ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-243/19ПРИ от 11.11.2019 Ярославского областного суда (Ярославская область)

УИД 76 OS 0000-01-2019-000206-79

Дело № 3а-243\19 Принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Ярославль 11 ноября 2019 года

Ярославский областной суда в составе:

председательствующего судьи Преснова В.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Колюховой М.А. и секретарем судебного заседания Амелиной Я.Г.,

с участием прокурора Лебедева А.Н.,

представителей административного истца Акционерного общества «Транснефть - Север» по доверенностям ФИО1 и ФИО2, представителей административного ответчика Муниципального Совета Ярославского муниципального района Ярославской области и заинтересованного лица администрации Ярославского муниципального района Ярославской области по доверенностям ФИО3 и ФИО4, представителя заинтересованного лица администрации Ярославского муниципального района Ярославской области по доверенности ФИО5, заинтересованного лица ФИО6 и ее представителя ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Транснефть - Север» к Муниципальному Совету Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области и Муниципальному Совету Ярославского муниципального района Ярославской области о признании недействующим в части Генерального плана Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области,

Установил:

В административном исковом заявлении АО «Транснефть-Север» с учетом уточнения (т. 3 л.д. 195-197) просит признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области, утвержденный решением Муниципального Совета Заволжского сельского поседения Ярославского муниципального района Ярославской области от 07 декабря 2016 года № 101 в части:

- отсутствия сведений о границах населенного пункта д. Андреевское Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенного пункта, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости;

- отсутствия на картах Генерального плана Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области отображения границ с особыми условиями использования территорий, а именно границ охранной зоны и зоны минимальных расстояний от оси магистрального нефтепровода «Ухта-Ярославль» (линейная часть);

- нахождение границ населенного пункта д. Андреевское, отображенной на карте границ населенных пунктов, на расстояние менее чем 150 метров от оси магистрального нефтепровода «Ухта-Ярославль» (линейная часть);

- включение земельных участков с кадастровыми номерами , и в границы населенного пункта д. Андреевское.

Также административный истец просит возложить на Муниципальный Совет Ярославского муниципального района Ярославской области обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанные не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, положения Генерального плана Заволжского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области.

Административные исковые требования мотивированы тем, что АО «Транснефть-Север» является собственником магистрального нефтепровода «Ухта-Ярославль». Магистральный нефтепровод проходит в непосредственной близости от населенного пункта д. Андреевской Заволжского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области. Ссылаясь на нормы Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Правила охраны магистральных трубопроводов, утв. Постановлением Гостехнадзора России от 22.04.1992г. № 9, СП 36.13330.2012 «Магистральные нефтепроводы» (Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85), СанПиН 2.2.2\2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», административный истец указывает, что в нарушение указанных норм права, имеющих большую юридическую силу, в Генеральном плане Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области отсутствуют охранной зоны и зоны минимальных расстояний от оси магистрального нефтепровода «Ухта-Ярославль» (линейная часть). Земельные участки с кадастровыми номерами , и , принадлежащие физическим лицам, полностью располагаются в охранной зоне и зоне минимальных расстояний от оси нефтепровода, что свидетельствует о нарушении правового режима охранной зоны и зоны минимальных расстояний магистрального нефтепровода, создающие угрозу безопасности граждан, зданий, сооружений, а также нарушение санитарно-эпидемиологических требований. Согласование генерального плана с АО «Транснефть-Север» при принятии оспариваемых положений генерального плана не проводилось, информация о публичных слушаниях до административного истца не доводилась. Оспариваемые положения генерального плана затрагивают права административного истца на безопасную эксплуатацию нефтепровода, приводят к невозможности проведения реконструкции магистрального нефтепровода.

В судебном заседании представители административного истца на основании доверенностей ФИО1 и ФИО2 административные исковые требования поддержали.

Административный ответчик Муниципальный Совет Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направил. Представил письменное объяснение, в котором указывает на непризнание административного иска.

Представители административного ответчика Муниципального Совета Ярославского муниципального района Ярославской области по доверенностям ФИО3 и ФИО4, представлявшие также интересы заинтересованного лица Администрации Ярославского муниципального Совета Ярославской области, представитель заинтересованного лица Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области по доверенности ФИО5 возражали против удовлетворения административного иска.

Заинтересованное лицо ФИО6 и ее представитель ФИО7 также возражали против удовлетворения административных исковых требований.

Привлеченные к участию в деле заинтересованные лица ФИО8 и ФИО9, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принимали, возражений относительно административного иска не представили.

Прокурором Лебедевым А.Н. дано заключение о наличии правовых оснований для признания генерального плана в части отсутствия на картах генерального плана отображения границ охранной зоны магистрального нефтепровода «Ухта-Ярославль».

Выслушав указанных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

АО «Транснефть-Север» является собственником магистрального нефтепровода «Ухта-Ярославль», в связи с чем вправе оспаривать указанные им положения генерального плана, так как оспоренные положения нормативного правового акта затрагивают права административного истца безопасную эксплуатацию нефтепровода.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселений, по которым представительным органом местного самоуправления поселения принимаются муниципальные правовые акты.

Решением Муниципального Совета Заволжского сельского поселения третьего созыва от 07 декабря 2016г. № 101 утвержден генеральный план Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области.

Решение об утверждении генерального плана и генеральный план опубликованы в средстве массовой информации газете «Ярославский край»15 декабря 2016 года № 56.

Генеральный план в установленном порядке прошел согласование органами исполнительной власти, принят уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликован для всеобщего сведения и по этим основаниям не оспаривается.

Доводы административного иска о том, что АО «Транснефть-Север» было лишено возможности принять участия в публичных слушаниях, не могут быть приняты во внимание, так как публичные слушания по проекту генерального плана были назначены в установленном порядке постановлением администрации Заволжского сельского поселения, размещено на официальном сайте администрации поселения. Согласно протоколу от 30.06.2016г. публичные слушания состоялись в обозначенное в постановлении время. По итогам публичных слушаний составлено заключение, которое опубликовано в средстве массовой информации газете «Ярославский край» 07.07.2016г. № 34.

Вместе с тем имеются основания для удовлетворения административных исковых требований в части отсутствия в генеральном плане отображения границ охранной зоны магистрального нефтепровода «Ухта-Ярославль».

Согласно части 6 и пункту 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в виде карт, которые отображают зоны с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с частью 5 статьи 30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются среди прочего границы зон с особыми условиями использования территорий.

Согласно пункту 4 статьи 1 ГрК РФ к зонам с особыми условиями использования территорий относятся: охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положениями части 3 статьи 4 ГрК РФ предусмотрено, что в части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к этим отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации, к которому относится и законодательство о санитарном благополучии населения.

Земельный кодекс Российской Федерации определяет, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным этим кодексом и федеральными законами, ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном данным кодексом для охранных зон (пункты 1 и 3 статьи 56).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Приложением I к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» магистральные нефтепроводы относятся к опасным производственным объектам.

Отнесение магистрального нефтепровода «Ухта-Ярославль» к опасным производственным объектам подтверждается свидетельством о регистрации опасчных производственных объектов.

Согласно пункту 3.15 Свода правил «СНиП 2.05.06-85* Магистральные трубопроводы» утвержденного приказом федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25 декабря 2012 г. N 108/ГС (далее также - СНиП 2.05.06-85*), под охранной зоной магистрального трубопровода понимается территория или акватория с особыми условиями использования, установленная вдоль магистрального трубопровода для обеспечения его безопасности.

Для обеспечения нормальных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения магистральных трубопроводов и их объектов вокруг них устанавливаются охранные зоны, размеры которых и порядок производства в них сельскохозяйственных и других работ регламентируются Правилами охраны магистральных трубопроводов (пункт 5.6 СНиП 2.05.06-85*).

В соответствии с Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 29 апреля 1992 г. и постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 22 апреля 1992 г. N 9 (далее - Правила охраны магистральных трубопроводов), которые являются обязательными для исполнения предприятиями трубопроводного транспорта, местными органами власти и управления, а также другими предприятиями, организациями и гражданами, производящими работы или какие-либо действия в районе прохождения трубопроводов (пункт 1.3), для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны, в том числе, вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 м от оси трубопровода с каждой стороны (пункт 4.1).

Таким образом, федеральным законодательством предусмотрено установление охранных зон объектов магистральных трубопроводов. При этом порядок их установления не является идентичным.

В разделе 2.3 Материалов по обоснованию генерального плана Заволжского сельского поселения ограниченные в использовании территории Заволжского сельского поселения представлены на Карте ограничений использования территорий.

Однако на данной Карте охранная зона магистрального нефтепровода «Ухта-Ярославль» не отображена, равно как отображение охранной зоны не имеется в других картах генерального плана.

Тем самым, отсутствие в генеральном плане отображения границ охранной зоны магистрального нефтепровода «Ухта-Ярославль» свидетельствует о несоответствии в этой части генерального плана требованиям вышеприведенным нормам права.

В связи с изложенным генеральный план Заволжского сельского поселения в части отсутствия отображения границ охранной зоны магистрального нефтепровода «Ухта-Ярославль» подлежит признанию недействующим.

Оспоренные положения нормативного правового акта применялись. На их основании были реализованы права граждан и организаций. В связи с этим нормативный правовой акт в оспоренной части подлежит признанию недействующим со дня вступления решения в законную силу.

В остальной части административные исковые требования удовлетворению не подлежат исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 23 ГрК РФ генеральный план, среди прочего, должен содержать карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.

Карата границ населенных пунктов в генеральном плане имеется. Границы населенных пунктов отображены на карте соответствующими условными обозначениями.

Требования об обязательном приложении к генеральному плану сведений о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, в графическом описании местоположения границ населенных пунктов, перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, а также о текстовом описании местоположения границ населенных пунктов, на день разработки и утверждения генерального плана, градостроительное законодательство не содержало.

Указанные требования к содержанию генерального плана содержатся в части 5.1 статьи 23 ГрК РФ, введенной Федеральным законом 31.12.2017 N 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 31.12.2017 N 507-ФЗ органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществившими подготовку и утверждение документов территориального планирования и правил землепользования и застройки до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть подготовлены сведения о границах населенных пунктов, о границах территориальных зон в соответствии со статьями 19, 23 и 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) до 1 июня 2020 года (за исключением случая, указанного в части 1 настоящей статьи).

Часть 1 статьи 7 Федерального закона от 31.12.2017г. № 507-ФЗ к спорным правоотношениям не применима.

Из материалов дела следует, что органом местного самоуправления Ярославского муниципального района Ярославской области 08 августа 2019 года заключен муниципальный контракт на проведение работ по определению границ населенных пунктов муниципального района в целях приведения документов градостроительного планирования требования ч. 5.1 статьи 23 ГрК РФ (т.2 л.д. 34-42).

К настоящему времени установленный законом срок для подготовки сведений о границах населенных пунктов, границах территориальных зон, не истек.

С учетом изложенного оснований для утверждения о том, что оспариваемый генеральный план поселения в части отсутствия описания границ населенного пункта Андреевское Заволжского сельского поселения противоречит нормам права, имеющим большую юридическую силу, не имеется.

Пунктом 3.16 СНиП 2.05.06-85* предусмотрено, что расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4 СНиП 2.05.06-85*.

В соответствии с примечанием 1 к таблице 4 расстояния, указанные в таблице, следует применять для городов и других населенных пунктов от проектной городской черты на расчетный срок 20-25 лет.

Но при этом следует учесть следующее.

В период разработки и принятия генерального плана градостроительное и земельное законодательство не содержало обязательного требования об установлении документах градостроительного планирования минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов).

Возможность установления такой зоны в настоящее время предусмотрено п. 25 ст. 105 ЗК РФ, введенной Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который вступил в законную силу с 01.01.2019г.

Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ Земельный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 105, в соответствии с которой могут быть установлены виды зон с особыми условиями использования территорий, в том числе, зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) (пункт 25 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации, также введенной Федеральным законом от 03.08.2018г. № 342-ФЗ, предусмотрено, что Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия).

Статьей 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2022 г. зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до дня официального опубликования названного Федерального закона, в том числе решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения (часть 8).

В случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 данной статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности (часть 9). Зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до дня официального опубликования указанного федерального закона нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции упомянутого федерального закона). Внесение изменений в названные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего федерального закона) не требуется, за исключением случая, предусмотренного частью 11 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации (часть 10).

В соответствии с частью 19 статьи 26 Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 01 июня 2019 года собственники магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), в целях предупреждения негативного воздействия которых до дня официального опубликования настоящего Федерального закона установлены минимальные расстояния до данных трубопроводов, если в отношении данных трубопроводов не установлены зоны минимальных расстояний в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), обеспечивают подготовку графического описания местоположения границ указанных минимальных расстояний, устанавливаемых исходя из наибольшего из минимальных расстояний до соответствующего трубопровода, ближе которых не допускается размещать объекты капитального строительства различного назначения, и границ территорий в пределах таких минимальных расстояний, в отношении которых устанавливаются различные ограничения использования земельных участков, перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, и направляют эти описание и перечень координат в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. Данный федеральный орган исполнительной власти проверяет соответствие описания и перечня координат характерных точек границ указанных минимальных расстояний и границ территорий установленным к таким расстояниям и территориям требованиям, утверждает указанные описание и перечень координат и направляет их в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, для внесения сведений о границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) в Единый государственный реестр недвижимости в целях обеспечения внесения таких сведений в Единый государственный реестр недвижимости в срок не позднее 1 сентября 2019 года.

Тем самым, из указанной нормы права следует, что минимальное расстояние до трубопровода орган местного самоуправления, уполномоченный на принятие документов градостроительного планирования, может внести в генеральный план поселения только после подготовки графического описания местоположения границ указанных минимальных расстояний и внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

Направление АО «Транснефть-Север» в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документов по определению графического описания местоположения границ указанных минимальных расстояний, устанавливаемых исходя из наибольшего из минимальных расстояний до соответствующего трубопровода, ближе которых не допускается размещать объекты капитального строительства различного назначения, и границ территорий в пределах таких минимальных расстояний, в отношении которых устанавливаются различные ограничения использования земельных участков, перечня координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, и описание и перечень координат не является основанием для возложения на орган местного самоуправления обязанности на внесение изменений в генеральный план, так как соответствующие сведения в единый государственный реестр недвижимости не внесены.

Согласно представленным доказательствам АО «Транснефть-Север» направило необходимые документы в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти 31 мая 2019г.

Между тем согласно публичной кадастровой карте в отношении земельного участка с кадастровым номером , предоставленном для размещения и эксплуатации магистрального нефтепровода «Ухта-Ярославль», последние сведения вносились 04.06.2016г.

Тем самым, доказательства внесения указанных сведений в Единый государственный реестр недвижимости не представлены.

Таким образом, зона минимального расстояния не могла быть отображена в генеральном плане Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района на момент его принятия, равно как не может быть установлена в настоящее время ввиду отсутствия описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.

ФИО8 являлся собственником земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного в дер. Андреевское Ярославского муниципального района, земельный участок был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 187-193)

ФИО9 являлся собственником земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного в дер. Андреевское Ярославского муниципального района, земельный участок был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 195-197).

В последующем в результате перераспределения земельных участков между ФИО8 и ФИО9 с вышеуказанными кадастровыми номерами по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ были образованы земельные участки с кадастровыми номерами (правообладатель ФИО8) и (правообладатель ФИО9). По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ правообладателем обоих земельных участков стал ФИО8(т. 2 л.д. 227-254, т.3 л.д. 146-156).

ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного в дер. Андреевское Ярославского муниципального района Ярославской области, земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.

Тем самым, земельные участки, правообладателями которых в настоящее время являются ФИО8 и ФИО6 входили в состав населенного пункта д. Андреевское до принятия оспариваемого генерального плана.

Частью 1 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа (далее также - генеральный план) осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа.

В соответствии с ч. 3 ст. 23 ГрК РФ генеральный план содержит:

1) положение о территориальном планировании;

2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;

3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;

4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

Согласно пункту 2 статьи 83 ЗК РФ границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Указанные существующие границы отображены на карте границ населенных, входящих в состав Заволжского сельского поселения, генерального плана соответствующими условными обозначениями.

Установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования (пункт 1 статьи 84 ЗК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Согласно пункту 7 части 7 статьи 23 ГрК РФ составной частью материалов по обоснованию проекта генерального плана является перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.

Материал по обоснованию Генерального плана сведений об исключении земельных участков ФИО9 и ФИО6 и обоснования необходимости такого исключения не содержит.

Доводы административного истца о неправомерности включения указанных земельных участков в состав населенного пункта Андреевское в связи с нахождением земельных участков в охранной зоне и минимального расстояния до магистрального нефтепровода не могут служить основанием для удовлетворения административного иска в этой части ввиду следующего.

Как указано выше, охранная зона магистрального нефтепровода и минимальное расстояние до магистрального нефтепровода не установлены. В связи с чем оснований для утверждения о вхождении земельных участков в эти зоны не имеется.

Согласно пункту 1 и подпункту 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами, в том числе в связи с особыми условиями использования земельных участков и режимом хозяйственной деятельности в охранных зонах.

Ограничение права собственности на землю не означает безусловное их исключение из границ населенных пунктов.

Также следует отметить, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости как на день принятия оспариваемого нормативного правового акта, так и день разрешения административного спора в отношении земельного участка с кадастровым номером (правообладатель ФИО6) каких либо обременений не зарегистрировано. В отношении земельных участков с кадастровыми номерами и (правообладатель ФИО9) установлено обременение в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.11.1996г. № 1404 «Об утверждении Положения о водоохраных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полос» - использование земель в водоохраной зоне реки Волга. Иных обременений, в том числе нахождение в охранной зоне трубопроводов, не имеется.

Таким образом, оснований для удовлетворения административных исковых требований в части включения земельных участков с кадастровыми номерами , и в границы населенного пункта д. Андреевское не имеется.

Вопрос о принятии нормативных правовых актов, внесении в них изменений и дополнений относится к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления, к числу которых департамент не относится. Суд не находит установленных в части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для возложения данной обязанности на административного ответчика в связи с признанием нормативного правового акта недействующим в части.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 35 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» сообщение о принятом решении, должно быть бесплатно опубликовано в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу в средстве массовой информации.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Акционерного общества «Транснефть - Север» удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу генеральный план Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области, утвержденный Решением Муниципального Совета Заволжского сельского поселения третьего созыва от 07 декабря 2016 года № 101, в части отсутствия на картах генерального плана отображения границ охранной зоны магистрального нефтепровода «Ухта-Ярославль».

В удовлетворение остальной части административных исковых требований Акционерного общества «Транснефть -Север» отказать.

Муниципальному Совету Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района Ярославской области опубликовать в средстве массовой информации газете «Ярославский край» либо в ином средстве массовой информации, являющимся официальным публикатором решений Муниципального Совета Заволжского сельского поселения Ярославского муниципального района, сообщение о принятом решении суда в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение месяца со дня его принятии в окончательной форме.

Судья Ярославского областного суда: В.С. Преснов

: