ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-240/202227И от 27.06.2022 Архангельского областного суда (Архангельская область)

Дело № 3а-240/2022 27 июня 2022 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Архангельский областной суд в составе

председательствующего судьи Роговой И.В.,

при секретаре Пукановой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о ликвидации региональной общественной организации «Архангельская областная федерация современного и эстрадного танца «Планета танцев»,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации региональной общественной организации «Архангельская областная федерация современного и эстрадного танца «Планета танцев» (далее также – общественная организация) и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1072900001020.

В обоснование требований указано, что региональная общественная организация «Архангельская областная федерация современного и эстрадного танца «Планета танцев» зарегистрирована в качестве юридического лица 04.06.2007. Основной государственный регистрационный номер 1072900001020 присвоен Управлением Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу 06.06.2007. В период с 09.01.2019 по 05.02.2019 Управлением была проведена плановая документарная проверка общественной организации, в ходе которой были выявлены многочисленные и грубые нарушения Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон об общественных объединениях), Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях). По результатам проверки в адрес руководителя общественной организации было вынесено предупреждение, которое было им получено. В установленный срок требования предупреждения исполнены не были, в связи с чем в адрес административного ответчика было направлено повторное предупреждение. На момент подачи административного искового заявления в суд документы, необходимые для устранения нарушений, указанных в предупреждениях, устранены не были, что является основанием для ликвидации региональной общественной организации. Просят ликвидировать региональную общественную организацию «Архангельская областная федерация современного и эстрадного танца «Планета танцев» и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Административный истец Управление в судебное заседание представителя не направило, о его времени и месте извещено, просило о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Судебное извещение, направленное административному ответчику по юридическому адресу возвращено за истечением срока хранения. Представитель административного ответчика Струговец М.С., имеющая право без доверенности действовать от имени юридического лица, в судебном заседании против удовлетворения иска не возражала, пояснила, что организация фактически прекратила деятельность.

Информация о времени и месте рассмотрения настоящего дела Управлением по поручению суда 07.06.2022 размещена на официальном сайте Управления в сети Интернет.

По определению суда дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.

Заслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Законом об общественных объединениях, который в статье 7 называет общественную организацию как одну из организационно-правовых форм общественных объединений.

В соответствии с частью 1 статьи 29 этого закона общественные объединения обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; допускать представителей органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, на проводимые общественным объединением мероприятия; оказывать содействие представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.

Статья 42 Закона об общественных объединениях закрепляет, что в случае нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации общественных объединений (далее - федеральный орган государственной регистрации), вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения. В случае, если в установленный срок эти нарушения не устраняются, данный федеральный орган вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев. Решение о приостановлении деятельности общественного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд (части первая - третья).

В силу части 1 статьи 26, абзацев 3 и 4 части 1, части 3 статьи 44 Закона об общественных объединениях общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда на основании заявления федерального органа государственной регистрации в случае неоднократных или грубых нарушений общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов, а также в случае неустранения в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Согласно подпункту 74 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 №26, разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 №64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами» (далее – Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 64) Управление Министерства юстиции России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу является уполномоченным территориальным органом Минюста России по обращению в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

Судом установлено, что согласно протоколу учредительного собрания региональной общественной организации «Архангельская областная федерация современного и эстрадного танца «Планета танцев» №1 от 07.05.2007 создана указанная организация, утвержден ее Устав, сформированы органы управления организации.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц запись о государственной регистрации организации внесена в названный реестр 06.06.2007 за основным государственным номером 1072900001020. Адрес (место нахождения) юридического лица:

В период с 09.01.2019 по 05.02.2019 Управлением была проведена плановая документарная проверка общественной организации.

По результатам проверки Управлением выявлено, что устав общественной организации, утвержденный учредительным собранием от 07.05.2007 (далее - устав), противоречит требованиям законодательства Российской Федерации, а именно:

1. В нарушение пункта 3 статьи 29 Закона о некоммерческих организациях к исключительной компетенции конференции не отнесено решение следующих вопросов: определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества; определение порядка приема в состав членов некоммерческой организации и исключения из состава ее членов; досрочное прекращение полномочий органов некоммерческой организации; принятие решений об участии некоммерческой организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств некоммерческой организации; утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации;

2. В нарушение пункта 4 статьи 29 Закона о некоммерческих организациях пункт 12.3 устава указывает, что не все вопросы исключительной компетенции конференции принимаются квалифицированным большинством в две трети голосов присутствующих на конференции делегатов (членов);

3. В нарушение пункта 1 статьи 24 Закона о некоммерческих организациях пункт 5.3 устава содержит указание на открытый перечень видов деятельности общественного объединения (осуществление иной деятельности);

4. В нарушение пункта 2 статьи 24 Закона о некоммерческих организациях пункты 8.1, 8.5 устава предусматривают предпринимательскую деятельность без указания исчерпывающего перечня такой деятельности;

5. В нарушение пункта 1 статьи 28 Закона о некоммерческих организациях компетенция вице-президента, а также срок полномочий, периодичность проведения заседаний и порядок принятия решений исполнительным комитетом уставом общественного объединения не определены;

6. В нарушение части 2 статьи 19 Закона об общественных объединениях пункт 10.1 устава предусматривает возможность членства в общественном объединении любых иностранных граждан и лиц без гражданства, без указания на законное нахождение их в Российской Федерации;

7. В нарушение пункта 5 части 1 статьи 20 Закона об общественных объединениях устав общественного объединения не содержит порядка внесения изменений в учредительные документы.

Кроме того, в нарушение абзаца 3 части 1 статьи 29 Закона об общественных объединениях, а также пункта 3 Порядка размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организации, утвержденного приказом Минюста Российской Федерации от 07.10.2010 №252, общественным объединением не соблюдена обязанность по опубликованию отчетов об использовании своего имущества и обеспечения доступности ознакомления с отчетными документами на информационном портале Министерства юстиции Российской Федерации о деятельности некоммерческих организаций (http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx) за 2016, 2017 гг.

По результатам проверки Управлением 05.02.2019 в адрес руководящего органа общественного объединения вынесено письменное предупреждение (исх. № 29/03-624) со сроком устранения до 17.04.2019. Предупреждение получено лично президентом общественного объединения Новиковой М.С., о чем свидетельствует подпись о получении.

Данное предупреждение обжаловано не было. Документы, подтверждающие устранение общественным объединением нарушений требований законодательства Российской Федерации, в Управление в указанный срок не представлены.

08.05.2019 Управлением в адрес руководящего органа общественного объединения вынесено повторное письменное предупреждение со сроком устранения 19.07.2019. Указанное предупреждение было возвращено в Управление почтовой службой в связи с истечением срока хранения.

Документы, необходимые для устранения нарушений, указанных в предупреждениях от 05.02.2019, 08.05.2019, общественным объединением в Управление в установленные в предупреждениях сроки не представлялись.

Также в нарушение абзацев 4, 8 части 1 статьи 29 Закона об общественных объединениях в адрес Управления не представлены сведения о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц и информация об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании по формам, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» за 2019 - 2020 гг. в сроки до 01.07.2020, 15.07.2021, установленные п. 2 приказа Минюста России от 26.05.2020 № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности».

В связи с этим, Управлением в адрес постоянно действующего руководящего органа общественного объединения 23.07.2020, 16.09.2021, 30.11.2021 вынесены письменные предупреждения о необходимости устранения выявленных нарушений в срок до 21.09.2020, 29.10.2021, 31.01.2022 (соответственно). Предупреждения возвращены в Управление почтовой службой.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 64, предупреждение (представление) о нарушении закона, вынесенное уполномоченным органом или прокурором, направляется административному ответчику по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, включая адрес электронной почты.

Указанные предупреждения (представления) считаются доставленными объединению граждан, когда по обстоятельствам, зависящим от него, предупреждение (представление) не было ему вручено или объединение не ознакомилось с предупреждением (представлением).

Отчетные документы за 2019 - 2020 гг. общественным объединением в Управление до настоящего времени не представлены.

В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 64 разъяснено, что при рассмотрении дела о ликвидации или запрете деятельности объединения граждан суд оценивает обоснованность предупреждения (представления) об устранении нарушений закона, а также решения уполномоченного органа о приостановлении деятельности, если они не были ранее оспорены административным ответчиком в судебном порядке.

Суд полагает, что предупреждения, вынесенные Управлением в адрес административного ответчика, являются обоснованными, поскольку соответствуют приведенному действующему законодательству, отражают нарушения, допущенные административным ответчиком, которые им не оспаривались, приняты в пределах полномочий принявшего органа.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 64, при проверке обоснованности предупреждения (представления) об устранении нарушений закона и (или) решения о приостановлении деятельности, вынесенных уполномоченным органом или прокурором в адрес объединения граждан, которые не были оспорены в судебном порядке, помимо оснований их вынесения необходимо принимать во внимание установленные уполномоченным органом или прокурором сроки для устранения таких нарушений.

Такие сроки должны соответствовать разумно определенной возможности административного ответчика выполнить требования предупреждения (представления) и не могут быть менее сроков, установленных законом.

В частности, указанный в вынесенном в адрес религиозного объединения, регионального отделения политической партии или иного структурного подразделения политической партии либо другого общественного объединения или некоммерческой организации предупреждении (представлении) срок не может быть менее одного месяца, в адрес политической партии - не менее двух месяцев, в случае вынесения предупреждения об устранении нарушений законодательства о противодействии экстремистской деятельности - не менее двух месяцев со дня вынесения предупреждения.

По мнению суда, сроки для устранения нарушений законодательства, указанные в предупреждениях, являлись разумными, то есть предоставляли административному ответчику возможность их устранить.

В соответствии с пунктом 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 64, исходя из правовых оснований для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан, судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, если такое объединение граждан предприняло все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, и выявленные нарушения устранены до принятия судебного решения, суд с учетом указанных обстоятельств может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В каждом конкретном случае суд оценивает существенность допущенных объединением граждан нарушений и их последствий, а также возможность их устранения без ликвидации либо запрета деятельности объединения (пункт 32).

Объективных причин, препятствующих общественному объединению устранить выявленные нарушения, по делу не усматривается, таковых административным ответчиком не приведено и в ходе судебного заседания.

До настоящего времени документы, необходимые для устранения нарушений, указанных в вышеперечисленных предупреждениях, общественным объединением в Управление не представлены. Предупреждения общественным объединением не обжаловались. Приведенные нарушения не устранены до настоящего момента, являются неоднократными и систематическими, подтверждаются письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела.

Неоднократное не выполнение законных предписаний органа (предупреждения), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, фактически не позволяют Управлению осуществлять контроль за организацией и требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных ее учредительными документами, который, как это прописано в пункте 4.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, реализуется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Кроме того, судом установлено, что в нарушение абзаца 3 части 1 статьи 29 Закона об общественных объединениях общественным объединением не соблюдается обязанность ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом за 2019 -2020 гг. Доказательств, подтверждающих обратное, материалы дела не содержат.

Таким образом, судом установлена неоднократность нарушений общественной организацией законодательства Российской Федерации, которая выражается в невыполнении общественным объединением требований по устранению нарушений законодательства Российской Федерации, выявленных Управлением в ходе проведения проверки, изложенных в указанных выше предупреждениях, а также в совершении общественным объединением после вынесения в его адрес предупреждений об устранении нарушений закона иного нарушения действующего законодательства.

Общественной организацией допущенные ею нарушения законодательства Российской Федерации не устранены. Административный ответчик, имеющий статус региональной общественной организации, не обеспечивает публичности своей деятельности, что препятствует должному общественному контролю за ним, нарушает права граждан на достоверную информацию о его деятельности, тем самым допускает грубые нарушения законодательства Российской Федерации.

Исходя из характера и многочисленности допущенных административным ответчиком нарушений и их последствий, а также с учетом того, что примененные Управлением в отношении организации меры административного реагирования не привели к устранению нарушений и их последствий, суд полагает применение крайней меры публично-правовой ответственности в виде ликвидации общественного объединения обоснованной, административное исковое заявление - подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о ликвидации региональной общественной организации «Архангельская областная федерация современного и эстрадного танца «Планета танцев» удовлетворить.

Ликвидировать региональную общественную организацию «Архангельская областная федерация современного и эстрадного танца «Планета танцев» (основной государственный регистрационный номер 1072900001020) с исключением сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Архангельский областной суд.

Председательствующий И. В. Рогова

Решение в окончательной форме вынесено 29.06.2022.

Судья И. В. Рогова