ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-243/2021 от 27.10.2021 Томского областного суда (Томская область)

УИД 70OS0000-01-2021-000118-45

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 октября 2021 года Томский областной суд в составе

судьи Бондаревой Н.А.

при секретаре Кирпичниковой Е.А.,

с участием административного истца Трофимовой Анжелы Керамет Кызы, представителя муниципального образования «Город Томск» и администрации Города Томска Ухановой А.В., представителя департамента финансов администрации Города Томска Горбачевой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело № 3а-243/2021 по административному иску Трофимовой Анжелы Керамет Кызы о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

установил:

Трофимова А.К. обратилась в суд с административным иском о присуждении 100000 рублей в качестве компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Советского районного суда г. Томска от 29 июля 2020 г., которым на администрацию Города Томска возложена обязанность предоставить ей по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33 кв.м.

Названное решение суда вступило в законную силу 8 сентября 2020 г., и на основании исполнительного листа, выданного судом, 18 сентября 2020 г. судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство № 84293/20/70024-ИП. До настоящего времени решение суда не исполнено, в результате чего она несет дополнительные расходы, связанные с наймом жилого помещения. Полагает, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а действия должника по исполнению решения суда не являются достаточными и эффективными.

Определением судьи от 23 сентября 2021 г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен департамент финансов администрации Города Томска, в качестве заинтересованных лиц – Управление Федеральной службы судебных приставов по Томской области (сокращенное наименование – УФССП России по Томской области), судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области (сокращенное наименование – МОСП по ВИП УФССП России по Томской области) Стрельчунова А.В.

В судебном заседании административный истец Трофимова А.К. настаивала на требованиях административного иска.

Представитель муниципального образования «Город Томск» и администрации Города Томска Уханова А.В. указала, что исполнение решения суда поставлено в зависимость от поступления денежных средств из бюджета вышестоящего уровня; материалами дела подтверждается планомерный характер действий органа местного самоуправления, совершенных во исполнение решения суда; установленная законом процедура приобретения жилья не может быть изменена либо совершена в упрощенном порядке; электронные аукционы на право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения, в том числе для Трофимовой А.К., признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок на участие в них; заявленная сумма компенсации не обоснована.

Представитель административного ответчика департамента финансов администрации Города Томска Горбачева А.Г. с административным иском не согласилась. В письменном отзыве и в судебном заседании указала, что департамент финансов администрации Города Томска является ненадлежащим административным ответчиком по настоящему делу, поскольку он привлечен к участию в деле как казенное учреждение, а не как представитель муниципального образования «Город Томск»; порядок и сроки исполнения судебного акта установлены бюджетным законодательством; общий срок задержки исполнения решения суда составляет 1 год 1 месяц и не является неразумным; действия администрации Города Томска по исполнению решения суда являются полными, достаточными, своевременными и эффективными; сложность исполнения судебного акта связана с тем, что администрация Города Томска, выполняя мероприятия по обеспечению детей-сирот жильем, решает в рамках переданного ей государственного полномочия вопрос, отнесенный к ведению Томской области, и в вопросах исполнения судебного акта зависит от Администрации Томской области, поскольку приобрести жилое помещение возможно только за счет средств бюджета Томской области; кроме того, приобретение жилого помещения производится посредством реализации процедур, установленных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которым общий срок проведения электронного аукциона составляет 70-80 дней; проводимые аукционы признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в них, что не может быть поставлено в вину администрации Города Томска; административным истцом не указано, какие администрация Города Томска могла предпринять меры по исполнению решения суда; кроме того, заявленная к взысканию сумма является необоснованной.

На основании статьи 150, части 2 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся заинтересованных лиц судебного пристава-исполнителя МОСП по ВИП УФССП России по Томской области Стрельчуновой А.В., УФССП России по Томской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы настоящего административного дела, материалы гражданского дела № 2-1988/2020, рассмотренного 29 июля 2020 г. Советским районным судом г. Томска, материалы исполнительного производства № 84293/20/70024-ИП, суд пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной 4 ноября 1950 года в городе Риме, каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Частью 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее также - Закон о компенсации) правом обращения в суд о присуждении компенсации обладают, в том числе и граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера.

В силу части 2 статьи 1 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).

Согласно части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В соответствии с пунктом 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводства в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, решением Советского районного суда г. Томска от 29 июля 2020 года, вступившим в законную силу 8 сентября 2020 года, на администрацию Города Томска возложена обязанность предоставить Файзулиной А.К. по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33 кв.м.

На основании указанного решения 10 сентября 2020 года исполнительный лист серии ФС № 036755388 направлен Советским районным судом г. Томска в адрес Межрайонного отдела судебных приставов по УФССП России по Томской области.

Данный исполнительный лист поступил в МОСП по ВИП УФССП России по Томской области 16 сентября 2020 года, и на его основании 18 сентября 2020 года судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство № 84293/20/70024-ИП в отношении администрации Города Томска.

На момент рассмотрения дела судом данное исполнительное производство не окончено. Административное исковое заявление подано (направлено) в суд 20 сентября 2021 г.

После заключения брака Файзулиной А.К. присвоена фамилия Трофимова, что подтверждается свидетельством от 30 июля 2021 г. /__/.

Таким образом, Трофимовой А.К. соблюден срок обращения с административным иском в суд, предусмотренный частью 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и последняя имеет право на обращение в суд за присуждением компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Исходя из положений пункта 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» общая продолжительность производства по исполнению судебного акта включает в себя период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 3.1 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 428 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4 и пункт 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации). В то же время судам следует иметь в виду, что общая продолжительность судопроизводства или исполнения судебного акта, которое не окончено, устанавливается при принятии решения об удовлетворении или об отказе в удовлетворении заявления о компенсации на день принятия такого решения (пункт 56).

В данном случае из представленных по делу доказательств следует, что исполнительный документ в службу судебных приставов был направлен Советским районным судом г. Томска, однако во исполнение судебного решения договор найма специализированного жилого помещения до настоящего времени не заключен. Следовательно, со дня поступления исполнительного документа в Межрайонный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Томской области (16 сентября 2020 года) до дня принятия решения по настоящему делу (27 октября 2021 года) продолжительность исполнения решения Советского районного суда г. Томска составила один год один месяц одиннадцать дней; общий срок исполнения решения суда с момента вступления решения суда в законную силу (8 сентября 2020 года) – один год один месяц девятнадцать дней.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).

Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

При рассмотрении административного дела судом не установлено, что неисполнение судебного акта в предусмотренный для этого срок произошло по причине совершения каких-либо действий либо в силу бездействия взыскателя Трофимовой А.К.

Из материалов гражданского дела № 2-1988/2020 следует, что и со стороны суда не допущено каких-либо деяний, связанных с несвоевременностью исполнения решения. Вступивший в законную силу судебный акт в резолютивной части описок и неясностей не содержит. Исполнительный лист выдан судом своевременно.

Также, оценивая имеющие юридическое значение обстоятельства, связанные с достаточностью и эффективностью принимаемых мер к исполнению судебного акта, суд пришел к выводу, что со стороны службы судебных приставов принимаются достаточные меры к принудительному исполнению решения Советского районного суда г. Томска от 29 июля 2020 года. Так, судебным приставом-исполнителем 29 сентября 2020 года было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей; администрации Города Томска неоднократно устанавливались новые сроки исполнения требований исполнительного документа и у данного муниципального органа периодически запрашивались сведения о принятых мерах по исполнению судебного акта (постановления от 29 сентября 2020 года, 2 ноября 2020 года, 7 декабря 2020 года, 14 января 2021 года, 16 февраля 2021 года, 23 марта 2021 года, 28 апреля 2021 года, 4 июня 2021 года, 13 июля 2021 года, 23 августа 2021 года); руководитель должника 16 февраля 2021 года предупреждался об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации за неисполнение решения суда; 12 ноября 2020 года администрация Города Томска привлечена к административной ответственности на основании части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 11 декабря 2020 года, 25 января 2021 года, 25 февраля 2021 года, 7 апреля 2021 года, 21 мая 2021 года, 23 июня 2021 года, 9 августа 2021 года, 21 сентября 2021 года - на основании части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем достаточные действия должностных лиц УФССП России по Томской области, на которых возложено принудительное исполнение решения суда, произведенные в целях своевременного исполнения такого акта, не дали результата по причинам, имеющим объективный характер.

Особенность предмета исполнительного производства (предоставление жилого помещения) предполагает исполнение данной обязанности непосредственно самим должником, в связи с чем оценке подлежит деятельность администрации Города Томска по исполнению вступившего в законную силу судебного акта.

Как следует из исследованных судом доказательств, объяснений представителей административных ответчиков, исполнение судебного решения о предоставлении жилого помещения возможно путем приобретения в собственность муниципального образования жилого помещения, удовлетворяющего требованиям, установленным в судебном решении, последующей передачей такого помещения по договору специализированного найма. При этом суд учитывает, что приобретение жилых помещений происходит посредством проведения электронного аукциона с соблюдением правил и ограничений, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В материалах исполнительного производства № 84293/20/70024-ИП имеются ответы администрации Города Томска судебному приставу-исполнителю, в которых сообщалось о мерах, принимаемых по исполнению судебного акта, о невозможности своевременного исполнения судебного акта в связи с недостаточным финансированием и отсутствием достаточного количества жилых помещений в собственности муниципального образования «Город Томск», не позволяющим обеспечить всех лиц соответствующей категории жилыми помещениями в короткие сроки, увеличением стоимости 1 квадратного метра жилого помещения на территории муниципального образования «Город Томск», отсутствием заявок на участие в аукционе по приобретению жилого помещения для последующего предоставления Трофимовой А.К., что обусловлено, в том числе требованиями к участникам аукциона, а также качеству приобретаемых жилых помещений.

Так, в ответе от 25 сентября 2020 года администрация Города Томска сообщила, что в адрес Департамента по вопросам семьи и детей Томской области направлено ходатайство на выделение денежных средств, после их поступления будет инициирована работа по приобретению жилого помещения, в том числе административному истцу; сообщено, что исполнить требование, содержащееся в исполнительном документе, в установленный пятидневный срок не представляется возможным в связи с длительностью процедур доведения лимитов финансирования областного бюджета и проведения электронных аукционов в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В ответе от 30 сентября 2020 года сообщалось, что по состоянию на 29 сентября 2020 года денежные средства, запрошенные в Департаменте по вопросам семьи и детей Томской области согласно постановлению Администрации Томской области от 14 августа 2020 года № 402а «Об утверждении Правил предоставления и Методики распределения иных межбюджетных трансфер­тов на исполнение судебных актов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и де­тей, оставшимся без попечения родителей, а также лиц из их числа», в бюджет муниципального образования «Город Томск» не по­ступили.

Ответ от 30 октября 2020 г. содержал информацию о том, что денежные средства на исполнение решения суда в размере 2 207 304 рублей направлены Де­партаментом по вопросам семьи и детей Томской области 5 октября 2020 г. муниципальному образованию «Город Томск»; подготовлен проект постановления администрации Города Томска «Об уста­новлении расчетной стоимости 1 кв.м жилого помещения в целях формирования начальной (максимальной) цены контракта на приобретение жилых помещений для последующего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, а также норматива средней рыночной стоимости общей площади жилья с целью определения размера межбюджетных трансфертов на исполнение судебного актов по обеспе­чению жилыми помещениями указанной категории лиц и субвенции на осуществление госу­дарственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц» на IV квартал 2020 года.

В ответе от 9 ноября 2020 года указано, что подготовлен проект документации об электронных аукционах на право за­ключения муниципальных контрактов на приобретение благоустроенных жилых помещений в целях предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так­же лицам из их числа. После утверждения документации она будет направлена в управление муниципального заказа и тарифной политики администрации Города Томска для размещения на электронной площадке в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».

1 декабря 2020 года администрация Города Томска сообщила судебному приставу-исполнителю, что проект документации об электронных аукционах на право заключения му­ниципальных контрактов на приобретение благоустроенных жилых помещений в целях предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа направлен в управление муниципального заказа и тарифной политики админи­страции Города Томска для размещения на электронной площадке в информационно - теле­коммуникационной сети «Интернет».

Согласно ответу от 9 декабря 2020 года администрацией Города Томска размещены электронные аукционы на право за­ключения муниципального контракта на приобретение благоустроенного жилого помеще­ния.

В ответах от 10 декабря 2020 года, 11, 20, 25 января 2021 года и 11 февраля 2021 года указано, что в декабре 2020 года проводились электронные аукционы, которые были признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в них. В связи с тем, что размещение электрон­ных аукционов на лимиты 2020 года не представляется возможным, выделенные денежные средства на исполнение решений Советского районного суда г. Томска будут возвращены в областной бюджет в начале 2021 года с подтверждением потребности в них. После поступле­ния денежных средств в бюджет муниципального образования «Город Томск» в новом фи­нансовом году работа по приобретению благоустроенных жилых помещений в Городе Томске в целях предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей, будет продолжена.

В ответе от 18 февраля 2021 года администрация Города Томска сообщила, что 10 февраля 2021 года в соответствии с уведомлением по расчетам между бюджетами денежные средства возвращены в бюджет муниципального образования «Город Томск». С целью проведения закупок проект постановления администрации Города Томска «Об установлении расчетной стоимости 1 кв.м жилого помещения в целях фор­мирования начальной (максимальной) цены контракта на приобретение жилых помещений для последующего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения роди­телей, а также лицам из их числа, а также норматива средней рыночной стоимости общей площади жилья с целью определения размера межбюджетных трансферов на исполнение су­дебных актов по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц и субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями ука­занной категории лиц» проходит процедуру согласования в структурных подразделениях администрации Города Томска.

25 февраля 2021 года и 23 марта 2021 года должник по исполнительному производству в своих уведомлениях указал, что в связи с увеличением стоимости 1 кв.м жилого помещения в 1 квартале 2021 года администрацией Города Томска направлено письмо в Депар­тамент по вопросам семьи и детей Томской области о предоставлении дополнительных де­нежных средств в целях приобретения жилых помещений. После поступления дополнитель­ных денежных средств работа по приобретению благоустроенного жилого помещения в Го­роде Томске в целях предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет продолжена.

В ответе от 31 марта 2021 года до судебного пристава-исполнителя доведена информация о том, что Де­партаментом по вопросам семьи и детей Томской области муниципальному образованию «Город Томск» 10 февраля и 24 марта 2021 года направлены денежные средства с учетом дополнительного финансирования в размере 2 651 682 рублейя. В связи с чем готовится проект документации для проведения электронных аукционов на право заключения муниципальных контрактов в целях предоставления благоустроенных жилых помещений.

Из ответов от 18 и 26 апреля 2021 года следует, что администрацией Города Томска размещены электронные аукционы.

Согласно ответу, поступившему судебному приставу-исполнителю 20 мая 2021 года, в связи с увеличением стоимости 1 кв.м жилого помещения во 2 квартале 2021 года администрацией Города Томска направлено письмо в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области о предоставлении допол­нительных денежных средств в целях приобретения жилых помещений. По состоянию на 11 мая 2021 года денежные средства в бюджет муниципального образования «Город Томск» не по­ступали. После их поступления работа по приобретению благоустроенных жилых помещений в Городе Томске в целях предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет продолжена.

В ответах от 21 мая 2021 года, 1 и 18 июня 2021 года указано, что 14 мая 2021 года Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области муниципальному образованию «Город Томск» направлены денежные средства в размере 2 713 788 рублей. В настоящее время готовятся проекты документации для проведения элек­тронных аукционов на право заключения муниципальных контрактов в целях предоставления благоустроенных жилых помещений. Ориентировочный срок размещения электронного аукциона - конец мая 2021 года.

25 июня 2021 года и 9 июля 2021 года судебному приставу-исполнителю сообщалось о размещении электронных аукционов.

В ответах от 23 июля, 3 и 17 августа 2021 года указано, что в июне 2021 года администрацией Города Томска были размещены электронные аукционы на право заключения муниципальных контрактов в целях предоставления благоустроенного жилого помещения, которые в июле 2021 года были признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок на участие в них. В связи с увеличением стоимости 1 кв.м жилого помещения в 3 квартале 2021 года с целью проведения закупок организована работа с целью утверждения проекта постановления администрации Города Томска «Об установлении расчетной стоимо­сти 1 кв.м жилого помещения в целях формирования начальной (максимальной) цены контракта на приобретение жилых помещений для последующего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, а также норматива средней рыночной стоимости общей площади жилья с целью определения разме­ра межбюджетных трансферов на исполнение судебных актов по обеспечению жилыми по­мещениями указанной категории лиц и субвенции на осуществление государственных пол­номочий по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц». После утверждения постановления администрацией Города Томска будет направлено письмо в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области о предоставлении допол­нительных денежных средств в целях приобретения жилых помещений, после их поступления в бюджет муниципального об­разования «Город Томск» в текущем финансовом году работа по приобретению благо­устроенных жилых помещений в Городе Томске будет продолжена.

Из ответов от 8 и 20 сентября 2021 года следует, что 19 августа 2021 года направлены дополнительные денежные средства в размере 2881098 рублей. Планируемый срок размещения электронных аукционов – до 1 октября 2021 года.

Кроме того, в письме комитет жилищной политики администрации Города Томска от 19 октября 2021 года привел аналогичную информацию, ранее представленную судебному приставу-исполнителю. Также указал, что в конце сентября 2021 года были размещены 72 электронных аукциона на право заключения муниципальных контрактов на приобретение благоустроенных жилых помещений со сроком окончания подачи заявок до 19 октября 2021 года. В случае приобретения квартир, они будут распределены детям-сиротам, имеющим судебные решения о предоставлении квартир в соответствии с датой вступления их в законную силу. Учитывая сложившуюся ситуацию на рынке недвижимости, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот планируется осуществлять путем целевого строительства квартир. Планируемый срок ввода в эксплуатацию многоквартирных домов, в которых будут такие квартиры, – IV квартал 2023 года.

Оценив в соответствии с положениями статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации названные администрацией Города Томска меры, принимаемые во исполнение судебного акта, суд пришел к выводу о том, что реализация названных мер не привела к реальному исполнению должником обязанности по предоставлению взыскателю жилого помещения, и потому такие меры не являются достаточными и эффективными, приведенные обстоятельства - объективно исключающими возможность своевременного исполнения решения суда, а общий срок исполнения судебного акта – разумным по смыслу статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

При этом суд учитывает, что судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закрепленного за гражданином Российской Федерации права на получение жилья и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывает авторитет органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государства.

Довод административных ответчиков о том, что срок исполнения судебного акта продиктован необходимостью преодоления обстоятельств в виде процедурных барьеров, которые от воли администрации Города Томска не зависят, не имеет юридического значения для разрешения вопроса о присуждении компенсации, поскольку судебный акт должен быть исполнен в установленный законом срок вне зависимости от проблем финансирования, сложностей межбюджетных отношений и необходимости приобретения жилых помещений на аукционах, не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений, предназначенных для детей-сирот в городе Томске, от наличия или отсутствия вины органов публичной власти и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов.

Данный вывод также основан на позиции Европейского Суда по правам человека относительно критерия соблюдения требования исполнения судебных решений в разумный срок, согласно которой исполнение решения, касающегося предоставления квартиры, может занять более длительное время, чем выплата денежной суммы, учитывая степень сложности исполнительного производства, поведение сторон, а также предмет решения суда, подлежащего исполнению. Если решение внутригосударственного суда касается такого предмета первой необходимости, как жилье, в котором лицо нуждается, задержка даже в один год не совместима с требованиями Конвенции. При этом государственный орган не вправе ссылаться на отсутствие денежных средств или иных ресурсов, таких как жилье, в качестве оправдания неисполнения судебного решения (постановление Европейского Суда по правам человека по делу «Д. против Российской Федерации» от 4 декабря 2008 года, постановление Европейского Суда по правам человека по делу «К. и другие против Российской Федерации» от 28 мая 2014 года, постановление Европейского Суда по правам человека по делу «К. и другие против Российской Федерации» от 16 сентября 2010 года и другие).

Учитывая обстоятельства административного дела, общую продолжительность исполнения указанного выше решения, предмет требований, подлежащий исполнению, значимость нарушения разумного срока исполнения судебного акта для административного истца, принципы разумности и справедливости, суд пришел к выводу о том, что право административного истца на исполнение судебного акта в разумные сроки нарушено, в связи с чем Трофимовой А.К. подлежит присуждению компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

При определении размера компенсации суд исходит из следующего.

Согласно положениям Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» данная компенсация является мерой ответственности государства в лице его органов и имеет целью возмещение неимущественного вреда фактом нарушения принятого на себя государством в лице органа государственной власти субъекта обязательства, установленного судом.

В развитие указанного правового предписания в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 разъяснено, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности публичного образования, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещение имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов, в том числе судов (пункт 1).

В каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Размер компенсации должен определяться судом с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.

При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (пункт 60).

Принимая во внимание, что неисполнение имело место в течение более одного года и одного месяца со дня возбуждения исполнительного производства, касалось значимого для Трофимовой А.К. вопроса – предоставления единственного жилого помещения (доказательства наличия у административного истца иного жилья административными ответчиками не представлены), меры, принятые административными ответчиками, не привели к исполнению судебного акта, принимая во внимание принципы разумности, справедливости и практику Европейского Суда по правам человека, суд определил размер компенсации в 20000 рублей.

Решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 4 статьи 4 Федерального закона от 30 апреля 2010г. № 68-ФЗ).

В связи с удовлетворением административных исковых требований на основании статей 103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Трофимовой А.К. подлежат возмещению также судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 300 рублей. Частичное удовлетворение административных исковых требований, не подлежащих оценке, не влияет на полное возмещение указанных расходов (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»).

Возражения представителя департамента финансов администрации Города Томска о том, что департамент является ненадлежащим административным ответчиком, состоятельными быть признаны не могут.

Согласно пункту 3 части 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010г. № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта по иску к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо их должностных лиц, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляет соответствующий финансовый орган.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» под органом, организацией или должностным лицом, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, по которому допущено превышение разумного срока исполнения, в целях применения части 5 статьи 253 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Российской Федерации понимаются: по искам к публично-правовому образованию о взыскании денежных средств за счет средств казны соответствующего публично-правового образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации), о присуждении компенсации за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок - Минфин России, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований.

Департамент финансов администрации Города Томска является финансовым органом администрации Города Томска, обеспечивающим проведение на территории города единой бюджетной и налоговой политики и координирующим деятельность в этой сфере иных органов местного самоуправления; он имеет право выступать в пределах своей компетенции от имени администрации Города Томска и муниципального образования «Город Томск» (пункты 1.2 и 1.6 Положения о департаменте финансов администрации Города Томска, утвержденного решением Думы Города Томска от 15 сентября 2005 года № 1001).

Исполнение решения Советского районного суда г. Томска от 29 июля 2020 года возлагалось на администрацию Города Томска, поэтому в силу вышеприведенных требований закона обязанность по выплате компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок должна быть возложена на департамент финансов администрации Города Томска за счет средств бюджета муниципального образования «Город Томск».

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Трофимовой Анжелы Керамет Кызы о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично;

присудить Трофимовой Анжеле Керамет Кызы компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей, судебные расходы в размере 300 (трехсот) рублей, а всего 20 300 (двадцать тысяч триста) рублей, перечислив указанную сумму на расчетный счет Трофимовой Анжелы Керамет Кызы /__/, открытый в Томском отделении № 8616 ПАО Сбербанк (ИНН 7707083893, БИК /__/, корреспондентский счет /__/, код подразделения Банка по месту ведения счета карты /__/);

решение подлежит исполнению департаментом финансов администрации Города Томска за счет средств бюджета муниципального образования «Город Томск»;

решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Бондарева Н.А.

Мотивированный текст решения принят 12 ноября 2021 года.