв.м., адрес (описание местоположения) объекта: <адрес> Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ, администрация г. Рязани передала вышеуказанный земельный участок в пользование ООО «ТК Техэнергоресурс» на условиях аренды на срок до ДД.ММ.ГГГГ. <скрыто> (л.д.<скрыто>).

Действующая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером была утверждена актом ФГБУ «ФКП Росреестра» от 05.04.2016 по состоянию на 05.04.2016 в размере 8 437 027 рублей 89 копеек, в связи с его образованием и постановкой на кадастровый учет. Сведения об этой кадастровой стоимости внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <скрыто>).

В связи с чем, суд полагает, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером должна определяться по состоянию на 05.04.2016 года.

29.12.2016 ООО «ТК Техэнергоресурс» обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Рязанской области (далее комиссия) с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости названного земельного участка. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ заявление отклонено (л.д.<скрыто>).

09.11.2017 года ООО «ТК Техэнергоресурс» подало в суд этот административный иск.

По ходатайству представителя административного истца была назначена судебная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка, проведение которой было поручено эксперту <скрыто>

Согласно экспертному заключению <скрыто> от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 05.04.2016 года в размере 4 121 000 рублей.

Оснований ставить под сомнение указанное экспертное заключение, соответствующее требованиям части 2 статьи 82 КАС РФ, у суда не имеется. В свою очередь административным ответчиком и заинтересованными лицами не представлено каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения <скрыто> и определенной в нем величины рыночной стоимости спорного земельного участка, ходатайств о назначении повторной экспертизы не заявлено.

Принимая во внимание, что расхождение между кадастровой стоимостью, внесенной в государственный кадастр недвижимости по результатам государственной оценки земель, и рыночной стоимостью земельного участка, определенной заключением судебной экспертизы на ту же дату, затрагивает права административного истца, суд полагает, что уточненные требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости обоснованны, и считает необходимым установить кадастровую стоимость участка равной рыночной стоимости, определенной заключением судебной экспертизы.

Поскольку заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано административным истцом в комиссию 29.12.2016 года, установленная судом кадастровая стоимость должна применяться для предусмотренных законодательством целей с даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы 3 и 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Руководствуясь статьями 175-180, 249, 293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить уточненный административный иск ООО «ТК Техэнергоресурс» к ФГБУ «ФКП Росреестра» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: <скрыто>, разрешенное использование: <скрыто>, общей площадью <скрыто> кв.м., адрес (описание местоположения) объекта: <скрыто>, равной рыночной стоимости в размере 4 121 000 (четыре миллиона сто двадцать одна тысяча) рублей по состоянию на 05 апреля 2016 года, на период с 05 апреля 2016 года, до даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи ООО «ТК Техэнергоресурс»» заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 29 декабря 2016 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья- В