ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-244/2023 от 31.10.2023 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Дело № 3а-244/2023

УИД 26OS0000-04-2023-000109-79

СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ставрополь 31 октября 2023 года

Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Кострицкого В.А.,

при секретаре судебного заседания Смирновой Т.А.,

с участием представителей административных ответчиков министерства имущественных отношений Ставропольского края Кудлаевой И.Н. и государственного бюджетного учреждения Ставропольского края «Ставкрайимущество» Кузнецовой В.В.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром газомоторное топливо» к министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю, государственному бюджетному учреждению Ставропольского края «Ставкрайимущество» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Газпром газомоторное топливо» обратилось с административным иском к министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.

В обоснование иска указано, что ООО «Газпром газомоторное топливо» является арендатором и собственником следующих объектов недвижимости:

земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым , площадью: 13 586 кв.м, вид разрешенного использования: для эксплуатации АГНКС город Невинномысск, расположенный по адресу: <адрес>;

земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым , площадью: 8000 кв.м, вид разрешенного использования: для размещения автомобильной газонаполнительной компрессорной станции (постоянный отвод на период эксплуатации), расположенный по адресу: <адрес>;

земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым , площадью: 5000 кв.м, вид разрешенного использования: для размещения автозаправочной станции, станции технического обслуживания и мойки, для размещения и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>».

По результатам государственной кадастровой оценки установлена следующая кадастровая стоимость земельных участков:

с кадастровым в размере 34 985 987,90 рублей по состоянию на 22 января 2021 года;

с кадастровым в размере 10 781 120 рублей по состоянию на 01 января 2019 года;

с кадастровым в размере 11 951 900 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

По мнению административного истца, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков и их рыночной стоимости нарушает права административного истца как собственника и арендатора, поскольку влечет увеличение размера налоговых платежей и арендной платы за землю, расчет которых производится исходя из кадастровой стоимости земельных участков, просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости равной их рыночной, определенной в отчетах об оценке ООО «ГЕО-ДОН» от 24 ноября 2022 года № 18066/11/03-2022, № 18066/11/04-2022, №18066/11/02-2022 по состоянию на дату кадастровой оценки земельных участков.

Представители административного истца ООО «Газпром газомоторное топливо», заинтересованных лиц филиала ППК «Роскадастр» по Ставропольскому краю, администрации Ставропольского края, извещенные о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, сведений о причинах неявки суду не представили, об отложении слушания дела не ходатайствовали.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Дегтярева О.И. в представленных возражениях на административный иск, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В соответствии с требованиями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) указанные обстоятельства не препятствуют рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о слушании дела надлежащих образом.

Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Ставропольского края Кудлаева И.Н. возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Представитель административного ответчика ГБУ СК «Ставкрайимущество» Кузнецова В.В. просила принять решение на усмотрение суда.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса, на праве собственности.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 названного Кодекса).

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации урегулированы Федеральным законом «О государственной кадастровой оценке» от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ).

Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (части 1 статьи 6 Федерального закона № 237-ФЗ).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 237-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки.

Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 3 Федерального закона № 237-ФЗ).

На основании приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 03 октября 2018 года № 690 «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Ставропольского края» в 2019 году проведена государственная кадастровая оценка следующих видов объектов недвижимости на территории Ставропольского края: всех видов объектов недвижимости (за исключением земельных участков), земельных участков из категории земель населенных пунктов, земельных участков из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В силу части 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем, сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Пользуясь предоставленным статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, административный истец обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.

В пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, административным ответчиком является государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 6 Федерального закона № 237-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации.

В силу пункту 2 части 1, а также частей 3 и 5 статьи 7 Федерального закона № 237-ФЗ определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки относится к полномочиям бюджетных учреждений, связанными с определением кадастровой стоимости. Бюджетное учреждение несет ответственность за деятельность, связанную с определением кадастровой стоимости, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с возмещением убытков, причиненных в результате нарушений, допущенных бюджетным учреждением при определении кадастровой стоимости, при недостаточности имущества бюджетного учреждения в случаях, предусмотренных гражданским законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона № 237-ФЗ определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетными учреждениями в порядке, предусмотренном методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Согласно части 9 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ (в предыдущей действующей редакции) после утверждения результатов определения кадастровой стоимости, полученных по итогам проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом, бюджетным учреждением осуществляется определение кадастровой стоимости для объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых была установлена в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» после 1 января года определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края, на основании приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края от 15 августа 2018 года № 570 наделено государственное бюджетное учреждение Ставропольского края «Ставкрайимущество».

Акты об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости являются итоговыми документами, содержащими результаты расчета их кадастровой стоимости.

Применительно к таким правоотношениям данное учреждение является надлежащим административным ответчиком, определившим кадастровую стоимость объектов недвижимости.

Таким образом, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем, сами по себе достоверность кадастровой стоимости и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного объекта его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного объекта.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ООО «Газпром газомоторное топливо» является арендатором и собственником следующих объектов недвижимости:

земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым , площадью: 13 586 кв.м, вид разрешенного использования: для эксплуатации АГНКС город Невинномысск, расположенного по адресу: <адрес> (на основании договора земельного участка от 22 декабря 2014 года № 235/ГМТ-1081/1.12.2014, заключенным между комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Невинномысска ООО «Газпром газомоторное топливо»);

земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым , площадью: 8000 кв.м, вид разрешенного использования: для размещения автомобильной газонаполнительной компрессорной станции (постоянный отвод на период эксплуатации), расположенного по адресу: <адрес> (право собственности подтверждается выпиской из ЕГРН от 10 марта 2023 года № КУВИ-001/2023-58872055);

земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым , площадью: 5000 кв.м, вид разрешенного использования: для размещения автозаправочной станции, станции технического обслуживания и мойки, для размещения и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> (право собственности подтверждается выпиской из ЕГРН от 10 марта 2023 года №КУВИ-001/2023-58871380).

В соответствии с приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 года № 1175 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края» определена следующая кадастровая стоимость:

земельного участка с кадастровым по состоянию на 01 января 2019 года в размере 10 781 120 рублей (выписка из ЕГРН от 16 ноября 2022 года № КУВИ-001/2022-202487577).

земельного участка с кадастровым по состоянию на 01 января 2019 года в размере 11 951 900 рублей (выписка из ЕГРН от 16 ноября 2022 года № КУВИ-001/2022-202486124).

Актом ГБУ СК «Ставкрайимущество» от 10 февраля 2021 года АОКС-26/2021/000024 утверждена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым в размере 34 985 987,90 рублей по состоянию на 22 января 2021 года, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 16 ноября 2022 года № КУВИ-001/2022-202512827.

21 декабря 2022 года административный истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Ставропольского края (далее - Комиссия) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми и установлении ее в размере рыночной стоимости.

Решениями Комиссии от 10 января 2023 года № 133, № 134, № 135 заявления ООО «Газпром газомоторное топливо» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости, отклонены.

Оспаривая достоверность кадастровой стоимости вышеназванных объектов недвижимости, в подтверждение величины их рыночной стоимости представителем административного истца представлены об оценке ООО «ГЕО-ДОН» от 24 ноября 2022 года № 18066/11/03-2022, № 18066/11/04-2022, №18066/11/02-2022, в которых определена следующая рыночная стоимость земельных участков:

с кадастровым в размере 8 566 183 рублей по состоянию на 22 января 2021 года;

с кадастровым в размере 3 564 946 рублей по состоянию на 01 января 2019 года;

с кадастровым в размере 4 711 866 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

В связи с возникшим в ходе рассмотрения дела вопросом о величине рыночной стоимости земельного участка, требующим специальных познаний в области оценочной деятельности, учитывая значительную разницу между кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной, по делу проведена судебная оценочная экспертиза.

В соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы автономной некоммерческой организации «Межрегиональное агентство судебных экспертов» от 21 сентября 2023 года № ЭЗ 305/2023 рыночная стоимость объектов оценки составила:

с кадастровым в размере 20 805 000 рублей по состоянию на 22 января 2021 года;

с кадастровым в размере 5 482 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года;

с кадастровым в размере 7 632 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд пришел к выводу о принятии заключения судебной оценочной экспертизы, выполненной экспертом автономной некоммерческой организации «Межрегиональное агентство судебных экспертов» в качестве доказательства, подтверждающего реальную рыночную стоимость объектов недвижимости, определенную по состоянию на дату их кадастровой оценки.

Так, экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов, и соответствует требованиям указанного Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.

Исследование и формирование выводов экспертом произведено на основании представленных документов и материалов дела, с учетом нормативных правовых актов, регламентирующих организацию производства судебных экспертиз и оценку объектов недвижимости. Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости не является произвольным, эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки.

Из экспертного заключения следует, что идентификация объектов исследования проведена экспертом на основании визуального обследования лично 28 июля 2023 года, о чем составлена фототаблица, а также на основании материалов, представленных в настоящем административном деле с использованием данных из альтернативных источников информации.

При идентификации объектов исследования экспертом получена необходимая информация для проведения исследования, соответствующая принципам существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности.

В заключении подробно описаны объекты исследования, приведены их общие характеристики, анализ местоположения, установлено окружение объектов, подробно произведено описание процесса оценки.

Для получения наглядного представления об объектах исследования в заключении приведены фото, чертежи и схемы.

Экспертом в заключении произведен анализ рынка земельных участков, ценообразующих факторов, фактических данных о ценах предложений к продаже объектов недвижимости, факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых объектов недвижимости, определен сегмент рынка, к которому принадлежат объекты оценки.

Выявленные объекты-аналоги сопоставлялись с оцениваемыми объектами по всем элементам сравнения, используемым при расчете стоимости сравнительным подходом (метод сравнения продаж). За объекты-аналоги приняты те объекты, по которым имеется максимальное количество совпадений. Данный подход к выбору объектов-аналогов обеспечивает при расчете сравнительным подходом применение минимального количества корректировок, что приводит к более точному результату расчета.

Вся необходимая информация о характеристиках объектов-аналогов экспертом получена из объявлений о продаже имущества, размещенных в архиве объявлений на общедоступном Интернет-сайте https://www.avito.ru/, архиве объявлений (https://ruads.org/), официальном сайте Ставропольского края (www.1777.ru), что подтверждается представленными в заключении скриншотами интернет страниц о продаже объектов-аналогов, содержащими сведения о местоположении, категории, размере, стоимости объекта и иных характеристиках.

При проведении судебной экспертизы в рамках поставленного судом вопроса эксперт применял подходы и методы оценки в соответствии с требованиями законодательства об оценочной деятельности и Федеральных стандартов оценки.

При сборе аналогов, сопоставимых с объектами оценки в рамках сравнительного подхода было выявлено по 3 предложения о продаже земельных участков, сопоставимые с каждым объектом оценки по основным ценообразующим характеристикам.

В экспертном исследовании представлен подробный расчет рыночной стоимости объектов оценки в рамках сравнительного подхода с обоснованием всех использованных экспертом корректировок, а также отражением механизма произведенных расчетов. Приведено обоснование корректировок, которые, по мнению эксперта, применению не подлежали.

Основания сомневаться в правильности выводов эксперта у суда отсутствуют, поскольку они мотивированы, предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми не является произвольной, при оценке исследуемых объектов эксперт придерживался принципов, установленных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; расчеты, проведенные в рамках используемого экспертом подхода, позволяют объективно определить рыночную стоимость оцениваемых объектов по состоянию на дату их государственной кадастровой оценки.

Отличие кадастровой стоимости спорных земельных участков от величины их рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта, не свидетельствует о недостоверности последней.

Исходя из положений статей 3 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 3 июля 2014 года № 1555-О, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта недвижимости с учетом его уникальных характеристик, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки и в соответствии с действующим в настоящее время правовым регулированием является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости.

Отчеты об оценке, выполненные ООО «ГЕО-ДОН», не могут быть приняты в качестве доказательств, подтверждающих достоверную рыночную стоимость земельных участков, поскольку, величина рыночной стоимости исследуемых объектов опровергается выводом судебной оценочной экспертизы о рыночной стоимости исследуемых объектов.

Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений в силу положений статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В качестве основания для пересмотра кадастровой стоимости нежилого помещения административный истец ссылается на необоснованное ее завышение по сравнению с рыночной стоимостью данных объектов недвижимости. Целью обращения административного истца в суд является снижение налоговых платежей и арендной платы, которые подлежат исчислению исходя из установленной кадастровой стоимости объекта.

В ходе судебного разбирательства факт завышения кадастровой стоимости в отношении вышеуказанных земельных участков по сравнению с рыночной, нашел свое подтверждение, равно как и факт нарушений, установлением данной кадастровой стоимостью прав административного истца, как плательщика земельного налога и арендной платы.

В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание. В связи с этим суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объектов недвижимости (статья 45 КАС РФ, пункт 3 статьи 3 НК РФ).

Следовательно, учитывая факт нарушения прав и законных интересов административного истца, что является одним из условий удовлетворения иска, административные исковые требования ООО «Газпром газомоторное топливо» об установлении кадастровой стоимости с кадастровыми в размере рыночной на дату их государственной кадастровой оценки, подлежат удовлетворению в размере, определенном заключением судебной оценочной экспертизы.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных земельных участков с кадастровыми .

В соответствии с пунктом 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Как следует из представленной по запросу суда филиалом ППК «Роскадастр» по Ставропольскому краю информации (ответ от 30 октября 2023 года № исх./021749), оспариваемые административным истцом результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым , утвержденные Актом ГБУ СК «Ставкрайимущество» по состоянию на 22 января 2021 года, применялись для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, до 01 января 2023 года, а утвержденная по состоянию на 01 января 2019 года в соответствии с приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 года № 1175 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края» кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми применялась с 01 января 2020 года до 01 января 2023 года.

С учетом пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с абзацами 3, 5 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, датой подачи соответствующего заявления административным истцом следует считать дату его обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Ставропольского края при министерстве имущественных отношений Ставропольского края, а именно 21 декабря 2022 года.

Судебная оценочная экспертиза оплачена административным истцом ООО «Газпром газомоторное топливо» в полном объеме, что подтверждается платежным поручением от 05 октября 2023 года № 34593, поступившим от АНО «Межрегиональное агентство судебных экспертов», поэтому вопрос о распределении судебных расходов по результатам настоящего судебного заседания судом не рассматривается.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Газпром газомоторное топливо» к министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю, государственному бюджетному учреждению Ставропольского края «Ставкрайимущество» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым , площадью: 13 586 кв.м, вид разрешенного использования: для эксплуатации АГНКС город Невинномысск, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 21 января 2021 года в размере 20 805 000 (двадцать миллионов восемьсот пять тысяч) рублей на период с 22 января 2021 года до 01 января 2023 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым , площадью: 8000 кв.м, вид разрешенного использования: для размещения автомобильной газонаполнительной компрессорной станции (постоянный отвод на период эксплуатации), расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 5 482 000 (пять миллионов четыреста восемьдесят две тысячи) рублей на период с 01 января 2020 года до 01 января 2023 года.

Установить кадастровую стоимость земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым , площадью: 5000 кв.м, вид разрешенного использования: для размещения автозаправочной станции, станции технического обслуживания и мойки, для размещения и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 7 632 000 (семь миллионов шестьсот тридцать две тысячи) рублей на период с 01 января 2020 года до 01 января 2023 года.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми

Установленные настоящим решением суда сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания и подлежат применению до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости считать 21 декабря 2022 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ставропольский краевой суд.

Мотивированное решение составлено 07 ноября 2023 года.

Судья В.А. Кострицкий