ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-244/2021 от 05.08.2021 Иркутского областного суда (Иркутская область)

УИД Номер изъят

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 августа 2021 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Донченко К.В., с участием представителей административного истца акционерного общества «Янгелевский горнообогатительный комбинат» - ФИО1, действующего на основании доверенности от Дата изъята , представителя административного истца акционерного общества «Янгелевский горнообогатительный комбинат» - ФИО2 , действующей на основании доверенности от Дата изъята , представителя административного ответчика министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области - ФИО3, действующей на основании доверенности от Дата изъята , прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Каримовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-244/2021 по административному исковому заявлению акционерного общества «Янгелевский горнообогатительный комбинат» к министерству природных ресурсов и экологии Иркутской области о признании недействующим в части приказ министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 18 июня 2020 г. № 26-мпр «Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения Иркутской области по состоянию на 01.05.2020 года»,

У С Т А Н О В И Л :

акционерное общество «Янгелевский горнообогатительный комбинат» (оно же ранее ОАО «Янгелевский горнообогатительный комбинат») (далее по тексту – АО «Янгелевский горнообогатительный комбинат», АО «Янгелевский ГОК») обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим в части приказ министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 18 июня 2020 г. № 26-мпр «Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения Иркутской области по состоянию на 01.05.2020».

В первоначальном и уточненном административных исковых заявлениях в обоснование исковых требований административный истец указывает, что в соответствии с лицензией (данные изъяты) от Дата изъята осуществляет деятельность по добыче кварцевых и формовочных песков на Игирминском месторождении, расположенном в Нижнеилимском районе Иркутской области.

Дополнением Номер изъят от Дата изъята к лицензии Номер изъят от Дата изъята установлены границы, в пределах которых административный истец вправе осуществлять обозначенную в лицензии деятельность.

18 июня 2020 г. министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области издан приказ № 26-мпр «Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения Иркутской области по состоянию на 01.05.2020», данный приказ опубликован на официальном портале Иркутской области 18 июня 2020 г. по адресу: https://irkobl.ru/sites/ecology/working/ohrana/oopt/.

В пункте 15 Перечня особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения Иркутской области, утвержденного приказом от 18 июня 2020 г. № 26-мпр, включен ландшафтный памятник природы регионального значения – «Игирминский сосновый бор» (далее – ландшафтный памятник природы «Игирминский сосновый бор», памятник природы «Игирминский сосновый бор»), площадью 7 035 га, который организован на основании Решения Иркутского Областного Совета Народных Депутатов от 13 февраля 1989 г. № 59.

В 2020 году административному истцу стало известно, что по заказу министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области проведены работы по проведению инвентаризации памятников природы регионального значения Иркутской области, в результате которой площадь памятника природы «Игирминский сосновый бор» была изменена (источник сведений - официальный портал министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области https://irkobl.ru/region/ecology/26 _Игирминский%20сосновый%20бор.pdf).

В результате работ по инвентаризации была увеличена площадь памятника природы «Игирминский бор» таким образом, что часть земельного участка, отведенная ранее АО «Янгелевский горнообогатительный комбинат» для добычи кварцевых песков в рамках действия лицензии, получила статус памятника природы.

Административный истец указывает, что Игирминский сосновый бор как памятник природы впервые был создан в соответствии с постановлением Иркутского облисполкома от 17 января 1986 г. № 34 площадью 3 308 га, как это следует из паспорта памятника природы от 31 января 1986 г., и располагался в кварталах №№ 228, 229, 230, 231, 233, 234, 235 (по лесоустройству 1971 года).

В соответствии с Решением Президиума исполкома Иркутского Областного Совета Народных Депутатов от 13 февраля 1989 г. № 59 «О создании ландшафтных памятников природы в Игирминском и Тушамском сосновых борах Нижнеилимского района», созданы памятники природы в Игирминском и Тушамском сосновых борах Рудногорского лесничества Ждановского комплексного лесного предприятия.

Из паспорта Тушамского и Игиринского ландшафтных памятников природы следует, что Тушамский и Игирминский памятники природы созданы в соответствии с названным решением и имеют общую площадь 7 807 га, то есть площадь Игирминского соснового бора как памятника (3 308 га) суммировалась с площадью Тушамского соснового бора, что в совокупности составило 7 807 га.

При этом, из графической части паспорта памятника природы Тушамского и Игирминского сосновых боров следует, что Игирминский сосновый бор расположен в кварталах, аналогичных тем, что указаны в паспорте памятника природы от 3 января 1986 г.

В результате работ по инвентаризации площадь памятника природы «Игирминский сосновый бор» была изменена с 3 308 га на 7 035 га, как следует из сведений, опубликованных на официальном портале министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области в сети «Интернет».

В этой связи, АО «Янгелевский горнообогатительный комбинат» обратилось в министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области с обращением, в котором ставился вопрос об исключении контура лицензии из вновь установленного памятника «Игирминский сосновый бор» (письмо от Дата изъята Номер изъят).

Письмом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от Дата изъята Номер изъят АО «Янгелевский горнообогатительный комбинат» сообщено, что изменения произведены в результате проведенных в 2015 году работ по инвентаризации существующих на территории Иркутской области памятников природы, исключение из территории памятника природы участка недр не представляется возможным.

Административный истец считает, что приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 18 июня 2020 г. № 26-мпр в части утверждения в пункте 15 Перечня особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения Иркутской области сведений о площади памятника природы путем ее изменения с 3 308 га до 7 035 га нарушает права административного истца на осуществление своей деятельности в пределах территории, установленной лицензией № Номер изъят от Дата изъята , дополнением Номер изъят от Дата изъята к лицензии Номер изъят

Административный истец указывает, что Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее Федеральный закон № 33-ФЗ), Закон Иркутской области от 19.06.2008 № 27-оз «Об особо охраняемых природных территориях и иных особо охраняемых территориях в Иркутской области» (далее – Закон Иркутской области № 27-оз), Постановление Правительства Иркутской области от 02.09.2016 № 542-пп «Об утверждении Положения о порядке образования особо охраняемых природных территорий и иных особо охраняемых территорий регионального значения» не предусматривают возможность изменения границ существующей особо охраняемой природной территории.

Нарушение действующего законодательства административный истец усматривает в том, что до изменения границ памятника природы «Игирминский сосновый бор», внесении сведений в схему территориального планирования Иркутской области, административным ответчиком не совершалось действий указанных статьей 8 Закона Иркутской области № 27-оз, статьей 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд».

Административный истец полагает, что сама по себе инвентаризация (паспортизация) существующих на территории Иркутской области памятников природы регионального значения, не может свидетельствовать о законности оснований для совершения действий по изменению площади памятника природы, так как данные действия и их результаты являются документом, фиксирующим факт исполнения обязательств подрядчика перед заказчиком в рамках государственного контракта, и возникают в связи с применением правоотношений, регулируемых Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данным законом правоотношения, касающиеся установления границ памятников природы, не регулируются.

Административный истец полагает, что приказ министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 18 июня 2020 г. № 26-мпр подлежит признанию не действующим в части изменения площади памятника природы «Игирминский сосновый бор», с 3 308 га до 7 035 га, так как он принят с существенными и неустранимыми нарушениями действующего законодательства.

Нарушение действующего законодательства при принятии оспариваемого нормативного правового акта административный истец усматривает в нарушении порядка изменения площади особо охраняемой природной территории памятника природы «Игирминский сосновый бор».

Административный истец указывает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 26 Федерального закона № 33-ФЗ природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 5 статьи 26 Федерального закона № 33-ФЗ установлено, что объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы федерального или регионального значения осуществляется соответственно постановлением Правительства Российской Федерации или решением органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 1 Федерального закона № 33-ФЗ законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В целях регулирования правоотношений в сфере организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий и иных особо охраняемых территорий регионального и местного значения на территории Иркутской области принят Закон Иркутской области от 19 июня 2008 г. № 27-оз «Об особо охраняемых природных территориях и иных особо охраняемых территориях в Иркутской области».

Исходя из пункта 1 статьи 3 Закона Иркутской области № 27-оз особо охраняемая природная территория регионального значения определяется как участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями Правительства Иркутской области полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

В соответствии со статьей 6 Закона Иркутской области № 27-оз к полномочиям Правительства Иркутской области в соответствии с федеральным и областным законодательством относится решение вопросов организации и функционирования особо охраняемых природных территорий и иных особо охраняемых территорий регионального значения, в том числе:

1) организация разработки и реализации государственных программ области и ведомственных целевых программ в сфере создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий и иных особо охраняемых территорий регионального значения;

2) определение особо охраняемых природных территорий и иных особо охраняемых территорий регионального значения, в том числе их образование;

3) обеспечение разработки и утверждение положений об особо охраняемых природных территориях и иных особо охраняемых территориях регионального значения;

4) резервирование земель, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями регионального значения, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством;

5) установление иных категорий особо охраняемых природных территорий регионального значения, помимо предусмотренных федеральными законами;

6) установление ограничений прав на землю на особо охраняемых природных территориях и иных особо охраняемых территориях регионального значения в связи с обеспечением соблюдения режима особой охраны по основаниям, предусмотренным федеральными законами;

7) определение формы и размеров платы за пользование территориями курортов регионального значения в пределах норм, установленных федеральным законодательством и законодательством области;

8) обеспечение охраны особо охраняемых природных территорий и иных особо охраняемых территорий регионального значения;

9) ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения;

11) согласование положения о режиме использования земель, включенных в границы национального парка, без изъятия из хозяйственной эксплуатации;

12) обеспечение регионального государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения;

13) принятие решения об объявлении природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы регионального значения.

Правительство Иркутской области в соответствии с федеральным и областным законодательством (пункт 2 статьи 6 Закона Иркутской области № 27-оз):

1) устанавливает форму и размер платы за пользование территориями курортов местного значения в пределах норм, установленных федеральным и областным законодательством;

2) согласовывает решения о создании особо охраняемых природных территорий местного значения в случае, если создаваемая особо охраняемая природная территория занимает более чем 5 процентов от общей площади земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования.

Статьей 8 Закона Иркутской области № 27-оз предусмотрено, что в целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий регионального значения Правительство Иркутской области принимает решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий регионального значения, с последующим изъятием таких земель и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

Основанием принятия решения о резервировании земель может являться карта планируемого размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения, входящая в состав схемы территориального планирования области. Решение о резервировании земель может быть принято и по иным основаниям, установленным законодательством.

Резервирование земель, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями регионального значения, осуществляется в соответствии с земельным законодательством.

Срок резервирования земель, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями регионального значения, не может превышать 7 лет.

Пунктом 4 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд» установлено, что резервирование земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решения уполномоченного органа с обязательным внесением соответствующих сведений в документы территориального планирования.

В отношении Иркутской области таким документом является схема территориального планирования Иркутской области.

Закон Иркутской области № 27-оз позволяет производить расширение особо охраняемой природной территории, при этом такое расширение, как следует из приведенных положений, основывается на обязательном принятии решения уполномоченным органом в форме ненормативного правового акта, основанного на решении о резервировании земельного участка, в отношении которого планируется расширение особо охраняемой природной территории, и внесением сведений о резервировании в схему территориального планирования Иркутской области, утверждаемую Правительством Иркутской области.

Как следует из письма министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 26 августа 2020 года № 02-66-5822/20 изменение площади памятника природы «Игирминский сосновый бор» произведено на основании результатов инвентаризации существующих на территории Иркутской области памятников природы регионального значения.

Исходя из чего административный истец полагает, что административным ответчиком действий, предписываемых к исполнению статьей 8 Закона Иркутской области № 27-оз, статьей 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 561 «О некоторых вопросах, связанных с оформлением своего решения отдельным ненормативным правовым актом, решением о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд» перед изменением площади особо охраняемой природной территории, внесении сведений в схему территориального планирования Иркутской области, не было совершено.

Административный истец полагает, что действия административного ответчика по изменению площади памятника природы «Игирминский сосновый бор» с 3 308 га до 7 035 га совершены с нарушением требований Федерального закона № 33-ФЗ, Земельного кодекса Российской Федерации, Закона № 27-оз, что исключает законность приказа министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 18 июня 2020 года № 26-мпр в части внесения в пункт 15 Перечня особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения Иркутской области сведений о площади памятника природы «Игирминский сосновый бор» большей, чем было установлено ранее в соответствии с постановлением Иркутского облисполкома от 17 января 1986 г. № 34 и Решением Президиума исполкома Иркутского Областного Совета Народных Депутатов от 13 февраля 1989 г. № 59.

Административный истец считает, что сама по себе инвентаризация (паспортизация) существующих на территории Иркутской области памятников природы регионального значения, не может свидетельствовать о законности оснований для совершения действий по изменению площади памятника природы, так как данные действия и их результаты являются документом, фиксирующим факт исполнения обязательств подрядчика перед заказчиком в рамках государственного контракта, и возникают в связи с применением правоотношений, регулируемых Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Данным Федеральным законом правоотношения, касающиеся установления площади памятников природы, не регулируются.

Основанием для изменения площади памятника природы «Игирминский сосновый бор» являлся Отчет, выполненный в соответствии с государственным контрактом от 15 июля 2015 г. Номер изъят (далее - контракт).

Предметом контракта, согласно пункту 1.1. контракта, являлось обязательство подрядчика на выполнение работ по заданию заказчика по проведению инвентаризации (паспортизации) существующих на территории Иркутской области памятников природы регионального значения в объеме, порядке и на условиях, установленных в Техническом задании.

В свою очередь, техническим заданием определено наименование выполняемых работ – «Проведение инвентаризации (паспортизации) существующих на территории Иркутской области памятников природы регионального значения в соответствии с Перечнем памятников природы (Приложение № 5 к Государственному контракту)», которые включают: проведение комплексных полевых научных исследований по обследованию территорий памятников природы с привлечением специалистов соответствующего профиля; анализ полученной информации в ходе комплексных полевых научно-исследовательских изысканий по обследованию территорий памятников природы; уточнение данных по памятникам природы, полученных от Заказчика путем сбора, анализа и систематизации сведений от уполномоченных органов по обследуемой территории памятников природы; составление Отчетов и формирование документов по каждому памятнику природы (описательные характеристики, паспорт и охранное обязательство, проект положения о памятнике, описание границ (текстовое с приложением каталогов координат), картографический материал и предоставление их Заказчику.

Пунктом 1 раздела I технического задания установлено условие о проведении натурного обследования памятников природы с привлечением специалистов соответствующего профиля, в том числе:

1.1. Определения фактического состояния памятника природы с оценкой степени деградации, антропогенной и рекреационной нагрузки с отражением информации нахождения памятников природы на территории существующих особо охраняемых природных территориях более высокого ранга, необходимости перевода в другие категории и (или) изменение статуса особо охраняемых природных территорий;

1.2. Исследования территории памятника природы, с описанием уникальных объектов, в том числе флоры, фауны с выявлением видов, занесенных в Красную книгу Иркутской области и Красную книгу Российской Федерации и не вошедших в Красную книгу Иркутской области, но нуждающихся в особом внимании и др.;

1.3. Уточнения границ, площади территории памятника природы с обоснованием и описанием границ (текстовое, в системе географических координат WGS-84, МСК-38 в соответствии с порядком описания местоположения границ объектов землеустройства (Приказ Министерства экономического развития РФ от 03.06.2011 года № 267) с отражением поворотных точек на карта-схеме;

1.4. Фотосъемку памятников природы должна осуществляться цифровой фотоаппаратурой и иметь высокое качество изображения (не менее 3000 пикселей, четкие и различимые), не менее 3-х фотографий (панорамная съемка, крупный план).

Пунктом 2 раздела I технического задания определено, что камеральная обработка материалов, формирование документов по каждому памятнику природы должна содержать уточнение, дополнение исходной информации по территории памятника природы, в том числе его охранной зоны (при необходимости), включая литературные данные, сведения о собственнике (пользователе, арендаторе) земельного участка, на котором расположен памятник природы, о наличии (отсутствии) в границах обследуемой территории месторождений полезных ископаемых, гидрологические, гидрогеологические сведения.

Результатом выполнения работ являлся отчет, выполненный ООО «ВостСибземкадастрсъемка» том 1 книга 3 (далее - отчет).

Административный истец считает, что названный отчет выполнен не в соответствии с установленным техническим заданием и при неполном выяснении обстоятельств существования памятника природы «Игирминский сосновый бор», что привело к постановке неверных выводов, непосредственно влияющих на законность оспариваемого в части приказа.

Так, в пункте 2.14.1 отчета имеется ссылка на то, что памятник природы «Игирминский и Тушамский сосновые боры» утвержден решением Облисполкома от 13 февраля 1989 г. № 59, и что на момент утверждения площадь памятника «Игирминский сосновый бор» составляла 3 308 га.

Вместе с тем памятник природы «Игирминский сосновый бор» с названной площадью утвержден в соответствии с постановлением Иркутского облисполкома от 17 января 1986 г. № 34, что предопределяет неверный источник в отчете.

Административный истец обращает внимание на то обстоятельство, что в отчете в указанном пункте по лесорастительному районированию, утвержденному Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 28.03.2007 № 68 «Об утверждении перечня лесорастительных зон и лесных районов Российской Федерации» территория сосновых боров относится к Приангарскому лесному району Таежной лесорастительной полосы, при этом, названный приказ утратил силу в связи с изданием Приказа Минприроды Российской Федерации от 10.03.2009 № 54 и ссылка на Приказ № 68 недопустима.

При описании памятника природы, в отчете используется исключительно литература, утратившая актуальность на момент проведения работ по инвентаризации, представляющая собой источники, изданные в период с 1966 по 2009 годы, принятые за основу описания памятника, тогда как непосредственное обследование всей территории памятника, как следует из подраздела «современное состояние памятника» осуществлено 26-27 августа 2015 г., что в силу объективных причин, а именно, площади исследуемого памятника, не позволяет за два дня провести его полное обследование для постановки выводов о его действительном современном состоянии.

Согласно разделу «геология», в отчете, у исполнителя по отчету имелась информация о том, что в пределах исследуемой территории свою деятельность осуществляет АО «Янгелевский ГОК» в соответствии с выданной лицензией.

Административный истец указывает, что исполнитель по отчету должен был достоверно обладать информацией о деятельности административного истца, ссылка на лицензию позволяет сделать вывод о том, что составителю отчета было известно о действии лицензии, однако, в нарушение положений раздела I технического задания проведены анализ и систематизация сведений не от всех уполномоченных органов (выдавших лицензию), а также проигнорированы сведения о пользователе земельного участка, на котором расположен памятник природы, при наличии в границах обследуемой территории месторождений полезных ископаемых.

Административный истец считает, что является необоснованным указание в отчете на вредное воздействие от автомобильных и железных дорог, поскольку само по себе воздействие и разбор факторов вредного воздействия не определены, выводы носят исключительно предположительный характер, то есть сделаны без научных полевых исследований с привлечением специалистов соответствующего профиля, не подобрана частота использования железнодорожных путей, виды и способы их использования, установлен лишь факт наличия железной и автомобильной дорог без конкретного указания на их использование, необоснованно указывается также на негативное влияние на природу деятельности АО «Янгелевский ГОК».

Административный истец полагает, что такие выводы не могут быть признаны достоверными и состоятельными ввиду того, что Федеральным агентством по недропользованию министерства природных ресурсов Российской Федерации утвержден технический проект, подтверждающий соблюдение административным истцом требований экологического законодательства в пределах территории.

На листе 91 отчета составитель ссылается на схему территориального планирования, тогда как далее приводится иной документ - генеральный план Янгелевсого городского поселения, что предопределяет не устраненное противоречие в источниках, используемых при составлении отчета.

В разделе «ширина и конфигурация охранной зоны» в отчете содержится указание на то, что наземная граница памятника, уточнена исполнителем отчета с учетом территории населенного пункта р.п. Янгель, промышленных объектов садоводства, объектов инфраструктуры и их охранных зон, в следствие чего площадь памятника определена в размере 7035 га.

Административный истец указывает, что достоверно обладая информацией о наличии лицензии АО «Янгелевский ГОК» исполнитель отчета не учел ту территорию, где обществом осуществляется деятельность, что противоречит уже постановленным выводам об учете промышленных объектов.

Каких-либо запросов для установления действующих границ лицензии исполнителем отчета не производилось, тогда как условия государственного контракта предполагали выяснение сведений о пользователях земельного участка.

По итогам отчета дается рекомендация об изменении границ памятника природы, исключив из состава территории промышленных объектов, а также площадь населенного пункта, учитывая его развитие согласно схеме территориального планирования.

Важно отметить, что площадь согласно лицензии АО «Янгелевский ГОК», несопоставимо мала с площадью Янгелевского городского поселения, а достоверных сведений о том, имеется ли вред природе при осуществлении административным истцом своей деятельности в пределах выданной лицензии в отчете отсутствует.

При этом, как указывалось выше, схема территориального планирования не имеет места, так как за основу отчета взят генеральный план Янгелевского городского поселения. Кроме того, рекомендация по исключению из состава памятника территории промышленных объектов в самом же отчете противоречит выводам о том, что площадь памятника следует определить с учетом всей имеющейся территории 7 035 га.

В обоснование подтверждения памятника природы «Игирминский сосновый бор» и его характеристик также имеется ссылка на правоустанавливающий документ памятника - Решение Иркутского Областного Совета Народных Депутатов от 13 февраля 1989 года № 59, тогда как правоустанавливающим документом памятника является постановление Иркутского облисполкома от 17 января 1986 года № 34.

Административный истец указывает, что техническим заданием предусмотрено, что исполнитель отчета обязан провести уточнение границ, площади территории памятника природы с обоснованием и описанием границ (текстовое, в системе географических координат WGS-84, МСК-38 в соответствии с порядком описания местоположения границ объектов землеустройства (Приказ Министерства экономического развития РФ от 03.06.2011 года № 267) с отражением поворотных точек на карта-схеме.

При этом, названный Приказ предоставляет возможность уточнения границ исключительно объектов землеустройства, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости и не допускает произвольного изменения границ каких-либо иных объектов.

Из изложенного следует, что при принятии решения в отношении памятника природы «Игирминский сосновый бор» уполномоченным органом не учтены имеющиеся несоответствия и нарушения, а также не проведена предусмотренная законом процедура, что привело к нарушению прав и охраняемых законом интересов административного истца.

При расчете площади в границах действующей лицензии площадь территории, на которой согласно лицензии ИРК 01800 ТЭ АО «Янгелевский ГОК» вправе осуществлять деятельность, с учетом санитарно-защитной зоны производственной площадки - 100 метров (согласно пункту 7.1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»), площадь составила 127,9 га.

Таким образом, административный истец считает, что исключению из состава особо охраняемой природной территории «Игирминский сосновый бор» полежит площадь согласно выданной АО «Янгелевский ГОК» лицензии с учетом санитарно-защитной зоны промышленной площадки - 127,9 га в соответствии с приложенными к уточненному административному исковому заявлению координатами.

Способом устранения нарушения прав административный истец полагает является исключение из оспариваемого приказа сведений о площадных характеристиках и границах выданной АО «Янгелевский ГОК» лицензии с учетом предусмотренной защитной полосы (охранной зоны), составляющей 100 м.

При этом административный истец указывает, что не ставит под сомнение наличие памятника природы «Игирминский сосновый бор», не подвергает сомнению значимость и необходимость сохранения памятников природы, однако под сомнение ставится нормативный правовой акт, принятый с пороками в части, не позволяющими признавать его законным.

АО «Янгелевский горнообогатительный комбинат» в первоначальном исковом заявлении просило суд признать недействующим со дня издания приказ министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 18 июня 2020 г. № 26-мпр «Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения Иркутской области по состоянию на 01.05.2020» в части утверждения в пункте 15 Перечня особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения Иркутской области сведений о площади памятника природы «Игирминский сосновый бор» в размере 7 035 га.

В ходе рассмотрения дела административным истцом дополнительно расширено основание иска и уточнена его просительная часть.

С учетом уточнения административных исковых требований административный истец, просит признать не действующим со дня издания Приказ министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 18 июня 2020 г. № 26-мпр пункт 15 Перечня особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения Иркутской области в части включения в площадь памятника природы «Игирминский сосновый бор» территории границ лицензии № Номер изъят от Дата изъята , выданной АО «Янгелевский ГОК» - 127,9 га в соответствии с координатами лицензии № Номер изъят от Дата изъята и санитарно-защитной зоной 100 м.

В судебном заседании представители административного истца АО «Янгелевский горно-обогатительный комбинат» ФИО1, ФИО2 уточненные административные исковые требования поддержали по основаниям первоначального и уточненного административного искового заявления, просили об их удовлетворении в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области ФИО3 поддержала доводы возражений и дополнений к ним на административные исковые заявления АО «Янгелевский горно-обогатительный комбинат», просила в удовлетворении заявленных административных требований отказать.

Заинтересованное лицо Правительство Иркутской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя не направило, представило отзыв, в котором просило о рассмотрении дела в отсутствии своего представителя.

Заинтересованные лица министерство лесного комплекса Иркутской области, Департамент по недропользованию по Центральному-сибирскому округу (Центрсибнедра), общество с ограниченной ответственностью «ВостСибкадастрсъемка», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей не направили, отзывов на административное исковое заявление не представили.

Суд, выслушав мнение явившихся в судебное заседание представителей административного истца АО «Янгелевский ГОК» ФИО1 и ФИО2, представителя административного ответчика министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области ФИО3, не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, заключение прокурора Каримовой О.А., полагавшей, возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, совещаясь на месте, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил: рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание представителей

административного истца АО «Янгелевский ГОК» ФИО1 и ФИО2 поддержавших административные исковые требования, представителя административного ответчика министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области ФИО3 просившей в удовлетворение иска отказать, заключение прокурора Каримовой О.А., полагавшей, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований АО «Янгелевский ГОК».

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью 7 статьи 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно части 8 статьи 213 КАС РФ суды выясняют соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и в соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом конкретного способа правового регулирования, поскольку это относится к исключительной компетенции уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Судом установлено, что согласно паспорту памятника природы от 31.01.1986 г. (л.д. 170-172, т. 1) «Игирминский сосновый бор» объявлен памятником природы на основании постановления Иркутского облисполкома от 27 января 1986 г. № 34, адрес местонахождения: РСФСР, <...>, 234, 235 (по лесоустройству 1971 года), на основании решения Иркутского облисполкома от 27 января 1986 г. № 34, расположен на землях Гослесфонда Рудногорского лесничества Рудногорского лесхоза, занимает 3308 га, имеет рекреационное, познавательное и почвозащитное назначение, представляет ценность как реликт древних сосновых боров, популярное место отдыха, сбора брусники и белых грибов населения всего Нижнеилимского района и городов Усть-Илимск и Усть-Кут. В перечень мер, необходимых для сохранения государственного памятника природы, включено прекращение лесозаготовки древесины, запрет промышленной заготовки листьев брусники и толокнянки.

Согласно представленным суду копиям документов из областного государственного казенного учреждения «Государственный архив Иркутской области от 08.09.2020 № ОРГ-860,861 (л.д. 163, т. 1), позднее по результатам рассмотрения решения Нижнеилимского райисполкома от 4 октября 1988 г. № 365 «О создании ландшафтных памятников природы в Рудногорском лесничестве Ждановского комплексного лесного предприятия» решением Президиума исполнительного комитета Иркутского областного совета народных депутатов от 13 февраля 1989 г. № 59 «О создании ландшафтных памятников природы в Игирминском и Тушамском сосновых борах Нижнеилимского района» был создан памятник природы Игирминский сосновый бор. Указанным решением запрещена рубка леса на территории создаваемых ландшафтных памятников природы.

Из представленной суду копии решения Нижнеилимского райисполкома от 4 октября 1988 г. № 365 «О создании ландшафтных памятников природы в Рудногорском лесничестве Ждановского комплексного лесного предприятия» (л.д. 167-168, т. 1) Нижнеилимский райисполком пришел к выводу о необходимости создания ландшафтных памятников природы в Игирминском и Тушамском сосновых борах Рудногорского лесничества Ждановского комплексного лесного предприятия в составе кварталов 305, 321, 331, 332, 356, 364-369, 389-393, 437-445, площадь памятников не была указана.

Как следует из приобщенного к материалам административного дела письма Ждановского леспромхоза от 18.01.1989 № 74 председателю Иркутского облисполкома ФИО4 (л.д. 169, т. 1) леспрохозом предлагалось оставить Игриминский сосновый бор в кварталах 437-445, а Тумашский сосновый бор в кварталах 305, 321, 331, 332, 356, 357, 364-369, 390-393, из письма также следует, что Игирминский ГОК формовочных песков осуществляет свою деятельность на территории Игирминского соснового бора в кварталах 437-445.

Согласно Справки к решению исполнительного комитета Иркутского областного совета народных депутатов «О создании ландшафтных памятников природы в Игирминком и Тушамском сосновых борах Нижнеилимского района» (л.д. 166, т. 1) комиссией, сформированной по распоряжению Иркутского областного совета народных депутатов от 21.09.1988 № 964-Р во главе с главным лесничим управления лесного хозяйства ФИО5 было предложено создать ландшафтные памятники природы в Тушамском и Игирминском сосновых борах в Рудногорском лесничестве Ждановского КЛПХ в составе кварталов 437-445 на площади 4224 га вокруг поселка Янгель и в составе кварталов 305, 321, 331, 332, 356, 364-369, 389-393 на площади 9 383 га вокруг поселка Радищево.

Вместе с тем, рассмотрев решение Нижнеилимского райисполкома от 4 октября 1988 г. № 365 «О создании ландшафтных памятников природы в Рудногорском лесничестве Ждановского комплексного лесного предприятия» Президиум исполкома Иркутского областного совета народных депутатов 13 февраля 1989 г. принял решение № 59 «О создании ландшафтных памятников природы в Игирминском и Тушамском сосновых борах Нижнеилимского района» в составе кварталов 305, 321, 331, 332, 356, 364-369, 389-393, 437-445 Рудногорского лесничества (л.д. 164-165, т.1), которые отнесены к Игирминскому и Тушамскому сосновым борам полностью, без исключения из них каких-либо территорий. При этом конкретная площадь памятников природы как Игирминского так и Тумашского сосновых боров данным решением Иркутского облисполкома не была установлена.

Анализируя собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что памятники природы Игирминский и Тушамский сосновые боры в Нижнеилимском районе были созданы Решением Президиума исполкома Иркутского областного совета народных депутатов от 13 февраля 1989 г. № 59 «О создании ландшафтных памятников природы в Игирминском и Тушамском сосновых борах Нижнеилимского района» в составе кварталов 305, 321, 331, 332, 356, 364-369, 389-393, 437-445 Рудногорского лесничества, которые отнесены к Игирминскому и Тушамскому сосновым борам полностью, без исключения из них каких-либо территорий.

Доводы представителей административного истца о том, что площадь памятника природы «Игирминский сосновый бор» в размере 3 308 га установлена паспортом памятника природы от 31.01.1986 г., согласно которому этот памятник находится по адресу: <...>, 234, 235 (по лесоустройству 1971 года) и расположен на землях Гослесфонда Рудногорского лесничества Рудногорского лесхоза не приняты судом, поскольку опровергаются изданным позднее нормативным правовым актом - Решением Президиума исполкома Иркутского областного совета народных депутатов от 13 февраля 1989 г. № 59 «О создании ландшафтных памятников природы в Игирминском и Тушамском сосновых борах Нижнеилимского района» в составе кварталов 305, 321, 331, 332, 356, 364-369, 389-393, 437-445 Рудногорского лесничества, где площадь памятников природы «Игирминский сосновый бор» и «Тумашский сосновый бор» установлена отнесением к ним лесных кварталов.

В целях уточнения границ уже созданного памятника природы «Игирминский сосновый бор», а также иных памятников природы на основании государственного контракта № 66005-22/15 от 15.07.2015, заключенного министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области и ООО «ВостСибземкадастрсъемка», на выполнение работ по проведению инвентаризации (паспортизации) существующих на территории Иркутской области памятников природы регионального значения, проведена инвентаризация (паспортизация) 44 памятников природы. Согласно пункту 3 технического задания, являющемуся приложением № 1 к государственному контракту, результатом работ является предоставление отчета заказчику. В ходе работ проведены полевые исследования и камеральная обработка материалов и подготовлен отчет.

Как следует из отзыва административного ответчика в представленном отчете приведены сведения по «Игирминскому сосновому бору», заключение с общим описанием выполненных работ, приведен сравнительный анализ полученных в результате полевых и камеральных работ, выполненных в 2015 году. Игирминский сосновый бор обследован в ходе инвентаризации 25-26 августа 2015 г., представляет собой сосновый бор, в котором другие древесные породы кроме сосны обыкновенной, распространения не имеют, ни древостое, ни в подростке, ни в подлеске, представляет собой чистый сосняк возрастом 80 лет. Данные факты сторонами в ходе рассмотрения дела не оспаривались, осведомленность административного истца о содержании указанного отчета следует из текста уточненного административного искового заявления, в котором истец делает на него ссылки.

Также в отчете представлена информация по геологии на территории соснового бора, указано, что сосновый бор произрастает на кварцевом песке. Почвенно-растительный слой составляет не более 10 см., поэтому разрушить экосистему очень просто. На добычу кварцевых песков выданы лицензии АО «Янгелевский ГОК», ООО «ИлимКварц». Данные факты лицами, участвующими в деле, в ходе рассмотрения дела не оспаривались.

Не оспаривается лицами, участвующими в деле и то обстоятельство, что ценность памятника «Игирминский сосновый бор» определяется геологическими и биологическими особенностями. Игирминский сосновый бор образовался на массивах кварцевых песков, которые изредка встречаются в Иркутской области вдоль долин крупных рек. Песчаные массивы уникального минерального состава являются исключительными в своем роде, резко выделяющимися среди южно-таежных и подтаежных районов Иркутской области. В настоящее время большинство подобных песков залиты водами каскада ангарских водохранилищ. Поэтому сосновые боры обследованного памятника являются своего рода реликтами, оставшимися от некогда более широко распространенных в регионе типов леса. Кроме этого, расположение массива в долине реки Илим определяет его неоценимую водоохранную и почвозащитную роль. Данные боры, произрастая на песках по берегу водохранилища, выполняют почвозащитную и водозащитную функции. Сведение этих лесов может привести к полной деградации и без того минимального почвенного покрова и развееванию песков. Из площади памятника природы исключены площади, занимаемые населенным пунктом, промышленными объектами, объектами инфраструктуры.

В период выполнения работ по контракту уточнена площадь памятника природы и установлены его границы на основе заключения профильного специалиста методом геодезических измерений. Площадь памятника составила: 1 кластер – 3 579,12 га, 2 кластер - 984,29 га, 3 кластер – 2 471,59 га, общая площадь (кластер 1-3) – 7 035 га.

Судом установлено, что площадь памятника природы «Игирминский сосновый бор» определена исполнителями работ по контракту при проведении полевых исследований территории по фактической границе произрастания лесов, в границы территории памятника природы не были включены участки, находящиеся в хозяйственном освоении, при этом использованы сведения Единого государственного реестра недвижимости и материалы территориального планирования.

Из материалов дела следует, что участок недр в соответствии с лицензией ИРК 01800 ТЭ, на котором административным истцом осуществляется добывающая деятельность, исторически с момента выдачи данной лицензии располагался на территории памятника природы в кварталах 444 и 445, что не оспаривается лицами, участвующими в деле.

Указанные кварталы с 1989 года являются территорией памятника природы на основании решения Иркутского областного совета народных депутатов от 3 февраля 1989 г. № 59.

Акт, удостоверяющий горный отвод, выдан Дата изъята , а лицензия Игирминскому ГОКу на право пользования недрами Номер изъят выдана Дата изъята , после создания памятника природы «Игирминский сосновый бор».

Из пояснений административного ответчика следует, что при проведении инвентаризации в 2015 году земельный участок Янгелевского ГОКа, сведения о котором имелись в Едином государственном реестре недвижимости, был исключен из территории памятника природы, так как на месте добычи песка деревья уже не произрастали.

Согласно письму Федерального агентства по недропользованию от Дата изъята Номер изъятл.д. 127-130, т. 1) в 1995 году в соответствии с пунктом 19 Положения о прядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1, на основании ранее выданной лицензии Номер изъят от Дата изъята и горного отвода 10.04.1991 № 42 ОАО «Игирминский ГОК» было подтверждено право пользования недрами на Игирминском месторождении кварцевых и формовочных песков, как действующему предприятию и выдана лицензия Номер изъят (государственная регистрация от 01.06.1995). Решение о предоставлении лицензии было принято на совместном заседании Иркутскгеолкома и комитета по недрам Иркутской области.

В 2002 году в соответствии со статьей 17.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 235-1 «О недрах» в связи с учреждением нового юридического лица, созданного для продолжения деятельности на участке недр, лицензия Номер изъят была переоформлена на АО «Янгелевский ГОК» (лицензия Номер изъят, дата государственной регистрации Дата изъята ).

Из указанного выше письма следует, что в соответствии со справкой, предоставленной Иркутским филиалом ФГБУ «ТФГИ и СФО» от 14.09.2020 № 781, а также письма Иркутского филиала ФБУ «ТФГИ и СФО» от Дата изъята Номер изъят, следует, что почти вся площадь лицензионного участка лицензии Номер изъят, а также практически все запачы Игирминского месторождения кварцевых песков находятся в границах памятника природы регионального значения «Игирминский сосновый бор».

Согласно данному письму, по информации, представленной предприятием, к концу 2021 года запасы полезного ископаемого в границах действующего земельного отвода будут отработаны, при этом земельный отвод оформлен не на всю площадь горного отвода, а на его небольшую часть в соответствии с Проектом отработки месторождения.

Судом установлено, что административный истец в соответствии с лицензией Номер изъят от Дата изъята осуществляет деятельность по добыче кварцевых и формовочных песков на Игирминском месторождении, расположенном в Нижнеилимском районе Иркутской области.

Дополнением Номер изъят от Дата изъята к лицензии Номер изъят от Дата изъята изменены ранее установленные границы, в пределах которых административный истец вправе осуществлять обозначенную в лицензии деятельность, эти границы расширены, этот факт лицами, участвующими в деле не оспаривается.

В результате принятия Дополнениям Номер изъят от Дата изъята к лицензии Номер изъят от Дата изъята изменились географические координаты и площадь участка недр, на котором осуществляет добывающую деятельность АО «Янгелевский ГОК», а также произошло наложение границ участка недр, где планируется добыча песка и вырубка деревьев, на территорию памятника природы, так как часть земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят и Номер изъят (что не оспаривается лицами, участвующими в деле), а также большая площадь лицензионного участка недр (не разработанная площадь) АО «Янгелевский ГОК» с учетом Дополнения Номер изъят от Дата изъята к лицензии Номер изъят расположены в лесных кварталах 444 и 445, которые согласно Лесохозяйственному регламенту Нижнеилимского лесничества, утвержденному приказом агентства лесного хозяйства Иркутской области от 31 декабря 2008 г. № 1523-апр, Приказу министерства лесного комплекса Иркутской области от 11 октября 2018 г. № 78-мпр «Об утверждении лесохозяйственных регламентов по лесничествам Иркутской области» (Рудногорская дача кварталы 444 часть и 445) отнесены к запретным полосам лесов, расположенных вдоль водных объектов.

Из письма министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 26.08.2020 № 02-66-5823/20 следует, что согласно дополнению к лицензии изменены границы участка недр, смещены точки горного отвода, площадь участка недр увеличилась на 0,12 км2 (л.д.133-134, т. 1) (с 1,33 км2 до 1,45 км2) (л.д. 114, т. 1).

Согласно письму министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от Дата изъята Номер изъят, министерство полагает, что расширение участка недр разработки месторождения приведет к уничтожению ценного объекта – сосновый бор (л.д. 67-68, т. 1).

Согласно статье 115 Лесного кодекса Российской Федерации запретные

полосы лесов, расположенных вдоль водных объектов отнесены к ценным лесам. В запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, запрещаются строительство и эксплуатация объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов, гидротехнических сооружений и объектов, необходимых для геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что лицензионный участок месторождения кварцевых песков АО «Янгелевский ГОК» к исключительным случаям не относится.

Анализируя основания первоначального и уточненного административных исковых требований, суд приходит к выводу о том, что фактически АО «Янгелевский горнообогатительный комбинат» обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим приказа Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 18 июня 2020 г. № 26-мпр в части включения в перечень особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения Иркутской области сведений о площади памятника природы «Игирминский сосновый бор» в размере 7 035 га, полагая, что эта площадь установлена неправильно, имеет место наложение границ памятника природы и земельного участка, определённого предприятию лицензией на добычу кварцевого песка в этом месте, считая, что границы памятника природы должны быть уменьшены до 3308 га. Уточненные административным истцом требования в части оспаривания включения в площадь памятника природы «Игирминский сосновый бор» территории границ лицензии № Номер изъят от Дата изъята , выданной АО «Янгелевский ГОК» - 127,9 га в соответствии с координатами лицензии Номер изъят от Дата изъята и санитарно-защитной зоной 100 м., по существу, также являются оспариванием площади памятника природы Игирминского соснового бора в размере 7 035 га, так как в основании первоначального и уточненного административных исковых заявлений АО «Янгелевский ГОК» указывает на несогласие с этой площадью, полагая, что площадь памятника природы «Игирминский сосновый бор» установлена неправильно, имеет место наложение границ памятника природы и земельного участка, определенного предприятию лицензией на добычу кварцевого песка в этом месте, считая, что границы памятника природы должны быть уменьшены до 3 308 га.

Судом установлено, что уменьшение площади соснового бора повлечёт его вырубку. Сосновый бор, которому более 80 лет, является редким, уникальным, с хрупкой экосистемой, произрастает на месторождении кварцевого песка, добычу которого в этом месте ведет АО «Янгелевский горнообогатительный комбинат».

Проверяя соответствие оспариваемого нормативного правового акта законодательству, имеющему большую юридическую силу суд установил.

Согласно положениям статьи 6 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды отнесено право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий.

Статьей 58 Федерального закона № 7-ФЗ закреплено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд. Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Согласно статье 59 Федерального закона № 7-ФЗ запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-

культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона № 33-ФЗ установлено, что памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Согласно статье 26 Федерального закона № 33-ФЗ природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 27 Федерального закона № 33-ФЗ предусмотрено, что на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

Частью 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 18 июня 2020 г. № 26-мпр «Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения Иркутской области по состоянию на 01.05.2020» под пунктом 15 Перечня особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения Иркутской области включен памятник природы регионального значения – «Игирминский сосновый бор», площадью 7 035 га, который создан на основании Решения Президиума исполкома Иркутского Областного Совета Народных Депутатов от 13 февраля 1989 г. № 59.

Таким образом, доводы административного истца о нарушении положений статьи 8 Закона Иркутской области № 27-оз, статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 561 «О некоторых вопросах, связанных с оформлением своего решения отдельным ненормативным правовым актом, решением о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд» перед изменением площади особо охраняемой природной территории, внесении сведений в схему территориального планирования Иркутской области не приняты судом, поскольку они применяются при создании новых и расширении существующих земель особо охраняемых природных территории, они не могут быть применены к сложившимся правоотношениям, так как памятник природы «Игирминский сосновый бор» образован Решением Президиума Иркутского Областного Совета Народных Депутатов от 13 февраля 1989 г. № 59 до принятия указанных выше нормативных правовых актов и при инвентаризации в 2015 году расширения земель особо охраняемой природной территории не производилось.

Судом установлено, что оспариваемый приказ издан в пределах полномочий министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области, регламентированных Постановлением Правительства Иркутской области от 02.09.2016 № 542-пп «Об утверждении Положения о порядке образования особо охраняемых природных территорий и иных особо охраняемых территорий регионального значения», Постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2009 № 392/171-пп «О Министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области» с соблюдением формы, установленной статьей 13 Закона Иркутской области «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» № 1-оз от 12.01.2010 г.

Данный приказ подписан надлежащим лицом - исполняющей обязанности министра природных ресурсов и экологии ФИО6, назначенной на должность Указом Губернатора Иркутской области от 30.03.2020 № 28-угк.

Проверяя соблюдение требований законодательства об опубликовании оспариваемого нормативного правового акта суд установил.

В соответствии с Законом Иркутской области от 10.07.2014 № 90-оз «О сетевом издании, учреждаемом для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации» учреждено сетевое издание «Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области» (ogirk.ru), зарегистрированное в качестве средства массовой информации.

Законом Иркутской области от 12.03.2010 № 10-оз «О печатном средстве массовой информации, учреждаемом органами государственной власти Иркутской области для обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации» учреждено печатное средство массовой информации - общественно-политическая газета «Областная».

Оспариваемый приказ опубликован в газете «Областная», № 78, 22.07.2020, на официальном интернет-портале правовой информации Иркутской области http://www.ogirk.ru, 22.07.2020.

В соответствии с частью 2 статьи 57 Закона Иркутской области от 12.01.2010 № 1-оз «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области» правовые акты Губернатора Иркутской области, Правительства Иркутской области, министерств и иных исполнительных органов государственной власти области, их территориальных подразделений вступают в силу с момента их подписания, если иной порядок не установлен соответствующим правовым актом Губернатора Иркутской области, Правительства Иркутской области, министерства или иного исполнительного органа государственной власти области.

При принятии оспариваемого приказа соблюден порядок его согласования с уполномоченными органами. В частности, проект данного приказа согласован с органами прокуратуры и признан не противоречащим действующему законодательству (письмо прокуратуры Иркутской области от 10.06.2020 № 7/1-34-2020, письмо Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры от 27.05.2020 № 07-31-2020.).

Согласно статье 4 Федерального закона № 33-ФЗ (в редакции, действовавшей на день принятия оспариваемого нормативного правового акта) государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.

Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 33-ФЗ приказом Минприроды России от 19.03.2012 № 69 утвержден Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий (далее – Порядок).

Согласно пунктам 2-5 Порядка данный порядок устанавливает правила формирования и ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий.

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий является систематизированным сводом документированной информации об особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения, государственным информационным ресурсом.

Сведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий носят открытый характер, за исключением сведений, отнесенных законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.

Под ведением государственного кадастра особо охраняемых природных территорий понимается совокупность действий, включающих в себя свод, структурирование, хранение, накопление, обобщение информации об особо охраняемых природных территориях и учет таких территорий.

Как предусмотрено пунктами 13 и 14 Порядка государственный кадастр особо охраняемых природных территорий формируется на основе сведений об особо охраняемых природных территориях. Основанием для включения сведений в федеральный и региональные кадастры, а также для обновления этих сведений или перевода особо охраняемой природной территории из одного раздела кадастра в другой является принятие Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления решений о создании, изменении площади, категории, об уточнении границ и (или) изменении установленного режима особой охраны (включая особенности функционального зонирования) и использования особо охраняемой природной территории, о реорганизации особо охраняемой природной территории.

Судом установлено, что основанием для включения министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области в пункт 15 Перечня особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения Иркутской области по состоянию на 01.05.2020 памятника природы регионального значения «Игирминский сосновый бор» являлось решение Президиума исполкома Иркутского областного совета народных депутатов от 13 февраля 1989 г. № 59 «О создании ландшафтных памятников природы в Игирминском и Тушамском сосновых борах Нижнеилимского района», площадь которого в размере 7 035 га определена по данным инвентаризации, выполненной и ООО «ВостСибземкадастрсъемка» по государственному контракту № 66005-22/15 от 15.07.2015, заключенному с Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области на выполнение работ по проведению инвентаризации (паспортизации) существующих на территории Иркутской области памятников природы регионального значения.

Поскольку при создании решением Президиума исполкома Иркутского областного совета народных депутатов от 13 февраля 1989 г. № 59 «О создании ландшафтных памятников природы в Игирминском и Тушамском сосновых борах Нижнеилимского района» в состав этих памятников природы были включены полностью квартала 305, 321, 331, 332, 356, 364-369, 389-393, 437-445 Рудногорского лесничества, без исключения из них каких-либо территорий, а лицензия № ИРК 01800 ТЭ от 15.02.2002 и дополнения № 1 от 08.06.2020 к ней, на основании которой осуществляется административным истцом деятельность по добыче кварцевых и формовочных песков на Игирминском месторождении, были выданы позже создания этого памятника природы «Игирминский сосновый бор» проведение инвентаризации уполномоченным на то органом субъекта Федерации с определением площади памятника природы «Игирминский сосновый бор» по фактической границе произрастания лесов является правомерным и прав административного истца не нарушает.

Кроме того, постановлением Правительства Иркутской области от 18.05.2021 № 336-пп «О памятниках природы регионального значения «Тушамский сосновый бор» и «Игирминский сосновый бор» в соответствии со статьями 2, 26 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», статей 6 Закона Иркутской области от 19 июня 2008 г. № 27-оз «Об особо охраняемых природных территориях и иных особо охраняемых территориях в Иркутской области», решением Президиума исполкома Иркутского областного Совета народных депутатов от 13 февраля 1989 г. № 59 «О создании ландшафтных памятников природы в Игирминском и Тушамском сосновых борах Нижнеилимского района», установлено, что памятники природы областного значения «Ландшафтные памятники природы в Игирминском и Тушамском сосновых борах Нижнеилимского района» являются памятниками природы регионального значения «Ландшафтные памятники природы в Игирминском и Тушамском сосновых борах Нижнеилимского района», они переименованы в памятник природы регионального значения «Тушамский сосновый бор» и памятник природы регионального значения «Игирминский сосновый бор».

Согласно пункту 12 Положения о памятнике природы регионального значения «Игирминский сосновый бор», утвержденного указанным выше постановлением Правительства Иркутской области от 18.05.2021 № 336-пп, памятник природы «Игирминский сосновый бор» расположен на территории муниципального образования «Нижнеилимский район» в границах кадастровых кварталов Номер изъят на землях лесного фонда и занимает общую площадь 7 035 га в соответствии со схемой расположения памятника природы согласно приложению к этому постановлению.

Таким образом, сведения о площади памятника природы регионального значения «Игирминский сосновый бор», отраженные в пункте 15 оспариваемого Перечня особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения Иркутской области по состоянию на 01.05.2020, утвержденного оспариваемым приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 18.06.2020 № 26-мпр содержит достоверные сведения о площади памятника природы регионального значения «Игирминский сосновый бор» равной 7 035 га.

Учитывая данные обстоятельства, оснований для исключения из площади памятника природы регионального значения «Игирминский сосновый бор» равной 7 035 га части территории наложения границ отвода, определенного лицензии Номер изъят от Дата изъята , выданной АО «Янгелевский ГОК» - 127,9 га в соответствии с координатами лицензии Номер изъят от Дата изъята и санитарно-защитной зоной 100 м., а также приведения территории памятника природы «Игирминский сосновый бор» к площади в 3 308 га, которую административный истец считает обоснованной, суд не усматривает.

Доводы административного истца относительно исполнения государственного контракта Номер изъят от Дата изъята , заключенного министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области и ООО «ВостСибземкадастрсъемка» на выполнение работ по проведению инвентаризации (паспортизации) существующих на территории Иркутской области памятников природы регионального значения, проведена инвентаризация (паспортизация) не приняты судом, поскольку исполнение данного контракта не относится к предмету настоящего спора, кроме того они касаются правоотношений сложившихся между министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области и ООО «ВостСибземкадастрсъемка», участником которых административный истец не является.

Доводы о недостоверности сведений Отчета, выполненного в соответствии с государственным контрактом от Дата изъята Номер изъят, в части памятника природы «Игирминский сосновый бор», включения в состав территории памятника части территории, определенной лицензией ИРК 01800 ТЭ выданной АО «Янгелевский ГОК», на которой это общество с учетом санитарно-защитной зоны производственной площадки - 100 метров вправе осуществлять свою деятельность не приняты судом, поскольку площадь памятника природы «Игирминский сосновый бор» установлена постановлением Правительства Иркутской области от 18.05.2021 № 336-пп «О памятниках природы регионального значения «Тушамский сосновый бор» и «Игирминский сосновый бор», которое на момент рассмотрения настоящего административного дела никем в установленном законом порядке не оспорено.

Руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административных исковых требований акционерного общества «Янгелевский горнообогатительный комбинат» о признании недействующим со дня издания пункт 15 Перечня особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в Иркутской области в части включения в площадь памятника природы «Игирминский сосновый бор» территории границ лицензии Номер изъят от Дата изъята , выданной АО «Янгелевский ГОК» - 127,9 га в соответствии с координатами лицензии № Номер изъят от Дата изъята и санитарно-защитной зоной 100 м, утвержденного приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 18 июня 2020 г. № 26-мпр «Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения Иркутской области по состоянию на 01.05.2020 года» - отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.

Председательствующий А.С. Папуша

Мотивированное решение изготовлено Дата изъята