ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-245/17 от 05.07.2017 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

3а-245/2017 008а

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июля 2017 года

г.Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Пашковского Д.И.,

при секретаре судебного заседания Дорошковой М.В.,

с участием представителя административного истца - прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края - Назаркина В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Красноярского края об оспаривании Устава сельского поселения п. Стрелка-Чуня Эвенкийского района в части,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Красноярского края обратился в защиту интересов неопределенного круга лиц в суд с административный исковым заявлением об оспаривании Устава сельского поселения п. Стрелка-Чуня Эвенкийского района в части, как противоречащего федеральному и краевому законодательству.

Требования мотивированы тем, что отдельные нормы Устава противоречат: пункту 6.1 части 1 статьи 17, пунктам 1 и 2 части 3 статьи 28, ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; статьям 142, 142.3, 142.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации; статье 13, части 3 статьи 15.1 Закона края от 10.07.2007 № 2-317 «О межбюджетных отношениях в Красноярском крае».

С учетом уточнений просил признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу пункт 10 часть 1 статьи 9 Устава в части не закрепления в качестве полномочий органа местного самоуправления п. Стрелка-Чуня полномочий по разработке и утверждению программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений; пункт 1 части 3 статьи 18 Устава в части не закрепления исключения обязанности вынесения на публичные слушания проекта муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав, когда в Устав вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституций (устава) или законов субъектов Российской Федерации в целях приведения данного Устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами; пункт 3 части 3 статьи 18 Устава в части не закрепления исключения обязанности вынесения на публичные слушания проектов планировки территорий и проекты межевания территорий в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации; пункт 3 части 2 статьи 33.1 Устава полностью; часть 4 статьи 57 Устава в части возможности предоставления из бюджета п. Стрелка-Чуня в бюджет Эвенкийского муниципального района субвенций.

В судебном заседании прокурор Назаркин В.П. поддержал административный иск по изложенным в заявлении мотивам.

В судебное заседание представители Стрелка-Чунского поселкового Совета депутатов, главы п. Стрелка-Чуня не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд посчитал возможным в соответствии с положениями ч. 5 ст. 213 КАС РФ рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав прокурора, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Устав сельского поселения п. Стрелка-Чуня Эвенкийского района является нормативным правовым актом, поскольку обладает его признаками:

- принят постановлением схода граждан п. Стрелка-Чуня от 02.11.2004 №5;

- носит обязательный характер для неопределенного круга лиц - жителей п. Стрелка-Чуня;

- принят в установленной форме и порядке, то есть является правовой нормой;

- зарегистрирован постановлением Губернатора Эвенкийского автономного округа от 16.11.2004 № 488-п;

- опубликован в газете «Эвенкийская жизнь» от 27.11.2004 № 46.

Таким образом, административное исковое заявление прокурора Красноярского края об оспаривании Устава сельского поселения п. Стрелка-Чуня Эвенкийского района в части, подлежит рассмотрению Красноярским краевым судом в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регламентирующей порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов.

Нарушений процедуры при его принятии судом не установлено, что не оспаривается и административным истцом.

Разрешая вопрос о соответствии оспариваемого акта актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 данного Федерального закона).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ Устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования.

Частями 1, 2 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что Уставом муниципального образования должны определяться, в том числе перечень вопросов местного значения; формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления; структура и порядок формирования органов местного самоуправления; наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; полномочия представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц. Уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, постановлением схода граждан п. Стрелка-Чуня от 02.11.2004 №5 был принят Устав сельского поселения п. Стрелка-Чуня Эвенкийского района, отдельные положения которого противоречат федеральному и краевому законодательству.

Так, Федеральным законом 28.12.2016 № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в пункт 1 части 3 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ, вступившие в силу 09.01.2017, согласно которым проект устава муниципального образования, проект муниципального нормативного правового акта не выносится на публичные слушания в случае внесения в него изменений в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституций (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.

В противоречие с указанной нормой вступил пункт 1 части 1 статьи 18 Устава, который предусматривает проведение публичных слушаний для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения во всех случаях.

Внесенные Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в пункт 3 части 3 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ уточнения в части исключения обязанности рассмотрения на публичных слушаниях проектов планировки территорий и проекты межевания территорий в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, не учтены пунктом 3 части 3 статьи 18 Устава.

Федеральным законом от 14.10.2014 № 307-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» исключена ранее предусмотренная пунктом 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» обязанность сельских поселений организовывать и проводить мониторинг эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.

Вместе с тем пунктом 3 части 2 статьи 33.1 Устава на администрацию поселка возложена обязанность организовывать и проводить мониторинг эффективности муниципального контроля.

Часть 4 статьи 57 Устава, предусматривающая возможность представления из бюджета сельского поселения в бюджет Эвенкийского муниципального района субвенций, противоречит требованиям статей 142, 142.3, 142.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статье 13, части 3 статьи 15.1 Закона края от 10.07.2007 № 2-317 «О межбюджетных отношениях в Красноярском крае», закрепляющим возможность предоставления из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов только субсидий на решение вопросов местного значения межмуниципального характера и иных межбюджетных трансфертов.

Несоответствие Устава сельского поселения п. Стрелка-Чуня Эвенкийского района указанному федеральному и региональному законодательству влечет нарушение прав населения муниципального образования п. Стрелка-Чуня на законное осуществление местного самоуправления.

Вместе с этим, суд не может согласиться с мнением прокурора о противоречии пункт 10 части 1 статьи 9 Устава сельского поселения п. Стрелка-Чуня Эвенкийского района пункту 6.1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ в связи с отсутствием закрепленных полномочий вопросов местного значения по разработке и утверждению программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений.

Действительно, пункт 10 части 1 статьи 9 Устава не содержит закрепленных пунктом 6.1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ полномочий органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения по разработке и утверждению программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений и программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, однако это не свидетельствует о его противоречии указанному закону.

По мнению суда, Устав не должен в полном объеме копировать содержание положении Федерального закона № 131-ФЗ, тем более что в части 1 статьи 9 Устава имеется пункт 15 в котором указано на наличие у органа местного самоуправления иных полномочий в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ, куда можно отнести и полномочия по решению вопросов местного значения по разработке и утверждению программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений и программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений.

Следовательно, пункт 10 части 1 статьи 9 Устава сельского поселения п. Стрелка-Чуня Эвенкийского района не противоречит пункту 6.1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 и 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение:

об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

При таких обстоятельствах, Красноярский краевой суд находит, что требования прокурора о признании не действующими со дня вступления решения суда в законную силу пункта 1 части 3 статьи 18 Устава в части не закрепления исключения обязанности вынесения на публичные слушания проекта муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав, когда в Устав вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституций (устава) или законов субъектов Российской Федерации в целях приведения данного Устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами; пункта 3 части 3 статьи 18 Устава в части не закрепления исключения обязанности вынесения на публичные слушания проектов планировки территорий и проекты межевания территорий в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации; пункта 3 части 2 статьи 33.1 Устава полностью; части 4 статьи 57 Устава в части возможности предоставления из бюджета п. Стрелка-Чуня в бюджет Эвенкийского муниципального района субвенций, подлежат удовлетворению.

Требования прокурора о признании не действующим со дня вступления решения суда в законную силу пункта 10 части 1 статьи 9 Устава в части не закрепления в качестве полномочий органа местного самоуправления п. Стрелка-Чуня полномочий по разработке и утверждению программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, подлежат отклонению.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Красноярского края удовлетворить частично.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу следующие положения Устава сельского поселения п. Стрелка-Чуня Эвенкийского района:

- пункт 1 части 3 статьи 18 Устава в части не закрепления исключения обязанности вынесения на публичные слушания проекта муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав, когда в Устав вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституций (устава) или законов субъектов Российской Федерации в целях приведения данного Устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами;

- пункт 3 части 3 статьи 18 Устава в части не закрепления исключения обязанности вынесения на публичные слушания проектов планировки территорий и проекты межевания территорий в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;

- пункт 3 части 2 статьи 33.1 Устава полностью;

- часть 4 статьи 57 Устава в части возможности предоставления из бюджета п. Стрелка-Чуня в бюджет Эвенкийского муниципального района субвенций.

В удовлетворении требований прокурора о признании не действующим пункта 10 части 1 статьи 9 Устава сельского поселения п. Стрелка-Чуня Эвенкийского района в части не закрепления в качестве полномочий органа местного самоуправления п. Стрелка-Чуня полномочий по разработке и утверждению программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений - отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в газете "Наш Красноярский край", размещено на официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Красноярского краевого суда

Д.И. Пашковский