ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-241/2015 от 22.12.2015 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Дело № 3а-241/2015

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

22 декабря 2015 года город Ханты-Мансийск

Суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Начарова Д. В.,

при секретаре Ершовой И. Ф.,

с участием:

представителя административного истца Бандур Ю. В.,

представителя административного ответчика Кидяевой К. В.,

прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Колесникова А. В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по заявлению закрытого акционерного общества «Нижневартовская ГРЭС» об оспаривании нормативно-правового акта,

установил:

закрытое акционерное общество «Нижневартовская ГРЭС» обратилось в суд с заявлением об оспаривании нормативно-правового акта о признании недействующим решения Думы Нижневартовского района от 28 ноября 2014 года № 595, которым были установлены новые коэффициенты переходного периода (Кп) к арендной плате за землю.

В обоснование требований общество указало, что с 2008 года является арендатором земельных участков на землях населенных пунктов Нижневартовского района.

4 марта 2015 года получено одностороннее уведомление администрации Нижневартовского района об изменении с 1 января 2015 года арендной платы в связи с увеличением годовой арендной платы на размер уровня инфляции, установленной федеральным законом № 384-ФЗ от 1 декабря 2014 года и изменением с 1 января 2015 года коэффициентов переходного периода (Кп) к арендной плате на основании решения Думы Нижневартовского района № 595 от 28 ноября 2014 года.

После установления новых Кп равных 1, по сравнению с предыдущими 0,2 и 0,5, арендная плата выросла в 5 и 2 раза соответственно. Совокупная арендная плата по муниципальным земельным участкам выросла с 1 января 2015 года на 324%, в то же время по федеральной аренде рост составил лишь 5,5% (на размер уровня инфляции).

Повышение коэффициента привело к резкому изменению арендной платы, что противоречит самой цели установления этого коэффициента и нарушает права общества.

Считает, что решение Думы Нижневартовского района № 595 от 28 ноября 2014 года, которым были установлены новые коэффициенты переходного периода (Кп) к арендной плате за землю, не соответствует постановлению Правительства РФ № 582 от 16 июля 2009 года, закрепившему принцип экономической обоснованности в качестве основного принципа, установления арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в публичной собственности, а также Приказу Министерства экономического развития РФ № 347 от 18 июня 2013 года, которым утверждены предельные ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов.

Кроме того в компетенцию Думы не входит принятие каких-либо документов, регламентирующих размер арендной платы.

Принятие оспариваемого решения противоречит Уставу Нижневартовского района, в частности подпункту «п» пункта 1 статьи 20 Устава, не имеющему какого-либо отношения к коэффициентам переходного периода по земле.

На основании указанного, закрытое акционерное общество «Нижневартовская ГРЭС» просит признать недействующим с момента принятия решение Думы Нижневартовского района № 595 от 28 ноября 2014 года.

В возражениях на заявленные требования Дума Нижневартовского района считает их не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку оспариваемое решение принято в рамках действующего законодательства и компетенции Думы района.

В судебном заседании представитель административного истца Бандур Ю. В. заявленные требования поддержала, указав на принятие решения не уполномоченным на то органом, а также его несоответствия постановлению Правительства Российской Федерации № 582 от 16 июля 2009 года.

Представитель административного ответчика Кидяева К. В. с требованиями не согласилась, пояснив, что принятое решение экономически обосновано, так как принято в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 457-п уполномоченным лицом в соответствии с Уставом Нижневартовского района.

В заключении прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Колесников А. В. указал на доказанность ответчиком своих полномочий. В связи с несоблюдением принципа экономической обоснованности, установленного постановлением Правительства Российской Федерации № 582, считает требования обоснованными, оспариваемое решение подлежит признанию недействующим, со дня его принятия.

Заслушав явившихся лиц, заключение прокурора Колесникова А. В., проверив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Судом установлено и следует из материалов дела, что закрытое акционерное общество «Нижневартовская ГРЭС» (дата) году с администрацией (адрес) заключило долгосрочный договор аренды земельных участков на землях населенных пунктов (номер), согласно которому обществу переданы во временное владение и пользование земельные участки, расположенные в (адрес), с кадастровыми номерами: (номер) площадью 1,2898 га., (номер) площадью 1,1581 га., (номер) площадью 57,8618 га., (номер) площадью 2,4148 га., (номер) площадью 12,2000 га.(том 1 л.д. 37).

Постановлением главы Нижневартовского района № 394 от 18 апреля 2008 года закрытому акционерному обществу «Нижневартовская ГРЭС» в аренду сроком на (дата) лет переданы земельные участки, расположенные (адрес), относящиеся к категории земель населенных пунктов: (номер) площадью 0,4200га., (номер) площадью 1,4488га., (номер) площадью 0,3259га., (номер) площадью 1,0354га., (номер) площадью 0,8823 га., (номер) площадью 0,1305 га., (номер) площадью 2,7247 га., (номер) площадью 0,5589 га., (номер) площадью 0,2600 га., (номер) площадью 27,0435 га., (номер) площадью 1,7600 га., (номер) площадью 14,9032га., (номер) площадью 1,4148 га., (номер) площадью 6,3676 га., (номер) площадью 6,0398 га., (номер) площадью 0,9701 га., (номер) площадью 3,2599 га., (номер) площадью 2,0049 га., (номер) площадью 1,8912 га., (номер) площадью 1,2898 га., (номер) площадью 1,1581 га., (номер) площадью 57,8618 га., (номер) площадью 2,4148 га., (номер) площадью 12,2000га., (номер) площадью 15,2035 га., (номер) площадью 0,8260 га., (номер) площадью 0,0302 га., (номер) площадью 0,0372 га., (номер) площадью 1,4010 га., (номер) площадью 0,2349 га., (номер) площадью 0,0881 га., (номер) площадью 1,0014 га., (номер) площадью 0,2570 га.(том 1 л.д. 40)

Согласно статье 3.3. Федерального закона № 137-ФЗ от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Закон № 137-ФЗ) отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

Согласно представленным выпискам из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество на земельные участки, предоставленные в аренду истцу, право собственности не зарегистрировано, относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, что также сторонами не оспаривается (том 1 л.д.182-240).

В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 343-п от 16 декабря 2010 года (действовавшим на момент принятия оспариваемого решения) арендуемые земельные участки относятся к 9 и 10 виду разрешенного использования, как земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, а также земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, соответственно.

В соответствии с договорами аренды оплата аренды земельных участков является поквартальной, до 10 числа месяца, следующего за истекшим кварталом, за 4 квартал - до 10 декабря текущего года.

По условиям пункта 2.3 договоров, при изменении величины арендной платы Арендодатель письменно извещает Арендатора об этом не позднее одного месяца до наступления срока оплаты.

4 марта 2015 года административным истцом получено уведомление администрации Нижневартовского района об изменении с 1 января 2015 года арендной платы по двум причинам:

-увеличение годовой арендной платы на размер уровня инфляции, установленные федеральным законом № 384-ФЗ от 1 декабря 2014 года(5,5);

-изменение с 1 января 2015 года коэффициентов переходного периода (Кп) к арендной плате на основании решения Думы Нижневартовского района № 595 от 28 ноября 2014 года.

Решением Думы Нижневартовского района № 140 от 26 декабря 2011 года (том 1 л.д. 72) установлены коэффициенты переходного периода к арендной плате за землю, на основании постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 457-п от 2 декабря 2011 года. Согласно данному решению коэффициент переходного периода по земельным участкам истца составил 0,2 и 0,5.

Решением Думы Нижневартовского района № 595 от 28 ноября 2014 года внесены изменения в приложение к решению Думы района от 26 декабря 2011 года № 140 «Об установлении коэффициентов переходного периода к арендной плате за землю»(том 1 л.д. 79). Решение опубликовано 29 ноября 2014 года в районной газете «Новости Приобья» № 124(455). Вступает в силу после официального опубликования.

В соответствии с данным решением Думы утверждены коэффициенты переходного периода к арендной плате за земельные участки, расположенные на землях населенных пунктов Нижневартовского муниципального района, согласно приложению которого коэффициент переходного периода по земельным участкам истца равен 1(том 1 л.д. 82-83).

Учитывая указанные обстоятельства, административный истец - закрытое акционерное общество «Нижневартовская ГРЭС», в силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, имеет право на обращение с рассматриваемым требованием, поскольку в отношении него применяется оспариваемое решение Думы.

Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Пунктом 10 статьи 3 Закона № 137-ФЗ установлено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 457-п от 2 декабря 2011 года «Об арендной плате за земельные участки земель населенных пунктов» установлен Порядок определения размера арендной платы за земельные участки земель населенных пунктов, находящиеся в собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и земельные участки земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, а также рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры привести свои правовые акты и договоры аренды земельных участков в соответствии с настоящим постановлением.

Согласно статье 19 Устава Нижневартовского района представительным органом муниципального образования Нижневартовского района является Дума района(том 1 л.д. 85).

Статьями 20, 33 Устава предусмотрено, что в компетенции Думы находятся определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, осуществление иных полномочий, отнесенных к полномочиям представительного органа муниципального образования федеральными законами, Уставом ХМАО-Югры, законами автономного округа, настоящим Уставом. Дума района по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами ХМАО-Югры, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Нижневартовского района (нормативные правовые акты), и по иным вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, Законами ХМАО-Югры, настоящим Уставом.

Решения Думы района принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием. Решение Думы района считается принятым, если за его принятие проголосовало не менее 8 депутатов Думы района, если иной порядок не предусмотрен настоящим Уставом.

Решение, устанавливающее правила, обязательные для исполнения на территории Нижневартовского района, принятое Думой района, направляется Главе района для подписания и обнародования в течение 10 дней.

Согласно выписке из протокола тридцать первого заседания Думы района от 28 ноября 2014 года(том 1 л.д. 150), по вопросу о внесении изменений в приложение к решению Думы района от 26 декабря 2011 года № 140 «Об установлении коэффициентов переходного периода к арендной плате за землю» проголосовало 13 депутатов «за» единогласно. Принято решение о принятии представленного директором муниципального казенного учреждения Нижневартовского района «Управление имущественными и земельными ресурсами» проект решения. Принято решение № 595 от 28 ноября 2014 года(том 1 л.д. 158).

Приведенные законоположения позволяют сделать вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт, принят Думой Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в пределах предоставленных полномочиях, в соответствии с установленным порядком принятия такого акта, он издан в соответствующей форме и своевременно опубликован в официальном источнике опубликования.

Пунктом 4 Порядка утвержденного Постановлением № 457 предусмотрено, что размер арендной платы за использование земельного участка устанавливается в договоре аренды земельного участка и, если федеральными законами или настоящим Порядком не предусмотрено иное, определяется по формуле: <данные изъяты> где: А - годовой размер арендной платы за земельный участок, руб.; КС - кадастровая стоимость земельного участка, руб.; С - ставка арендной платы, определяемая в соответствии с разделом IV Порядка; Кп - коэффициент переходного периода; Кст - коэффициент строительства; Ксп - коэффициент субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливается равным 0,8; Кпр - коэффициент приоритета, устанавливается равным 0,8; Ксз - коэффициент сезонности работ, устанавливается равным 0,5.

Коэффициент переходного периода (Кп) устанавливается для каждого вида или подвида разрешенного использования земельного участка, указанного в разделе IV Порядка, и не может превышать 1,5 в отношении: 1) земельных участков, находящихся в собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в соответствии с таблицей 11; 2) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления, обладающих правом их предоставления.

До установления коэффициента переходного периода (Кп), указанный коэффициент признается равным 1.

Правительство Российской Федерации в целях установления общего начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со статьями 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации постановлением от 16 июля 2009 года № 582 (далее - Постановление № 582) утвердило основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.

Исходя из анализа указанных положений, суд приходит к выводу о том, что они не содержат требования о недопустимости установления ставок арендной платы за земельные участки, собственность на которые не разграничена.

Постановление № 582 подлежит применению в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также земель федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в части утвержденных этим Постановлением основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Утвержденные этим Постановлением Правила определения размера арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации, их действие не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Постановлением № 582 утвержден принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организации, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Аналогичная позиция была изложена Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 11 мая 2004 г. N 209-О в отношении земельного налога, имеющего одинаковую правовую природу с арендной платой, из содержания которого следует, что плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков).

Как видно из обстоятельств дела, установленный Коэффициент переходного периода оспариваемым решением был увеличен в пять и два раза, что в соответствии с представленными истцом расчетами значительно увеличило размер арендной платы, а именно: в отношении земельного участка с кадастровым номером (номер) с 26 420,28 рублей в 2014 года до 52 840,56 рублей в 2015 году без учета коэффициента инфляции; (номер) с 202 456,40 до 1 012 281,98 рублей; (номер) с 20 500,82 до 41 001,63 рублей; (номер) с 65 132,19 до 130 264,38 рублей; (номер) с 8 208,19 до 16 418,37 рублей; (номер) с 171 398,19 до 342 796,38 рублей; (номер) с 1 701 180, 93 до 3 402 361,86 рублей; (номер) с 937 491,05 до 1 874 982,09 рублей; (номер) с 88 998,51 до 177 997,02 рублей; (номер) с 690 235,28 до 380 470,55 рублей; (номер) с 379 935,72 до 759 871,44 рублей; (номер) с 61 024,49 до 122 048,97 рублей; (номер) с 205 065,12 до 410 130,24 рублей; (номер) с 46 971,79 до 734 858,93 рублей; (номер) с 72 850,65 до 145 701,30 рублей; (номер) с 3 206 264,36 до 16 031 321,80 рублей; (номер) с 151 903,86 до 303 807,72 рублей; (номер) с 767 445,30 до 1 534 890,60 рублей; (номер) с 917 923,35 до 1 835 846,69 рублей; (номер) с 51 959,84 до 103 919,67 рублей; (номер) с 1 899,72 до 3 799,44 рублей; (номер) с 2 340,09 до 4 680,18 рублей; (номер) с 88 130,37 до 176 260,74 рублей; (номер) с 14 776,49 до 29 552,97 рублей; (номер) с 5 541,98 до 11 083,95 рублей; (номер) с 5 843,91 до 11 687,82 рублей ( том 1 л.д. 181).

Данные расчеты ответчиком не опровергнуты.

Согласно пояснительной информации (памятки), размещенной на сайте Департамента по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, коэффициент переходного периода введен с целью урегулирования резких изменений размера арендной платы.

Как следует из пояснений представителя ответчика и выписки из протокола заседания Думы района, представленной в судебном заседании пояснительной записке к проекту решения Думы о внесении изменений в решение Думы № 140, экономического обоснования принятое решение не имеет. Проект решения подготовлен в целях реализации решения Думы района «О бюджете района на 2014 год и плановый период 2015 и годов», согласно плану мероприятий по росту доходов и оптимизации расходов бюджета района.

При этом, каких-либо документальных и подробных обоснований такого значительного повышения и установления нового коэффициента переходного периода, в том числе расчета, которым руководствовалась Дума Нижневартовского района не приведено и в суд не представлено.

Кроме того, судом установлено, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта не определялась доходность земельных участков.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что увеличение и установление коэффициента переходного периода без надлежащего экономического обоснования нарушает права и законные интересы заявителя, необоснованно и значительно увеличивая арендную плату.

Довод представителя ответчика об экономической обоснованности оспариваемого решения со ссылкой на постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 457, предоставляющего право установить коэффициент переходного периода, является необоснованным, поскольку при принятия решения не приняты во внимание принципы, утвержденные Постановлением 582.

При этом ссылки общества на приказ № 347 от 18 июня 2013 года, которым утверждены предельные ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций обслуживающих их сооружений и объектов, пункт 2 статьи 3 Закона № 137, судом не могут быть приняты во внимание, так как Приказ распространяется на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, в рассматриваемом случае, собственность на земельные участки не разграничена, положения Закона распространяются на случаи переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды. В рассматриваемом случае такое право переоформлялось.

Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью не соответствует Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», имеющему большую юридическую силу, заявленные требования подлежат удовлетворению, оспариваемое решение Думы Нижневартовского района № 595 от 28 ноября 2014 года «О внесении изменений в приложение к решению Думы района от 26 декабря 2011 года № 140 «Об установлении коэффициентов переходного периода к арендной плате за землю» подлежит признанию недействующим с момента принятия.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда подлежит опубликованию Думой Нижневартовского района в том же средстве массовой информации, в котором было опубликовано вышеуказанный нормативный правовой акт.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

заявленные закрытым акционерным обществом «Нижневартовская ГРЭС» требования удовлетворить.

Признать недействующим с момента принятия решение Думы Нижневартовского района от 28 ноября 2014 года № 595 «О внесении изменений в приложение к решению Думы района от 26 декабря 2011 года № 140 «Об установлении коэффициентов переходного периода к арендной плате за землю».

Решение суда подлежит опубликованию Думой Нижневартовского района в том же средстве массовой информации, в котором было опубликовано вышеуказанный нормативный правовой акт.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации через суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Начаров Д. В.