РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 февраля 2020 года г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Каракич Л.Л., при секретаре Лукьяновой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-70/2020 по административному исковому заявлению Рагимова А.Г.о. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Рагимов А.Г.о. обратился в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного "адрес изъят", равной его рыночной стоимости в размере, установленном по состоянию на 1 января 2012 года.
В обоснование требований административный истец указал, что является арендатором участка с разрешенным видом использования: для размещения платной автостоянки, временно расположенной на земельном участке площадью 10 000 кв.м. с кадастровым номером "номер изъят" на основании договора аренды от 16 мая 2011 года № 178-11, заключенного с КУМИ г. Братска.
4 июля 2008 года земельный участок с кадастровым номером "номер изъят" снят с кадастрового учета, однако административный истец до настоящего времени продолжает им пользоваться для размещения автомобильной стоянки.
С 1 января 2019 года приложением к договору аренды № 178-11, арендодатель установил размер арендной платы, исходя из кадастровой стоимости арендуемого участка в размере 22 960 149,30 рублей, однако согласно выписке из ЕГРН кадастровая стоимость участка 24 769 700 рублей.
Рыночная стоимость земельного участка, согласно Отчету ООО «Бюро оценки собственности от 16 декабря 2019 года № 32Б-12/19 по состоянию на 1 января 2012 года составляет 6 917 000 рублей.
Ссылаясь на статьи 607, 609, 621, Гражданского кодекса Российской Федерации, на то, что договор ни одной из сторон не расторгнут и продолжает действовать, он оплачивает, а КУМИ г. Братска принимает арендную плату, считает, что пользуется земельным участком на законных основаниях.
Поскольку кадастровая стоимость участка существенно превышает его рыночную стоимость, что влияет на размер арендной платы, нарушает право на ее уплату в экономически обоснованном размере, Рагимов А.Г.о. просит установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2012 года.
Представитель административного ответчика Правительства Иркутской области в судебное заседание не явился. В письменном отзыве Правительство просит в удовлетворении административного иска отказать. Ссылается на то, что земельный участок с кадастровым номером "номер изъят" снят с государственного кадастрового учета 4 июля 2008 года, в перечень объектов, подлежащих государственной кадастровой оценке по состоянию на 1 января 2012 года, результаты которой утверждены постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года № 517-пп, не был включен и его кадастровая стоимость не устанавливалась. При таких обстоятельствах установить кадастровую стоимость участка по состоянию на 1 января 2012 года в порядке статей 24.18, 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не возможно. Кроме того, права административного истца не затронуты, поскольку договор аренды от 16 мая 2011 года, заключенный в отношении земельного участка, снятого с кадастрового учета 4 июля 2008 года, противоречит статье 432 Гражданского кодекса Российской Федерации и является ничтожным.
Управление Росреестра по Иркутской области в письменном отзыве указывает, что земельный участок с кадастровым номером "номер изъят" снят с государственного кадастрового учета 4 июля 2008 года. В ЕГРН содержатся сведения об архивной кадастровой стоимости указанного участка, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 27 ноября 2008 № 101-пп в размере 24 769 700 рублей.
Представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области Полехина Е.П. в письменном отзыве подтвердила, что земельный участок с кадастровым номером "номер изъят" не вошел в перечень объектов государственной кадастровой оценки, проводимой по состоянию на 1 января 2012 года, поскольку 4 июля 2008 года был снят с кадастрового учета и в настоящее время имеет статус «архивный».
Администрация муниципального образования «город Братск» о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, позиции по иску не высказала.
Все лица, участвующие в административном деле, о времени и месте его рассмотрения извещены своевременно и в надлежащей форме, в письменных отзывах просили о рассмотрении дела по существу без их участия.
В соответствии со статьями 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является арендная плата (пункт 1).
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5).
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.20 названного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости (а не с даты, по состоянию на которую проводилась оценка).
Статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что при включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. В этом случае датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения в ЕГРН сведений об объекте, повлекших необходимость определения кадастровой стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если они затрагивают их права и обязанности.
Из административного искового заявления следует, что Рагимов А.Г.о. просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2012 года и в подтверждение представляет отчет об оценке рыночной стоимости участка по состоянию на указанную дату.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером "номер изъят" площадью 10 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения платной автостоянки, расположенный по адресу: "адрес изъят", поставлен на кадастровый учет 14 сентября 2005 года и принадлежал на праве аренды Рагимову А.Г.о.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов были утверждены постановлением Правительства Иркутской области от 27 ноября 2008 года 101-пп, на основании указанного постановления (с учетом внесенных в него изменений постановлением от 8 ноября 2010 года № 277-пп) в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "номер изъят" по состоянию на 1 января 2007 года в размере 24 769 700 рублей.
4 июля 2008 года земельный участок с кадастровым номером "номер изъят" с кадастрового учета снят, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 16 января 2020 года № КУВИ-001/2020-579623.
Содержащиеся в ЕГРН сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "номер изъят" по состоянию на 1 января 2007 года имеют статус архивных и применению не подлежат.
Очередная оценка земель населенных пунктов проведена на основании постановления Правительства Иркутской области от 4 июля 2012 года № 368-пп в отношении земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости. Поскольку участок Рагимова А.Г.о. в государственном кадастре не был учтен, в перечень объектов недвижимости, подлежащих очередной кадастровой оценке, он не был включен и кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2012 года в отношении спорного участка не устанавливалась.
Вместе с тем, по заданию Рагимова А.Г.о. оценщиком ООО «Бюро оценки собственности» рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "номер изъят" определена по состоянию на 1 января 2012 года.
Оценивая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что требование административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2012 года не основано на нормах законодательства об оценочной деятельности и удовлетворению не подлежит.
Не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям доводы административного истца о том, что между ним и КУМИ г. Братска имеется действующий договор аренды земельного участка, который сторонами исполняется: он, как арендатор, уплачивает арендную плату, исчисленную из кадастровой стоимости участка, а арендодатель арендную плату принимает.
В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» под государственным кадастровым учетом понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, подтверждающих существование такого объекта с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования.
Согласно статье 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики, позволяющие определить такой объект в качестве индивидуально-определенной вещи.
Таким образом, применительно к положениям Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ государственный кадастровый учет земельного участка является обязательным условием для его гражданского оборота.
В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии со статьей 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Административным истцом представлен договор аренды от 16 мая 2011 года № 178-11, заключенный между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Братска и Рагимовым А.Г.о. в отношении земельного участка с кадастровым номером "номер изъят" на срок до 31 декабря 2011 года и впоследствии продленный на неопределенный срок (письмо КУМИ от 20 августа 2015 года). Рагимов А.Г.о. ссылается на договор аренды, как на доказательство своего законного владения спорным земельным участком и нарушения прав завышенным размером арендной платы.
Между тем, земельный участок, снятый с кадастрового учета, характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, не обладает, следовательно, предмет аренды не определен и договор аренды земельного участка с кадастровым номером "номер изъят" от 16 мая 2011 года № 178-11 в силу статей 432, 607 Гражданского кодекса Российской Федерации является не заключенным.
Оценивая в совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установленные по делу обстоятельства и представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что права и законные интересы Рагимова А.Г.о. не нарушаются, поскольку предметом заявленных требований заявителя является установление кадастровой стоимости в размере рыночной в отношении земельного участка, прекратившего свое существование на дату принятия решения, законодательством не предусмотрена возможность внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении объекта, снятого с кадастрового учета.
Довод представителя административного истца о том, что в ЕГРП указаны сведения о характеристиках земельного участка, в том числе, о размере его кадастровой стоимости, следовательно, независимо от прекращения кадастрового учета участка эти сведения подлежат применению, судом отклоняется.
В соответствии с частью 6 статьи 7 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются. В случае изменения сведений, ранее внесенные сведения сохраняются.
Вместе с тем, сохранение сведений об объекте не свидетельствует о возможности внесения в них изменений, если объект снят с учета, поскольку это противоречило бы принципу непрерывности актуализации содержащихся в ЕГРН сведений.
Установив все обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, оценив представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска Рагимова А.Г.о.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Рагимова А.Г.о. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "номер изъят", общей площадью 10 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения платной автостоянки, расположенного по адресу: "адрес изъят", равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2012 года в размере 6 917 000 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.
Судья Л.Л. Каракич
Мотивированное решение изготовлено 25 февраля 2020 года.