ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-241/2022 от 14.09.2022 Вологодского областного суда (Вологодская область)

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 14 сентября 2022 года № 3а-241/2022

г. Вологда

Вологодский областной суд в составе:

председательствующего судьи Соколовой М.В.,

с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дементьевой Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании в части нормативного правового акта,

установил:

постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 24 ноября 2010 года № 735 принят Закон Вологодской области от 08 декабря 2010 года № 2429-ОЗ «Об административных правонарушениях в Вологодской области» (далее также - Закон № 2429-ОЗ), первоначальный текст документа опубликован в издании «Красный Север» № 139 от 11 декабря 2010 года.

25 декабря 2019 года постановлением Законодательного Собрания Вологодской области № 505 принят Закон Вологодской области от 13 января 2020 года № 4649-ОЗ «О внесении изменений в закон области об административных правонарушениях в Вологодской области», опубликованный 14 января 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) и в издании «Красный Север» № 5 от 18 января 2020 года.

Указанным актом Закон № 2429-ОЗ дополнен в том числе статьей 3.1(10), которой установлена административная ответственность за нарушение требований муниципальных правовых актов к порядку проведения земляных работ.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1(10) Закона № 2429-ОЗ нарушение требований муниципальных правовых актов к порядку проведения земляных работ, выразившееся в проведении земляных работ без разрешения (ордера) на проведение земляных работ, выданного уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования, либо с нарушением сроков, установленных в разрешении (ордере), если такое разрешение (ордер) обязательно, или в графике проведения земляных работ, а равно в проведении земляных работ после приостановления действия разрешения (ордера), если эти действия (бездействие) не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В силу части 3 статьи 3.1(10) Закона № 2429-ОЗ нарушение требований муниципальных правовых актов к порядку проведения земляных работ, выразившееся в складировании материалов, оборудования, временном хранении техники и размещении временных зданий и сооружений, а также временном размещении грунта, образовавшегося при проведении земляных работ, за пределами места проведения земляных работ, указанного в разрешении (ордере), если эти действия (бездействие) не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; наложение административного штрафа на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Частью 4 статьи 3.1(10) Закона № 2429-ОЗ предусмотрено, что нарушение требований муниципальных правовых актов к порядку проведения земляных работ, выразившееся в ненадлежащем содержании объектов благоустройства территории муниципального образования при проведении земляных работ, отсутствии ограждений места проведения земляных работ, несоблюдении требований к их виду, форме либо размерам, отсутствии настилов и пешеходных мостков, аварийного освещения, звукоизолирующих экранов, объектов размещения строительного мелкогабаритного и крупногабаритного мусора, а также указателей места проведения земляных работ и (или) объездных путей, которые предусмотрены разрешением (ордером), если эти действия (бездействие) не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до семи тысяч рублей; наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

ФИО1 обратился в Вологодский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил суд признать не действующими с момента вступления в законную силу части 1, 3, 4 статьи 3.1(10) Закона Вологодской области от 08 декабря 2010 года № 2429-ОЗ «Об административных правонарушениях в Вологодской области».

В обоснование требований административный истец указал на то, что в настоящее время он как генеральный директор ООО «Совместное предприятие промышленно-энергетические технологии» привлечен к административной ответственности по частям 1, 3, 4 статьи 3.1(10) Закона № 2429-ОЗ. Вместе с тем, оспариваемые нормы носят бланкетный характер, отсылая к муниципальным правилам благоустройства, которые различны на территории каждого из муниципальных образований Вологодской области, нарушают принцип равенства всех перед законом, тем самым противоречат части 1 статьи 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также не соответствуют принципу правовой определенности, поскольку не содержат конкретные действия (бездействие), образующие состав административного правонарушения.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, действует через представителя.

Представитель административного истца по доверенности ФИО2, участвующая в судебном заседании посредством видеоконференц-связи с Выборгским районным судом города Санкт-Петербурга, требования и доводы административного искового заявления поддержала, просила требования удовлетворить.

Представители административного ответчика Законодательного Собрания Вологодской области по доверенности ФИО3, ФИО4 доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление поддержали, просили отказать в удовлетворении требований истца.

Представитель заинтересованного лица Правительства Вологодской области по доверенности ФИО5 просила отказать в удовлетворении административных исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Иволга О.В., полагавшей административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного искового заявления.

Административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В статье 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) определено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно подпункту 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, определения подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (пункт 1 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 42 Устава Вологодской области (принят постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 03 октября 2001 года № 481) Законодательное Собрание области является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной (представительной) власти области.

Законодательное Собрание области осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения области и предметам совместного ведения Российской Федерации и области в пределах полномочий субъекта Российской Федерации (пункт «б» часть 1 статья 44 Устава).

Согласно пункту «л» части 2 статьи 44 Устава Вологодской области законом области регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами области к ведению и полномочиям области.

Законодательное Собрание области, состоящее из 34 депутатов, принимает законы области большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено федеральными законами (часть 1 статьи 43, части 1 статьи 52 Устава).

Законы области, принятые Законодательным Собранием области, направляются в десятидневный срок Губернатору области для подписания и обнародования (официального опубликования), который в течение четырнадцати дней подписывает и обнародует закон области или отклоняет закон области (части 1, 2 статьи 54 Устава Вологодской области, статья 2 закона Вологодской области от 02 мая 2011 года № 2506-ОЗ «О порядке обнародования (официального опубликования) и вступления в силу нормативных правовых актов области»).

Официальным опубликованием нормативного правового акта области является первая публикация его полного текста в областной газете «Красный Север» или первое размещение (опубликование) его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Как усматривается из материалов дела, постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 24 ноября 2010 года № 735 принят Закон Вологодской области «Об административных правонарушениях в Вологодской области».

Указанный закон подписан Губернатором Вологодской области 08 декабря 2010 года, которому присвоен номер № 2429-ОЗ.

11 декабря 2010 года Закон № 2429-ОЗ опубликован в издании «Красный Север» выпуск № 139.

Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 25 декабря 2019 года № 505 принят Закон Вологодской области «О внесении изменений в закон области об административных правонарушениях в Вологодской области», которым Закон № 2429-ОЗ дополнен в том числе статьей 3.1(10).

Указанный закон подписан Губернатором Вологодской области 13 января 2020 года, присвоен номер № 4649-ОЗ.

14 января 2020 года Закон № 4649-ОЗ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) и в издании «Красный Север», выпуск № 5 от 18 января 2020 года.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый закон принят уполномоченным органом. Соблюдены форма, в которой Законодательное Собрание Вологодской области вправе принимать законы области и порядок их опубликования, что не оспаривается административным истцом.

Пунктом 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Статьей 1.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

В силу положений части 1 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом, определяя понятие административного правонарушения, федеральный законодатель наделил его тремя обязательными юридическими признаками - противоправность, виновность, совершение действия (бездействие), за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. При этом материальное основание административной ответственности должно быть конкретизировано непосредственно в законе об административных правонарушениях.

Региональным законом административная ответственность может быть предусмотрена за нарушение требований регионального законодательства или муниципальных правовых актов путем установления в диспозиции статьи конкретных противоправных действий (бездействия), исключающих совпадение признаков объективной стороны административного правонарушения, установленного законом субъекта Российской Федерации, с административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Правила благоустройства территории муниципального образования - это муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения, их утверждение относится к вопросам местного значения городского и сельского поселения, муниципального, городского округа, внутригородского района (статья 2, пункт 19 части 1 и часть 3 статьи 14, пункт 25 части 1 статьи 16, пункт 10 части 1 статьи 16.2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В оспариваемых нормах Закона области слова «нарушение требований муниципальных правовых актов» далее конкретизируются в какой области они допускаются - в области порядка проведения земляных работ, и тем самым позволяют поставить возможность привлечения к ответственности в зависимость от наличия на территории конкретного муниципального образования соответствующих требований и запретов в этой области, что не противоречит принципу равенства лиц, совершивших административные правонарушения, перед законом, закрепленному в части 1 статьи 1.4. КоАП РФ.

Диспозиции частей 1, 3, 4 статьи 3.1(10) оспариваемого Закона № 2429-ОЗ содержат описание конкретных действий (бездействия), носят определенный, конкретный характер:

- проведение земляных работ без разрешения (ордера) на проведение земляных работ, выданного уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования, либо с нарушением сроков, установленных в разрешении (ордере), если такое разрешение (ордер) обязательно, или в графике проведения земляных работ, а равно в проведении земляных работ после приостановления действия разрешения (ордера) (часть 1);

- проведение земляных работ, выразившееся в складировании материалов, оборудования, временном хранении техники и размещении временных зданий и сооружений, а также временном размещении грунта, образовавшегося при проведении земляных работ, за пределами места проведения земляных работ, указанного в разрешении (ордере) (часть 3);

- проведение земляных работ, выразившееся в ненадлежащем содержании объектов благоустройства территории муниципального образования при проведении земляных работ, отсутствии ограждений места проведения земляных работ, несоблюдении требований к их виду, форме либо размерам, отсутствии настилов и пешеходных мостков, аварийного освещения, звукоизолирующих экранов, объектов размещения строительного мелкогабаритного и крупногабаритного мусора, а также указателей места проведения земляных работ и (или) объездных путей, которые предусмотрены разрешением (ордером) (часть 4).

При этом такие действия (бездействие) будут являться административным правонарушением только в случае, если в правилах благоустройства муниципального образования установлен запрет на эти действия (бездействие).

Таким образом, вопреки утверждениям административного истца, оспариваемые части статьи 3.1(10) Закона № 2429-ОЗ определяют объективную сторону правонарушения, устанавливают конкретные действия, которые образуют состав административного правонарушения, не содержат неоднозначных формулировок и терминов, свидетельствующих о правовой неопределенности, отвечают требованиям ясности и недвусмысленности, то есть соответствуют норме, имеющей большую юридическую силу, - части 1 статьи 2.1. КоАП РФ.

Проверив соответствие оспариваемого нормативного правового акта нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к выводу о том, что части 1, 3, 4 статьи 3.1(10) Закона № 2429-ОЗ соответствуют Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьёй 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах по делу оснований для удовлетворения требований административного искового заявления ФИО1 не имеется.

Руководствуясь статьями 175, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

ФИО1 отказать в удовлетворении требований административного искового заявления о признании не действующими частей 1, 3, 4 статьи 3.1(10) Закона Вологодской области от 08 декабря 2010 года № 2429-ОЗ «Об административных правонарушениях в Вологодской области».

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М.В. Соколова

Мотивированное решение изготовлено 22 сентября 2022 года