ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-242/2016 от 01.07.2016 Ярославского областного суда (Ярославская область)

Дело № 3а-242/2016

Мотивированное решение изготовлено 01. 07.2016г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Ярославль 29 июня 2016 года

Ярославский областной суд в составе:

председательствующего судьи Нуждина С.В.,

при секретаре Котовой И.С.,

с участием прокурора Бурой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мацюка С.Н. о признании недействующим в части Закона Ярославской области «Социальный кодекс Ярославской области»,

установил:

Законом Ярославской области от 19.12.2008 N 65-з "Социальный кодекс Ярославской области" (далее Закон, Социальный кодекс Ярославской области) урегулированы правоотношения, связанные с реализацией полномочий Ярославской области в сфере предоставления социальной поддержки, социального обслуживания и оказания социальной помощи населению Ярославской области.

Законом Ярославской области от 28.10.2015 N 84-з «О внесении изменений в статью 58 Закона Ярославской области "Социальный кодекс Ярославской области" и статью 2 Закона Ярославской области "О внесении изменений в Закон Ярославской области "Социальный кодекс Ярославской области" внесены изменения в отдельные положения указанного нормативного правового акта.

Данный закон принят Ярославской областной Думой 27 октября 2015 года, подписан Губернатором Ярославской области 28 октября 2015 года. Официально опубликован 30 октября 2015 года в издании «Документ-Регион» № 89.

Законом Ярославской области от 26.11.2015 N 93-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области в сфере социальной защиты населения» часть 7 статьи 58 Социального кодекса Ярославской области изложена в новой редакции.

В частности, в результате изменений абзацем 2 части 7 статьи 58 Социального кодекса Ярославской области определено, что социальные услуги, предусмотренные частями 4 и 5 настоящей статьи, предоставляются при проезде автомобильным и наземным городским электрическим транспортом общего пользования (кроме транспорта, осуществляющего перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршрутам регулярных перевозок) в городском сообщении по внутримуниципальным маршрутам регулярных перевозок при условии автоматизированной регистрации проезда с использованием персонифицированной электронной транспортной карты.

Мацюк С.Н. обратился с административным исковым заявлением об оспаривании абзаца 2 части 7 статьи 58 указанного Закона (в редакции Закона от 28.10.2015 №84-з). В обосновании своих требований административный истец считает, что принятые положения Закона противоречат федеральному законодательству о защите прав потребителей, Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а также Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Заявитель указывает, что он имеет право на дополнительную социальную поддержку в виде освобождения от оплаты 50% стоимости проезда на транспорте пригородного и междугороднего сообщения, а также проезда на внутреннем водном транспорте общего пользования на территории Ярославской области как участник боевых действий в Афганистане. Оспариваемые положения, вступившие в силу с 01 января 2016 года, нарушают его права как потребителя транспортных услуг, поскольку предусматривают оплату проезда только одним способом – транспортной картой (исключается оплата наличными средствами), предусматривают определенные обременения в виде получения идентификационной карты, ее постоянном пополнении.

В судебном заседании административный истец Мацюк С.Н. исковые требования поддержал.

Представитель Ярославской областной общественной организации «Центр защиты прав потребителей» - Липин Д.Б. исковые требования поддержал.

Представители административных ответчиков Ярославской областной Думы и Губернатора Ярославской области Краснова О.М. и Вошатко А.В. административный иск не признали, пояснили суду, что оспариваемый акт принят Ярославской областной Думой и подписан Губернатором Ярославской области в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации федеральным законодательством полномочий. Нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, оспариваемый закон не противоречит.

Прокурором Бурой О.В. в судебном заседании дано заключение об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления Мацюка С.Н.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд находит административные исковые заявления подлежащими отклонению по следующим основаниям.

Мацюк С.Н. является участником боевых действий в Афганистане, имеет право на дополнительную меру социальной поддержки в виде социальной услуги по освобождению от оплаты в размере 50 процентов стоимости проезда в транспорте общего пользования, предусмотренной статьей 58 Социального кодекса Ярославской области.

В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктами 12, 24 пункта 2, пунктами 3.1 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания.

Решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение); социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей- сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 26.3.1 Федерального закона № 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Меры социальной поддержки, социального обслуживания и оказания социальной помощи населению Ярославской области установлены Социальным кодексом Ярославской области.

Статьей 58 Социального кодекса Ярославской области определен круг лиц, имеющих право на получение социальной услуги по освобождению от оплаты в размере 50 и 100 процентов стоимости проезда в транспорте общего пользования.

Абзацем 2 части 7 статьи 58 Социального кодекса Ярославской области (с учетом редакции закона Ярославской области от 26.11.2015 №93-з) для данной категории лиц определено, что социальные услуги предоставляются при проезде автомобильным и наземным городским электрическим транспортом общего пользования (кроме транспорта, осуществляющего перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршрутам регулярных перевозок) в городском сообщении по внутримуниципальным маршрутам регулярных перевозок при условии автоматизированной регистрации проезда с использованием персонифицированной электронной транспортной карты.

Предоставление льготного проезда отдельным категориям граждан с применением персонифицированной электронной транспортной карты является дополнительной мерой социальной поддержки. Следовательно, определение оснований, порядка и условий реализации такой меры социальной поддержки относится к полномочиям субъекта Российской Федерации и зависит от финансовых возможностей бюджета Ярославской области.

В силу статей 14, 25 Устава Ярославской области Ярославская областная Дума является постоянно действующим, высшим и единственным законодательным органом государственной власти Ярославской области. В числе прочих, к полномочиям Ярославской областной Думы относится принятие законов, относящиеся к ведению и полномочиям Ярославской области как субъекта Российской Федерации.

Таким образом, Ярославская областная Дума вправе осуществлять законодательное регулирование вопросов в сфере предоставления социальной поддержки, социального обслуживания и оказания социальной помощи населению Ярославской области.

Принятые Ярославской областной Думой оспариваемые положения закона регулируют механизм предоставления отдельной категории лиц социальной услуги по освобождению от оплаты стоимости проезда в общественном транспорте - при условии автоматизированной регистрации проезда с использованием персонифицированной электронной транспортной карты. Данные положения Социального кодекса Ярославской области не повлекли изменений категорий лиц, имеющих право на льготы и размеров предоставляемой социальной услуги по освобождению от оплаты стоимости проезда в транспорте общего пользования.

Таким образом, судом установлено, что нормативный правовой акт в оспариваемой части принят компетентным органом в пределах предоставленных полномочий и не находятся в противоречии с федеральными законами Российской Федерации, а также не нарушает права административного истца.

Исследовав представленные административным ответчиком документы: протоколы счетных комиссий о закрытом голосовании №№27,28,29 от 27.10.2015г., №№28,31 от 20.11.2015г., заключения по проекту принимаемого закона, суд не находит нарушения процедуры при принятии оспариваемого Закона Ярославской области.

В соответствии с частью 7 статьи 58 Социального кодекса Ярославской области порядок оформления, выдачи и использования персонифицированных электронных транспортных карт утвержден постановлением Правительства Ярославской области от 30.10.2015 № 1170-п (далее - Порядок).

Согласно пункту 1.1 Порядка персонифицированная электронная транспортная карта является единым проездным билетом долговременного пользования, предназначенным для автоматизированной регистрации и оплаты проезда отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с частями 4 и 5 статьи 58 Социального кодекса.

Суд отмечает, что персонифицированная электронная транспортная карта удостоверяет не заключение договора перевозки (субъектами которого в соответствии со статьей 786 Гражданского кодекса Российской Федерации является перевозчик и пассажир), а является формой реализации меры социальной поддержки категории граждан, имеющих право на льготный проезд.

Вместе с тем субъектами правоотношений по предоставлению социальной поддержки являются орган исполнительной власти субъекта, взявший на себя обязательство по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки по проезду, и лицо, относящееся к льготной категории граждан. Следовательно, орган исполнительной власти не является перевозчиком.

При таких обстоятельствах доводы заявителя о нарушении его прав потребителя, противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта законодательству о защите прав потребителей, Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а также Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом являются несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального закона.

С учетом приведенных мотивов суд считает, что правовых оснований для признания недействующим абзаца 2 части 7 статьи 58 Социального кодекса Ярославской области не имеется.

Руководствуясь статьями 175-180, Главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Мацюка С.Н. о признании недействующим в части Закона Ярославской области «Социальный кодекс Ярославской области» отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Нуждин С.В.