дело № 3а-240/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Кондратюка А.В.,
при секретаре Розовой А.Г.,
с участием прокурора Эдигер Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 ноября 2020 года в г. Сыктывкаре Республики Коми административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Нефтяная компания «Геотех-Нафта» о признании недействующим пункта 4320 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений от 27 декабря 2019 года № 335Д «Об определении на 2020 год Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», об обязании исключить из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, объект недвижимости с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенный по адресу: <Адрес обезличен>,
установил:
Приказом Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений от 27 декабря 2019 года № 335Д «Об определении на 2020 год Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», определен на 2020 год перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Данный приказ размещен в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru, 30 декабря 2019 года.
В пункт 4320 названного Перечня включено нежилое здание с кадастровым номером 11:20:0602012:213, расположенное по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. Бушуева, д. 18а.
Общество с ограниченной ответственностью Нефтяная компания «Геотех-Нафта» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 4320 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений от 27 декабря 2019 года № 335Д «Об определении на 2020 год Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», об обязании исключить из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, объект недвижимости с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенный по адресу: <Адрес обезличен>. В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, которое внесено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год. Между тем указанное здание не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение его в Перечень на 2020 год противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы ООО Нефтяная компания «Геотех-Нафта», незаконно возлагая на общество обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
В соответствии с Указом Главы Республики Коми от 20 октября 2020 года № 115 «О структуре органов в системе исполнительной власти Республики Коми» Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений переименовано в Комитет Республики Коми имущественных и земельных отношений.
Представитель административного истца ООО Нефтяная компания «Геотех-Нафта» Алексеев А.Е. в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений Некрасова Г.Н. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, просила в удовлетворении административного иска отказать, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, согласно которым, оспариваемый в части приказ Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений от 27 декабря 2019 года № 335Д «Об определении на 2020 год Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», полностью соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят в пределах установленных полномочий Министерства, опубликован в установленном законом порядке, и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Заинтересованные лица – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», ГАУ РК «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Коми», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
В соответствии со статьями 150, 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца ООО Нефтяная компания «Геотех-Нафта» Алексеева А.Е., представителя административного ответчика Комитета Республики Коми имущественных и земельных отношений Некрасову Г.Н., заслушав заключение прокурора Эдигер Е.Г., полагавшей, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу положений частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 3, 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого Приказа) налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 названного Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Постановлением Правительства Республики Коми от 19.06.2018 № 278 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 8 декабря 2015 года № 496 «О Министерстве Республики Коми имущественных и земельных отношений» в Положение о Министерстве Республики Коми имущественных и земельных отношений (действовало до 1 ноября 2020 года) внесены изменения, а именно оно дополнено пунктами 16-1 – 16-4, в соответствии с которыми Минимущества Республики Коми определяет на очередной налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - перечень), и утверждает указанный перечень; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по Республике Коми; размещает перечень на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; устанавливает вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Республики Коми, для целей налогообложения.
Как отмечено выше, согласно Указу Главы Республики Коми от 20 октября 2020 года № 115 «О структуре органов в системе исполнительной власти Республики Коми» Министерство Республики Коми имущественных и земельных отношений переименовано в Комитет Республики Коми имущественных и земельных отношений.
Постановлением Правительства Республики Коми от 2 ноября 2020 года № 537 «О Комитете Республики Коми имущественных и земельных отношений» утверждено Положение о Комитете Республики Коми имущественных и земельных отношений, согласно которому Комитет является правопреемником Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений (пункт 8); определяет на очередной налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - перечень), и утверждает указанный перечень; направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по Республике Коми; размещает перечень на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; устанавливает вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Республики Коми, для целей налогообложения (подпункты 20 – 23 пункта 11).
В соответствии со статьей 5 Закона Республики Коми от 04.11.2002 № 101-РЗ «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию» нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Коми, государственных органов Республики Коми подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Согласно части 4 статьи 8 Закона Республики Коми от 04.11.2002 № 101-РЗ «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию» официальным опубликованием нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Коми считается первая публикация (первое размещение (опубликование) полного текста этих актов в одном из следующих источников официального опубликования: газета «Республика»; газета «Коми му»; журнал «Бюллетень органов государственной власти Республики Коми»; сетевое издание «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» (http://law.rkomi.ru); «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Сетевое издание «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» (http://law.rkomi.ru/) является официальным сайтом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором в соответствии с Законом Республики Коми «О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми, а также о порядке опубликования материалов, подлежащих официальному опубликованию» размещаются (публикуются) на русском языке законы Республики Коми, нормативные правовые акты Государственного Совета Республики Коми, нормативные правовые акты Главы Республики Коми, нормативные правовые акты Правительства Республики Коми, решения Конституционного Суда Республики Коми, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Коми, а также иные правовые акты, материалы - документы, сведения, информация, подлежащие официальному опубликованию в соответствии с федеральным законодательством и (или) законодательством Республики Коми (Постановление Правительства Республики Коми от 27.03.2014 № 124 «О сетевом издании для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Республики Коми, иной официальной информации»).
Таким образом, оспариваемый в части приказ Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений от 27 декабря 2019 года № 335Д «Об определении на 2020 год Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», размещенный в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru, 30 декабря 2019 года, принят уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликован для всеобщего сведения и по этим основаниям не оспаривается.
Из материалов дела следует, что ООО Нефтяная компания «Геотех-Нафта» является собственником объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>.
Федеральный законодатель указал в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1), предусмотрев в абзаце втором пункта 2 статьи 372 этого же кодекса право субъектов Российской Федерации законами устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
При этом полномочием по ограничению видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, поименованного в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, субъект Российской Федерации не наделен.
Согласно части 1 статьи 4(1) Закона Республики Коми от 24 ноября 2003 года № 67-РЗ «О налоге на имущество организаций на территории Республики Коми» (в редакции, действующей с 1 января 2020 года) налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении видов недвижимого имущества, определенных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, названным Законом Республики Коми от 24 ноября 2003 года № 67-РЗ особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества не установлены, следовательно, в отношении всех видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, применяются положения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации без особенностей.
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункты 1 названных пунктов соответственно);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункты 2 указанных пунктов соответственно).
В силу пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, из приведенных правовых норм федерального и регионального законодательства следует, что в Перечень подлежат включению такие нежилые отдельно стоящие здания, которые отвечают одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Как следует из материалов административного дела, спорное здание с кадастровым номером <Номер обезличен>, общей площадью ... кв.м, расположено на земельном участке с кадастровым номером <Номер обезличен>, который согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости отнесен к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования: «под административно-бытовой корпус и склад».
Приведенный вид разрешенного использования земельного участка однозначно не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, поскольку данный вид разрешенного использования земельного участка «под административно-бытовой корпус и склад» не тождественен понятию офисного здания делового, административного и коммерческого назначения, содержащемуся в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и не соответствует кодам Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540, позволяющим отнести здание к административно-деловому центру, следовательно, спорное здание не подлежит включению в Перечень по данному критерию.
Согласно экспликации к поэтажным планам, содержащимся в техническом паспорте, составленном филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Коми по состоянию на 13 мая 2010 года, выписке из Единого государственного реестра недвижимости, принадлежащее ООО Нефтяная компания «Геотех-Нафта» отдельно стоящее нежилое трехэтажное здание общей площадью ... кв.м имеет назначение - нежилое, использование - по назначению, наименование – общественное здание, расположенные в нем помещения имеют назначение: 1 этаж - тамбур, помещения, щитовая, коридоры, туалеты, умывальная, вспомогательное помещение, лестничные клетки, гараж, тепловой узел; 2 этаж - лестничные клетки, коридор, помещения, туалеты, умывальные, вспомогательное помещение, бытовая комната; 3 этаж - лестничная клетка, помещения, туалеты, умывальная, вспомогательное помещение; мансардный этаж - коридоры, помещения.
Исследовав и оценив данную техническую документацию на указанное здание, суд приходит к выводу об отсутствии в нем помещений, назначение, разрешенное использование и наименование которых предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Следовательно, на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета (инвентаризации), данное здание также не подлежит включению в Перечень, поскольку назначение или наименование расположенных в нем помещений не предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания в объеме, превышающем 20 процентов от его площади. Указания в техническом паспорте, в Едином государственном реестре недвижимости наименования здания «общественное здание» для отнесения его к категории административно-делового центра или торгового центра (комплекса) недостаточно. При этом административным ответчиком не представлено доказательств тому, что в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) здания в нем предусмотрено не только размещение офисов, но и сопутствующей офисной инфраструктуры.
Судом установлено, что из всех оснований, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, здание с кадастровым номером <Номер обезличен> включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, исходя из его фактического использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов и объекта бытового обслуживания, поскольку более 20 процентов его общей площади используется для размещения офисов, торговых объектов и объекта бытового обслуживания, что следует из акта обследования фактического использования здания с кадастровым номером <Номер обезличен>, составленного 12 и утвержденного 16 декабря 2019 года.
В пункте 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Коми от 25 декабря 2014 года № 546 утвержден Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Республики Коми, для целей налогообложения (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка организационно-техническую работу, связанную со сбором информации в целях установления вида фактического использования объектов недвижимого имущества и проведением обследований объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 Порядка, проводит государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Республиканское учреждение технической инвентаризации и кадастровой оценки» (далее - ГБУ РК «РУТИКО»).
Приведенным Порядком также установлено, что должностные лица проводят обследования объектов недвижимого имущества, в том числе посещают и осматривают объекты недвижимого имущества, указанные в приказе о проведении мероприятий, проводят измерения объектов недвижимого имущества (при необходимости), осуществляют иные действия в целях установления вида фактического использования объектов недвижимого имущества (пункт 9); Результаты проведения мероприятий и вид фактического использования объекта недвижимого имущества, установленный по результатам проведения мероприятий, фиксируются должностными лицами в акте обследования фактического использования объекта недвижимого имущества, расположенного на территории Республики Коми, который составляется и подписывается должностными лицами в срок не позднее 7 рабочих дней со дня окончания сроков, указанных в пункте 10 Порядка, по форме согласно приложению 2 к данному Порядку (пункт 11).
Так, поводом для включения принадлежащего истцу нежилого здания с кадастровым номером <Номер обезличен> в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, послужил акт обследования фактического использования, составленный 12 и утвержденный 16 декабря 2019 года. Из данного акта следует, что 4,8 процента площади здания (часть помещения № 13 – 1 этаж, площадью ... кв.м) используется для размещения торговых объектов, 2,51 процента площади здания (помещение № 7 – 3 этаж, площадью ... кв.м) используется для размещения объекта бытового обслуживания, и 24,26 процента площади здания (части помещений № 2 и № 13 – 1 этаж, № 3 – 2 этаж, № 2 – 3 этаж, помещения №№ 4, 5, 11, 12, 13, 15 – 2 этаж, общей площадью ... кв.м) используется для размещения офисов.
При этом из материалов дела следует, что часть помещения № 3, помещения №№ 4, 5, 11, 12, 13, 15 – 2 этаж, общей площадью ... кв.м (... процента общей площади здания), занимают территориальные отделы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми и филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Коми, являющиеся структурными подразделениями федерального государственного органа и федерального государственного учреждения соответственно, основными видами деятельности которых являются государственное управление и оказание государственных услуг.
Между тем по смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в Перечень по своей цели и смыслу включаются такие здания (строения, сооружения) или помещения, которые используются или могут быть использованы в целях делового, административного или коммерческого назначения. То есть это такие объекты недвижимости, которые с экономической точки зрения в процессе их самостоятельной эксплуатации способны обеспечивать их владельцу извлечение дохода и принесение прибыли, и именно поэтому налогообложение таких объектов регулируется законодателем в специально установленном порядке.
Следовательно, само по себе фактическое использование помещений для размещения структурных подразделений федерального государственного органа и федерального государственного учреждения, основными видами деятельности которых являются государственное управление и оказание государственных услуг, не отвечает признакам статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающим фактическое использование помещений в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Вопреки этому указанные помещения №№ 4, 5, 11, 12, 13, 15, часть помещения № 3 – 2 этаж, общей площадью ... кв.м (... процента площади здания), были отнесены к офисам произвольно, какие-либо признаки, свидетельствующие о размещении в них офисов, в акте обследования составленном 12 и утвержденном 16 декабря 2019 года не отражены. Напротив, из доказательств по делу, в том числе из самого акта обследования, следует, что названные помещения используются для размещения структурных подразделений федерального государственного органа и федерального государственного учреждения, что не соответствует критериям отнесения помещений к числу офисных. Кроме того фотоматериалы в акте обследования являются неполными, не конкретизируют наименование и назначение помещений, не содержат каких-либо пояснений и привязки к конкретным помещениям.
Таким образом, проанализировав указанный акт обследования, суд приходит к выводу о том, что данный акт обследования не может служить достоверным доказательством обоснованности включения спорного здания с кадастровым номером <Номер обезличен> в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, поскольку не подтверждает того, что более 20 процентов общей площади этого здания используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
При этом суд также не может принять во внимание акт обследования спорного здания, составленный 17 и утвержденный 21 апреля 2020 года, поскольку согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации обследование объектов недвижимости должно проводиться до начала налогового периода, на который уполномоченным органом определяется перечень объектов недвижимого имущества. Однако, указанный акт обследования данному требованию не соответствует. Кроме того, данным актом обследования, помещения общей площадью 254 кв.м, используемые для размещения территориального отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, также необоснованно отнесены к офисным помещениям.
Таким образом, административным ответчиком Комитетом Республики Коми имущественных и земельных отношений относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения его в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, не представлено, не содержится их и в материалах административного дела.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта принадлежащее административному истцу здание не отвечало установленным федеральным законодательством условиям, позволяющим отнести его к объектам недвижимости, налоговая база которых исчисляется как кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание приведенные выше нормы закона, суд считает, что оспариваемый пункт 4320 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений от 27 декабря 2019 года № 335Д, не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим в указанной части, суд, исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывая, что административный истец является плательщиком налога на имущество организаций за 2020 год, при этом признание оспариваемой нормы недействующей с момента вынесения настоящего решения не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, считает необходимым признать оспариваемый пункт Перечня объектов недвижимого имущества недействующим со дня его принятия.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» оспаривание нормативного правового акта является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Такое оспаривание производится посредством подачи административного искового заявления о признании недействующим нормативного правового акта, как не соответствующего федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и в связи с этим не подлежащим применению для регулирования тех или иных общественных отношений. Последствием признания судом нормативного правового акта, а также акта, обладающего нормативными свойствами, недействующим является его исключение из системы правового регулирования полностью или в части.
В силу части 1 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части этот акт или его отдельные положения не могут применяться с указанной судом даты.
Из этого следует, что данная процессуальная норма устанавливает последствия вступления в законную силу решения суда о признании нормативного правового акта не действующим, которое в силу своей специфики не требует каких-либо действий по принудительному исполнению. Как и все другие вступившие в законную силу решения судов, оно является обязательным для всех без исключения органов государственной власти и других субъектов правоотношений и не нуждается в каком-либо их подтверждении.
Таким образом, признание недействующим со дня принятия пункта 4320 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений от 27 декабря 2019 года № 335Д «Об определении на 2020 год Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», является самостоятельным способом защиты нарушенного права и не требует дополнительного возложения обязанности по исключению из названного Перечня объекта недвижимости с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>.
С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru, где был ранее размещен нормативный правовой акт.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью Нефтяная компания «Геотех-Нафта» о признании недействующим пункта 4320 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного приказом Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений от 27 декабря 2019 года № 335Д «Об определении на 2020 год Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 4320 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства Республики Коми имущественных и земельных отношений от 27 декабря 2019 года № 335Д «Об определении на 2020 год Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».
Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru, где был ранее размещен нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - А.В. Кондратюк
В окончательной форме решение изготовлено 24 ноября 2020 года.
Судья - А.В. Кондратюк
...