ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-240/2016 от 12.09.2016 Тульского областного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 сентября 2016 года город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Старцевой Т.Г.,

при секретаре Пономаревой О.В.,

с участием прокурора Алисина М.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-240/2016 по административному исковому заявлению Савельевой Е.Д. к комитету Тульской области по тарифам о признании недействующим Постановления комитета Тульской области по тарифам от 18.12.2015 года № 46/1 «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Тульской области на 2016 год» в части пунктов 3 и 4.1 Приложения (Таблица 1) к указанному постановлению,

у с т а н о в и л:

<...> года комитетом Тульской области по тарифам было принято Постановление № 46/1 «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Тульской области на 2016 год».

Данным Постановлением установлены цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Тульской области на 2016 год с календарной разбивкой согласно приложению.

Савельева Е.Д. обратилась в Тульский областной суд с административным исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 46 КАС РФ, к комитету Тульской области по тарифам о признании недействующим указанного постановления в части пунктов 3 и 4.1 Приложения (Таблица 1) к данному постановлению, а именно:

- в части невнесения в пункт 3 в категорию «Население, проживающее в сельских населенных пунктах, и приравненные к ним» членов садоводческих некоммерческих товариществ (далее СНТ) и иных физических лиц, владеющих личным недвижимым имуществом в сельской местности для личных некоммерческих целей;

- в части невнесения в пункт 4.1 в категорию «Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан – некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства» формулировки «за исключением объема электрической энергии, приобретаемой в интересах населения, потребляющего электрическую энергию в личных некоммерческих целях в сельской местности».

Ссылается на нарушение ее прав и законных интересов, как члена СНТ <...>, связанных с возможностью применения к ней пониженного коэффициента для тарифа на электрическую энергию, установление которого предусмотрено пунктом 71 Постановления Правительства РФ от 29.12.2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».

Полагает, что при утверждении оспариваемым постановлением на 2016 год цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Тульской области регулирующим органом вышеупомянутая категория граждан, имеющих индивидуальные приборы учета электрической энергии, не была выделена, что повлекло за собой применение к ней в первом полугодии 2016 года того же тарифа на электрическую энергию, что и для СНТ – 3,79 руб. /Квтч, а не 2,65 руб./Квтч как для сельского населения.

Изложенное, по мнению административного истца, противоречит приложению № 1 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, определившему Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению, поскольку под указанными в нем садоводческими, огородническими или дачными некоммерческими объединениями граждан понимаются – некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (пункт 2 Перечня), в то время как личное потребление гражданами электрической энергии в некоммерческих целях к общим задачам СНТ не относится.

В судебном заседании административный истец и ее представитель по доверенности Каюмов М.М. заявленные Савельевой Е.Д. требования поддержали в полном объеме по тем же основаниям и просили их удовлетворить.

Представитель комитета Тульской области по тарифам по доверенности Волкова А.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, считая их необоснованными, указав, что оспариваемое административным истцом в части Постановление принято комитетом Тульской области по тарифам в пределах его компетенции, с соблюдением установленной процедуры, федеральному законодательству не противоречит и права административного истца не нарушает, в связи с чем в удовлетворении административного иска просила отказать.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, пояснения специалиста <...> исследовав письменные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора Алисина М.М., полагавшего заявленные требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Как следует из части 8 статьи 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;

2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;

б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;

в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;

г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;

3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии со статьей 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Как видно из материалов дела и установлено судом, Савельева Е.Д. является членом и председателем СНТ <...>, в котором ей на праве собственности принадлежат земельный участок площадью 2000 кв.м и жилой дом площадью <...> кв.м, расположенные по адресу: <...> что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от <...> года <...>, от <...> года <...>, выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <...> года, от <...> года.

По утверждению административного истца, в указанном жилом доме она проживает более 8 месяцев в году, потребляя при этом электрическую энергию для личных нужд, включая расходование электроэнергии на отопление в холодное время года.

По делу установлено, что в настоящее время она имеет индивидуальный прибор учета электрической энергии, на ее имя открыт собственный лицевой счет.

При этом в первом полугодии 2016 года к оплате за электрическую энергию Савельевой Е.Д. предъявлялись квитанции по тарифу 3,79 руб./кВтч (л.д.10), то есть в том же размере, что был установлен и для СНТ (пункт 4 Приложения (Таблица 1) к Постановлению комитета Тульской области по тарифам от 18.12.2015 года № 46/1 «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Тульской области на 2016 год»).

Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемым постановлением затрагиваются права и законные интересы административного истца.

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (с последующими изменениями и дополнениями).

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 указанного Федерального закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Согласно пункту 3 статьи 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" государственному регулированию на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на продажу электрической энергии (мощности) поставляемого населению и приравненным к нему категориям потребителей.

На основании пункта 7 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов действует в соответствии с положением об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составленным на основании типового положения, утвержденного Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о комитете Тульской области по тарифам, утвержденному Постановлением правительства Тульской области от 07.10.2011 N 17, комитет Тульской области по тарифам является органом исполнительной власти Тульской области в области государственного регулирования тарифов (цен). К одной из его основных задач относится установление цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в рамках, установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).

Установленные приведенными выше правовыми нормами полномочия органа исполнительной власти Тульской области в области государственного регулирования тарифов реализованы путем принятия комитетом Тульской области по тарифам Постановления от 18.12.2015 года № 46/1 «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Тульской области на 2016 год».

Судом установлено, что названное постановление было принято по результатам заседания Правления комитета Тульской области по тарифам от 18.12.2015 года большинством голосов членов данного коллегиального органа, присутствовавших на заседании, в соответствии с требованиями пунктов 7, 7.1 Положения о комитете Тульской области по тарифам, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 07.10.2011 N 17.

На основании пункта 2 Постановления правительства Тульской области от 17.02.2014 года № 61 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области является публикация их полных текстов в газете "Тульские известия" и (или) размещение (опубликование) в сетевом издании "Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - http://npatula.ru, сетевом издании "Официальный интернет-портал правовой информации" - www.pravo.gov.ru.

18.12.2015 года Постановление комитета Тульской области по тарифам от 29.12.2015 года № 47/2 официально опубликовано в сетевом издании "Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - http://npatula.ru, а также на сайте комитета Тульской области по тарифам - http://tula.eias.ru и вступило в силу.

Изложенное свидетельствует о том, что указанное Постановление, оспариваемое административным истцом в части, принято компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением порядка его принятия, правил введения в действие и опубликования, установленных вышеупомянутыми нормами права.

Правомочность органа, принявшего вышеупомянутое Постановление, а также соблюдение установленной законом процедуры его принятия, правил введения в действие и опубликования административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

Проверяя данный нормативный правовой акт на предмет соответствия его федеральному законодательству, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" к числу основных принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике среди прочих относятся: достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, а также обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

Согласно пункту 1 статьи 23 указанного Федерального государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила).

Пунктом 71 Основ ценообразования предусмотрено, что при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.

К ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность) при их утверждении на соответствующий период регулирования для каждой из приравненных к населению категорий потребителей по перечню согласно приложению N 1 к настоящему документу (за исключением потребителей, указанных в пункте 71(1) настоящего документа) по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1. В данный перечень в числе иных потребителей включены садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан - некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

По смыслу действующего законодательства в сфере электроэнергетики применение указанных понижающих коэффициентов является дополнительной мерой государственной поддержки граждан, в результате которой населению и приравненным к ним потребителям электроэнергии устанавливается тариф на электрическую энергию (мощность) ниже экономически обоснованного тарифа, а для иных категорий потребителей электроэнергии - выше на разницу между экономически обоснованным тарифом и тарифом, установленным для населения и приравненным к ним потребителям. Указанная разница образует величину перекрестного субсидирования (статья 3 Закона "Об электроэнергетике").

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. N 1231 и от 31 июля 2014 г. N 750 величина перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе подлежит поэтапному снижению.

Предельные величины перекрестного субсидирования, учитываемые в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей, установлены Основами ценообразования (Приложение № 6), согласно которым для Тульской области такая величина составляет <...> тыс. руб.

В силу пункта 6 статьи 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, с учетом предельных уровней цен (тарифов), установленных на год федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 06.11.2015 года № 1057/15 «О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию (мощность) на 2016 год» установлены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей по субъектам Российской Федерации на 2016 год, в том числе для Тульской области:

- с 01.01.2016 по 30.06.2016:

минимальный уровень тарифа, коп./кВтч (с НДС) – 374,00;

максимальный уровень тарифа, коп./кВтч (с НДС) – 379,00;

- с 01.07.2016 по 31.12.2016:

минимальный уровень тарифа, коп./кВтч (с НДС)-382,00;

максимальный уровень тарифа, коп./кВт (с НДС)-411,00.

Анализ приведенных выше правовых норм в их системной взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что установление цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей (включая применение понижающих коэффициентов) органом тарифного регулирования в Тульской области должно производиться с учетом установленных на федеральном уровне предельной величины перекрестного субсидирования в Тульской области, а также предельных минимальных и максимальных уровней тарифов в Тульской области на 2016 год.

Как следует из пункта 71(1) основ ценообразования, цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) устанавливаются и применяются равными ценам (тарифам), установленным для населения, в отношении следующих приравненных к населению категорий потребителей:

исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), приобретающие электрическую энергию (мощность) для предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений и содержания общего имущества многоквартирных домов;

наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного проживания лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для предоставления коммунальных услуг пользователям таких жилых помещений в объемах потребления электрической энергии населением и содержания мест общего пользования в домах, в которых имеются жилые помещения специализированного жилого фонда;

юридические и физические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах и жилых зонах при воинских частях и рассчитывающиеся по договору энергоснабжения по показаниям общего прибора учета электрической энергии.

В указанный перечень члены СНТ и иные физические лица, владеющие личным недвижимым имуществом в сельской местности (включая лиц, не являющихся членами СНТ и ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство на территории СНТ в индивидуальном порядке), не включены.

Между тем, согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 35 Федерального закона от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать для садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений нормативы платы за электрическую энергию, определенные для сельских потребителей.

Таким образом, вопреки доводам стороны административного истца установление тарифов на электрическую энергию для садоводов, огородников, дачников как для сельских потребителей является правом, а не обязанностью органа тарифного регулирования. Реализация указанного права подлежит осуществлению регулирующим органом с учетом приведенных выше требований действующего законодательства в сфере электроэнергетики.

При этом, по смыслу положений статей 23, 23.1, 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» при установлении для отдельных категорий потребителей льготных цен (тарифов) на электрическую энергию, превышающих установленные предельные уровни (включая предельный уровень перекрестного субсидирования), экономически обоснованные затраты, связанные с осуществлением регулируемых видов деятельности, подлежат возмещению за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Из материалов дела усматривается, что с учетом приведенных выше положений действующего законодательства постановлением от 18.12.2015 года № 46/2 «О понижающих коэффициентах к тарифам на электрическую энергию для населения на 2016 год» комитет Тульской области по тарифам принял следующее решение:

1. Применить на 2016 год понижающий коэффициент в размере 0,7 к тарифам на электрическую энергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, и приравненных к нему категорий потребителей.

2. Применить на 2016 год понижающий коэффициент в размере 0,7 к тарифам на электрическую энергию для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, и приравненных к нему категорий потребителей.

Для иных категорий потребителей электроэнергии понижающие коэффициенты не установлены, что согласно пояснениям представителя административного ответчика, представленному им расчету, а также показаниям допрошенного судом в качестве специалиста заместителя председателя комитета Тульской области по тарифам <...> принимающей непосредственное участие в решении вопросов об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Тульской области, обусловлено необходимостью соблюдения предельной величины перекрестного субсидирования по тарифам на электроэнергию для населения и приравненных к нему потребителей, которая на территории Тульской области на 2016 год составила <данные изъяты> тыс. руб., то есть максимально приближена к установленной на федеральном уровне предельной величине перекрестного субсидирования в Тульской области, составляющей <...> тыс. руб.

При этом возможность возмещения разницы между экономически обоснованным тарифом и льготным тарифом для иных категорий потребителей, превышающей установленные на федеральном уровне предельные величины, за счет бюджетных средств субъекта РФ в соответствии с положениями статей 23, 23.1, 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» в Тульской области отсутствует, поскольку бюджет данного региона на 2016 год является дефицитным (статья 1 Закона Тульской области от 14.12.2015 года № 2394-ЗТО «О бюджете Тульской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов»).

Указанные выше понижающие коэффициенты применены в оспариваемом административном истцом постановлении комитета Тульской области по тарифам от 18.12.2015 года № 46/1 с установлением следующих тарифов для населения:

С 01.01.2016 года по 30.06.2016 года:

- для населения, проживающего в городских населенных пунктах – 3,79 руб./кВтч;

- для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, и населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками – 2,65 руб./кВтч.

С 01.07.2016 года по 31.12.2016 года:

- для населения, проживающего в городских населенных пунктах – 3,87 руб./кВтч;

- для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, и населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками – 2,71 руб./кВтч.

Величина указанных цен (тарифов) не выходит за пределы установленных вышеупомянутым приказом Федеральной антимонопольной службы России от 06.11.2015 года № 1057/15 предельных минимальных и максимальных уровней тарифов в Тульской области на 2016 год.

Как следует из пояснений представителя административного ответчика по доверенности Волковой А.А., представленного регулирующим органом расчета величины перекрестного субсидирования на 2016 год, а также из показаний допрошенного судом в качестве специалиста заместителя председателя комитета Тульской области по тарифам <...> фактическая стоимость (цена) услуги по электроснабжению в Тульской области значительно превышает установленные оспариваемым постановлением тарифы на электроэнергию для населения и приравненных к нему потребителей на 2016 год.

Изложенное свидетельствует о том, что установленные регулирующим органом тарифы на электроэнергию для населения и приравненных к нему потребителей на 2016 год являются льготными, в том числе и для административного истца. Разница (перекрестное субсидирование), которую не доплачивают упомянутые в оспариваемом постановлении категории потребителей электрической энергии, учитываются в сетевом тарифе иных потребителей.

Согласно пункту 27 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой, и включает:

величину цен (тарифов) и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей;

даты введения в действие цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, в том числе с календарной разбивкой.

В соответствии с указанными Правилами утвержден Регламент установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, а также форма принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (приложения № 1 и № 2 к данному Приказу).

Как видно из материалов дела и установлено судом, постановление комитета Тульской области по тарифам от 18.12.2015 года № 46/1 принято в строгом соответствии с указанной формой, которая не содержит в оспариваемом административным истцом пункте 3 Приложения (Таблица 1) к данному постановлению в категории «Население, проживающее в сельских населенных пунктах, и приравненные к ним» такой группы потребителей как «члены садоводческих некоммерческих товариществ и иные физические лица, владеющие личным недвижимым имуществом в сельской местности для личных некоммерческих целей», а в пункте 4.1 в категории «Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан – некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства» такой формулировки, как «за исключением объема электрической энергии, приобретаемой в интересах населения, потребляющего электрическую энергию в личных некоммерческих целях в сельской местности».

Таким образом, оспариваемое административным истцом в части постановление комитета Тульской области по тарифам от 18.12.2015 года № 46/1 «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Тульской области на 2016 год» принято регулирующим органом в соответствии с действующим законодательством, по форме, утвержденной Федеральной антимонопольной службой, с учетом установленных на федеральном уровне предельной величины перекрестного субсидирования в Тульской области, а также предельных минимальных и максимальных уровней тарифов в Тульской области на 2016 год.

Утверждение стороны административного истца о несоответствии вышеуказанного нормативного правового акта в оспариваемой части приложению № 1 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, является несостоятельным, поскольку данное приложение каких-либо требований к установлению цен (тарифов) для населения и приравненных к нему потребителей не предусматривает, а лишь содержит Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению, включая и садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан. Упомянутые в данном перечне категории потребителей в постановлении комитета Тульской области по тарифам от 18.12.2015 года № 46/1 «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Тульской области на 2016 год» отражены с установлением в отношении них цен (тарифов) в предусмотренном законом порядке.

Выделение регулирующим органом в качестве отдельной категории потребителей электроэнергии садоводов, огородников, дачников, имеющих индивидуальные приборы учета электрической энергии, и приобретающих электроэнергию на личные коммунально-бытовые нужды, в том числе членов СНТ, данным Перечнем не предусмотрено.

Ссылка административного истца на пункт 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 года № 20-э/2, согласно которому к тарифной группе потребителей электрической энергии – население, включая граждан, использующих электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, применяется понижающий коэффициент 0,7, правового значения по делу не имеет, так как в соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 16.09.2014 года № 1442-э «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей…» вышеназванные методические указания в части государственного регулирования цен (тарифов), применяемых для населения на электрическую энергию (мощность), с 11.11.2014 года не применяются.

Нарушений действующих в настоящее время Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 16.09.2014 года № 1442-э, в процессе судебного разбирательства не установлено.

Нельзя согласиться и с доводами стороны административного истца о том, что обязанность регулирующего органа по установлению для садоводов, огородников, дачников, имеющих индивидуальные приборы учета электрической энергии, и приобретающих электроэнергию на личные коммунально-бытовые нужды, в том числе для членов СНТ, тарифа как для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, предусмотрена пунктом 34 Правил государственного регулирования тарифов, поскольку данная норма допускает применение льготных тарифов на электрическую энергию (мощность) при наличии соответствующего решения регулирующего органа, основанного на нормах действующего законодательства, обязывающих к принятию такого решения. Однако, как установлено судом, такие нормы в отношении вышеупомянутой категории потребителей отсутствуют.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца при установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Тульской области на 2016 год.

Противоречий оспариваемого административным истцом в части Постановления комитета Тульской области по тарифам от 18.12.2015 года № 46/1 какому-либо нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, повлекших нарушение прав и законных интересов Савельевой Е.Д., в процессе судебного разбирательства не установлено.

Таким образом, поскольку региональный нормативный правовой акт издан органом исполнительной власти Тульской области в области государственного регулирования тарифов (цен) в пределах нормотворческой компетенции, в оспариваемой части федеральному законодательству не противоречит и права административного истца не нарушает, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

В порядке пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию в газете «Тульские известия» или сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://npatula.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу или по истечении установленного срока в ближайшем номере указанного издания.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Савельевой Е.Д. к комитету Тульской области по тарифам о признании недействующим Постановления комитета Тульской области по тарифам от 18.12.2015 года № 46/1 «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Тульской области на 2016 год» в части пунктов 3 и 4.1 Приложения (Таблица 1) к указанному постановлению – оставить без удовлетворения.

Сообщение о принятии данного решения суда подлежит опубликованию в газете «Тульские известия» или сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://npatula.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу или по истечении установленного срока в ближайшем номере указанного издания.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий