ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-244/20 от 21.01.2021 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 3а-33/2021 (3а-244/2020)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 января 2021 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего Феофиловой Л.В., при секретаре Епишиной Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству имущества Челябинской области об оспаривании нормативного правового акта,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущества Челябинской области, в котором просит:

признать недействующим пункт 1208 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 26 декабря 2019 года № 231-П со дня его принятия;

исключить из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год, объект недвижимого имущества с кадастровым номером <адрес>, расположенное по адресу: <адрес>;

взыскать с административного ответчика 300 рублей в счет возмещения уплаченной при подаче административного иска государственной пошлины.

В обоснование заявленных требований указала, что является собственником помещения с кадастровым номером <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>. Приказом Министерства имущества Челябинской области от 26 декабря 2019 года № 231-П определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год. Согласно приложению, помещение с кадастровым номером <адрес> включено в вышеуказанный перечень под номером 1208. Административный истец полагает, что включение в перечень помещения с кадастровым номером <адрес> противоречит законам, имеющим большую юридическую силу и нарушает ее права в сфере экономической деятельности, поскольку на нее незаконно возлагается обязанность по уплате налога на имущество в большем размере. При отнесении объекта к объектам налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган не принял во внимание, что указанное в ЕГРН наименование объекта – нежилое помещение не отражает его назначение как офисное, торговое или предназначенное для объектов бытового обслуживания.

Представитель административного истца ФИО1 – ФИО2, действующий на основании доверенности от 26 октября 2020 года (л.д. 29), в судебном заседании административные исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика Министерства имущества Челябинской области ФИО3, действующая на основании доверенности от 09 января 2020 года (л.д. 113), в судебном заседании заявленные требования полагала не подлежащими удовлетворению.

В письменном отзыве указала, что приказом Министерства имущества Челябинской области от 26 декабря 2019 года № 231-П определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2020 год, помещение с кадастровым номером <адрес> включено в перечень под номером 1208. В период с 23 по 24 октября 2018 года специалистами Министерства имущества и Челябинской области проведено мероприятие по определению вида фактического использования нежилого помещения № 1 с кадастровым номером <адрес>, в результате которого установлено, что нежилое помещение фактически используется для размещения офисов – 14,16 %, торговых объектов – 78,25 %, объектов бытового обслуживания – 1,53 %, в сумме 93,95 %. По результатам мероприятия составлен акт № 140 от 24 октября 2018 года, на основании которого нежилое помещение включено в перечень на 2020 год.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась при надлежащем извещении о дате и времени судебного разбирательства.

Выслушав пояснения представителя административного истца и административного ответчика в судебном заседании, изучив представленные сторонами письменные доказательства и материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частями 8, 9 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 24 октября 2020 года, ФИО1 на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером <адрес> (л.д. 14-18)

ФИО1 является плательщиком налога на имущество, размер которого зависит от того, включен ли объект недвижимости в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, следовательно, права административного истца затрагиваются оспариваемым нормативным правовым актом.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

В силу подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится решение вопроса установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: 1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее в настоящей статье - перечень); 2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; 3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В качестве уполномоченного органа исполнительной власти Челябинской области на осуществление полномочий по ежегодному определению перечня отдельных объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения, в отношении которых с учетом особенностей, установленных законодательством о налогах и сборах, налоговая база при исчислении налога на имущество определяется как кадастровая стоимость имущества, направлению данного перечня в налоговые органы и размещению его в региональной информационной системе определено Министерство имущества Челябинской области (п. 70-72 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 10 декабря 2014 года № 233).

В соответствии с положением пункта 9 статьи 15 Закона Челябинской области от 25 мая 2006 года № 22-ЗО «Устав (основной закон) Челябинской области» в ведении области находится установление налогов и сборов, отнесенное федеральным законом к ведению субъектов Российской Федерации, а также порядка их взимания.

Приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 26 декабря 2019 года № 231-П определен перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости (далее – Перечень), на 2020 год. Согласно приложению к данному приказу в данный Перечень под № 1208 вошло здание с кадастровым номером <адрес>, расположенное по адресу: г. <адрес>.

Указанный приказ (Перечень) размещен в сети Интернет на сайте Министерства по адресу http://imchel.ru (л.д. 120), а также опубликован в газете «Южноуральская панорама» от 30 декабря 2019 года.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ принят уполномоченным органом исполнительной власти Челябинской области в пределах его компетенции с соблюдением соответствующей процедуры принятия и опубликования, что не оспаривалось административным истцом.

ФИО1 приказ Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области от 26 декабря 2019 года № 231-П в части включения в Перечень принадлежащего ей объекта недвижимости с кадастровым номером <адрес> считает противоречащим действующему законолдательству, полагая об отсутствии для этого достаточных оснований.

Пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое либо расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, либо предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.В соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения (вместе с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения), утвержденным Постановлением Правительства Челябинской области от 29 января 2016 года № 35-П (далее – Порядок), мероприятия по определению вида фактического использования осуществляются Министерством имущества и природных ресурсов Челябинской области и осуществляются в целях установления (выявления) фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. В силу пунктов 6, 8, 14 Порядка такие мероприятия проводятся должностными лицами Министерства в форме обследований объектов нежилого фонда в соответствии с методикой определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения согласно приложению 1 к настоящему Порядку. По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования должностное лицо Министерства, уполномоченное на проведение указанного мероприятия, в срок не позднее 3 календарных дней с даты проведения указанного мероприятия составляет акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения (далее именуется - акт) по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку.Пунктом 4 указанного Порядка установлено, что торговым объектом является здание или часть здания, оснащенные специализированным оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.При буквальном толковании данной нормы следует, что здание или его часть является торговым объектом в случае его одновременного соответствия всем условиям, содержащимся в указанной норме. В соответствии с указанным Порядком Министерством имущества Челябинской области 24 октября 2018 года составлен акт № 140 о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения, согласно которому нежилое здание фактически используется для размещения офисов – 14,16 %, торговых объектов – 78,25 %, объектов бытового обслуживания – 1,53 %. При составлении акта № 140 была произведена фотофиксация, которой подтверждается, что в помещении расположены магазины: «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», <данные изъяты>», офисы компаний: «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», а также вспомогательные помещения. Согласно представленным в материалы дела фотографиям, магазины оснащены специализированным оборудованием, используемым для выкладки и демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, то есть являются торговыми объектами. Представитель административного истца полагал представленный в материалы дела акт недопустимым доказательством, поскольку он подписан неуполномоченным лицом, проверка проведена без надлежащего уведомления ФИО1. Порядком (в редакции, действовавшей как на момент составления акта, так и в текущей редакции), обязанность Министерства по уведомлению правообладателей нежилых помещений о проводимой проверке не предусмотрена. В соответствии с пунктом 6 Порядка, мероприятия по определению вида фактического использования проводятся должностными лицами Министерства в форме обследований объектов нежилого фонда в соответствии с методикой определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения согласно приложению 1 к настоящему Порядку.Согласно пункту 9 Порядка, Министерство вправе запросить у правообладателей объектов нежилого фонда следующие документы: 1) сведения о юридическом лице (индивидуальном предпринимателе), содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц (индивидуальных предпринимателей); 2) правоустанавливающие документы на здание (помещение), а также на земельный участок, на котором расположено здание (помещение); 3) техническую документацию (технический паспорт, поэтажный план, экспликация) на здание (помещение); 4) разрешительную документацию на произведенную реконструкцию здания (перепланировку помещения). Правообладатели объектов нежилого фонда вправе не позднее десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса представить в Министерство указанные в запросе документы (пункт 10 Порядка).По результатам проведения мероприятия по определению вида фактического использования должностное лицо Министерства, уполномоченное на проведение указанного мероприятия, в срок не позднее 3 календарных дней с даты проведения указанного мероприятия составляет акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения (далее именуется - акт) по форме согласно приложению 2 к настоящему Порядку (пункт 14 Порядка).

Согласно используемым формулировкам, исполнение запроса Министерства о предоставлении документов обязательным не является, отводится на усмотрение правообладателя.

Согласно материалам дела, 16 октября 2018 года Министерством издано Распоряжение № 4108-р «О проведении мероприятий по определению вида фактического использования объекта недвижимого имущества», согласно которому, в соответствии с Планом проведения проверок решено в период с 23 октября 2018 года по 24 октября 2018 года провести плановое мероприятие в отношении объекта недвижимого имущества - нежилого помещения № 1, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером <адрес>, утвержден состав лиц, уполномоченных на проведение мероприятия – ФИО12., ФИО14. (л.д. 118).

По месту регистрации ФИО1, соответствующему адресу, указанному в административном иске, направлено уведомление о проведении 23.10 – 24.10.2018 года мероприятия по определению вида фактического использования принадлежащего ей нежилого помещения с кадастровым номером <адрес> (л.д. 117).

Из пояснений представителя ответчика следует, что в результате произведенных действий на электронный адрес Министерства была направлена информация об арендаторах, занимающих принадлежащие истцу помещения, а также техническая документация на помещение, что подтверждается скриншотами переписки, приложением поэтажного плана помещения к акту проверки.

Акт от 24 октября 2018 года подписан ФИО10. и ФИО11., уполномоченными на проведение проверки, из содержания акта следует, что при проведении мероприятия присутствовал представитель собственника – техник по эксплуатации ФИО13.

При этом положения, обязывающие лиц, проводящих проверку, проверять полномочия представителя собственника, равно как и приобщать такие документы к акту проверки, Порядком не предусмотрены. Участие представителя в проведении обследования обязательным не является, при наличии препятствий в осмотре помещений об этом делается отметка в акте в соответствии с пунктом 15 Порядка.

Поскольку акт о фактическом использовании здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения для целей налогообложения, составлен и подписан уполномоченными на то лицами – специалистами Министерства имущества Челябинской области, из его содержания, подтвержденного фотофиксацией, усматривается фактическое использование нежилого помещения для размещения офисов – 14,17 %, торговых объектов – 78,25 %, объектов бытового обслуживания – 1,53 %, то есть более 20% помещения, Министерство обоснованно пришло к выводу о том, что объект недвижимости, принадлежащий административному истцу, фактически используется для размещения офисов, торговых объектов и объектов бытового обслуживания, что позволяет отнести его к объектам, соответствующим критериям статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Нарушений порядка проведения обследования не усматривается.

Доводы административного искового заявления об отсутствии оснований для отнесения объекта к объектам налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием в ЕГРН сведений о нежилом помещении, определяющих его назначение, судом во внимание не принимаются, так как по смыслу предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такой объект, который отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.

В Едином государственном реестре недвижимости, а также в приложенных к административному исковому заявлению документах технического учета (инвентаризации) информация о назначении нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания отсутствует, однако подтвержденное надлежащим образом фактическое использование помещения в указанных целях является самостоятельным основанием для включения нежилого помещения в Перечень.

Учитывая приведенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу, что административным ответчиком не были нарушены требования Налогового кодекса Российской Федерации, объект недвижимого имущества с кадастровым номером <адрес> правомерно включен в Перечень, поскольку он отвечает требованиям, установленным законодателем в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации для отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

С учетом изложенного суд считает административные исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Министерству имущества Челябинской области о признании недействующим пункта 1208 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020-й год, утвержденного приказом Министерства имущества Челябинской области от 26 декабря 2019 года № 231-П «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости на 2020 год» со дня его принятия, возложении обязанности исключить из Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020-й год, объект недвижимого имущества с кадастровым номером <адрес>, помещение 1 по адресу: <адрес>, отказать.

Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий Л.В. Феофилова

Мотивированное решение изготовлено 26 января 2021 года