ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-242/20 от 23.09.2020 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

дело № 3а-242/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Кондратюка А.В.,

при секретаре Микушевой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 23 сентября 2020 года в г.Сыктывкаре Республики Коми административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Апис-Плюс» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 3513254 рублей, объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 18525047 рублей, объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 16817557 рублей,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Апис-Плюс» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью ... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания нежилого здания/ 1 этаж – часть здания гаража на 25 автомашин, нежилого здания: Здание трансформаторной подстанции № 66, нежилого здания: Учебные классы к III блоку, нежилого здания: Здание тракторно-ремонтного цеха с холодной и бытовой общей площадью ... кв.м пристройками, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 3513254 рублей; объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью ... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)), общественное питание, бытовое обслуживание, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 18525047 рублей; объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью ... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты торговли, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 16817557 рублей. В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником данных земельных участков. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> определена в размере 5265466 рублей 44 копеек. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> определена в размере 30525913 рублей 86 копеек. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> определена в размере 25864191 рубля 67 копеек. Установленная кадастровая стоимость земельных участков существенно отличается от их рыночной стоимости и оказывает влияние на размер налоговых платежей. В подтверждение доводов представлен отчет <Номер обезличен> от 10 июля 2020 года об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, составленный обществом с ограниченной ответственностью «...», согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью ... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания нежилого здания/ 1 этаж – часть здания гаража на 25 автомашин, нежилого здания: Здание трансформаторной подстанции № 66, нежилого здания: Учебные классы к III блоку, нежилого здания: Здание тракторно-ремонтного цеха с холодной и бытовой общей площадью ... кв.м пристройками, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 5 июня 2017 года составляет 3513254 рубля; объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью ... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)), общественное питание, бытовое обслуживание, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 5 июня 2017 года составляет 18525047 рублей; объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью ... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты торговли, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 21 ноября 2019 года составляет 16817557 рублей.

Определением судьи от 9 сентября 2020 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Представитель административного истца ООО «Апис-Плюс» – Кожевникова А.Б. в судебном заседании заявленные требования поддержала.

Административные ответчики Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», заинтересованное лицо администрация МО ГО «Ухта», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.

Неявка в судебное заседание сторон по делу, иных лиц, участвующих в деле, в силу положений статей 150 (часть 2), 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав представителя административного истца ООО «Апис-Плюс» – Кожевникову А.Б., исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных данной статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе для целей налогообложения, а также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что для целей данного Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

Указанной статьей также определено понятие кадастровой стоимости, под которой понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 данного Федерального закона.

Пунктами 3 и 4 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 298 установлено, что целью оценки является определение стоимости объекта оценки, вид которой определяется в задании на оценку с учетом предполагаемого использования результата оценки. Результатом оценки является итоговая величина стоимости объекта оценки. Результат оценки может использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом оценки, в том числе при совершении сделок купли-продажи, передаче в аренду или залог, страховании, кредитовании, внесении в уставный (складочный) капитал, для целей налогообложения, при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности, реорганизации юридических лиц и приватизации имущества, разрешении имущественных споров и в иных случаях.

Под рыночной стоимостью объекта оценки в соответствии с приведенным выше Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Изложенное свидетельствует о том, что кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером).

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в Единый государственный реестр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, установление которой и является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных данной статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с данной статьей.

Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что действующее законодательство прямо предусматривает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости, посредством установления его рыночной стоимости.

Из материалов дела следует, что общество с ограниченной ответственностью «Апис-Плюс» является собственником земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью ... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания нежилого здания/ 1 этаж – часть здания гаража на 25 автомашин, нежилого здания: Здание трансформаторной подстанции № 66, нежилого здания: Учебные классы к III блоку, нежилого здания: Здание тракторно-ремонтного цеха с холодной и бытовой общей площадью ... кв.м пристройками, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью ... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)), общественное питание, бытовое обслуживание, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>; земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью ... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты торговли, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>.

Административный истец общество с ограниченной ответственностью «Апис-Плюс» является плательщиком земельного налога, величина которого зависит от размера кадастровой стоимости земельных участков.

Актом определения кадастровой стоимости земельных участков от 5 июня 2017 года <Номер обезличен>, принятым филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Коми, определена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, <Номер обезличен> в размере 5265466 рублей 44 копейки и 30525913 рублей 86 копеек соответственно, по состоянию на 5 июня 2017 года, в связи с изменениями количественных характеристик данных объектов недвижимости (уменьшение площади земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> с ... кв.м до ... кв.м; земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> с ... кв.м до ... кв.м), влекущими за собой изменения их кадастровой стоимости, и внесением сведений об этом в Единый государственный реестр недвижимости.

Сведения об изменении количественных характеристик земельных участков с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, <Номер обезличен> (площади ... кв.м и ... кв.м) и сведения о кадастровой стоимости данных земельных участков внесены в Единый государственный реестр недвижимости 5 июня 2017 года.

Актом определения кадастровой стоимости земельных участков от 21 ноября 2019 года <Номер обезличен>, принятым филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Коми, определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> в размере 25864191 рубля 67 копеек, по состоянию на 21 ноября 2019 года, в связи с образованием данного земельного участка и внесением сведений об этом в Единый государственный реестр недвижимости.

Сведения о кадастровой стоимости данного земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости 21 ноября 2019 года.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности). В случае определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, учтенного в государственном кадастре недвижимости на дату проведения государственной кадастровой оценки, но не вошедшего в Перечень, датой определения кадастровой стоимости является дата формирования Перечня (абзац первый статьи 24.13 и абзац первый статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности). Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости. По смыслу абзаца первого статьи 24.17 Закона об оценочной деятельности, дата утверждения удельных показателей, использованных при определении кадастровой стоимости отдельных объектов, указанных в статье 24.19 данного закона, не является датой определения кадастровой стоимости таких объектов. Если изменение качественных и (или) количественных характеристик не повлекло изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости, то дата определения кадастровой стоимости этого объекта не изменяется. При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Статьей 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном данным Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки.

Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

В силу части 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.

Судом при рассмотрении настоящего дела распределено бремя доказывания юридически значимых обстоятельств, при этом на административного истца возложена обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой.

На административных ответчиков возложена обязанность доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленной административным истцом, если они возражают против удовлетворения требований, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в силу положений статьи 34 ГПК РФ заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 года на основании части 4 статьи 38 КАС РФ - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости допустимыми письменными доказательствами являются отчет независимого оценщика, а также экспертное заключение.

В качестве доказательств рыночной стоимости земельных участков, административным истцом представлен отчет <Номер обезличен> от 10 июля 2020 года об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, составленный обществом с ограниченной ответственностью «...», согласно которому рыночная стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью ... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания нежилого здания/ 1 этаж – часть здания гаража на 25 автомашин, нежилого здания: Здание трансформаторной подстанции № 66, нежилого здания: Учебные классы к III блоку, нежилого здания: Здание тракторно-ремонтного цеха с холодной и бытовой общей площадью ... кв.м пристройками, расположенного по адресу: ..., по состоянию на 5 июня 2017 года составляет 3513254 рубля; объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью ... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)), общественное питание, бытовое обслуживание, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 5 июня 2017 года составляет 18525047 рублей; объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью ... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты торговли, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, по состоянию на 21 ноября 2019 года составляет 16817557 рублей.

Как следует из разъяснения, данного в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статья 1, 20 Закона об оценочной деятельности).

Представленный отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов недвижимости. Указанные в отчете цели и задачи проведения оценки не допускают их неоднозначного толкования - определение рыночной стоимости объектов оценки. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые оценщиком сведения. В отчете приведены не только расчёты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.

При проведении оценки оценщик руководствовалась нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

Указанный отчет составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости.

При определении рыночной стоимости земельных участков оценщик применила сравнительный подход с использованием метода сравнения продаж, как наиболее полно учитывающий цель оценки и обеспеченный исходной информацией. В отчете изложено подробное обоснование отказа оценщика от использования доходного и затратного подходов к оценке.

В ходе применения сравнительного подхода оценщиком был проведен анализ рынка предложений по продаже объектов недвижимости с аналогичными характеристиками, как у оцениваемых объектов недвижимости, подобран ряд аналогов. Информация об объектах-аналогах проанализирована оценщиком и приведена в расчетных таблицах. Оценщик проанализировала каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, произвела необходимые корректировки стоимости каждого объекта-аналога и привела подробное обоснование поправок и расчет их значений.

Суд, исследовав отчет <Номер обезличен> от 10 июля 2020 года об оценке рыночной стоимости земельных участков, составленный обществом с ограниченной ответственностью «...», и сопоставив содержание данного отчета с материалами дела, приходит к выводу о его соответствии действующему законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, о том, что он отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Данных об иной рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен> административными ответчиками в материалы дела не представлено, ходатайств о назначении соответствующей судебной экспертизы не заявлено.

Учитывая, что доказательств, которые опровергают указанную оценщиком величину рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, а также свидетельствовали бы об их рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками вопреки части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено, с учетом возможности принятия отчета, приложенного административным истцом к административному исковому заявлению, в качестве достоверного и допустимого доказательства, суд приходит к выводу о признании административного иска общества с ограниченной ответственностью «Апис-Плюс» об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 3513254 рублей, земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 18525047 рублей, земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 16817557 рублей, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В силу части четвертой статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня внесения сведений о ней в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, установленных данной статьей.

Частью пятой статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Апис-Плюс» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 3513254 рублей, объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 18525047 рублей, объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, равной его рыночной стоимости в размере 16817557 рублей, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью ... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания нежилого здания/ 1 этаж – часть здания гаража на 25 автомашин, нежилого здания: Здание трансформаторной подстанции № 66, нежилого здания: Учебные классы к III блоку, нежилого здания: Здание тракторно-ремонтного цеха с холодной и бытовой общей площадью ... кв.м пристройками, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 5 июня 2017 года в размере 3513254 (три миллиона пятьсот тринадцать тысяч двести пятьдесят четыре)рублей.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью ... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы)), общественное питание, бытовое обслуживание, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 5 июня 2017 года в размере 18525047 (восемнадцать миллионов пятьсот двадцать пять тысяч сорок семь)рублей.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, площадью ... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объекты торговли, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 21 ноября 2019 года в размере 16817557 (шестнадцать миллионов восемьсот семнадцать тысяч пятьсот пятьдесят семь)рублей.

Датой подачи заявления общества с ограниченной ответственностью «Апис-Плюс» о пересмотре кадастровой стоимости считать 21 июля 2020 года.

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья - А.В. Кондратюк

Мотивированное решение изготовлено 25 сентября 2020 года.

Судья - А.В. Кондратюк