ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-2448/2023 от 11.01.2024 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 января 2024 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.

при помощнике Зенкевиче В.И.

с участием прокурора Дмитриевой Я.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 3а-97/2024 по административному исковому заявлению Белова В.Н. о признании недействующими нормативных правовых актов в части,

с участием представителя административного истца по доверенности Киреевой Ю.О.,

У с т а н о в и л :

Белов В.Н. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233 в части включения в него под пунктом <данные изъяты> нежилого помещения с кадастровым номером , Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077, в части включения в него под пунктом <данные изъяты> нежилого помещения с кадастровым номером .

Требования обоснованы тем, что указанное нежилое помещение принадлежит административному истцу на праве собственности. По данным технического паспорта помещение значится как нежилое, является частью нежилого здания с кадастровым номером , здание расположено на земельном участке с видом разрешенного использования: для строительства жилой застройки ( 2-й этап). Здание не соответствует критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, включение его в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физического лица, нарушая права и законные интересы.

В судебном заседании представитель административного истца Киреева Ю.О. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что объект с кадастровым номером в соответствии с актом осмотра от 22.09.2021 года фактически используется под потребительский рынок, в связи с чем министерство правомерно включило его в Перечни исходя из отнесения к объектам, предусмотренным пп.2 п.1 ст.378.2 НК РФ.

Заинтересованные лица: МИФНС России № 21 по Самарской области, Администрация г.о. Самары не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

МИФНС России № 21 по Самарской области просила рассмотреть дело в отсутствие ее представителя.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержден приказом № 2233 от 22 октября 2021 года.

Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержден приказом № 2077 от 8 ноября 2022 года.

Нежилое помещение с кадастровым номером включено в Перечень на 2022 год под пунктом <данные изъяты>, в Перечень на 2023 год - под пунктом <данные изъяты>.

Приказ министерства № 2233 от 22 октября 2021 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.

Приказ министерства № 2077 от 8 ноября 2022 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, на

официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022 года.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела установлено, что Белову В.Н. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером площадью 104 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости помещение имеет назначение-нежилое, наименование- нежилое помещение № 17н (строит).

Нежилое помещение расположено в нежилом здании с кадастровым номером площадью 16124,2 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, имеющем назначение-нежилое, сведения о наименовании в выписке из ЕГРН отсутствуют.

Из Средне-волжского филиала Самарского областного отделения ППК Роскадастр суду представлены материалы технической инвентаризации № 55748 на объект, расположенный по <адрес>, в которых содержатся технические паспорта на помещения, расположенные в здании, которые имеют назначение -нежилые помещения.

В том числе технический паспорт на нежилое помещение, принадлежащее административному истцу на праве собственности, содержит информацию о том, что в этом помещении расположены помещения без конкретизации их назначения..

Помещения офисного или торгового назначения. объекты общественного питания или бытового обслуживания в экспликациях плана строения по материалам технического учета отсутствуют.

Нежилое здание с кадастровым номером располагается на земельном участке с кадастровым номером (единого землепользование) с видом разрешенного использования: фа для строительства жилой застройки ( 2-й этап).

Вид разрешенного использования земельного участка не предполагал размещение на нем офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.

Суду представлен акт осмотра здания с кадастровым номером , выполненный Администрацией Октябрьского района г. Самары 22 сентября 2021 года, из которого следует, что помещения в здании, в том числе помещение с кадастровым номером , фактически используются под потребительский рынок.

Изучив данный акт осмотра, суд критически к нему относится, поскольку собственник помещения – Белов В.Н. о проведении осмотра его помещения не уведомлялся, внутренний осмотр его помещения не производился, из акта осмотра не следует, что производился внутренний осмотр остальных помещений в здании, формулировка фактического использования для всех помещений « под потребительский рынок» не носит конкретного характера использования объектов недвижимости.

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что акт осмотра от 22 сентября 2021 года является недопустимым доказательством.

Из пояснений представителя административного истца следует, что помещение административного истца располагается на 3 этаже, оно не использовалось в качестве офисного или торгового объекта, объекта общественного питания или бытового обслуживания. В настоящее время на помещении под № 343 имеется вывеска школа спорта на пилоне, и истец имеет намерение передать помещение в аренду частному лицу для организации такой школы.

В связи изложенными обстоятельствами суд приходит к выводу о том, что включение нежилого помещения в Перечни на 2022-2023 не соответствует ни одному критерию статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с этим требования административного истца подлежат удовлетворению.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2022- 2023 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Требования Белова В.Н. удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, в части включения в него под пунктом <данные изъяты> нежилого помещения с кадастровым номером

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077, в части включения в него под пунктом <данные изъяты> нежилого помещения с кадастровым номером

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А.Родина

Мотивированное решение изготовлено 12 января 2024года.