РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 апреля 2022 г. город Тула
Тульский областной суд в составе:
председательствующего Мельничук О.В.,
при секретаре Глебове А.П.,
с участием прокурора Лазукиной О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-241/2022 по административному исковому заявлению ООО «Национальный институт развития эффективных технологий» к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании недействующими Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость, на 2018-2022 годы, в части,
установил:
30 ноября 2017 г. министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение № 3848 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год".
Данное распоряжение подписано министром имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 30.11.2017 в сетевом издании "Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации" http://npatula.ru, и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.
Пунктом 1 распоряжения определен перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, согласно приложению (далее - Перечень на 2018 год).
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 28.12.2017 № 4455 «О внесении дополнений в распоряжение министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 30.11.2017 № 3848» Перечень на 2018 год дополнен строками № согласно приложению.
Распоряжение от 28.12.2017 подписано министром имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 28.12.2017 в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» http://npatula.ru, и согласно его пункту 2 вступило в силу со дня подписания.
29 ноября 2018 г. министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение № 4954 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год».
Данное распоряжение подписано заместителем министра имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 30.11.2018 на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru), и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.
Пунктом 1 распоряжения определен перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее – Перечень на 2019 год) согласно приложению.
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 28.11.2019 № 4260 «О внесении изменения в распоряжение министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 29.11.2018 № 4954» с 29 ноября 2018 г. признано недействительным распоряжение министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 29.11.2018 № 4954 в части включения в Перечень на 2019 год объекта недвижимого имущества с кадастровым номером № и исключена строка, предусматривающая сведения по данному объекту, из Перечня.
Данное распоряжение подписано заместителем министра имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 29.11.2019 на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (https://mizo.tularegion.ru), и согласно его пункту 2 вступило в силу с 28 ноября 2019 г.
22 ноября 2019 г. министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение № 4175 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».
Данное распоряжение подписано министром имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 26 ноября 2019 г. в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» http://npatula.ru, и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.
Пунктом 1 распоряжения определен перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее – Перечень на 2020 год) согласно приложению.
30 ноября 2020 г. министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение № 2427 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год».
Данное распоряжение подписано заместителем министра имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 30.11.2018 на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.
Пунктом 1 распоряжения определен перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее – Перечень на 2021 год) согласно приложению.
30 ноября 2021 г. министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение № 2795 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год».
Данное распоряжение подписано заместителем министра имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 30.11.2021 на официальном сайте министерства имущественных и земельных отношений Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.
Пунктом 1 распоряжения определен перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год (далее – Перечень на 2022 год) согласно приложению.
В названные Перечни в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, под номером № (Перечень на 2018 год), № (Перечень на 2019 год), № (Перечень на 2020 год), № (Перечень на 2021 год), № (Перечень на 2022 год) включено нежилое здание с кадастровым номером №.
ООО «Национальный институт развития эффективных технологий», являясь собственником нежилого здания с указанным выше кадастровым номером, обратилось в суд с административным иском о признании недействующими данных Перечней в части включения в него вышеуказанного объекта недвижимого имущества, ссылаясь на то, что спорное здание включено в приведенные Перечни незаконно, фактически не используется для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, в связи с чем отсутствуют основания для включения здания в Перечни исходя из положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Земельный участок, на котором расположено здание, также не предусматривает размещение на нем офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Национальный институт развития эффективных технологий» по доверенности ФИО1 заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в административном иске, и просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что оспариваемые распоряжения изданы компетентным органом в пределах предоставленных полномочий, в установленном порядке, федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, поскольку принадлежащее административному истцу нежилое здание исходя из фактического их использования используются в целях делового или коммерческого назначения; прав и законных интересов административного истца указанные распоряжения не нарушают.
Данную позицию разделил представитель заинтересованного лица – администрации муниципального образования г.Тулы по доверенности ФИО3
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля ФИО4, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Лазукиной О.Г., полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества предоставлено субъекту Российской Федерации также и подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Законом Тульской области от 24.11.2003 № 414-ЗТО (с последующими изменениями и дополнениями) на территории Тульской области установлен и введен налог на имущество организаций. В соответствии со статьей 1-1 данного Закона, введенной в действие Законом Тульской области от 29.05.2014 № 2121-ЗТО, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации действующей до 01.01.2021, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из их кадастровой стоимости.
На основании подпунктов 1 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 указанной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Указом Губернатора Тульской области от 02 ноября 2015 г. № 317 по состоянию на 29 ноября 2016 г. министерство экономического развития Тульской области являлось органом исполнительной власти Тульской области, который был наделен полномочиями по определению перечня объектов недвижимого имущества, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 108 пункта 4 Положения о министерстве экономического развития Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 11 ноября 2015 г. № 508).
Положением о министерстве экономического развития Тульской области, утвержденным Постановлением правительства Тульской области от 11 ноября 2015 г. № 508 предусматривалось издание министром в пределах своей компетенции приказов и распоряжений в установленной сфере деятельности (подпункт 4 пункта 7 Положения).
Распоряжением Губернатора Тульской области № 511-рг от 23.09.2016 министром экономического развития Тульской области с 23.09.2016 года назначен ФИО5
Распоряжением Губернатора Тульской области № 618-рг от 08.11.2016 на период отпуска (с 28.11.2016 по 11.12.2016) министра экономического развития Тульской области исполнение обязанностей министра возложено на заместителя министра экономического развития Тульской области ФИО6
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области в силу пункта 3 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 13 октября 2016 г. № 452, и передаточного акта № 1 от 23 декабря 2016 г. является правопреемником министерства экономического развития Тульской области в части реализации полномочий по управлению и распоряжению в пределах своей компетенции имуществом области, за исключением средств бюджета Тульской области, бюджетов территориальных внебюджетных фондов и жилищного фонда, принадлежащего на праве собственности области, предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования город Тула, в пределах полномочий, установленных федеральными законами, законами Тульской области, постановлениями правительства Тульской области, а также координации в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, указами Губернатора Тульской области и постановлениями правительства Тульской области, деятельности в этой сфере иных органов исполнительной власти Тульской области.
По состоянию на даты принятия оспариваемых нормативных правовых актов от 30.11.2017, 29.11.2018, 22.11.2019, 30.11.2020, 30.11.2021 органом исполнительной власти Тульской области, который наделен полномочиями по определению перечня объектов недвижимого имущества, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно подпункту 77 пункта 5 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного постановлением правительства Тульской области от 13 октября 2016 г. № 452, является министерство имущественных и земельных отношений Тульской области.
Пунктом 7 вышеназванного Положения регламентировано, что министерство возглавляет министр имущественных и земельных отношений Тульской области, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Тульской области в установленном законодательством порядке.
Положением о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденным постановлением правительства Тульской области от 13 октября 2016 г. № 452, предусмотрено издание министром в пределах своей компетенции приказов и распоряжений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тульской области (подпункт 4 пункта 8).
Распоряжением Губернатора Тульской области от 23.09.2016 № 515-рг ФИО7 назначен министром имущественных и земельных отношений тульской области с 23.09.2016.
Распоряжениями Губернатора Тульской области от 29.10.2018 № 663-рг, от 27.11.2019, от 16.11.2020 № 632-рг обязанности министра имущественных и земельных отношений Тульской области с 26 ноября по 7 декабря 2018 г. были возложены на заместителя министра имущественных и земельных отношений Тульской области ФИО8, а 28.11.2019 и с 19 ноября по 2 декабря 2020 г. - на заместителя министра имущественных и земельных отношений Тульской области ФИО9
Согласно пункту 2 Постановления правительства Тульской области от 17 февраля 2014 г. № 61 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области является публикация их полных текстов в газете «Тульские известия» и (или) размещение (опубликование) в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://npatula.ru, сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации» - www.pravo.gov.ru.
Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемые распоряжения изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядка принятия, правил введения в действие и опубликования, и стороной административного истца в процессе судебного разбирательства не оспаривалось.
Проверяя данные распоряжения в оспариваемых частях на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Абзацами первым и третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, действующей до 01.01.2021, регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пункта 1 и подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации, действующих в редакции до 01.01.2021, следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Законом Тульской области от 24.11.2003 № 414-ЗТО (с последующими изменениями и дополнениями) на территории Тульской области установлен и введен налог на имущество организаций. В соответствии со статьей 1-1 данного Закона, введенной в действие Законом Тульской области от 29.05.2014 № 2121-ЗТО, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи.
В пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации федеральный законодатель указал, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1) и нежилые помещения (подпункт 2).
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ) административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Нежилое помещение, как это предписано подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции на момент принятия оспариваемых в частях нормативных правовых актов, признается недвижимым имуществом, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости, если его назначение, разрешенное использование или наименование в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которое фактически используются для размещения перечисленных объектов.
При этом фактическим использованием нежилого помещения для размещения названных объектов признается использование в этих целях не менее 20 процентов его общей площади (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, по смыслу приведенных норм законодательства в Перечень подлежит включению лишь такое недвижимое имущество, которое отвечает критериям, установленным названными выше правовыми нормами.
Судом установлено, что ООО «Национальный институт развития эффективных технологий» является собственником объекта недвижимости <данные изъяты>.
Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, материалами дела правоустанавливающих документов.
Вид разрешенного использования земельных участков в период с момента постановки на кадастровый учет до 1 января 2017 г. отражался в кадастровом паспорте земельного участка (выписке об объекте недвижимости), представляющем собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости (часть 4 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в редакции, действующей до 1 января 2017 г.). В настоящее время названная характеристика земельных участков подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (пункт 4 части 5 статьи 8, часть 1 статьи 28 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Из названных выше выписок (выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что нежилое здание с кадастровым номером № находится в пределах земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации нежилого (административного) здания, дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям ЕГРН за период 2017-2022 года на земельный участок с кадастровым номером № внесены изменения в части дополнительных характеристик: вид разрешенного использования с «для эксплуатации нежилого здания» на «для эксплуатации нежилого (административного) здания».
Виды разрешенного использования земельных участков, которые предполагают расположение на них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения в силу пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, имеют специальные коды по классификации групп видов разрешенного использования земельных участков для государственной кадастровой оценки земель, утвержденные приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7) и др.).
Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено нежилое здание – «для эксплуатации нежилого (административного) здания», исходя из его наименования, однозначно не предусматривает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, поскольку имеет иное текстовое и смысловое содержание, отличное от пунктов 1.2.5, 1.2.7 Методических указаний, не позволяет сделать вывод о размещении на нем объектов в целях, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, на котором расположено здание с кадастровым номером №, не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, а также торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, объект недвижимости с кадастровым номером №, поставленный на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, имеет назначение «нежилое», наименование «нежилое здание (административное здание)».
Вышеуказанные характеристики объекта недвижимости не изменялись с момента постановки на кадастровый учет, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, сообщениями филиала ФГБУ «ФКП Росрестра» по Тульской области, а также ГУ ТО «Областное БТИ».
Согласно данным технической инвентаризации - техническому паспорту на здание, объект недвижимости с кадастровым номером №, общей площадь <данные изъяты> кв.м, по данным инвентаризации на 25.11.2010 имеет назначение «административное здание», используется по назначению, состоит из помещений, имеющих назначение «кабинет, холл, вахтовая, коридор, подсобная, лестничная клетка, шкаф» (лит. А 1 этаж); «кабинет, коридор, лестничная клетка» (лит. А 2 этаж); «лестничная клетка, коридор, кабинет, санузел, холл, подсобная, туалет» (лит. А 3 этаж); «торговый зал (помещение №1 - 54,8 кв.м и помещение №4 - 21,1 кв.м, что составляет менее 20% от общей площади здания (4,45%), подсобная, кабинет, коридор, умывальная, туалет, лестничная клетка» (лит. А1 1 этаж); «кабинет, коридор, лестничная клетка» (Лит. А1 2 этаж); «кабинет, коридор, умывальная, туалет, лестничная клетка» (Лит. А1 3 этаж).
Как следует из сообщения ГУ ТО «Областное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, дата последней инвентаризации объекта – ДД.ММ.ГГГГ, а, следовательно, на момент формирования Перечней анализируемый технический паспорт являлся актуальным.
Сведения о проведении иных технических инвентаризаций в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в материалах учетно-технической документации отсутствуют.
Таким образом, ни сведениями из Единого государственного реестра недвижимости, ни документами технического учета (инвентаризации) не подтверждается, что спорное здание подлежало включению в Перечни исходя из критерия предназначения расположенных в них помещений.
Судом не установлено и фактическое использование принадлежащего административному истцу здания, включенного в оспариваемые Перечни, в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов.
Так, в соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
До установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9, установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 № 307-ФЗ, действующий на момент принятия оспариваемых распоряжений).
Постановлением правительства Тульской области от 05.11.2014 № 559 утвержден Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, согласно которому вид фактического использования перечисленных объектов определяется министерством имущественных и земельных отношений Тульской области на основании соответствующей информации, представленной органами местного самоуправления Тульской области, при утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из представленной по запросу суда информации управления экономического развития администрации города Тулы, объект с кадастровым номером № рекомендовался к включению в Перечни на 2018-2022 годы по результатам фактического визуального обследования на основании пунктов 1,3,4,5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, проводимого главным специалистом-экспертом отдела мелкорозничной торговли управления экономического развития администрации города Тулы ФИО4
Допрошенная судом в качестве свидетеля ФИО4, проводившая обследование нежилого здания в спорные периоды, показала, что выезжала на указанный объект для визуального осмотра, актов осмотра, содержащих идентифицирующие признаки объекта, результаты замеров, расчеты площадей, ею не составлялось, замеров не производилось.
Учитывая вышеизложенное, отсутствуют основания полагать, что принадлежавшее административному истцу здание подлежало включению в оспариваемые Перечни по фактическому использованию в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов.
По смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическое использование не устанавливается исходя из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о назначении, разрешенном использовании или наименовании помещений или здания, необходимо установление фактического использования здания или помещения в процентном соотношении от общей площади здания или помещения для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
При этом судом отмечается, что такое понятие, как «административное здание», федеральным налоговым законодательством для определения объекта в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрено, правовое значение для признания объекта недвижимости административно-деловым или торговым центром имеет исключительно назначение, разрешенное использование или наименование помещений в здании.
Таким образом, фактическое использование не менее 20 процентов общей площади спорного здания для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) не устанавливалось, а министерство имущественных и земельных отношений Тульской области данными, свидетельствующими о фактическом использовании для размещения офисов более 20 процентов общей площади спорных здания и помещения, не располагало.
При таких обстоятельствах и учитывая, что административный ответчик не исполнил процессуальную обязанность, установленную частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и не представил доказательств законности включения вышеуказанного здания в Перечни на 2018 год, на 2019 год, на 2020 год, на 2021 год и на 2022 год, а также исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления ООО «Национальный институт развития эффективных технологий».
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемые нормативные правовые акты имеют ограниченный срок действия, в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания оспариваемых положений Перечней недействующими с момента их принятия.
Руководствуясь ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление ООО «Национальный институт развития эффективных технологий» удовлетворить.
Признать недействующим с момента принятия пункт № перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 30.11.2017 № 3848 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год».
Признать недействующим с момента принятия пункт № перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 29.11.2018 № 4954 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год».
Признать недействующим с момента принятия пункт № перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 22.11.2019 № 4175 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».
Признать недействующим с момента принятия пункт № перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 30.11.2020 № 2427 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год».
Признать недействующим с момента принятия пункт № перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 30.11.2021 № 2795 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год».
Сообщение о принятии данного решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в газете «Тульские известия» или размещению в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - http://npatula.ru, либо в сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации» - www.pravo.gov.ru, либо на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru).
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий