ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-242/2021 от 10.09.2021 Калининградского областного суда (Калининградская область)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-242 /2021

УИД: 39ОS0000-01-2021-000286-20

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Калининградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Шубина Д.В.

при секретаре Макаревской А.В.,

с участием прокурора Большаковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ к ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ об отмене регистрации кандидата в депутаты,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратился с административным иском в суд, указав, что решением Балтийской ТИК Калининградской области (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №10) от 1 августа 2021 года №19/60-5 зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Калининградской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №10. Решением Балтийской территориальной избирательной комиссии Калининградской области (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №10) от 30 июля 2021 года №18/56-5 административный ответчик ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Калининградской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №10. Решение Балтийской ТИК от 30 июля 2021 года №18/56-5 «О регистрации кандидата в депутаты Калининградской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №10 ФИО1 подлежит отмене в соответствии с п.п. «а» п. 7 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на основании вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ. Решение о выдвижении кандидата ФИО1 принималось 9 июля 2021 года общим собранием регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость», которое было неправомочно при участии в общем собрании 8 членов партии, зарегистрированных в данном региональном отделении партии, с учетом общей численности 236 членов партии, состоящих на учете в Калининградском отделении политической партии, что является грубым нарушением избирательным объединением Федерального закона «О политических партиях» и Устава политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость». 30 июля 2021 года Балтийской территориальной избирательной комиссией Калининградской области (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №10) на момент принятия решения №18/56-5 «О регистрации кандидата в депутаты Калининградской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №10 ФИО1» данный факт известен не был на том основании, что вышеуказанные нарушения федерального законодательства были установлены Калининградским областным судом лишь 13 августа 2021 года вступившим в настоящий момент в законную силу решением Калининградского областного суда от 13 августа 2021 года по делу №3а-217/2021 и в последующем решением Калининградского областного суда от 26 августа 2021 года по делу №За-226/2021. Как следует из этих судебных актов, Уставом политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» предусмотрено, что региональное отделение на территории своей деятельности участвует в выборах в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно пункту «б» части 2 статьи 32 Устава партии к компетенции Конференции (Общего собрания) регионального отделения при осуществлении прав, связанных с проведением выборов и референдумов, относится рассмотрение кандидатур, не являющихся членами каких-либо политических партий которые обратились в установленном законодательством о выборах порядке с предложением о включении их в списки кандидатов в депутаты, выдвигаемые Партией и ее структурными подразделениями, о выдвижении их Партией и ее структурными подразделениями кандидатами на выборные должности. Выдвижение тайным голосованием, в том числе на повторных и дополнительных выборах, в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах: кандидатов и (или) списка кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатуры которых, а в случае выдвижения списка кандидатов кандидатуры и порядок их размещения в списке, предварительно согласованы Президиумом или Бюро Президиума. В соответствии с размещенном на сайте Избирательной комиссии Калининградской области списком региональных отделений политических партий, общественных объединений, имеющих право в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» принимать участие в качестве избирательных объединений, в состав регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Калининградской области входит 7 местных отделений. По состоянию на 9 июля 2021 года количество членов партии, поставленных на учет в Калининградском региональном отделении партии - 236. Принимая во внимание численность Калининградского регионального отделения партии 236 членов, общее собрание регионального отделения правомочно только в том случае, если в его работе принимают участие не менее 119 членов партии, зарегистрированных в региональном отделении партии. Поскольку в общем собрании 9 июля 2021 гола участвовало только 8 членов партии, оно было неправомочно. Оспариваемым решением Балтийской ТИК от 30 июля 2021 года №18/56-5 затронуты права и законные интересы административного истца, поскольку оно нарушает принцип равенства кандидатов и принцип законности при реализации ими пассивного избирательного права. Согласно уточненным требованиям, просит отменить регистрацию кандидата в депутаты Калининградской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №10 ФИО1 в рамках реализации п.п. «а» п. 7 ст. 76 Федерального закона №67-ФЗ на основании вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата.

Административный истец ФИО1 и его представитель ФИО2 поддержали административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям и дополнительно пояснили, что вновь открывшимися обстоятельствами является установление неправомочности общего собрания регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Калининградской области, состоявшегося 9 июля 2021 года, на котором, в том числе, состоялось выдвижение в кандидаты административного ответчика. Уточнение административных исковых требований является техническим вопросом, основания иска изменены не были.

Представитель административного ответчика ФИО1 ФИО3 возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований и пояснил, что преюдиции относительно правомочности общего собрания регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Калининградской области, состоявшегося 9 июля 2021 года и решения, принятого на этом собрании, о выдвижении кандидата ФИО1, не имеется, в административном деле №3а-217/2021, рассмотренном Калининградским областным судом 13 августа 2021 года, стороны участия не принимали. Местные отделения регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» ликвидированы ранее. На общем собрании в силу Устава партии правом голоса обладают лишь зарегистрированные члены регионального отделения, иные члены партии, не имеющие регистрации, делегируют свое право голоса зарегистрированным членам партии.

Представитель административного ответчика Балтийской ТИК ФИО4 возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований и указал, что обстоятельства, указанные в административном иске в качестве оснований к отмене решения избирательной комиссии, не являются вновь открывшимися, так как существовали на момент регистрации кандидата. О них могло быть известно Калининградскому областному отделению КПРФ, поскольку представитель партии являлся членом Балтийской ТИК с правом решающего голоса при проверке документов, представленных на регистрацию ФИО1 Наличие в Уставе политической партии положений, предусматривающих дифференциацию правового положения ее членов, является нормой и фактически одобрено ЕСПЧ. На момент регистрации кандидата Балтийская ТИК располагала сведениями о наличии 9 зарегистрированных в региональном отделении политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Калининградской области членов партии. Количество членов партии без регистрации избирательной комиссии известно не было, однако, было понятно, что их более присутствовавших. Местные отделения регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Калининградской области были ликвидированы в 2020 году на основании решения руководящих органов регионального отделения.

Выслушав объяснения представителей сторон и заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора о наличии оснований для удовлетворения административного иска и судебные прения, суд приходит к следующему.

В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению, в частности, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных в том числе пунктом 24 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., решением Балтийской территориальной избирательной комиссии Калининградской области (с полномочиями окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу №10) от 30 июля 2021 года №18/56-5 был зарегистрирован кандидатом в депутаты Калининградской областной Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №10.

Административный ответчик был выдвинут в кандидаты в депутаты от регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» решением этого избирательного объединения, которое было принято 9 июля 2021 года III общим собранием регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» в Калининградской области, что подтверждается выпиской из протокола общего собрания.

Из этой выписки следует, что численность зарегистрированных членов регионального отделения партии – 9 человек, на общем собрании присутствовало 8 членов партии, за принятие решения о выдвижении ФИО7 кандидатом в депутаты Калининградской областной Думы по одномандатному избирательному округу № 17 проголосовало 8 членов партии.

Проверяя доводы административного истца о неправомочности общего собрания регионального отделения партии от 9 июля 2021 года, суд принимает во внимание следующее.

В силу части 9 статьи 31 Устава партии общее собрание регионального отделения считается правомочным, если в его работе принимают участие более половины членов Партии, зарегистрированных в данном региональном отделении.

Решения общего собрания регионального отделения принимаются ее делегатами (его участниками) большинством голосов от числа присутствующих на правомочной конференции (общем собрании) регионального отделения ее делегатов (его участников).

По состоянию на 9 июля 2021 года, количество членов партии, поставленных на учет в Калининградском региональном отделении партии, - 236.

Статьей 23 Федерального закона «О политических партиях» определено, что прием в политическую партию осуществляется на основе личных письменных заявлений граждан Российской Федерации в порядке, предусмотренном уставом политической партии (пункт 1); члены политической партии участвуют в деятельности политической партии, имеют права и несут обязанности в соответствии с ее уставом (пункт 2); члены политической партии имеют право избирать и быть избранными в руководящие органы политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений (пункт 5).

В соответствии с приведенными положения Федерального закона «О политических партиях» Уставом политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» определено, что партия создана и действует на основе принципов добровольности, равноправия членов, самоуправления, законности и гласности (часть 4 статьи 1); членство в партии является добровольным и индивидуальным (часть 1 статьи 6); вступающий в члены партии гражданин Российской Федерации представляет личное письменное заявление о вступлении в партию, как правило, в правление регионального отделения или совет местного отделения по месту своего постоянного или преимущественного проживания (часть 1 статьи 7); учет членов партии в региональном отделении партии ведет правление регионального отделения партии, в случае изменения места постоянного или преимущественного проживания члена партии на основании его личного письменного заявления он снимается с учета в соответствующем региональном отделении партии, ставится на учет и регистрируется в ином региональном отделении партии; численность членов партии, состоящих на учете в региональном отделении партии, определяется как число членов партии, состоящих на учете во всех местных отделениях партии, входящих в состав регионального отделения партии, и членов партии, состоящих на учете непосредственно в региональном отделении партии и не учитываемых в составе местных отделений партии (часть 2 статьи 8).

Этим нормам корреспондирует закрепленная в пункте 8 статьи 11 устава партии обязанность члена партии в случае изменения места своего постоянного или преимущественного проживания в месячный срок сообщить об этом путем подачи личного письменного заявления о регистрации в структурном подразделении по новому месту постоянного или преимущественного проживания в порядке, предусмотренном настоящим Уставом.

Согласно части 12 статьи 8 Устава партии в региональном отделении или его отдельных структурных подразделениях может быть объявлена перерегистрация членов партии; члены партии, не прошедшие перерегистрацию, не утрачивают членства в партии.

На основании части 5 статьи 8 Устава партии формы учета, регистрации и правила документооборота определяются Положением о приеме, учете, регистрации и оформлении документов по учету членов Партии, утверждаемыми решением президиума или Бюро Президиума Центрального совета Партии.

Таким образом, использованная в статье 8 Устава партии терминология «учет и регистрация членов партии» по существу регулирует порядок ведения учетно-регистрационной документации.

При этом установленные внутренними документами партии особенности документооборота, в том числе по учету членов партии, не могут ограничить объем прав лиц, принятых в партию на основе принципа равноправия ее членов в соответствии с Федеральным законом о политических партиях и уставом настоящей политической партии, путем постановки условия о дополнительной регистрации отдельных членов партии для работы в структурном подразделении.

В силу части 8 статьи 8, пункта 13 статьи 10 устава партии каждый член партии имеет право зарегистрироваться для работы в одном из структурных подразделений.

При этом возможность осуществления трудовых функций в структурных подразделениях партии прямо предусмотрена статьей 28 Устава партии (в аппарате структурного подразделения партии) либо не исключена статьей 33 Устава партии (в правлении регионального отделения, являющимся постоянно действующим коллегиальным органом регионального отделения партии) и статьей 39 Устава партии (в контрольно-ревизионной комиссии регионального отделения партии).

В соответствии с пунктом 14 статьи 10 Устава партии член партии, зарегистрированный в одном из структурных подразделений, имеет право избирать в руководящие и контрольно-ревизионные органы партии, ее региональных и иных структурных подразделений, участвовать в принятии решений этих органов путем голосования, а член партии, не воспользовавшийся своим правом зарегистрироваться для работы в одном из структурных подразделений, предусмотренным пунктом 13 настоящей статьи, делегирует права, предусмотренные настоящим пунктом, зарегистрированным членам партии.

Из буквального содержания пункта 14 статьи 10 Устава партии следует, что член партии, не зарегистрированный для работы в структурном подразделении партии, не вправе принимать непосредственное участие в принятии решений (в том числе путем личного голосования) исключительно выборными руководящими и контрольно-ревизионными органами структурного подразделения партии, если он членом этих выборных органов структурного подразделения партии не является.

Однако общее собрание отделения партии не является его выборным органом, представляет собой в силу статьи 24 Федерального закона о политических партиях и статьи 31 Устава партии высший руководящий коллегиальный орган, участниками которого являются члены соответствующего отделения партии исключительно по праву членства в политической партии.

Таким образом, и из закона, и из устава партии следует, что, в отличие от решения выборных руководящих и контрольно-ревизионных органов структурных подразделений партии, которое принимается только членами соответствующих органов, решение общего собрания отделения партии подлежит принятию в соответствии с частью 9 статьи 31 Устава партии правомочным собранием, если в его работе принимают участие более половины членов партии, зарегистрированных в данном отделении партии.

При этом в общем собрании вправе принять участие любой член партии при единственном закрепленном в части 9 статьи 31 Устава условии, а именно: при условии регистрации члена партии в данном структурном подразделении (по территориальному принципу, в частности, в целях исключения двойного учета членов партии).

Принимая во внимание численность Калининградского регионального отделения партии по состоянию на 9 июля 2021 года – 236 членов, общее собрание регионального отделения правомочно только в том случае, если в его работе принимает участие не менее 119 членов партии, зарегистрированных в региональном отделении партии.

Поскольку в общем собрании 9 июля 2021 года участвовало только 8 членов партии, такое общее собрание очевидно неправомочно.

Данное обстоятельство, то есть неправомочность общего собрания, состоявшегося 9 июля 2021 года, является вновь открывшимся, так как избирательная комиссия указала на свою неосведомленность относительно реальной численности избирательного объединения на момент принятия решения о регистрации кандидата ФИО1, следовательно, такие сведения не были известны и не могли быть известны не только административному истцу, но и иным лицам и органам и не являлись очевидными до вынесения судебного решения Калининградским областным судом по делу №3а-217/2021.

Решением Калининградского областного суда от 13 августа 2021 года по делу №3а-217/2021 установлена неправомочность III общего собрания регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» от 9 июля 2021 года, на котором, в том числе, было принято решение о выдвижении кандидата в депутаты Калининградской областной Думы седьмого созыва по одномандатному округу №10 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Данное решение носит публичный характер, в связи с чем на наличие преюдиции не влияет то обстоятельство, что стороны по настоящему делу в деле №3а-217/2021 не участвовали.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 7 ст. 76 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.

Установление вышеуказанным судебным актом нарушения порядка выдвижения кандидата после принятия решения избирательной комиссией о его регистрации является вновь открывшимся обстоятельством. В этой связи судебное решение об удовлетворении рассматриваемого административного иска может быть принято не позднее чем за пять дней до дня голосования (ч. 4 ст. 241 КАС РФ). Первым днем голосования является 17 сентября 2021 года. Следовательно, на день рассмотрения дела судом может быть принято решение об отмене регистрации кандидата.

Уточнение административных исковых требований носит технический характер, на существо заявленных требований не влияет, основания административного иска не изменены.

С учетом изложенного суд полагает административные исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Отменить регистрацию кандидата в депутаты Калининградской областной Думы по одномандатному избирательному округу №10 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Калининградский областной суд в течение пяти дней со дня принятия настоящего решения.

Решение в окончательной форме изготовлено 10 сентября 2021 года в 18 часов 00 минут.

Судья Д.В. Шубин