ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-245/20 от 18.12.2020 Астраханского областного суда (Астраханская область)

№ 3а-245/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 декабря 2020 г. Астраханский областной суд в составе

председательствующего судьи Лавровой С.Е.

при секретаре Шнейдмиллер Л.С.,

с участием прокурора Наумовой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Оборонэнерго» филиала «Северо-Кавказский» о признании не действующими распоряжения службы по тарифам Астраханской области от 25 декабря 2019 г. № 144 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО "Оборонэнерго" (ОГРН 1097746264230) и постановления службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2017 г. № 216 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области» в части приложения № 2, в редакции приложения к постановлению службы № 12 от 29 июня 2020 г.,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2017 г. № 216 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области" установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области, поставляемой прочим потребителям, согласно приложению № 1. Определен размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области согласно приложению № 2. Определены показатели для целей расчета единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области согласно приложению № 3. Установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей согласно приложению № 4. Определена необходимая валовая выручка филиала ПАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго" на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) согласно приложению № 5. Определены долгосрочные параметры регулирования для филиала ПАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций согласно приложению № 6.

Нормативный правовой акт опубликован в Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области № 1 от 11 января 2018 г.

Постановлением службы по тарифам Астраханской области от 26 декабря 2019 г. № 183 внесены изменения в постановление службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2017 г. № 216, приложения № 1 - 5 к постановлению изложены в новой редакции согласно приложениям № 1 - 5 к этому Постановлению.

Нормативный правовой акт размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30 декабря 2019 г., официальном интернет-портале правовой информации органов государственной власти Астраханской области http://pravo-astrobl.ru, 30 декабря 2019 г. и опубликован в Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области № 1 от 10 января 2020 г.

Постановлением службы по тарифам Астраханской области от 6 марта 2020 г. № 1 в постановление службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2017 г. № 216 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области" внесены изменения: по всему тексту постановления и в приложениях № 5, поняЛ6 к постановлению слова "ПАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго" заменены словами "ПАО "Россети Юг" - "Астраханьэнерго"; приложение № 2 к постановлению изложено в новой редакции согласно приложению к настоящему Постановлению. В постановлении службы по тарифам Астраханской области от 26 декабря 2019 г. № 183 признано утратившим силу приложение № 2 к постановлению.

Нормативный правовой акт размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 13 марта 2020 г., официальном интернет-портале правовой информации органов государственной власти Астраханской области http://pravo-astrobl.ru 13 марта 2020 г., опубликован в Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области" № 11 от 19 марта 2020 г.

Постановлением службы по тарифам Астраханской области от 29 июня 2020 г. № 12 в постановление службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2017 г. № 216 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области" внесено изменение: приложение № 2 к постановлению изложено в новой редакции согласно приложению к настоящему Постановлению; в постановление службы по тарифам Астраханской области от 6 марта 2020 г. № 1 "О внесении изменений в постановления службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2017 г. № 216, от 26 декабря 2019 г. № 183" внесены изменения: абзац третий пункта 1 постановления признан утратившим силу; приложение к постановлению признано утратившим силу.

Нормативный правовой акт размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30 июня 2020 г., официальном интернет-портале правовой информации органов государственной власти Астраханской области http://pravo-astrobl.ru, 30 июня 2020 г., опубликован в Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области № 26 от 2 июля 2020 г.

Приложением к постановлению службы по тарифам от 29 июня 2020 г. № 12 установлены: размеры экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области на 2018 г.; размеры экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области на 2019 г.; размеры экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области на 2020 г.

Согласно данному приложению определена необходимая валовая выручка АО «Оборонэнерго» филиала «Северо-Кавказский» без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области в размере: на 2018 г. - 116330, 28 тыс. руб.; на 2019 г. – 135770, 50 тыс. руб.; на 2020 г. - 92335, 34 тыс. руб.

25 декабря 2019 г. службой по тарифам Астраханской области вынесено распоряжение № 144 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО "Оборонэнерго" (ОГРН 1097746264230), осуществляющим регулируемую деятельность по передаче электрической энергии на территории Астраханской области, и филиалом ПАО "Россети Юг" - "Астраханьэнерго" на долгосрочный период регулирования 2020 - 2024 годы"

Распоряжение и протокол заседания коллегии службы по тарифам Астраханской области от 25 декабря 2019 г. № 258 размещены на официальном сайте службы по тарифам Астраханской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://astrtarif.ru), включены в справочно-правовые системы "КонсультантПлюс" ООО "РентаСервис" и "ГАРАНТ" ООО "Астрахань-Гарант-Сервис", направлены должностным лицам.

Административный истец обратился в Астраханский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими распоряжения службы по тарифам Астраханской области от 25 декабря 2019 г. № 144 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО "Оборонэнерго" (ОГРН 1097746264230), осуществляющим регулируемую деятельность по передаче электрической энергии на территории Астраханской области, и филиалом ПАО "Россети Юг" - "Астраханьэнерго" на долгосрочный период регулирования 2020 - 2024 годы" и постановления службы по тарифам Астраханской области от 26 декабря 2019 г. № 183 "О внесении изменений в постановление службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2017 г. № 216", как несоответствующим требованиям Закона об электроэнергетике, Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.

В ходе рассмотрения административного дела административный истец, на основании статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изменил административные исковые требования и просил признать недействующими в течение всего срока действия распоряжение службы по тарифам Астраханской области от 25 декабря 2019 г. № 144 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО "Оборонэнерго" (ОГРН 1097746264230), осуществляющим регулируемую деятельность по передаче электрической энергии на территории Астраханской области, и филиалом ПАО "Россети Юг" - "Астраханьэнерго" на долгосрочный период регулирования 2020 - 2024 годы" и постановление службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2017 г. № 216 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области» в части приложения № 2, в редакции приложения к постановлению службы № 12 от 29 июня 2020 г., в части определения необходимой валовой выручки на 2020 г. (92335, 34 тыс. руб.), как несоответствующих пункту 1 статьи 20, пункту 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике, пунктам 6, 12, 15, 16, 17, 18, 19, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 38, 40.1 Основ ценообразования, абзацу 7 пункта 11, пункту 12 Методических указаний № 98-э. Просил обязать службу в течение месяца со дня вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу, устранить нарушения законодательства в области электроэнергетики путем принятия заменяющего акта. Взыскать с административного ответчика расходы по оплате государственной пошлины.

В судебном заседании представитель административного истца Нардин И.В. поддержал административные исковые требования в полном объеме.

Представитель службы по тарифам Астраханской области Буйлов В.В., возражая против удовлетворения заявленного требования, полагал оспариваемое постановление службы по тарифам от 29 июня 2020 г. № 12 принятым уполномоченным органом государственной власти с соблюдением требований действующего законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике и не нарушающим прав административного истца. Распоряжение службы по тарифам Астраханской области от 25 декабря 2019 г. № 144 не является нормативным правовым актом, не опубликовано в установленном законом порядке и не может являться предметом проверки в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, допросив свидетелей, исследовав материалы тарифных дел, материалы административного дела, проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора прокуратуры Астраханской области Наумовой К.В., полагавшей административный иск необоснованным, Астраханский областной суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике). К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", а также Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. № 98-э. Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. № 20-э/2.

Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию (пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 20, пункты 1 и 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике).

В силу подпунктов 55, 55.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике, пунктом 63 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, и тарифы взаиморасчетов между сетевыми организациями.

В Астраханской области таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов является служба по тарифам Астраханской области.

Согласно статье 5 Устава Астраханской области, статье 1 Закона Астраханской области от 2 февраля 2005 г. № 2/2005-ОЗ "О системе исполнительных органов государственной власти Астраханской области", Положению о службе по тарифам Астраханской области, утвержденному постановлением Правительства Астраханской области от 6 апреля 2005 г. № 49-П, служба по тарифам Астраханской области, входит в систему исполнительных органов государственной власти Астраханской области, является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, осуществляющим контроль и надзор в области государственного регулирования тарифов в Астраханской области, самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам в установленной сфере деятельности службы, в том числе, в сфере электроэнергетики (пункты 2.1.2, 2.1.3, 2.1.3.1 Положения о службе).

Нормативные правовые и иные правовые акты органов государственной власти Астраханской области образуют единую систему правовых актов органов государственной власти Астраханской области (статья 29 Устава), к законодательству Астраханской области отнесены постановления иных исполнительных органов государственной власти Астраханской области, наделенных правом осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности (пункт г части 2 статьи 29 Устава), виды иных правовых актов органов государственной власти Астраханской области устанавливаются законом Астраханской области (часть 3 статьи 29 Устава).

Порядок официального опубликования (обнародования) нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации определяется законом субъекта Российской Федерации и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.

В силу части 2 статьи 30 Устава, положений Закона Астраханской области от 10 апреля 2012 г. № 18/2012-ОЗ "О нормотворческой деятельности, нормативных правовых актах и иных правовых актах органов государственной власти Астраханской области" к подзаконным нормативным правовым актам органов государственной власти Астраханской области относятся постановления иных исполнительных органов государственной власти Астраханской области, наделенных правом осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности (пункт 4 части 1 статьи 6). Порядок внесения, рассмотрения и принятия постановлений иных исполнительных органов государственной власти Астраханской области устанавливается указанными органами (часть 3 статьи 12).

В ходе рассмотрения дела установлено, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии для организации расчетов в 2020 г. были установлены распоряжением службы по тарифам Астраханской области от 25 декабря 2019 г. № 144 (индивидуальные тарифы) и постановлением службы по тарифам Астраханской области от 26 декабря 2019 г. № 183 (в редакции постановления от 29 июня 2020 г. № 12) (единый (котловой) тариф).

Как следует из искового заявления административный истец является субъектом отношений, регулируемых вышеуказанными актами, оспаривает размер необходимой валовой выручки, установленной регулирующим органом для АО "Оборонэнерго" в целях установления тарифов на долгосрочный период, и размер которой включен в расчет единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии.

В письменных возражениях служба по тарифам Астраханской области указывает на то, что распоряжение № 144 от 25 декабря 2019 г. не является нормативным правовым актом.

Между тем, установленные службой по тарифам 25 декабря 2019 г. распоряжением № 144 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО "Оборонэнерго" и филиалом ПАО "Россети Юг" - "Астраханьэнерго" на долгосрочный период регулирования 2020 - 2024 годы, являются производными от определенной службой необходимой валовой выручки АО "Оборонэнерго", которая в дальнейшем включена в расчет единых (котловых) тарифов, распространяющихся на неопределенный круг лиц, следовательно, изменение необходимой валовой выручки общества приведет к изменению необходимой валовой выручки сетевого котла и, в конечном счете, единых (котловых) тарифов.

Акты регулирующих органов об утверждении необходимой валовой выручки, долгосрочных параметров регулирования сетевых организаций, единых и индивидуальных тарифов взаимосвязаны и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга, так как в совокупности этими актами, рассчитанными на неоднократное применение (в течение регулируемого периода), устанавливаются правовые нормы (правила поведения), обязательные для сетевых организаций, необходимая валовая выручка которых включена в расчет единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии, потребителей услуг, а также регулируются отношения по расчетам за такие услуги применительно к неопределенному кругу лиц.

Поскольку, оспариваемое распоряжение № 144 от 25 декабря 2019 г. устанавливает размер и срок действия индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, необходимую валовую выручку предприятия, размер которой применяется в дальнейшем при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области, это распоряжение не может рассматриваться в ином порядке отдельно от постановления службы по тарифам Астраханской области от 26 декабря 2019 г. № 183.

Распоряжение № 144 принято службой по тарифам Астраханской области 25 декабря 2019 г. на заседании коллегии службы по тарифам Астраханской области (протокол № 258) в соответствии с Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике. Обнародовано путем размещения на официальном сайте службы по тарифам Астраханской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://astrtarif.ru), включено в справочно-правовые системы "КонсультантПлюс" ООО "РентаСервис" и "ГАРАНТ" ООО "Астрахань-Гарант-Сервис", направлено должностным лицам.

В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В данном случае, распоряжение об установлении тарифов в сфере электроэнергетики отвечает признакам нормативного правового акта, так как издано в определенном порядке компетентным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий, распространяет свое действие на неопределенный круг лиц, устанавливает для них общеобязательное правило поведения, заключающееся в обязанности оплачивать потребляемые услуги организациями и физическими лицами в соответствии с установленным тарифом на электрическую энергию.

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что решение коллегиального органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (службы по тарифам) об установлении цен (тарифов), принято в установленном порядке, что подтверждается и протоколом заседания названного органа.

То обстоятельство, что решение службой по тарифам Астраханской области об утверждении индивидуальных тарифов было принято в форме распоряжения, а не постановления, на что указывает административный ответчик, в данном случае, не свидетельствует о существенном нарушении порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Что касается постановления службы по тарифам Астраханской области от 26 декабря 2019 г. № 183 "О внесении изменений в постановление службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2017 г. № 216" (в редакции постановления № 12 от 29 июня 2020 г.), то оно принято службой по тарифам Астраханской области в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме и виду, опубликовано в установленном порядке и по данным основаниям не оспаривается.

Приведенные нормы права и установленные обстоятельства позволяют прийти к выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты являются действующими нормативными правовыми актами, приняты органом регулирования в рамках предоставленных полномочий с соблюдением установленного законом порядка и процедуры.

В силу части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия нормативных правовых актов.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из административного искового заявления АО "Оборонэнерго" филиала «Северо-Кавказский» является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Астраханской области, в рамках заключенных договоров, потребителям услуг посредством своих электрических сетей и посредством электрических сетей смежных сетевых организаций и применяет тарифы, установленные службой по тарифам Астраханской области, для взаиморасчетов с сетевой организацией ПАО "Россети-Юг» (ПАО «МРСК Юга» - «Астраханьэнерго»), которые учитываются при установлении единых (котловых) тарифов на территории Астраханской области.

Таим образом, административный истец, является субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами, и вправе обратиться с административным исковым заявлением о признании их не действующими.

Проверяя оспариваемые нормативные правовые акты на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

В соответствии с положениями статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 1). Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций (пункт 4).

Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию (пункты 1 и 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).

Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Необходимая валовая выручка представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2), в который, в том числе, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности (пункты 15 - 34).

Из пункта 38 Основ ценообразования следует, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования: базового уровня подконтрольных расходов, устанавливаемого регулирующими органами; индекса эффективности подконтрольных расходов и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов; коэффициента эластичности подконтрольных расходов по количеству активов; уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям; уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг).

Регулирующий орган определяет необходимую валовую выручку, учитываемую при установлении тарифов, по результатам экспертизы предложений и обосновывающих материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 12, 20, 22, 23 Правил государственного регулирования тарифов). При этом регулирующий орган принимает меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования).

Пунктом 63 Основ ценообразования и пунктом 49 Методических указаний № 20-э/2 предусмотрено, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).

Пунктами 8, 12 Правил регулирования цен предусмотрено, что установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел на основании предложений организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (заявления об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии)).

Согласно процедуре, установленной Правилами регулирования цен, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя (при наличии печати), с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.

Из представленного службой по тарифам тарифного дела следует, что филиал ПАО «МРСК Юга» - «Астраханьэнерго» (ПАО "Россети-Юг») обратился в службу по тарифам Астраханской области 28 апреля 2017 г. с заявлением № АЭ/1500/750 об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и долгосрочных параметрах регулирования на 2018 – 2022 г.г., рассчитанных методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Орган регулирования 5 мая 2017 г. согласно приказу № 77 открыл дело об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области на 2018 г. и об установлении долгосрочных параметров регулирования филиалу ПАО «МРСК Юга» - «Астраханьэнерго» на 2018 – 2022 гг.

По представленным материалам проведена экспертиза, заключение которой рассмотрено на заседании коллегии службы по тарифам Астраханской области 28 декабря 2017 г. и принято решение об установлении размера экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области на 2018 г., согласно приложению № 2 которого необходимая валовая выручка АО «Оборонэнерго» филиала «Северо-Кавказский» без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии в субьекте РФ, составила 116 330, 28 тыс. руб.

При формировании единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области на 2018 г. учтена необходимая валовая выручка (без учета оплаты потерь) тринадцати территориальных сетевых организаций.

В последующем службой по тарифам Астраханской области в постановление вносились изменения на очередной год долгосрочного периода.

Так, ПАО «МРСК Юга» - «Астраханьэнерго» 29 апреля 2019 г. обратилось в службу по тарифам Астраханской области с заявлением о корректировке тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Астраханской области на 2020 г., рассчитанной методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. По результатам рассмотрения тарифного дела № 73, с учетом заключения экспертизы, а также необходимой валовой выручки (без учета оплаты потерь) одиннадцати территориальных сетевых организаций, установлен размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области на 2020 г., согласно приложению № 2 которого следует, что необходимая валовая выручка АО «Оборонэнерго» филиала «Северо-Кавказский» без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Астраханской области, составила 92335, 34 тыс. руб.

Указанная сумма необходимой валовой выручки АО «Оборонэнерго» сформирована службой по результатам проведенной экспертизы в рамках принятия Распоряжения № 144.

Из пункта 17 Правил регулирования цен следует, что к заявлениям, направленным в соответствии с пунктами 12, 14 и 16 Правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, прилагают обосновывающие материалы.

Поскольку АО "Оборонэнерго", является одной из одиннадцати территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии, в рамках заключенных договоров, потребителям услуг посредством своих электрических сетей и посредством электрических сетей смежных сетевых организаций, общество 25 апреля 2019 г. обратилось в службу по тарифам Астраханской области с заявлением № СКФ/030/2319 об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые АО "Оборонэнерго" потребителям Астраханской области на 2020 - 2024 г.г., представив комплект материалов, достоверность которых подтверждена подписями уполномоченных должностных лиц.

Для расчета индивидуальных тарифов для взаиморасчетов между парой сетевых организаций АО «Оборонэнерго» и ПАО "Россети-Юг» служба по тарифам Астраханской области использовала представленные административным истцом сведения.

Орган регулирования 8 мая 2019 г. согласно приказу № 75 открыл дело об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО "Оборонэнерго", осуществляющим регулируемую деятельность по передаче электрической энергии на территории Астраханской области, и филиалом ПАО "Россети Юг" - "Астраханьэнерго" на долгосрочный период регулирования 2020 - 2024 годы", назначил уполномоченного по делу и утвердил экспертную группу в составе трех экспертов. По результатам работы экспертной группой проведена экспертиза представленных регулируемой организацией расчетных материалов и составлено заключение.

Экспертное заключение рассмотрено на заседании коллегии службы по тарифам Астраханской области 25 декабря 2020 г. с участием представителя АО "Оборонэнерго" и принято единогласное решение об установлении индивидуальных тарифов, в основу которого положено экспертное заключение по материалам, представленным регулируемой организацией, что следует из протокола № 258.

Экспертное заключение по содержанию соответствует требованиям, предъявляемым к нему пунктом 23 Правил регулирования цен, решение об установлении оспариваемых тарифов принято с соблюдением требований пунктов 30, 31 Правил регулирования цен.

В приложении № 2 к распоряжению службы по тарифам Астраханской области от 25 декабря 2019 г. № 144 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО "Оборонэнерго" (ОГРН 1097746264230), осуществляющим регулируемую деятельность по передаче электрической энергии на территории Астраханской области, и филиалом ПАО "Россети Юг" - "Астраханьэнерго" на долгосрочный период регулирования 2020 - 2024 годы" необходимая валовая выручка АО «Оборонэнерго» филиала «Северо-Кавказский» без учета оплаты потерь на 2020 г. определена в размере 92335, 34 тыс. руб.

В судебном заседании начальник планового отдела филиала «Северо-Кавказский» АО «Оборонэнерго» К., допрошенная в качестве свидетеля, пояснила, что формируя материал для представления регулятору, они руководствовались методом экономически обоснованных затрат. Материалы представлены в надлежащем виде. Регулятор не запрашивал дополнительных сведений. При определении затрат по спецодежде и средствах индивидуальной защиты регулятор применил иную методику, при определении затрат на командировочные расходы не учел конкретных расходов, понеснных филиалом в связи с осуществившейся реорганизацией. Также регулятор необоснованно частично снизил затраты на установление охранных зон и сертификацию электрической энергии. Указанные действия и привели к снижению размера понесенных затрат.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля начальник отдела контроля и регулирования тарифов (цен) в сфере электроэнергетики и газоснабжения службы по тарифам Астраханской области Т., пояснила, что представленный административным истцом пакет документов был представлен частично не в читаемом виде, беспорядочно подшит, специалистам приходилось выискивать документы, которые могли бы экономически обосновывать затраты, понесенные АО «Оборонэнерго». В частности договор, подтверждающий расходы на приобретение спецодежды был нечитаем, в тарифное дело были представлены многочисленные копии распечаток непонятных документов плохого качества, изображений из Интернета, а так же иной, не относящейся к экономическому обоснованию расходов, информации, поэтому по этой статье расходов применили прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 г.

Согласно пункту 38 Основ базовый уровень подконтрольных расходов определяется с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. Из пункта 12 Методических указаний № 98-э следует, что уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

Из представленных доказательств и объяснений представителя административного ответчика установлено, что регулирующим органом применялся метод экономически обоснованных расходов, так же при формировании показателей 2020 г. органом регулирования учитывались Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 г.г., размещенный на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Прогноз).

Суд приходит к выводу, что орган регулирования обоснованно определил размер расходов общества.

Согласно положениям статей 212, 221 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Как следует из материалов тарифного дела, административным истцом были заявлены затраты по статье расходов «Материальные затраты (Спецодежда и средства индивидуальной защиты)» на 2020 г. в размере 8 541, 3 тыс, руб., в том числе 5 799,93 тыс. руб. на покупку спецодежды и 2 741,37 тыс. руб. на покупку средств индивидуальной защиты.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

- установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

- расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

- рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

- рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Службой утверждены расходы по данной статье в размере 1 132,79 тыс.руб. Тарифный орган учел затраты общества в 2018 г. увеличенные на индекс потребительских цен в 2019 и 2020 г.г., при этом учитывались показатели Прогноза.

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организации, осуществляющих регулируемую деятельность.

При проверке обоснованности затрат по регулируемому виду деятельности тарифный орган проанализировал представленные обществом документы, и обосновывающие расходы материалы. Представленный договор поставки от 31 июля 2017 г. № 38-2017 не был принят во внимание в связи с невозможностью его прочтения и отсутствия подтверждающих документов.

Командировочные расходы входят в структуру прочих подконтрольных расходов.

По статье расходов «Командировочные расходы» обществом запланированы затраты на 2020 г. в размере 1 460,6 тыс. руб.

Проанализировав представленные обществом обосновывающие материалы, данные, размещенные в стандартах раскрытия информации, учитывая показатели Прогноза, орган регулирования определил расходы по данной статье в размере 1 077,78 тыс. руб.

Уменьшение расходов, заявленных Обществом по статье «Командировочные расходы», обусловлено тем, что рост фактических командировочных расходов в 2018 г. по отношению к 2017 г. произошел из-за организационных изменений произошедших в 2018 г. в обществе, соответственно, не мог быть показательным для определения затрат на очередной период регулирования.

В соответствии с положениями статьи 89 Земельного кодекса Российской Федерации для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, в соответствии с пунктом 5 которых охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства, исходя из требований к границам установления охранных зон.

Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 252-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" срок для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о местонахождении границ зон с особыми условиями территории установлен до 1 января 2022 г.

Пунктом 28 Основ ценообразования предусмотрено, что в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются расходы на оплату работ (услуг) непроизводственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных и иных услуг.

Таким образом, поскольку проведение кадастровых и землеустроительных работ по установлению охранных зон объектов электросетевого хозяйства в срок до 1 января 2022 г. является для Общества обязательным, расходы на проведение названных работ подлежат включению в необходимую валовую выручку на экономически обоснованном уровне.

Обществом по статье расходов «Установление охранных зон» были заявлены затраты на один год в размере 7 388,538 тыс. руб. (общая сумма 36942, 69 тыс.руб), исходя из необходимости сглаживания затрат на весь период долгосрочного регулирования.

Поскольку из обосновывающих материалов не следует, что обществом с 2016 г. производились какие либо действия, направленные на установление охранных зон, органом регулирования с учетом баланса экономических интересов поставщиков и потребителей, на 2020 г. была учтена сумма 1 477,70 тыс. руб. (7388,538 тыс. руб. /5). При этом принято во внимание, что Методические указания № 98-Э позволяют осуществлять в установленном порядке ежегодную корректировку расходов на установление охранных зон.

С 1 февраля 2019 г. введен в действие новый национальный (межгосударственный) стандарт "ГОСТ Р 58289-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Правила сертификации электрической энергии", обязывающий сетевые организации, передающие электрическую энергию потребителям в точках поставки, проводить сертификацию электрической энергии.

Предложения по учету расходов на сертификацию электрической энергии на 2020 г. поступили в орган регулирования 22 октября 2019 г. и в составе тарифной заявки на долгосрочный период регулирования 2020-2024 г.г. не заявлялись. Обществом заявлена сумма затрат по статье расходов «Расходы на сертификацию электроэнергии» в размере 843,931 тыс.руб.

Распределение расходов на оказание услуг по сертификации электрической энергии АО «Оборонэнерго» характеризовало следующим образом:

- в целом расходы на сертификацию электроэнергии по Северо- Кавказскому филиалу АО «Оборонэнерго» - 4 353,917 тыс.рублей (без НДС);

- количество центров питания по Северо-Кавказскому филиалу АО «Оборонэнерго» - 227 шт.; в том числе количество центров питания по Северо-Кавказскому филиалу АО «Оборонэнерго» на территории Астраханской области - 44 шт.;

- расходы на сертификацию электроэнергии по Северо-Кавказскому филиалу АО «Оборонэнерго» на территории Астраханской области составляют 843,931 тыс.рублей (4353,917/227*44).

Материалы, обосновывающие формирование расходов на оказание услуг по сертификации электрической энергии для общества, представлены не были.

Регулятор сформировал расходы на услуги по сертификации электрической энергии с учетом минимального количества точек по Северо-Кавказскому филиалу АО «Оборонэнерго» в количестве 5шт. в размере 95, 90 тыс. руб. (4353,917/227*5).

Методические указания № 98-Э позволяют осуществить по итогам года корректировку неподконтрольных расходов, что свидетельствует об отсутствии нарушения прав административного истца.

Поскольку расходы на установление охранных зон и сертификацию электрической энергии являются плановыми, а не фактическими, будут возмещаться тарифами на следующий год, службой по тарифам не допущено нарушений прав и законных интересов административного истца.

Орган регулирования обоснованно определил расходы в указанном размере, расчет произведен в соответствии с Законом об электроэнергетике, Основами ценообразования, Правилами регулирования цен, а также Методическими указаниями № 98-э и № 20-э/2.

Таким образом, утверждение административного истца о несоблюдении органом регулирования требований пункта 1 статьи 20, пункта 2 статьи 23 Закона об электроэнергетике, пунктов 6, 12, 15, 16, 17, 18, 19, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 31, 38, 40.1 Основ ценообразования, абзаца 7 пункта 11, пункта 12 Методических указаний № 98-э при принятии распоряжения № 144 не основано на материалах дела и является несостоятельным.

Оспариваемое постановление службы по тарифам Астраханской области от 26 декабря 2019 г. № 183 "О внесении изменений в постановление службы по тарифам Астраханской области от 28 декабря 2017 г. № 216" (в редакции постановления № 12 от 29 июня 2020 г.) в части установления необходимой валовой выручки сетевой организации АО "Оборонэнерго" Филиал "Северо-Кавказский" без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Астраханской области в размере 92 335,34 тыс.руб., не противоречит федеральному законодательству, поскольку для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются необходимая валовая выручка всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения. Оспариваемое постановление прав административного истца не нарушает.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Астраханский областной суд

р е ш и л :

административное исковое заявление акционерного общества «Оборонэнерго» филиала «Северо-Кавказский» о признании не действующими распоряжения службы по тарифам Астраханской области от 25 декабря 2019 г. № 144 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между АО "Оборонэнерго" (ОГРН 1097746264230) и постановления от 28 декабря 2017 г. № 216 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Астраханской области» в части приложения № 2, в редакции приложения к постановлению службы № 12 от 29 июня 2020 г., оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Астраханский областной суд.