Производство № 3а-23/2021
УИД 60OS0000-01-2021-000056-88
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 сентября 2021 года город Псков
Псковский областной суд в составе:
председательствующего судьи Панова И.М.,
при секретаре Гусаровой Е.А.,
с участием представителя административного ответчика Администрации Псковской области ФИО1,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Администрации Псковской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 46 КАС РФ, к Администрации Псковской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В обоснование заявления указал, что он является арендатором земельного участка в Печорском районе Псковской области с 23 марта 2016 года.Кадастровая стоимость данного земельного участка определена по состоянию на 01 февраля 2016 года в порядке массовой оценки и составляет 20 225 749 рублей 86 копеек.Согласно отчету об оценке № от 02 сентября 2021 года ООО «Правовой центр судебной экспертизы» рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01 февраля 2016 года определена в размере 335000 рублей.
В настоящий момент Администрацией Печорского района Псковской области подано исковое заявление о взыскании с него в судебном порядке задолженности по арендным платежам, рассчитанной исходя из кадастровой стоимости земельного участка, равной 20 225 749 рублей 86 копеек. Таким образом, значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью затрагивает его интересы, поскольку повлекло увеличение размера арендных платежей за период действия оспариваемой кадастровой стоимости.
Просит суд установить кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01 февраля 2016 года и восстановить ему срок для подачи настоящего административного искового заявления, указывая на то, что он обратился в суд до истечения пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Административный истец ФИО2, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика Администрации Псковской области ФИО1 в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований, разрешение вопроса о восстановлении срока на обращение в суд оставила на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Псковской области, представитель заинтересованного лица Администрации Печорского района в судебное заседание не явились, позиции относительно заявленных требований не представили.
Заслушав объяснения административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 245 КАС РФ и статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» физические лица могут обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
По смыслу статьи 24.18 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» право арендатора земельного участка на обращение в суд в целях оспаривания результатов кадастровой стоимости не ставится в зависимость от срока действия договора аренды такого объекта недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 названной статьи Земельного кодекса РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 14, 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
В силу части 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом срока периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 06 мая 2020 года ФИО2 с 23 марта 2016 года является арендатором земельного участка с кадастровым номером №, площадью 34501 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>.
02 марта 2007 года земельный участок с кадастровым номером № передан Администрацией Печорского района в аренду ЗАО «Промпереработка» по договору аренды № находящегося в государственной собственности земельного участка.
В настоящее время указанный земельный участок находится в аренде у ФИО2 на основании договора передачи прав и обязанностей по договору аренды от 02 марта 2007 года № находящегося в государственной собственности земельного участка.
Постановлением Администрации Псковской области от 27 октября 2016 года №351 были утверждены результаты определения кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Псковской области по состоянию на 01 января 2016 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 03 июня 2021 года, кадастровая стоимость земельного участкас кадастровым номером № была установлена в размере 20 005 749 рублей 86 копеек по состоянию на 01 февраля 2016 года.
Постановлением Администрации Псковской области от 12 ноября 2020 года №403 были утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков категорий земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения; земель особо охраняемых территорий и объектов; земель лесного фонда; земель водного фонда на территории Псковской области по состоянию на 01 января 2020 года. В строке 2536 Приложения к указанному Постановлению определена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 46000 рублей.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка, оспариваемая административным истцом, стала архивной ввиду внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных в ходе проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установлено, что в производстве Печорского районного суда Псковской области находится гражданское дело № по иску Администрации Печорского района к ФИО2 о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка, пени и расторжении договора аренды земельного участка.
Согласно приведенным выше разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, возможность пересмотра кадастровой стоимости, ставшей архивной означает, что за истцом сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Исходя из изложенного, с учетом доводов, приведенных административным истцом, а также при отсутствии мотивированных возражений от лиц, участвующих в деле, суд полагает ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд подлежащим удовлетворению.
В подтверждение доводов заявления об установлении архивной кадастровой стоимости спорного земельного участка равной его рыночной стоимости административным истцом представлен отчет об оценке № от 02 сентября 2021 года, выполненный ООО «Правовой центр судебной экспертизы».
Данным отчетом определена рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 февраля 2016 года в размере 335000 рублей.
Оценивая представленный отчет об оценке по правилам, установленным статьей 84 КАС РФ, суд считает его соответствующим критериям относимости, допустимости и достоверности, в связи с чем принимает данный отчет как доказательство рыночной стоимости указанного земельного участка.
Суд учитывает, что оценщиком обосновано использование сравнительного подхода методом сравнения продаж, для реализации которого им проанализирован рынок предложений земельных участков из сегмента рынка объекта оценки, расположенных в Псковском районе, а также в соседних с ним районах, в период, наиболее приближенный к дате проведения оценки, взятых из открытых источников. В качестве аналогов объекта оценки экспертом выбирались по 3 объекта, сходных с объектами оценки, выполнены соответствующие корректировки, произведено согласование результатов. На основе полученных результатов эксперт определил итоговую величину рыночной стоимости земельного участка.
Отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка составлен в соответствии с требованиями законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости.
Оценка стоимости указанного объекта произведена оценщиком, являющимся членом саморегулируемой организации «Региональная ассоциация оценщиков», имеющим диплом о профессиональной переподготовке в области оценки, квалификационноесвидетельство в области оценочной деятельности по направлению «Оценочная деятельность», сертификат о прохождении курсов по направлению «Оценка стоимости имущества для судебной экспертизы», профессиональная ответственность оценщика застрахована.
Возражений относительно представленных административным истцом доказательств, данных о недостоверности сведений о величине рыночной стоимости земельного участка, лицами, участвующими в деле, не представлено.
При таких обстоятельствах, суд устанавливает архивную кадастровую стоимость указанного земельного участка исходя из стоимости, определенной в отчете об оценке по состоянию на 01 февраля 2016 года.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как указано выше, постановлением Администрации Псковской области от 12 ноября 2020 года №403 утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки земельных участков на территории Псковской области, в том числе земельного участка с кадастровым номером №, которым установлена новая кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2020 года в размере 46 000 рублей.
В силу пункта 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от оснований их определения применяются следующим образом: с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта обутверждении результатов определения кадастровой стоимости.
Таким образом, архивная кадастровая стоимость земельного участка в размере, установленном судом и равном рыночной стоимости, подлежит применению на период с начала ее использования в целях налогообложения и для иных предусмотренных законодательством целейдо 31 декабря 2020 года.
Настоящее административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подано ФИО2 28 апреля 2021 года.
Руководствуясь статьями 177, 180, 249 КАС РФ, суд
решил:
административный иск ФИО2 к Администрации Псковской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 34501 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равной 335 000 (триста тридцать пять тысяч) рублей по состоянию на 01 февраля 2016 года.
Установить 28 апреля 2021 года датой подачи ФИО2 заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Данное решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 20 сентября 2021 года.
Судья Псковского областного суда . И.М. Панов
.
.