ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-240/2015 от 15.12.2015 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Дело а-240/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 декабря 2015 года г.Ижевск

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Ахкямова Р.Р.,

при секретаре судебного заседания Пенькиной Н.В.,

с участием:

представителей административного истца АО «<данные изъяты>»: Т.А.В., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ; Т.А.Н., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ;

представителя Правительства Удмуртской Республики Т.А.А., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ,

представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике Т.Е.В.., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ФГБУ «ФКП Росреестр» Б.Ю.А., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ,

представителя Министерства имущественных отношений УР Т.А.А., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «<данные изъяты>» к Правительству Удмуртской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по УР об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной,

У С Т А Н О В И Л:

Акционерное общество «<данные изъяты>» (далее - АО «<данные изъяты>») обратилось в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением к Правительству Удмуртской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по УР об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной.

Данные требования обоснованы тем, что АО «Ижевский радиозавод» является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 5 611 кв.м., по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. По сведениям государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> руб. В то же время, согласно составленного по заказу АО «<данные изъяты>» отчета ИП Л.М.А. от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость данного земельного участка, по состоянию на 1 января 2007 года, составила <данные изъяты> руб. АО «Ижевский радиозавод» полагает, что кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, что в свою очередь приводит к нарушению их прав как плательщика земельного налога. Поэтому просит установить кадастровую стоимость данного земельного участка площадью 5 611 кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство имущественных отношений УР.

Представители административного истца Т.А.В., Т.А.Н. заявленные требования поддержали.

Представитель административного ответчика Правительства Удмуртской Республики Т.А.А. не возражала против удовлетворения заявленных требований, отчет об оценки и экспертное заключение не оспаривала.

Представитель административного ответчика Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике Т.Е.В. против удовлетворения заявленных требований не возражала.

Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» Б.Ю.А., против удовлетворения заявленных требований не возражала. От проведения экспертизы отказалась.

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений УР Т.А.А. не возражала против удовлетворения заявленных требований.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок (категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: эксплуатация и обслуживание лыжной базы), с кадастровым номером , площадью 5 611 кв.м., расположенный по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> находится в собственности АО «<данные изъяты>».

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года № 275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики.

Результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов на территории Удмуртии утверждены постановлением Правительства УР от 24 ноября 2008 года № 275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года» (далее по тексту – постановление Правительства УР от 24 ноября 2008 года № 275). При этом перечень земельных участков, в составе земель г.Ижевска, подлежащих оценке, составлен по состоянию на 01 января 2007 года и включает в себя земельный участок с кадастровым номером .

Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости земельного участка от 2 февраля 2015 года, составленной на основании сведений из государственного кадастра недвижимости, кадастровая стоимость земельного участка общей площадью 5 611 кв.м. с кадастровым номером и кадастровому паспорту, по состоянию на 1 января 2007 года установлена в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 8).

Согласно отчета ИП Л.М.А. от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости земельного участка общей площадью 5 611 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб.

В соответствии с положительным экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным Общероссийской общественной организацией «Российское общество оценщиков», членом которой является оценщик, следует, что отчет ИП Л.М.А. от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости земельного участка общей площадью 5 611 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности, в том числе: выбранные оценщиком методы оценки в рамках каждого из использованных оценщиком подходов к оценке признаны обоснованными; выполненный в отчете расчет стоимости объекта оценки соответствует выбранным оценщиком подходам и методам.

Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ АО «<данные изъяты>» в удовлетворении заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости отказано.

АО «Ижевский радиозавод», полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).

Согласно части 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.

Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.

Согласно представленной кадастровой справке о кадастровой стоимости земельного участка, кадастровая стоимость земельного участка на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года» установлена в размере <данные изъяты>.

В соответствии с п.2 ст.66 Земельного Кодекса РФ (далее - ЗК РФ) в редакции, действовавшей на момент проведения процедуры государственной кадастровой оценки спорного земельного участка, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Федеральным законом от 22 июля 2010 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Федеральный закон от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ) внесены изменения в п.3 ст.66 ЗК РФ.

Так, в соответствии с п.3 ст.66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В связи с тем, что административное дело об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в силу п.15 ст. 20 КАС РФ относится к подсудности верховного суда республики, каковым является Верховный Суд УР, оно подлежит рассмотрению в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений – по правилам главы 25 КАС РФ.

Пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что в силу положений ч.4 ст. 38 КАС РФ административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости и государственный орган, осуществляющий функции государственной кадастровой оценке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).

Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).

Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.

На основании пункта 10 федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО N 2), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2007 года N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 275-О-О).

Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в ГКН, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

В подтверждение заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости административным истцом представлен отчет ИП Л.М.А. об оценке рыночной стоимости спорного участка, которым подтверждается несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости. Экспертным заключением Общероссийской общественной организацией «Российское общество оценщиков» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено соответствие вышеназванного отчета требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральных стандартов оценки.

Возражений относительно достоверности содержащихся в указанном отчете сведений о рыночной стоимости спорного земельного участка участвующими в деле лицами не представлено.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела суд, в силу ст.ст.77, 83 КАС РФ, разъяснил участвующим в деле заинтересованным лицам право заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в случае их несогласия с требованиями заявителя.

Ходатайств о проведении оценочной экспертизы заявлено не было.

Учитывая, что со стороны заинтересованных лиц отсутствовали какие-либо возражения о несоответствии данного отчёта об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, суд не усматривает оснований для отказа в удовлетворении требований заявителя.

Поскольку завышение размера кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечет увеличение размера земельного налога, следует признать, что размер кадастровой стоимости непосредственно затрагивает интересы административного истца.

С учетом изложенного требования АО «<данные изъяты>» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Поскольку постановление Правительства УР от 24 ноября 2008 года № 275 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года» утратило силу, в связи с изданием нового постановления Правительства УР от 30 ноября 2015 года № 531 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2015 года», то кадастровую стоимость спорного земельного участка необходимо установить по состоянию на 1 января 2007 года, на период с 1 января 2015 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Поскольку в установленный законом период не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости подлежит восстановлению.

Данное судебное решение является основанием для внесения органом кадастрового учёта сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в государственный кадастр недвижимости в размере его рыночной стоимости с момента вступления в силу настоящего судебного акта.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Акционерного общества «Ижевский радиозавод» к Правительству Удмуртской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, ФГБУ «ФКП Росреестра» по УР об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 5 611 кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в размере, равном его рыночной стоимости, по состоянию на 1 января 2007 года - <данные изъяты> рублей на период с ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.

Датой подачи заявления считать ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Верховного Суда

Удмуртской Республики Р.Р.Ахкямов