ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-240/22 от 24.05.2022 Ярославского областного суда (Ярославская область)

УИД 76OS0000-01-2022-000154-89

Дело № 3а-240\22

Принято в окончательной форме 24.05.22г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 мая 2022г. гор. Ярославль

Ярославский областной суд в составе:

председательствующего судьи Преснова В.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Чистяковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,

Установил:

В административном исковом заявлении ФИО1 просит установить кадастровую стоимость земельных участков, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для общего пользования (уличная сеть), расположенных по адресу: <адрес>, по состоянию на 01.01.2021г. в размере их рыночной стоимости:

с кадастровым номером , площадью кв.м, в размере руб.,

с кадастровым номером , площадью кв.м, в размере руб.,

с кадастровым номером , площадью кв.м, в размере руб.

Административные исковые требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость земельных участков выше их рыночной стоимости, чем затрагиваются права административного истца как собственника земельных участков.

В судебном заседании представитель административного истца на основании доверенности ФИО2 административные исковые требования поддержал.

Остальные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.

От административного ответчика департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области поступило письменное объяснение, в котором указано на непризнание административных исковых требований, основанных на отчете определения рыночной стоимости земельных участков, представленном административном истцом, изложены замечания на отчет, которые, по мнению департамента, повлекли неправильное определение рыночной стоимости объектов оценки.

В письменных объяснениях заинтересованных лиц ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области изложены сведения о земельных участках, их правообладателе и размере кадастровой стоимости, возражения относительно административных исковых требований не указаны.

Заинтересованные лица ГБУ Ярославской области «Центр кадастровой оценки и рекламы», администрация городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области письменных объяснений не представили.

Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, допросив свидетеля (оценщика), суд пришел к следующим выводам.

ФИО1 является собственником указанных выше земельных участков.

Согласно ч. 1 ст. 245, ст. 248 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости помимо прочего, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Аналогичные положения закреплены в ст. 22 Федерального закона 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

В соответствии с п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость объектов налогообложения.

Тем самым, административный истец вправе оспорить кадастровую стоимость принадлежащих ему земельных участков в целях уменьшения земельного налога.

Кадастровая стоимость земельных участков определена приказом департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области от 06.10.2021г. н по состоянию на 01.01.2021г.:

с кадастровым номером в размере руб.,

с кадастровым номером в размере руб.,

с кадастровым номером в размере руб.

Административный истец представил отчет от ДД.ММ.ГГГГг. об оценке рыночной стоимости земельных участков, подготовленный оценщиком ООО «Ярэксперт», в соответствии с которым рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2021г. составляет:

с кадастровым номером в размере руб.,

с кадастровым номером в размере руб.,

с кадастровым номером в размере руб.

В соответствии со ст. 59, ч. 2 ст. 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одними из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

Исследование отчета дает основания суду для вывода о том, что отчет является достоверным доказательством рыночной стоимости земельных участков.

Оценщиком рассчитана рыночная стоимость объектов оценки сравнительным подходом. От использования в рамках оценки доходного и затратного подходов отчет содержит обоснованный отказ.

В соответствии с требованиями пунктов 11, 22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО N 7)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года N 611, оценщиком произведен анализ рынка, по итогам которого отобраны объекты, наиболее сопоставимые с объектом оценки по основным ценообразующим характеристикам.

Исследование представленного административным истцом отчета в полном объеме указывает на его соответствие законодательству об оценочной деятельности. Процесс оценки изложен в отчете последовательно, полно, подробно. Выводы оценщика обоснованы и проверяемы. Сомнений в достоверности определенной в отчете величины рыночной стоимости объектов недвижимости административного истца у суда не имеется.

Доказательств иной величины рыночной стоимости объектов недвижимости материалы дела не содержат.

Возражения административного ответчика сводятся к неиспользованию всех рыночных данных о предложениях продажи земельных участков. В обоснование возражений приводятся три объявления. По мнению департамента, указанные им объекты-аналоги сопоставимы с объектами оценки и могли быть использованы в расчетах рыночной стоимости земельных участков.

Проанализировав возражения департамента, суд не находит оснований для вывода о недостоверности отчета.

В соответствии с п/п «в» п. 22 ФСО № 7 «Оценка недвижимости» при проведении оценки должны быть описаны объем доступных оценщику рыночных данных об объектах-аналогах и правила их отбора для проведения расчетов.

Тем самым, специалист, проводящий оценку недвижимого имущества, пользуется той информацией, которая ему доступна. В отчете приведена доступная оценщику и проверенная им информация. В связи с этим неиспользование оценщиком информации об объектах, сведения о которых доступны иным лицам, в частности департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области, не может квалифицироваться как несоблюдение федеральных стандартов оценки.

Подпунктом «д» пункта 11 ФСО № 7 предусмотрено, что объем исследований рынка недвижимости определяется оценщиком исходя из принципа достаточности. Из содержания отчета следует, что оценщик, проводя исследование рынка недвижимости (земельных участков), и отбор объектов-аналогов, основывался на принципах существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности. Оценщиком проанализировано достаточное количество предложений о продажах земельных участков, для расчета рыночной стоимости земельных участков было использовано три объекта-аналога, которые сопоставимы по основным ценообразующим факторам с объектами оценки, что подтверждает выполнение оценщиком требований п\п «в» п. 22, п\п «д» п. 11 ФСО № 7.

Кроме того, суд соглашается с показаниями свидетеля ФИО3 (оценщика) о том, что предлагаемые департаментом аналоги не могли быть использованы в связи с изложенной в объявлениях противоречивой информации. Данные показания свидетеля основаны на анализе содержаний объявлений, данных публичной кадастровой карты, в связи с чем оснований не доверять этим показаниям не имеется.

Также следует отметить, что департаментом не представлены доказательства того, что неиспользование указанных им аналогов привело к необоснованному уменьшению рыночной стоимости объектов оценки, учитывая, что стоимость одного квадратного метра предлагаемых аналогов № 2 и № 3 соответствует диапазону отобранных оценщиком аналогов.

В целом содержание отчета, выводы оценщика не противоречат федеральным стандартам оценки, в том числе п. 5 ФСО № 3, п.п. 22, 25 ФСО № 7.

Таким образом, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости в связи с установлением их рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости объектов недвижимости подтвержден достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью кв.м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для общего пользования (уличная сеть), расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021г.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью кв.м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для общего пользования (уличная сеть), расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости руб. по состоянию на 01.01.2021г.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью кв.м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для общего пользования (уличная сеть), расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости руб. по состоянию на 01.01.2021г.

Дата обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 22.04.2022г.

Настоящее решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости в части размера кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: В.С. Преснов