ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-244/2022 от 14.06.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД: 59OS0000-01-2022-000053-41

Дело №3а-244/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Пермь 14 июня 2022 года

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Коротаевой О.А.,

при секретаре Хабеевой А.В.,

с участием прокурора Масленниковой И.А.,

с участием представителя административного истца Грирорчука А.Р.- Марьиной Ю.В., действующей на основании доверенности,

представителя административных ответчиков Земского Собрания Пермского муниципального района, администрации Пермского муниципального района – Свечникова К.Е., действующего на основании доверенностей,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Григорчука Андрея Романовича о признании недействующими пунктов 1.2.3, 1.2.6 решения Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 26 ноября 2020 года № 89 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Двуреченского сельского поселения от 30 апреля 2013 года № 329 «Об утверждении Генерального плана комплексного развития территории «Двуреченского сельского поселения»; пункта 1.1 решения Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 29 апреля 2021 года № 131 «О внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» Пермского муниципального района Пермского края, утвержденные решением Совета депутатов Двуреченского сельского поселения от 9 апреля 2013 года № 325» в части,

у с т а н о в и л:

решением Совета депутатов Двуреченского сельского поселения № 329 от 30 апреля 2013 года «Об утверждении Генерального плана комплексного развития территории Двуреченского сельского поселения» утвержден Генеральный план муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» Пермского муниципального района Пермского края.

Решением Совета депутатов Двуреченского сельского поселения № 325 от 9 апреля 2013 года «Об утверждении правил землепользования и застройки территории Двуреченского сельского поселения» утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» Пермского муниципального района Пермского края.

Решением Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 26 ноября 2020 года № 89 внесены изменения в решение Совета депутатов Двуреченского сельского поселения от 30 апреля 2013 года № 329 «Об утверждении Генерального плана комплексного развития территории «Двуреченского сельского поселения» (в редакции от 26 ноября 2020 года).

Решение размещено на официальном сайте Земского Собрания Пермского муниципального района http://permraion.ru/folder-9512/ и в Бюллетене муниципального образования «Пермский муниципальный район» № 26 от 27 ноября 2020 года

Пунктом 1.2.3 Решения от 26 ноября 2020 года № 89 утверждена «Карта функциональных зон поселения. Карта планируемого размещения объектов местного значения поселения».

Пунктом 1.2.6 Решения от 26ноября 2020 года № 89 утверждена «Карта функциональных зон поселения. Карта планируемого размещения объектов местного значения п. Ферма, п. Горный».

Решением Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 29 апреля 2021 года № 131 внесены изменения в правила землепользования и застройки муниципального образования «Двуреченске сельское поселение» Пермского муниципального района Пермского края ( в редакции Постановления администрации Пермского муниципального района от 24 марта 2022 года № СЭД-2022-299-01-01-05.С-166).

Решение от 29 апреля 2021 года № 131 размещено на официальном сайте Земского Собрания Пермского муниципального района http://permraion.ru/folder-9512/ и в Бюллетене муниципального образования «Пермский муниципальный район» № 15 от 30 апреля 2021 года.

Пунктом 1.18 решения от 29 апреля 2021 года № 131 утверждена Карта градостроительного зонирования (лист1);

Пунктом 1.20 решения от 29 апреля 2021 года № 131 утверждена Карта градостроительного зонирования п. Ферма, п. Горный.

Административный истец Григорчук Андрей Романович обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать, с учётом уточненного искового заявления, недействующим решение Совета депутатов Двуреченского сельского поселения от 30 апреля 2013 года № 329 «Об утверждении Генерального плана комплексного развития территории «Двуреченского сельского поселения» в редакции, принятой Земским Собранием Пермского муниципального района Пермского края от 26 ноября 2020 года № 89 в части отнесения в Территорию комплексного развития, включая территории, подлежащие комплексному освоению земельных участков и решение Совета депутатов Двуреченского сельского поселения от 9 апреля 2013 года №325 «Об утверждении правил землепользования и застройки территории Двуреченского сельского поселения» в редакции решения Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 29 апреля 2021 года № 131, в редакции Постановления администрации Пермского муниципального района от 24 марта 2022 года № СЭД-2022-299-01-01-05.С-166 в части отнесения в Территорию, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию земельных участков с кадастровыми номерами: **.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что приведённые выше решения Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 26 ноября 2020 года № 89 и решение Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 29 апреля 2021 года № 131 в оспариваемой части противоречат положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс РФ), так как земельные участки, принадлежащие на праве собственности административному истцу, включены в Территорию, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию (КРТ-2), что противоречит акту большей юридической силы, а именно статье 65, 70 Градостроительного кодекса РФ. Считает, что оспариваемыми нормативными правовыми актами был изменен правовой режим использования земельных участков, находящихся в собственности административного истца, который противоречит требованиям закона и налагает ограничения на их использование, в связи с чем, нарушаются права административного истца как собственника земельных участков, создают препятствия истцу в использовании земельных участков по целевому назначению. Также включение земельных участков в состав территории комплексного развития (далее ТКР) влечет нарушение прав и законных интересов собственника: влечет невозможность осуществления ИП Григорчуком А.Р. своей деятельности без дополнительных финансовых затрат, фактически понуждает к заключению договора о комплексном развитии территории на невыгодных для него условиях, ставит осуществление деятельности в зависимость от осуществления органами местного самоуправления обязательств, установленных статьей 70 Градостроительного кодекса РФ, ставит в неравное положение по сравнению с другими участниками рынка, что подтверждается следующим.

Оспариваемые в части нормативные правовые акты затрагивают его права, поскольку включение принадлежащих на праве собственности административному истцу земельных участков в границу комплексного развития территории ограничивает его права как собственника земельных участков, создает риск изъятия земельных участков, препятствует строительству объектов индивидуального жилищного строительства.

В судебном заседании административный истец Григорчук А.Р. участия не принимал, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного истца Григорчука А.Р. – Марьина Ю.В., действующий на основании доверенности, заявленные административные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель административных ответчиков Земского Собрания Пермского муниципального района, администрации муниципального образования «Пермский муниципальный район» Свечников К.Е., действующий на основании доверенностей, просил отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях, пояснив, что Генеральный план комплексного развития Двуреченского сельского поселения», утвержденный решением Совета депутатов Двуреченского сельского поселения № 329 от 30 апреля 2013 года «Об утверждении Генерального плана комплексного развития территории «Двуреченского сельского поселения» Пермского муниципального района Пермского края» (в редакции решения Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 26 ноября 2020 года № 89) и Правила землепользования и застройки Двуреченскго сельского поселения, утвержденные решением Совета депутатов Двуреченского сельского поселения № 325 от 9 апреля 2013 года «Об утверждении правил землепользования и застройки Двуреченского сельского поселения (в редакции решения Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 29 апреля 2021 года № 131, в редакции Постановления администрации Пермского муниципального района от 24 марта 2022 года № СЭД-2022-299-01-01-05.С-166) приняты представительным органом местного самоуправления муниципального образования «Пермский муниципальный район» с соблюдением установленной законом процедуры и в оспариваемой части не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

Заинтересованные лица Управление архитектуры и градостроительства Пермского муниципального района, Совет депутатов Двуреченского сельского поселения Пермского района Пермского края в судебном заседании участия не принимали, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, мнение по административному исковому заявлению не выразили.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Масленниковой И.А., полагавшей, что требования административного истца законны и обоснованы, изучив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению.

Правоотношения в сфере градостроительной деятельности на федеральном уровне регламентированы Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом № 184-ФЗ от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 184-ФЗ), Градостроительным кодексом РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 72, частью 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Законодательное разграничение полномочий в градостроительной деятельности закреплено статьями 6, 7, 8 Градостроительного кодекса РФ, определяющими соответственно полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в указанной сфере.

Согласно подпункту 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно, относится утверждение схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, региональных нормативов градостроительного проектирования.

Законодательство о градостроительной деятельности согласно статье 3 Градостроительного кодекса РФ состоит из приведённого Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу РФ.

Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (пункт 1 статьи 4 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Согласно части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.

Согласно части 5.1 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке устанавливаются территории, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, в случае планирования осуществления такой деятельности. Границы таких территорий устанавливаются по границам одной или нескольких территориальных зон и могут отображаться на отдельной карте. В отношении таких территорий заключается один или несколько договоров, предусматривающих осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории в соответствии с настоящим Кодексом.

Градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства (пункт 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).

Пункт 3 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ понятие устойчивого развития территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.

Деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории - это осуществляемая в целях обеспечения наиболее эффективного использования территории деятельность по подготовке и утверждению документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции указанных в названном пункте объектов (пункт 34 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).

Судом установлено, что административному истцу на праве собственности принадлежат земельные участки, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», расположенные в **** со следующими кадастровыми номерами:

**.

Данные земельные участки расположены в границах комплексного развития территории Пермского муниципального района Пермского края.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия.

При этом подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц (часть 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (части 5, 6 статьи 31 Градостроительного кодекса); официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (часть 7 статьи 31 Градостроительного кодекса); проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (часть 9 статьи 31 Градостроительного кодекса); направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в комиссию на доработку (части 10 и 11 статьи 31 Градостроительного кодекса); проведение комиссией общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту (части 12, 13, 14 статьи 31 Градостроительного кодекса); внесение комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (часть 15 статьи 31 Градостроительного кодекса); который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (часть 16 статьи 31 Градостроительного кодекса). Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы общественных обсуждений или публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких слушаний (часть 15 статьи 31, часть 1 статьи 32 Градостроительного кодекса).

Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (части 1 – 3 статьи 32 Градостроительного кодекса).

Как усматривается из материалов дела, Правила землепользования и застройки Двуреченского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края были утверждены решением Совета депутатов Двуреченского сельского поселения от 9 апреля 2013 года № 325 (далее - Правила землепользования и застройки).

Согласно Правилам землепользования и застройки в отношении земельных участков установлена территориальная зона Ж-2 «Зона малоэтажной индивидуальной застройки».

В Правила землепользования и застройки решением Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 29 апреля 2021 года № 131 были внесены изменения и актуализированы карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.

В отношении земельных участков отражена соответствующая актуальной редакции генерального плана территория комплексного устойчивого развития КРТ-2, градостроительные регламенты дополнены подразделом 24. «Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур для территории, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию (КРТ-2)».

Проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» Пермского муниципального района Пермского края, утвержденные решением Совета депутатов Двуреченского сельского поселения от 9 апреля 2013 года № 325 (в редакции решений Земского Собрания Пермского муниципального района от 27 октября 2016 года № 169, от 26 января 2017года № 191, от 30 мая 2019 года№ 398, от 16 апреля 2020 № 40, от 29 апреля 2021 года №131 (далее - Проект).

Публичные слушания по Проекту внесения изменений (в редакции29 апреля 2021 года №131) назначены постановлением главы Пермского муниципального района Пермского края от 2 февраля 2021 года № СЭД-2021-299-01-01-02-05С-18, оповещение о начале публичных слушаний опубликовано в муниципальной газете «Нива» от 4 февраля 2021 года № 5(8603).

Материалы Проекта размещены на официальном сайте Двуреченского сельского поселения, на официальном сайте Пермского муниципального района 12 февраля 2021 года.

Публичные слушания состоялись:

16 февраля 2021 года по адресу: Пермский край, Пермский район, Двуреченское сельское поселение, п. Ферма, ул. Нефтяников, д. 32 (здание культурно-досугового просветительского центра «Двуречье»), для жителей п. Ферма, п. Горный, д. Софроны Двуреченского сельского поселения Пермского муниципального района.

17 февраля 2021 года по адресу: Пермский край, Пермский район, Двуреченское сельское поселение, д. Нестюково, ул. Трактовая, д. 50 (здание культурно-досугового просветительского центра «Двуречье»), для жителей д. Нестюково, д. Фомичи Двуреченского сельского поселения Пермского муниципального района

17 февраля 2021 года по адресу: Пермский край, Пермский район, Двуреченское сельское поселение, д. Устиново, ул. Советская, д. 44 (здание культурно-досугового просветительского центра «Двуречье»), для жителей д. Устиново Двуреченского сельского поселения Пермского муниципального района.

19 февраля 2021 года по адресу: Пермский край, Пермский район, Двуреченское сельское поселение, д. Мостовая, ул. Мира, д. 19 (здание культурно-досугового просветительского центра «Двуречье»), для жителей д. Верхняя Рассольная, д. Гарюшки, п. Горный, д. Грузди, д. Дуброво, д. Заборье, д. Комарово, д. Мостовая, д. Назарово, д. Рассольная, д. Староверово, д. Чебаки, д. Соловьево Двуреченского сельского поселения Пермского муниципального района.

По результатам публичных слушаний подготовлено заключение от 26 февраля 2021 года, которое опубликовано в муниципальной газете «Нива» от 25 марта 2021 года № 12 (8610), размещено на официальных сайтах Земского Собрания и Пермского муниципального района.

29 апреля 2021 года решение Земского Собрания Пермского муниципального района №131 «О внесены изменения в правила землепользования и застройки муниципального образования «Двуреченске сельское поселение» Пермского муниципального района Пермского края, утвержденные решением Совета депутатов Двуреченского сельского поселения от 9 апреля 2013 года № 325 опубликовано в бюллетене муниципального образования «Пермский муниципальный район» №15 от 30 апреля 2021 года и размещено на официальных сайтах Земского Собрания Пермского муниципального района http://permraion.ru/folder-9512/ и Двуреченского сельского поселения Пермского муниципального района www.dvur.permraion.ru

Публичные слушания по Проекту (в редакции Постановления администрации Пермского муниципального района от 24 марта 2022 года № СЭД-2022-299-01-01-05.С-166) назначены постановлением главы Пермского муниципального района Пермского края от 8 декабря 2021 года № СЭД-2021-299-01-01-02-05С-167. Постановление опубликовано в газете «Нива» от 16 декабря 2021 года № 50 (8648), на официальном сайте Земского Собрания и Пермского муниципального района.

Оповещение о начале публичных слушаний опубликовано в газете «Нива» от 16 декабря 2021 года № 50 (8648), на сайте Пермского муниципального района и Земского Собрания Пермского района, сайте сельского поселения, на информационных стендах, оборудованных около зданий администраций, в местах массового скопления граждан

Материалы Проекта размещены на официальном сайте Двуреченского сельского поселения, на официальном сайте Пермского муниципального района 24 декабря 2021 года.

Публичные слушания состоялись:

12 января 2022 года по адресу: Пермский край, Пермский район, Двуреченское сельское поселение, п. Ферма, ул. Нефтяников, д. 32 (здание культурно-досугового просветительского центра «Двуречье»), для жителей п. Ферма, п. Горный, д. Софроны Двуреченского сельского поселения Пермского муниципального района.

13 января 2022 года по адресу: Пермский край, Пермский район, Двуреченское сельское поселение, д. Нестюково, ул. Трактовая, д. 50 (здание культурно-досугового просветительского центра «Двуречье»), для жителей д. Нестюково, д. Фомичи Двуреченского сельского поселения Пермского муниципального района

13 января 2022 по адресу: Пермский край, Пермский район, Двуреченское сельское поселение, д. Устиново, ул. Советская, д. 44 (здание культурно-досугового просветительского центра «Двуречье»), для жителей д. Устиново Двуреченского сельского поселения Пермского муниципального района.

18 января 2022 года по адресу: Пермский край, Пермский район, Двуреченское сельское поселение, д. Мостовая, ул. Мира, д. 19 (здание культурно-досугового просветительского центра «Двуречье»), для жителей д. Верхняя Рассольная, д. Гарюшки, п. Горный, д. Грузди, д. Дуброво, д. Заборье, д. Комарово, д. Мостовая, д. Назарово, д. Рассольная, д. Староверово, д. Чебаки, д. Соловьево Двуреченского сельского поселения Пермского муниципального района.

По результатам публичных слушаний подготовлено заключение от 24 января 2022 года, которое отражает решения комиссии по землепользованию и застройке при администрации Пермского муниципального района по каждому поступившему предложению по предмету публичных слушаний.

Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в сроки, предусмотренные градостроительным законодательством, в газете «Нива» от 25 февраля 2022 года № 8 (8658), размещено на официальном сайте Пермского муниципального района.

24 марта 2022 года Постановление администрации Пермского муниципального района № СЭД-2022-299-01-01-05.С-166 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Двуреченского сельского поселения от 9 апреля 2013 года № 325 «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» Пермского муниципального района Пермского края» опубликовано в бюллетене муниципального образования «Пермский муниципальный район» и размещено на официальных сайтах Пермского муниципального района www.permraion.ru и Двуреченского сельского поселения Пермского муниципального района www.dvur.permraion.ru.

Таким образом, порядок проведения публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки, опубликования результатов слушаний и опубликования самого оспариваемого нормативного правового акта соответствует нормам градостроительного законодательства.

Решением Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 29 апреля 2021 года № 131 внесены изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования Двуреченского сельского поселения, утвержденные решением Совета депутатов Двуреченского сельского поселения № 325 от 9 апреля 2013 года.

Согласно пункту 1.18 решения Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 29 апреля 2021 года № 131 подраздел 19 раздела II Правил землепользования и застройки Двуреченского сельского поселения «Карта градостроительного зонирования» изложена в новой редакции - Карта градостроительного зонирования (лист 1) (приложение 1 к настоящему разделу).

Согласно пункту 1.20 решения Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 29 апреля 2021 года № 131 подраздел 19 раздела II Правил землепользования и застройки Двуреченского сельского поселения «Карта градостроительного зонирования» изложена в новой редакции - Карта градостроительного зонирования п. Ферма, п. Горный (приложение 4 к настоящему разделу).

Постановлением администрации Пермского муниципального района от 24 марта 2022 года № СЭД-2022-299-01-01-05.С-166 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Двуреченского сельского поселения от 9 апреля 2013 года № 325 «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования «Двуреченского сельского поселения» Пермского муниципального района Пермского края» внесены изменения в правила землепользования и застройки муниципального образования «Двуреченскок сельское поселение».

Согласно пункту 1.1.4 данного постановления карта «Карта градостроительного зонирования п. Ферма, п. Горный» изложить в новой редакции согласно приложению 4 к настоящему постановлению.

Генеральный план Двуреченского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края был утвержден решением Совета депутатов Двуреченского сельского поселения от 30 апреля 2013 года № 329 (далее - Генеральный план).

Решением Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 26 ноября 2020 года № 89 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Двуреченского сельского поселения от 30 апреля 2013 года № 329 «Об утверждении Генерального плана комплексного развития территорий «Двуреченского сельского поселения» внесены изменения в Генеральный план.

Решение размещено на официальном сайте Земского Собрания Пермского муниципального района http://permraion.ru/folder-9512/ и в Бюллетене муниципального образования «Пермский муниципальный район» № 26 от 27 ноября 2020 года.

Пунктом 1.2.3 Решения от 26 ноября 2020 года № 89 утверждена «Карта функциональных зон поселения. Карта планируемого размещения объектов местного значения поселения» согласно приложениям 4 и 5 к настоящему решению.

Пунктом 1.2.6 Решения от 26ноября 2020 года № 89 утверждена «Карта функциональных зон поселения. Карта планируемого размещения объектов местного значения п. Ферма, п. Горный» согласно приложению 8 к настоящему решению.

Публичные слушания по Проекту (в редакции решения Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 26 ноября 2020 года № 89 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Двуреченского сельского поселения от 30 апреля 2013 года № 329) назначены постановлением главы Пермского муниципального района Пермского края от 25 августа 2020 года №СЭД-2020-299-01-01-02-05С-78, назначены публичные слушания на 17 сентября 2020 года и 21 сентября 2020 года. Постановление опубликовано в газете «Нива» от 3 сентября 2020 года № 36 (8581), на официальном сайте Земского Собрания и Пермского муниципального района.

Оповещение о начале публичных слушаний размещено в газете «Нива» от 3 сентября 2020 года № 36 (8581), на сайте Пермского муниципального района и Земского Собрания в сети «Интернет», а также было размещено на стендах в местах массового скопления людей на территории Двуреченского сельского поселения.

Экспозиция Проекта была размещена по адресу: Пермский край, Пермский район, Двуреченское сельское поселение, п. Ферма, ул. Строителей, 2Б, с 11 сентября 2020 года по 18 сентября 2020 года, на официальном сайте Двуреченского сельского поселения, на официальном сайте Пермского муниципального района 24 декабря 2021 года.

Публичные слушания состоялись 17 сентября 2020 года и 21 сентября 2020 года, по результатам которых подготовлено заключение от 25 сентября 2020 года.

Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в газете «Нива» № 45 (8590)от 6 ноября 2020 года, размещено на официальных сайтах Земского Собрания и Пермского муниципального района.

Обжалуемое решение размещено на официальном сайте Земского Собрания Пермского муниципального района http://permraion.ru/folder-9512/ и в Бюллетене муниципального образования «Пермский муниципальный район» № 26 от 27 ноября 2020 года.

Таким образом, в соответствии с Правилами землепользования и застройки Двуреченского сельского поселения (в редакции решения Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 29 апреля 2021 года № 131, в редакции Постановления администрации Пермского муниципального района от 24 марта 2022 года № СЭД-2022-299-01-01-05.С-166), Генеральным планом комплексного развития территории «Двуреченского сельского поселения» (в редакции решения Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 26 ноября 2020 года № 89 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Двуреченского сельского поселения от 30 апреля 2013 года № 329) в отношении земельных участков, расположенных в п. Горный, (Двуреченское с/п) Пермского муниципального района Пермского края, принадлежащих на праве собственности Григорчуку А.Р., установлено комплексное развитие территории, которое предполагает функционирование и жизнеобеспечение граждан объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также объектами по архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции.

Суд приходит к выводу, что отображение в Правилах землепользования и застройки Двуреченского сельского поселения комплексного развития территории, установленной в пределах границ земельных участков, принадлежащих на праве собственности Григорчуку А.Р., нарушает его права и законные интересы, на основании следующего.

В соответствии со статьей 65 Градостроительного кодекса РФ существуют следующие виды комплексного развития территории:

1) комплексное развитие территории, осуществляемое в границах одного или нескольких элементов планировочной структуры, их частей, в которых расположены многоквартирные дома, указанные в части 2 настоящей статьи (далее - комплексное развитие территории жилой застройки);

2) комплексное развитие территории, осуществляемое в границах одного или нескольких элементов планировочной структуры, их частей, в которых расположены объекты капитального строительства, указанные в части 4 настоящей статьи (далее - комплексное развитие территории нежилой застройки);

3) комплексное развитие территории, осуществляемое в границах одного или нескольких элементов планировочной структуры, их частей, в которых расположены земельные участки, которые находятся в государственной либо муниципальной собственности, либо земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе с расположенными на них объектами капитального строительства, при условии, что такие земельные участки, объекты капитального строительства не обременены правами третьих лиц (далее - комплексное развитие незастроенной территории);

4) комплексное развитие территории, осуществляемое по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости (далее - комплексное развитие территории по инициативе правообладателей).

Из пояснений представителя административных ответчиков следует, что регламентация градостроительной деятельности, имеет цель в первую очередь обеспечить комфортные и благоприятные условия проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территории. Руководствуясь статьями 18,20 Градостроительного кодекса РФ решение о комплексном развитии территории принято по инициативе органа местного самоуправления.

Статья 68 Градостроительного кодекса РФ регламентирует обязательства сторон при заключении договора о комплексном развитии территории между правообладателями и органами государственной власти и местного самоуправления. В частности, пунктом 5 части 4 данной статьи предусмотрено обязательство лица, заключившего договор, по подготовке и представлению на утверждение исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления в определенный договором срок документации по планировке территории комплексного развития в части, составляющей предмет договора. Пунктом 6 части 4 предусмотрено обязательство лица, заключившего договор, осуществить строительство, реконструкцию объектов капитального строительства на территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии, в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, определенные на основании этой документации этапы и максимальные сроки осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также очередность (этапность) осуществления мероприятий по комплексному развитию такой территории в отношении двух и более таких несмежных территорий или их частей в случае заключения договора в отношении таких несмежных территорий или их частей.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, Григорчук А.Р., являясь правообладателем вышеуказанных земельных участков, расположенных в границах комплексного развития территории Дуреченского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края не заключал с администрацией Пермского муниципального района договор о комплексном развитии территории, не подготавливал и не предоставлял органу местного самоуправления документацию по планировке территории комплексного развития.

Кроме того, земельные участки, находящихся в собственности административного истца, являются незастроенными, на них отсутствуют многоквартирные дома или объекты капитального строительства, они не могут быть включены в границы территории, в отношении которой принимается решение о комплексном развитии территории жилой застройки или нежилой застройки.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 65 Градостроительного кодекса комплексное развитие территории незастроенной осуществляется в границах одного или нескольких элементов планировочной структуры, их частей, в которых расположены земельные участки, которые находятся в государственной либо муниципальной собственности, либо земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. Соответственно, не может приниматься решение о комплексном развитии территории незастроенной территории в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.

Таким образом, земельные участки, находящиеся в частной собственности, могут быть включены в состав территории комплексного развития исключительно по инициативе правообладателей (подпункт 4 пункта 1 статьи 65, статьи 70 Градостроительного кодекса РФ).

Административный истец в уполномоченный орган с инициативой о комплексном развитии территории и заключении с ним договора на комплексное развитие территории не обращался.

Более того, в письме от 15 сентября 2020 года в адрес Управления архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района возражал против включения земельных участков, находящихся в его собственности, в состав Территории комплексного развития.

Сведения, подлежащие включению в решение о комплексном развитии территории, в силу закона (часть 1 статьи 67 Градостроительного кодекса РФ) при осуществлении комплексного развития территории по инициативе правообладателей интегрируются в договор о комплексном развитии территории, заключение которого, так же как и принятие решения о комплексном развитии территории, представляет собой волеизъявление публичной власти на осуществление комплексного развития территории. То есть при реализации комплексного развития территории по инициативе правообладателей процедура принятия решения о комплексном развитии территории не осуществляется лишь формально, но не содержательно. Признание такой невозможности ставит правообладателей, желающих развивать территорию по собственной инициативе, в худшее положение по сравнению с правообладателями, реализующими комплексное развитие территории на основании принятых публичной властью решений о комплексном развитии территории, что не соответствует общеправовому принципу равенства (часть 1 статьи 19 Конституции РФ).

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что при установлении в Правилах землепользования и застройки территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, изменяются правовой режим, порядок и условия ее освоения. Поэтому в том случае, если граница такой территории проходит по земельному участку, создается неопределенность правового режима использования такого земельного участка.

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий. Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 Градостроительного кодекса РФ, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания (статья 2 Градостроительного кодекса РФ). Поэтому, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы государственной власти при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Утверждения представителя Земского Собрания Пермского края, администрации муниципального образования «Пермский Муниципальный район» о том, что Правила землепользования и застройки, Генеральный план Двуреченского сельского поселения в оспариваемой части не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, являются ошибочными, так как административный истец является собственником земельных участков, расположенных п. Горный, Двуреченского с/п, Пермского муниципального района Пермского края, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра (л.д. 1-232 Том 2, а также выписками, представленными по запросу суда в электронном виде на CD-диске), которые входят в границу комплексного развития территории, согласно приложению 4, 5, 8 Генерального плана и приложению 1,3 Правил землепользования и застройки Двуреченского сельского поселения.

Поскольку частью 7 статьи 65 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории жилой застройки или решение о комплексном развитии территории нежилой застройки, и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества могут быть изъяты для государственных или муниципальных нужд в целях комплексного развития территории в порядке, установленном земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, то следовательно, такая неопределенность правового режима использования земельного участка влечет за собой нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Права на обращение в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц ИП Григорчук А.Р. в силу закона не имеет. Иные лица, права которых могут быть затронуты остальной частью оспариваемых положений нормативного правового акта не лишены возможности самостоятельного обращения в суд в защиту своих прав.

Учитывая, что Правила землепользования и застройки, Генеральный план применялись и на основании этих нормативных правовых актов реализовывались права граждан и организаций, суд, учитывая положения пункта 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», считает возможным признать оспариваемые нормы недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с пунктом 6.2 статьи 6 Устава муниципального образования «Пермский муниципальный район» официальным опубликованием муниципальных правовых актов или соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, считается первая публикация их текстов в газете «Нива» или в бюллетене муниципального образования «Пермский муниципальный район».

Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений вправе также использовать официальный сайт Пермского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Исходя из пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сообщение о настоящем решении должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - бюллетене муниципального образования «Пермский муниципальный район», или на официальном сайте Пермского муниципального района Пермского края в сети «Интернет».

В связи с тем, что заявленные административными истцами требования судом удовлетворены, расходы, понесенные ими по уплате государственной пошлины в размере 600 рублей, подлежат взысканию в их пользу с административного ответчика. Факт уплаты государственной пошлины Григорчуком А.Р. подтверждается платежными поручениями № 5 от 19 января 2022 года.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Григорчука Андрея Романовича удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу:

- Генеральный план комплексного развития территории Двуреченского сельского поселения, утвержденный решением Совета депутатов Двуреченского сельского поселения от 30 апреля 2013 года № 329 «Об утверждении Генерального плана комплексного развития территории Двуреченского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края» (в редакции решения Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 26 ноября 2020 года № 89) и Правила землепользования и застройки Двуреченскогоо сельского поселения, утвержденные решением Совета депутатов Двуреченского сельского поселения от 9 апреля 2013 года №325 «Об утверждении правил землепользования и застройки Двуреченскогосельского поселения» (в редакции решения Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 29 апреля 2021 года № 131, в редакции постановления администрации Пермского муниципального района от 24 марта 2022 года № СЭД-2022-299-01-01-05.С-166) - в части отнесения в Территорию комплексного развития, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию (КРТ-2) земельных участков со следующими кадастровыми номерами:

**.

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в официальном печатном издании «Бюллетень муниципального образования «Пермский муниципальный район» и на официальном сайте Земского Собрания Пермского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Взыскать с Земского Собрания Пермского муниципального района в пользу Григорчука Андрея Романовича, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 рублей.

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционной суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 23 июня 2022 года.

Судья подпись