ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-243/2015 от 17.12.2015 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Дело № 3а-243/2015

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

17 декабря 2015 года город Ханты-Мансийск

Суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Начарова Д. В.,

при секретаре Ершовой И. Ф.,

с участием:

представителя административного ответчика Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Кошуковой Т. Н.,

представителя административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Пузина Д. Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сибирское подворье» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Правительству Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной,

установил:

(дата) общество с ограниченной ответственностью «Сибирское подворье» обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной.

В обоснование своих доводов общество указало, что на основании договора купли-продажи (номер) от (дата) является собственником земельного участка с кадастровым номером (номер), расположенного по адресу: (адрес), общей площадью 3922 кв.м.

Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на (дата) составляет 13 643 226,08 рублей.

Кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права административного истца, поскольку значительно увеличивает размер налоговых платежей, в связи с чем истец просил суд установить в отношении земельного участка кадастровую стоимость равную рыночной, по состоянию на 1 января 2010 года, в размере (номер) рублей, в соответствии с отчетом (номер) от (дата), составленным <данные изъяты>

Представитель административного ответчика Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Кошукова Т. Н. просила решение принять на усмотрение суда. Истец имеет право на обращение в суд с данным требованием, несмотря на то, что кадастровая стоимость является архивной.

Представитель административного ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Пузин Д. Ф. в судебном заседании с требованиями согласился.

В судебное заседание представитель административного истца, представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы государственной, регистрации, кадастра и картографии, администрации города Мегион не явились. Ходатайств об отложении судебного разбирательства с уважительными причинами своей неявки не представили. От представителя истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, на требованиях настаивает.

При указанных обстоятельствах, на основании части 3 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснение участвующих лиц, проверив материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению частично.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Согласно пункту 1 этой же статьи рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что общество с ограниченной ответственностью «Сибирское подворье» на основании договора купли-продажи (номер) от (дата) является собственником земельного участка с кадастровым номером (номер), площадью 3922 кв.м., относящегося к категории земель населенных пунктов, предоставленного <данные изъяты> расположенного по адресу: (адрес)

Право собственности подтверждается представленными в материалы дела копиями указанного выше договора купли-продажи, свидетельства о государственной регистрации права (адрес) выданного (дата).

Согласно кадастровой справке от (дата) кадастровая стоимость спорного земельного участка определена по состоянию на 1 января 2010 года, утверждена постановлением Правительства Ханты-мансийского автономного округа – Югры № 343-п от 16 декабря 2010 года и составляет 13 643 226,08 рублей.

Общество с ограниченной ответственностью «Сибирское подворье», являясь собственником земельного участка и плательщиком земельного налога, прямо заинтересовано к определению реальной рыночной стоимости земельного участка, поскольку уменьшение кадастровой стоимости земельного участка означает снижение налоговой нагрузки на собственника.

Защита нарушенных прав собственника возможна посредством внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.

Порядок пересмотра результатов государственной кадастровой оценки установлен Федеральным Законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ (в редакции от 21 июля 2014 года) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно статье 24.18 которого результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

30 июля 2015 года общество с ограниченной ответственностью «Сибирское подворье» обратилось в комиссию при Управлении Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре с заявлением о пересмотре результатов кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Уведомлением (номер) от (дата) заявителю отказано в приеме документов к рассмотрению в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Таким образом, в данном случае основанием для внесения органом кадастрового учета рыночной стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является решение суда, вступившее в законную силу.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства; под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ).

Итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки оформляется отчетом независимого оценщика об оценке объекта оценки.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В связи с этим, а также в силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой стоимости одним из допустимых доказательств является отчет оценщика, который не является обязательным для суда и оценивается судом по правилам, установленным статьей 84 настоящего кодекса. Несогласие суда с отчетом должно быть мотивировано в решении или определении суда.

Таким образом, при рассмотрении дела и установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной оценке подлежит представленный отчет.

Между тем, у лиц, участвующих в судебном заседании, вопросов к отчету не возникло.

От других лиц, участвующих в деле, возражений относительно определенной в отчете рыночной стоимости земельного участка, не представлено.

Отчет содержит подробное описание исследования, на основании которого дан ответ на поставленный вопрос, сделан вывод о размере рыночной стоимости земельного участка.

Отчет (номер) составлен в соответствии с требованиями Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, поэтому у суда сомнений в его правильности и обоснованности не имеется.

Положительным экспертным заключением (номер) от (дата) составленным Некоммерческим партнерством «межрегиональный союз оценщиков» подтверждено соответствие отчета (номер) требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.

Вывод в отчете о рыночной стоимости не опровергнут. Доказательств наличия недостатков в представленном отчете, которые бы повлияли на итоговую сумму, а также иной рыночной стоимости спорного земельного участка, не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что рыночная стоимость спорного земельного участка, равная 7 143 766 рублям, является доказанной.

Как указывается в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровойкадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимостистоимости в государственный кадастр недвижимости.

Согласно статье 55 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляются сумма налога, подлежащая уплате.

Установленная кадастровая стоимость спорного земельного участка, равная рыночной, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 1 января 2015 года по 31 декабря 2015 года, до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 249-п от 7 августа 2015 года, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при внесении сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

В виду того, что оспариваемая государственная кадастровая стоимость была утверждена постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, следовательно, оно является надлежащим ответчиком по делу. Требования к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Сибирское подворье» к Правительству Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (номер) площадью 3922 кв.м., относящегося к землям населенных пунктов, с разрешенным использованием <данные изъяты> расположенного по адресу: (адрес) равную рыночной по состоянию на 1 января 2010 года в размере 7 143 766 рублей.

Кадастровая стоимость, установленная настоящим решением суда, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 1 января 2015 года по 31 декабря 2015 года до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Датой обращения считать – 30 июля 2015 года.

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Сибирское подворье» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через тот же суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Начаров Д. В.