Дело № 3а-240/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ярославль 26 ноября 2018 года
Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.
при секретаре Амелиной Я.Г.
с участием прокурора Кузьмина А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Непубличного акционерного общества «Управдом Фрунзенского района» о признании недействующим в части Приложения № 31 Предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов для открытого акционерного общества "Скоково" на 2018 - 2022 годы (с разбивкой на календарные периоды) к Приказу Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 19.12.2017 года N 274-тко "Об установлении предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами на 2018 - 2022 годы",
установил:
Приказом Департамента жилищно – коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 19 декабря 2017 года № 274-тко установлены предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами на 2018 – 2022 годы.
Приложением 31 к указанному Приказу установлены предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов для ОАО «Скоково» на 2018 – 2022 годы (с разбивкой на календарные периоды). В частности на период с 1 июля по 31 декабря 2018 года установлен тариф в 797, 16 рубля за тонну без учета НДС; 940, 65 рубля за тонну с учетом НДС.
Приказ № 274-тко зарегистрирован в правовом управления Правительства Ярославской области 19 декабря 2017 года за № 07-7531 и опубликован в издании Документ – Регион № 107-б 20 декабря 2017 года.
Приказом Департамента жилищно – коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 20 июля 2018 года № 51-ви в Приказ от 19 декабря 2017 года № 274-тко внесены изменения, в том числе в Приложение № 31 к приказу внесены изменения: тариф в 797, 16 рубля за тонну без учета НДС; 940, 65 рубля за тонну с учетом НДС установлен на период с 1 июля по 19 июля 2018 года; с 20 июля по 31 декабря 2018 года установлен тариф в 377, 62 рубля за тонну без учета НДС; в 445, 59 рублей за тонну с учетом НДС.
Приказ № 51-ви зарегистрирован в правовом управления Правительства Ярославской области 20 июля 2018 года за № 07-8064 и опубликован в издании Документ – Регион № 63 3 августа 2018 года.
Непубличное акционерное общество «Управдом Фрунзенского района» обратилось с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим Приказ № 274-тко, с учетом изменений внесенных в него Приказом № 51-ви, в части установления тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов для ОАО «Скоково» (приложение № 31) на период с 1 по 19 июля 2018 года и с 20 июля по 31 декабря 2018 года.
В обоснование административного иска административные истец указал, что осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами в городе Ярославле. В связи с этим, до 31 августа 2018 года НАО «Управдом Фрунзенского района» состоял в договорных отношениях с ОАО «Скоково» по захоронению твердых коммунальных отходов, образовавшихся у собственников квартир многоквартирых домов, находящихся в управлении НАО «Управдом Фрунзенского района», на полигоне ОАО «Скоково».
До 31 августа 2018 года в состав платы за содержание и ремонт общего имущества собственников квартир многоквартирных домов, находящихся в управлении административного истца, была включена плата на захоронение крупногабартиного мусора. Указанную плату административный истец определял на основании постановления мэра города Ярославля от 31 октября 2017 года № 1494 «Об установлении размера платы за содержание жилых помещений в городе Ярославле». В составе указанной платы приведенным постановлением плата за захоронение крупногабартиного мусора была, как экономически обоснованная, была установлена в размере 0,06 рублей в месяц с учетом НДС с 1 кв.метра.
Приказом № 274-тко в оспариваемой его части тариф на захоронение твердых коммунальных отходов на период с 1 по 19 июля 2018 года, и затем с 20 июля по 31 декабря 2018 года установлен в размере существенно превышающем размер платы, начисляемый собственникам квартир многоквартирных домов, находящихся в управлении административного истца. В связи с этим, за июль и август 2018 года (до момента прекращения действия договора с ОАО «Скоково») указанной организацией НАО «Управдом Фрунзенского района» выставлены на оплату счета, превышающие сборы с получателей услуги по захоронению твердых коммунальных отходов, полученные НАО «Управдом Фрунзенского района».
При таких обстоятельствах, указанное превышение подлежит уплате НАО «Управдом Фрунзенского района» за счет собственных средств, что противоречит части 1 статьи 157, пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, которыми исключается возложение на управляющую организацию – исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами – пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций минуя посредничество управляющей организации.
В судебном заседании представитель НАО «Управдом Фрунзенского района» на основании доверенности ФИО1 административный иск поддержала.
Представители Департамента жилищно – коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области по доверенности ФИО2 и ФИО3 административный иск не признали, пояснили суду, что оспариваемый нормативный акт принят Департаментом в соответствии с предоставленными ему полномочиями, порядок принятия нормативного акта соблюден, законодательству, имеющему большую юридическую силу, нормативный акт соответствует.
Представитель заинтересованного лица ОАО «Скоково» по доверенности ФИО4 поддержала правовую позицию административного ответчика.
Прокурором в судебном заседании дано заключение об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Заслушав лиц, участвующих в деле, прокурора, исследовав письменные материалы административного дела, суд оснований для удовлетворения требований административного иска не находит.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 2.10 Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 20.12.2016 года N 1315-п, к полномочиям департамента отнесено государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 5.11 указанного Положения для определения основных направлений деятельности департамента и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней директор департамента образует коллегиальный орган - правление департамента - общей численностью не более 9 человек. Заседание правления департамента считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Решение принимается большинством голосов членов правления департамента, присутствующих на заседании.
Согласно пунктам 4.1, 5.3.7 Положения по вопросам деятельности Департамента издаются нормативные акты в форме приказов.
Согласно статье 13 Закона Ярославской области «О правовых актах Ярославской области» правовые акты официально публикуются в газете "Документ-Регион" и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Исходя из приведенных положений нормативных актов и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что утверждение предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов относится к полномочиям субъекта Российской Федерации. В Ярославской области органом исполнительной власти, наделенным такими полномочиями, является Департамент жилищно – коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области. Следовательно, оспариваемый в данном деле нормативный акт принят в пределах полномочий органа исполнительной власти Ярославской области.
Судом установлено также, что Приказ № 274-тко в первоначальной редакции, и Приказ № 51ви, которым в оспариваемый Приказ внесены изменения, приняты на заседании правления Департамента, то есть процедура принятия нормативного акта соблюдена.
Требования к форме нормативного акта, его регистрации и опубликованию соблюдены.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 24.9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Методы регулирования тарифов, в том числе на основе долгосрочных параметров, критерии их применения определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 года N 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 года N 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Судом проверено соответствие Приказа № 274-тко в оспариваемой его части приведенным нормативным актам, определяющим порядок и методы установления тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 21 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами тарифы рассчитаны с применением метода индексации.
При расчете тарифа применен прогноз социально – экономического развития Российской Федерации на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, разработанный Минэкономразвития России в сентябре 2017 года, что соответствует требованиям пункта 29 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В материалы дела представлено экспертное заключение, которое содержит расчет объемных показателей работы ОАО «Скоково» на 2018 – 2022 годы, расчет экономически обоснованных расходов, расчет необходимой валовой выручки и расчет размера тарифа.
В том числе в расчет необходимой валовой выручки предприятия включена расчетная предпринимательская прибыль в размере 5 %, которая не учитывалась при установлении тарифа на период с 1 июля по 31 декабря 2017 года (пункт 6 таблицы расчета НВВ).
Включение расчетной предпринимательской прибыли в расчет необходимой валовой выручки соответствует положениям пункта 55 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Кроме того, в расчет неподконтрольных расходов включена плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов, которая не учитывалась в тарифе на период с 1 июля по 31 декабря 2017 года.
Размер платы рассчитан на основании представленных ОАО «Скоково» сведений о массе принятых твердых коммунальных отходов с учетом ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах".
Учет размера платы за негативное воздействие на окружающую среду в составе неподконтрольных расходов регулируемой организации и расчет данных расходов соответствует требованиям подпункта «з» пункта 50 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
При этом суд принимает во внимание, что по смыслу статьи 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» для оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами нормативы образования отходов и лимиты на их размещение не устанавливаются.
Согласно пункта 1 статьи 16.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления.
Постановлением Правительства РФ от 29.06.2018 года N 758 ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) установлены в ином размере.
При этом, пунктом 3 указанного постановления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов, либо органам местного самоуправления, осуществляющим регулирование тарифов в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации, рекомендовано в 2-месячный срок привести решения об установлении тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствие с данным постановлением.
В связи с этим, в приказ № 274-тко 20 июля 2018 года внесены изменения в части расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду в составе неподконтрольных расходов с учетом установленных постановлением № 758 ставок данной платы.
Расчет тарифа с учетом данных расходов соответствует требованиям пунктов 55 (1), 43(1) Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Доказательств необоснованности расчета оспариваемых в настоящем административном деле тарифов в части необоснованного расчета объемных показателей, необходимой валовой выручки, экономически обоснованных расходов, иных составляющих тарифов, в том числе в связи с включением в данный расчет каких – либо затрат, либо неверностью математического расчета, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о правильности расчета цифрового значения тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов для ОАО «Скоково» на период с 1 по 19 июля 2018 года и с 20 июля по 31 декабря 2018 года.
Сохранение тарифа до оспариваемого периода в пределах тарифа, действующего с 1 июля по 31 декабря 2017 года, соответствует требованиям пункта 7 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Сохранение тарифа на период с 1 по 19 июля 2018 года в размере, рассчитанном с учетом ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере до внесения изменений постановлением Правительства Российской Федерации № 758, соответствует требованиям пункта 25 Правилам регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, которым не допускается тарифное регулирование предшествующего периода.
Суд соглашается с позицией административного ответчика о том, что изменение ставок платы за негативное воздействие в данном периоде подлежит учету при корректировке тарифа на следующий период регулирования.
Суд не находит противоречия оспариваемого Приказа нормативным актам, определяющим методологию расчета тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов, в части установления в качестве единицы измерения тарифа – рубль за тонну.
При этом суд принимает во внимание, что согласно Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами допускается определение единицы измерения тарифа как в рублях за кубический метр, так и в рублях за тонну.
На это в частности указывает установленный в приложении № 13 расчет тарифа методом индексации, который предполагает принятие для расчета как объем, так и массу твердых коммунальных отходов и, следовательно, установление тарифа как в рублях за кубический метр, так и в рублях за тонну.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что приказ № 274-тко в оспариваемой его части требованиям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, и подлежащих применению при осуществлении данного тарифного регулирования, соответствует.
Доводы административного истца о противоречии данного приказа нормативному акту органа местного самоуправления, которым установлена плата за содержание жилого помещения, в состав которой включены расходы на захоронение крупногабаритного мусора в меньшем размере, чем это установлено оспариваемым приказом, являются необоснованными.
Согласно частям 2 и 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 20 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Соответствующее соглашение на территории Ярославской области заключено Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами 23 мая 2018 года и действует с 1 сентября 2018 года.
Таким образом, до указанной даты, в том числе в период июль – август 2018 года, плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с частью 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и раздела II Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, включалась в состав платы за содержание жилого помещения.
Постановлением мэрии г. Ярославля от 31.10.2017 N 1494 установлен размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, для собственников жилых помещений, не принявших решения о выборе способа управления многоквартирным домом или установлении размера платы за содержание жилого помещения.
Из пояснений административного истца следует, что размер платы за содержание жилого помещения при управлении многоквартирными домами определяется им на основании указанного Постановления.
При осуществлении данного правового регулирования орган местного самоуправления руководствовался постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", согласно пункту 29 которого расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Таким образом, в случае включения в состав платы за содержание жилого помещения расходов на захоронение твердых коммунальных отходов они подлежат учету в том размере, который определяется в соответствии с законодательством, то есть с учетом установленных в соответствии с требованиями законодательства тарифов на соответствующие виды услуг, в данном случае тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов.
Кроме того, в соответствии с частью 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Таким образом, законодатель предоставляет управляющей организации право участвовать в процессе определения платы за содержание жилого помещения с учетом тех затрат, которые необходимы для предоставления соответствующих услуг.
Следовательно, определение платы за содержание жилого помещения как на основании нормативного акта органа местного самоуправления, так и решения собственников квартир многоквартирного жилого дома осуществляется с учетом размера затрат на такое содержание, в том числе с учетом установленных тарифов на соответствующие услуги.
В свою очередь, установление тарифа на соответствующие услуги, в частности на захоронение твердых коммунальных отходов, не зависит от решения органа местного самоуправления или собственников квартир многоквартирного дома об установлении размера платы за содержание жилого помещения и отнесения части данной платы на захоронение твердых коммунальных отходов.
В связи с изложенным, доводы административного истца о противоречии оспариваемого приказа нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, являются несостоятельными.
При проверке в оспариваемой части Приказа № 274-тко независимо от оснований административного иска, судом также не установлено противоречия нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.
В связи с этим, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного иска НАО «Управдом Фрунзенского района».
Руководствуясь статьями 175 – 181, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Непубличного акционерного общества «Управдом Фрунзенского района» о признании недействующим в части Приложения № 31 Предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов для открытого акционерного общества "Скоково" на 2018 - 2022 годы (с разбивкой на календарные периоды) к Приказу Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 19.12.2017 года N 274-тко "Об установлении предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами на 2018 - 2022 годы" отказать.
Опубликовать в издании Документ – Регион сообщение о принятии настоящего решения судом в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ярославского
областного суда Е.Ю. Щеголькова
Решение в окончательной форме изготовлено 3 декабря 2018 года