14OS0000-01-2021-000016-97
Дело № 3а-23/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Якутск 11 июня 2021 года
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе
судьи Дьяконовой З.С.,
при секретаре Осиповой Е.П.,
с участием заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) ФИО1, представителя административного ответчика Нерюнгринского районного Совета депутатов ФИО2, представителя заинтересованного лица Нерюнгринской районной администрации ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения в законную силу карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования «Нерюнгринский район», утвержденных решением Нерюнгринского районного Совета депутатов от 27.02.2018 № 13-43, в части установления в отношении территорий кадастровых кварталов 14:19:206001; 14:19:206002 различных территориальных зон,
установил:
Решением Нерюнгринского районного Совета депутатов от 27 февраля 2018 г. №13-43 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Нерюнгринский район».
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с административным иском к Нерюнгринскому районному Совету депутатов о признании, с учетом уточнений, противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения в законную силу карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования «Нерюнгринский район», утвержденных решением Нерюнгринского районного Совета депутатов от 27.02.2018 № 13-43, в части установления в отношении территорий кадастровых кварталов 14:19:206001; 14:19:206002 различных территориальных зон.
В обоснование ссылается на то, что согласно части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки, в том числе оспариваемый акт, состоят из трех частей: порядка применения и внесения изменений; карты градостроительного зонирования; градостроительных регламентов. В соответствии с ч. 4 ст. 30, ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ карта градостроительного зонирования устанавливает границы территориальных зон, по каждой из которых устанавливается свой градостроительный регламент. Вследствие изложенного, именно картой градостроительного зонирования определяется пространственные пределы действия соответствующих градостроительных регламентов. Истец указывает, что в нарушение норм федерального законодательства Картой градостроительного зонирования оспариваемого акта в отношении территории опережающего социально-экономического развития «Южная Якутия» (номер кадастрового квартала 14:19:206001 и 14:19:206002) установлены различные территориальные зоны, какие-либо исключения для территорий опережающего социально-экономического развития не установлены. Установление градостроительных регламентов в отношении территории опережающего социально-экономического развития «Южная Якутия» нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, а именно, имеющихся и потенциальных резидентов, иных правообладателей земельных участков в соответствующей территории, на которых возлагается не предусмотренная действующим законодательством обязанность по соблюдению правил землепользования и застройки.
В письменных отзывах и в судебном заседании представитель административного ответчика Нерюнгринского районного Совета депутатов выражает несогласие с административным иском. Указывает, что в полномочия представительного органа местного самоуправления не входит подготовка проекта решения по внесению изменений в Правила землепользования и застройки. В связи с указанным считает, что прокурору следовало в качестве соответчика указать Нерюнгринскую районную администрацию, поскольку именно этот исполнительно-распорядительный орган может провести соответствующую работу и подготовить проект решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки МО «Нерюнгринский район». Если на Нерюнгринскую районную администрацию такую обязанность не возложить, то решение суда об удовлетворении заявленных прокуратурой требований Нерюнгринским районным Советом депутатов не будет исполнено. Кроме того, ответчик указывает, что в соответствии со статьей 32 оспариваемых Правил землепользования и застройки градостроительный регламент расписан на каждую территориальную зону, однако на некоторые зоны действие градостроительного регламента не распространяется либо градостроительный регламент не устанавливается вообще. В этих случаях использование земельных участков осуществляется уполномоченными органами в соответствии с федеральными законами. Ответчик утверждает, что с момента утверждения Правил землепользования и застройки не поступило ни одной жалобы или претензии о нарушении прав от физических лиц, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
В возражении на исковые требования прокурора заинтересованное лицо – администрация МО «Нерюнгринский район» ссылается на то, что признание противоречащим федеральному законодательству и недействующим Правил в части спорных территорий негативно скажется на социально-экономическом развитии Нерюнгринского района в целом. Приведение в соответствие оспариваемого нормативно-правового акта по предварительным подсчетам составит около полутора лет, что является недопустимым. Просит учесть, что 11 марта 2021 г. и.о. главы района издано постановление, которым поручено приступить к подготовке проекта решения по внесению изменений в Правила землепользования и застройки. Также запрошены коммерческие предложения по стоимости работ по разработке внесения изменений в схему территориального планирования. Таким образом, Нерюнгринской районной администрацией принимаются меры для внесения изменений в Правила землепользования и застройки МО «Нерюнгринский район». Просит в удовлетворении административного иска отказать. В судебном заседании представитель Нерюнгринеской районной администрации просит отказать в удовлетворении требований прокурора по изложенным в отзыве основаниям, а также по основаниям, на которые сослался представитель ответчика.
В судебном заседании заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) поддержал исковые требования, просит удовлетворить требования по изложенным в иске основаниям. Доводы ответчика и заинтересованного лица, приведенные в обоснование позиции о необоснованности и незаконности требований прокурора, считает несостоятельными.
По ходатайству представителей ответчика и заинтересованного лица судом допрошена в качестве свидетеля Н., начальник отдела архитектуры и градостроительства Нерюнгринской городской администрации. Свидетель подтвердила, что на территории опережающего социально-экономического развития «Южная Якутия», а именно на территории кадастровых кварталов с кадастровыми номерами 14:19:206001 и 14:19:206002 картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Нерюнгринского района установлены различные территориальные зоны. В настоящее время ведется работа по подготовке проекта решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки МО «Нерюнгринский район», в том числе по внесению изменений в карту градостроительного зонирования, с тем, чтобы с территории зон социально-экономического развития «Южная Якутия», исключить установленные органом местного самоуправления территориальные зоны. Свидетель также пояснила, что на момент утверждения оспариваемых Правил землепользования и застройки не было методических указаний, каким образом следует регулировать на местном уровне отношения по использованию территорий опережающего развития, в связи с чем на указанной территории были установлены территориальные зоны.
Выслушав прокурора, представителей административного ответчика, заинтересованного лица, свидетеля, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно части 4 статьи 7 названного федерального закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Порядок подготовки и утверждения правил землепользования и застройки установлены положениями статей 31 - 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Нерюнгринский районный Совет депутатов является представительным органом муниципального образования «Нерюнгринский район».
Решением Нерюнгринского районного Совета депутатов от 27 февраля 2018 г. N 13-43 утверждены "Правила землепользования и застройки муниципального образования «Нерюнгринский район» (далее – Решение N 13-43, Правила).
Данный нормативный правовой акт вступил в законную силу со дня его официального опубликования в Бюллетене органов местного самоуправления Нерюнгринского района РС(Я) и размещения на сайте муниципального образования «Нерюнгринский район» в сети Интернет.
Правила включают Карту градостроительного зонирования, в котором выделены территориальные зоны.
На территории Нерюнгринского района РС(Я) установлены зоны: производственного назначения («П»), рекреационного назначения («Р»), сельскохозяйственного назначения («С»), специального назначения («К»), транспортной инфраструктуры («Т». Также выделены виды зон с особыми условиями использования территории.
Полагая противоречащим федеральному законодательству карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки МО «Нерюнгринский район» в части установления территориальных зон в кадастровых кварталах 14:19:206001 и 14:19:206002, прокурор обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает, что градостроительное зонирование это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны (пункт 6 статьи 1, пункт 3 части 2, часть 6 статьи 30 ГрК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Исходя из положений части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.
Положения статьи 10.7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" предусматривают, что особенности осуществления градостроительной деятельности в связи с созданием территорий опережающего социально-экономического развития устанавливаются Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (далее - Закон N 473-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 2 Закона N 473-ФЗ территория опережающего социально-экономического развития (далее - ТОСЭР) - это часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7, части 1 статьи 26 Закона N 473 согласование схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, в котором создается или функционирует ТОСЭР, согласование документации для размещения объектов капитального строительства регионального значения в границах муниципальных образований, в которых расположена ТОСЭР, осуществление государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, утверждение проекта планировки, принятие решений о подготовке документации по планировке ТОСЭР и об утверждении проекта планировки ТОСЭР осуществляет уполномоченный федеральный орган.
Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2016 г. №1524 на территории муниципального образования «Нерюнгринский район» Республики Саха (Якутия) создана ТОСЭР "Южная Якутия". Согласно приложению №1, с учетом внесенных изменений от 23 сентября 2017 г. и 24 января 2018 г., в перечень кадастровых кварталов, в границах которых создается ТОСЭР "Южная Якутия", вошли кадастровые кварталы 14:19:206001, 14:19:206002, 14:19:210003, 14:19:208013. В Приложении №2 определен перечень классов общероссийского классификатора видов экономической деятельности, включающих виды экономической деятельности, при осуществлении которых действует особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности на территории ТОСЭР «Южная Якутия».
27 января 2017 г. между Министерством РФ по развитию Дальнего Востока, Правительством Республики Саха (Якутия) и Нерюнгринской районной администрацией заключено соглашение № ... о создании на территории муниципального образования «Нерюнгринский район» ТОСЭР "Южная Якутия". Соответствующие соглашения заключены и с администрацией муниципального образования «Поселок Беркакит» и «Поселок Чульман» (дополнительное соглашение № ... от 27 августа 2018 г. и дополнительное соглашение № ... от 05 августа 2019).
Для проверки доводов прокурора об установлении ответчиком на территории ТОСЭР территориальных зон, для выяснения вопросов требующих специальных знаний определением суда назначена судебная землеустроительная экспертиза.
Согласно экспертному заключению от 27 мая 2021 г. эксперта АО «Якутское аэрогеодезическое предприятие» Картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Муниципального образования «Нерюнгринский район» РС(Я), утвержденных решением Нерюнгринского районного Совета депутатов, в границах территорий кадастровых кварталов 14:19:206001 и 14:19:206002 установлены территориальные зоны производственного назначения - «П», рекреационного назначения - «Р», сельскохозяйственного назначения - «С», специального назначения - «К», транспортной инфраструктуры - «Т».
Экспертное заключение отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством. Оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется, так как эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Таким образом, представленными материалами подтверждается, что в границах территорий кадастровых кварталов 14:19:206001 и 14:19:206002 градостроительные зоны установлены.
Между тем согласно части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ для земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития, градостроительные регламенты не устанавливаются.
Поскольку материалами дела доказано, что в кадастровых кварталов 14:19:206001 и 14:19:206002 – ТОСЭР «Южная Якутия» установлены территориальные зоны, суд приходит к выводу о том, что Карта градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки МО «Нерюнгринский район» в части противоречит действующему законодательству, а именно части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Довод ответчика и заинтересованного лица о необходимости возложить на Нерюнгринскую районную администрацию обязанность по подготовке проекта решения о внесении изменений в оспариваемый нормативный акт, поскольку ответчик не наделен такими полномочиями, не может повлечь отказ в удовлетворении требований прокурора.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 50, исходя из положений частей 4 и 5 статьи 38 КАС РФ к административным ответчикам по делам об оспаривании нормативных правовых актов относятся орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченная организация, должностное лицо, принявшие оспариваемый акт; в необходимых случаях суд вправе привлечь к участию в деле также высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, обнародовавшее оспариваемый акт, принятый представительным (законодательным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, либо главу муниципального образования, подписавшего и обнародовавшего оспариваемый акт, принятый представительным органом муниципального образования.
В данном случае суд не считает необходимым привлекать главу МО «Нерюнгринский район» в качестве ответчика по настоящему делу. Нерюнгринская районная администрация привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Следует также учесть, что работа по подготовке проекта решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки МО «Нерюнгринский район», как утверждают представители ответчика, заинтересованного лица и свидетель, начата.
Ссылка представителя ответчика на статью 32 оспариваемых Правил землепользования и застройки, которой предусмотрено, что на некоторые территориальные зоны действие градостроительного регламента не распространяется либо градостроительный регламент не устанавливается вообще, и в этих случаях использование земельных участков осуществляется уполномоченными органами в соответствии с федеральными законами, также не может повлечь отказ в удовлетворении требований. В противоречие приведенной норме, ответчик утвердил территориальные зоны на территории ТОСЭР, хотя градостроительные регламенты на таких территориях не могут устанавливаться. Таким образом, карта градостроительного зонирования в оспариваемой части противоречит не только федеральному законодательству, но и Правилам землепользования и застройки МО «Нерюнгринский район».
Поскольку по делу установлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта федеральному закону, имеющему большую юридическую силу, административный иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая, что в отношении вышеназванных земельных участков, установлен градостроительный регламент, определены территориальные зоны с установлением основного разрешенного, условно-разрешенного и вспомогательного видов разрешенного использования земельных участков, землепользователи исходили из установленных территориальных зон, то есть оспариваемый акт применялся, карта градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки МО «Нерюнгринский район» подлежит признанию недействующим в части с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 178 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Саха (Якутия)
решил:
административное исковое заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения в законную силу карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования «Нерюнгринский район», утвержденных решением Нерюнгринского районного Совета депутатов от 27.02.2018 № 13-43, в части установления в отношении территорий кадастровых кварталов 14:19:206001; 14:19:206002 различных территориальных зон - удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и не действующим с момента вступления решения суда в законную силу карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования «Нерюнгринский район», утвержденных решением Нерюнгринского районного Совета депутатов от 27.02.2018 № 13-43, в части установления в отношении территорий кадастровых кварталов 14:19:206001; 14:19:206002 различных территориальных зон.
Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца после вступления в законную силу в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию Нерюнгринским районным Советом депутатов в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: З.С. Дьяконова
Мотивированное решение принято 11 июня 2021 года.