№3а-23/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Курский областной суд в составе:
председательствующего судьи Мигущенко Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарём Кретовой О.К.,
с участием: административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика - администрации Курской области - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Курской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в Курский областной суд в порядке главы 25 КАС РФ с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором (с учетом уточнения заявленных требований) просил установить кадастровую стоимость принадлежащего ему на праве собственности земельного участка площадью 46153 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 2 710 000 рублей по состоянию на 01.01.2014 года, мотивируя тем, что определенная и внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость данного земельного участка в размере 21 310 224 рублей значительно превышает его рыночную стоимость и нарушает права административного истца, как плательщика земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости.
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал по указанным в административном иске основаниям (с учетом уточнения требований) и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика – Комитета по управлению имуществом Курской области – ФИО2 против удовлетворения уточненных требований не возражала.
Представители административных ответчиков - Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Курской области, заинтересованное лицо администрация Верхнехотемльского сельсовета Фатежского района Курской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В силу положений части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), неявка лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела.
Исследовав представленные доказательства по делу, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении административного дела судом установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 46 153 кв.м., из категории земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информации, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием – для размещения объектов дорожного сервиса и складских объектов, расположенного по адресу: <адрес>.
Оспариваемая кадастровая стоимость названного земельного участка утверждена постановлением Администрации Курской области от 20.01.2015 года №15-па «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель особо охраняемых территорий и объектов, земель водного фонда и земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» и составляла 21 310 224 рублей 69 копеек, что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости, об основных характеристиках объекта недвижимости (т.1 л.д. 30-33), а также письменными отзывами ФГБУ «ФКП Росреестра» и Управления Росреестра по Курской области и никем не оспаривается.
Согласно ч. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с постановлением Администрации Курской области от 25 ноября 2020 г. N 1186-па с 1 января 2021 года на территории Курской области для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке".
Вместе с тем, в соответствии ч 3 ст. 6 Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принимая во внимание, что с данным административным иском административный истец обратился 31.12.2020 г., а также, что оспариваемая в настоящем деле кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № была установлена в соответствии с положениями Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности), к спорным правоотношениям в силу частей 6 и 7 статьи 24 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» применяются положения Закона об оценочной деятельности.
В соответствии со статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что решением Комитета по управлению имуществом Курской области от 25.10.2019 № 01-18/1186 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель особо охраняемых территорий и объектов, земель водного фонда и земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения на территории Курской области по состоянию на 01.01.2019, в том числе и земельного участка с кадастровым номером №, и 10.01.2021 в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о новой кадастровой стоимости указанного земельного участка. Данное решение вступило в силу 1 января 2020 года (т. 1 л.д. 157-158).
Таким образом, оспариваемая кадастровая стоимость объекта недвижимости является архивной.
В соответствии с пунктами 14, 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28) требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 391, пунктом 15 статьи 378.2, пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Согласно пункту 2.1 статьи 2.1 Налогового кодекса Российской Федерации, перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога и налога на имущество физических лиц для налогоплательщиков - физических лиц будет осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, а также положения пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога.
Таким образом, учитывая право административного истца на пересчет суммы налоговой базы, суд приходит к выводу, что оспариваемая кадастровая стоимость объекта недвижимости затрагивает права и законные интересы административного истца.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд также признает обоснованным ходатайство административного истца основания о восстановлении срока обращения в суд для пересмотра кадастровой стоимости в судебном порядке, установленного частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно абзацу 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для разрешения заявленного административного иска, является определение величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2014 г.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
В силу положений статьи 246 КАС РФ, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки.
В обоснование рыночной стоимости вышеназванного земельного участка административным истцом представлен отчет об оценке № 330-11-01 от 30.12.2020 года, выполненный ООО фирма «Агро Плюс» оценщик ФИО3
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, в связи с возникновением вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, определением суда от 3 марта 2021 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, направленная на установление соответствия вышеназванного отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки и установление рыночной стоимости данного объекта недвижимости.
Согласно заключению судебной экспертизы №Т04-03/21 от 24 марта 2021 года, проведенной экспертом ФИО4, отчет № 330-11-01 от 30.12.2020 года, выполненный ООО фирма «Агро Плюс» оценщиком ФИО3 не в полной мере соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 №135- ФЗ и федеральным стандартам оценки, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 46 153 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 01 января 2014г. составляет 2 710 000 рублей.
На основании данного заключения экспертизы административный истец уточнил требования в порядке статьи 46 КАС РФ, и просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 46:25:060017:40 в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2014 года – 2 710 000 рублей, согласно заключению эксперта №Т04-03/21 от 24 марта 2021 года.
В силу статьи 62, части 8 статьи 82 КАС РФ, заключение эксперта относится к числу доказательств, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 названного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.
Оценив заключение судебной экспертизы № Т04-03/21 от 24 марта 2021 года в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, по правилам статей 82 и 84 КАС РФ, суд пришел к выводу о том, что оно соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», законодательству РФ об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, утвержденным приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, в части, подлежащей применению при производстве судебной экспертизы, отвечает требованиям статьи 82 КАС РФ, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; экспертное заключение содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта недвижимости. Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Заключение экспертизы отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером №, определенную по состоянию на 01.01.2014г. - дату определения кадастровой стоимости.
Правильность выводов, изложенных в экспертизе, сторонами под сомнение не ставилась, ходатайств о назначении дополнительных, повторных экспертиз заявлено не было. Основания для выводов о недостоверности экспертизы у суда отсутствуют. В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что экспертное заключение № Т04-03/21 от 24 марта 2021 года достоверно подтверждает итоговую величину рыночной стоимости объектов оценки по состоянию на 01.01.2014г. и может быть положено в основу решения.
В связи с указанным, а также с учетом мнения административного истца, административного ответчика суд не находит оснований для определения рыночной стоимости земельного участка в размере, определенном в отчете об оценке № 330-11-01 от 30.12.2020 года, выполненным оценщиком ФИО3
Учитывая изложенное, суд признает уточненные административные исковые требования ФИО1 обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Из пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 следует, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 391, пунктом 15 статьи 378.2, пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Таким образом, установленная судом в рамках настоящего административного дела кадастровая стоимость объекта недвижимости подлежит использованию, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
В силу пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
В соответствии со статьей 405 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признается календарный год.
Положениями части 3 статьи 24 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Администрации Курской области от 24.10.2017 № 819-па на территории Курской области с 24.10.2017 государственная кадастровая оценка осуществляется в соответствии с Законом о кадастровой оценке.
В соответствии с подпунктом 1 части 2 статьи 18 Закона о кадастровой оценке (в редакции действующей на момент спорных правоотношений), сообщения ФГБУ «ФКП Росреестра», установленная судом в размере рыночной кадастровая стоимость земельного участка подлежит применению с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, и до 31 декабря 2019 года включительно.
Согласно пп. 5 пункта 25 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.12.2015 № 943, пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28, резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, дате подачи соответствующего заявления (в данном случае дата обращения в суд – 31.12.2020 года).
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8, пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Курский областной суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 46 153 кв.м., из категории земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информации, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным использованием – для размещения объектов дорожного сервиса и складских объектов, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2014г. – 2 710 000 (два миллиона семьсот десять тысяч) рублей на период с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, и до 31 декабря 2019 года включительно.
Датой подачи заявления считать 31.12.2020 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Курский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, т.е. с 20.04.2021 года.
Председательствующий судья Н.А. Мигущенко