ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-245/2017 от 12.05.2017 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

дело № 3а-245/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Казань 12 мая 2017 года

Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сафиной М.М. при секретаре судебного заседания НуреевойД.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шакирова Р.Р. к Кабинету Министров Республики Татарстан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

Шакиров Р.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости:

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: <данные изъяты>) с кадастровым номером .... площадью <данные изъяты> квадратных метра, расположенного по адресу: <адрес> (далее – земельный участок с кадастровым номером ....);

земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: <данные изъяты>) с кадастровым номером .... площадью <данные изъяты> квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес> (далее – земельный участок с кадастровым номером ....).

Ссылаясь на нарушение своих прав как плательщика земельного налога, исчисляемого от кадастровой стоимости, и сформулировав свои требования в окончательном виде, административный истец просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости равной их рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на 1 января 2015 года в отношении земельного участка с кадастровым номером ....; в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на 18 февраля 2013 года в отношении земельного участка с кадастровым номером .....

В судебном заседании представитель ШакироваР.Р. – ДалиданО.А. поддержала административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям.

Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан МорозовВ.В. административный иск не признал.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Исполнительный комитет муниципального образования «поселок городского типа Алексеевское» Республики Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направили.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.

В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон) предусмотрено право физических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно статье 24.19 Федерального закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости (Единый государственный реестр недвижимости) соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Федерального закона, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.

Как видно из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами .... и .... принадлежат на праве собственности Шакирову Р.Р. (т.1, л.д.11-12).

Земельный участок с кадастровым номером .... поставлен на государственный кадастровый учет 25 мая 2005 года. Его кадастровая стоимость определена распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года № 2846-р 25 ноября 2015 года № 2846-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)» по состоянию на 1 января 2015 года в размере <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копейка.

Земельный участок с кадастровым номером .... поставлен на государственный кадастровый учет 18 февраля 2013 года, его кадастровая стоимость определена филиалом федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года №927 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта г. Казани» по состоянию на эту дату в размере <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек.

Не согласившись с величиной кадастровой стоимости земельных участков, административный истец просит установить ее равной рыночной стоимости земельных участков, по состоянию на даты, на которые установлена их кадастровая стоимость.

В силу статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 19 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации на административного истца также возлагается обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой. Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

В случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов административного истца эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если административный ответчик на них не ссылался.

В подтверждение своих доводов административный истец представил отчеты об оценке рыночной стоимости земельных участков от <дата>.... (т1, л.д.96-167) и от <дата>.... (т2, л.д.1-62), составленные по его инициативе оценщиком общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» <данные изъяты> Р.Р. По результатам оценки рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером .... определена по состоянию на 1 января 2015 года в размере <данные изъяты> рублей, земельного участка с кадастровым номером .... – по состоянию на 18 февраля 2013 года в размере <данные изъяты> рублей.

В отношении отчетов экспертом Общероссийской общественной организации «<данные изъяты>» <данные изъяты>.Е. проведена экспертиза на подтверждение стоимости, о чем составлены положительные экспертные заключения от <дата>.... (т1, л.д.168-196) и от <дата>..../Казань (т.2, л.д.63-83)

Возражая заявленным требованиям, Кабинет Министров Республики Татарстан и Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан указывают на недостоверность представленных административным истцом сведений о рыночной стоимости, некорректный анализ сегмента рынка, к которому относится объект оценки, неверный выбор оценщиком объектов-аналогов, необоснованный отказ от применения доходного подхода, отсутствие обоснования возможности использования экспертного мнения при определении значения корректировок, неполноту сведений об обременениях объекта оценки и передаваемых правах на земельный участок, ненадлежащее оформление приложений к отчету. Полагают, что оценщиком нарушены требования пункта 10 федерального стандарта оценки №1, пунктов 5, 8, 12, 13 федерального стандарта оценки №3, пункта 10 федерального стандарта оценки №4.

Данные обстоятельства были вынесены судом на обсуждение, по ходатайству Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан по делу назначена судебная экспертиза для проверки соответствия отчетов требованиям законодательства об оценочной деятельности, правильности определения рыночной стоимости земельных участков. Обязанность оплаты расходов по проведению экспертизы возложена на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, но в установленный судом срок не исполнена.

Согласно части 5 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае уклонения стороны от участия в экспертизе, непредставления экспертам необходимых документов и материалов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам административного дела без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для данной стороны экспертиза имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.

С учетом изложенных обстоятельств суд считает возможным разрешить дело по имеющимся доказательствам установления рыночной стоимости земельных участков, оценив данные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

При исследовании отчетов об оценке рыночной стоимости земельных участков судом установлено, что составивший их оценщик соответствует требованиям, предъявляемым законодательством об оценочной деятельности: имеет соответствующую квалификацию, является членом саморегулируемой организации оценщиков, его ответственность при осуществлении оценочной деятельности, а также ответственность общества с ограниченной ответственностью «АртРеал» застрахована, на что указано в отчетах и приложенных к ним документах.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренном Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Статьей 17.1 Федерального закона предусмотрена возможность проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки в целях формирования мнения эксперта или экспертов о соответствии требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), о подтверждении рыночной стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.

По результатам экспертизы, проведенной в отношении представленных административным истцом отчетов об оценке, экспертом саморегулируемой организации, данные отчеты признаны соответствующими требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности, подтверждена рыночная стоимость объектов оценки.

Эксперт саморегулируемой организации оценщиков проверил обоснованность выбранных оценщиком подходов и методов оценки в рамках каждого из использованных подходов к оценке, выполненного в отчетах расчета стоимости объекта оценки соответствующим подходам и методам. При проведении экспертизы специалист-эксперт счел корректным выбор оценщиком подхода и метода оценки, выбор аналогов, элементов сравнения, примененные качественные оценки, признал расчет рыночной стоимости методологически верным и подтвердил выводы оценщика о величине рыночной стоимости земельных участков.

В экспертных заключениях содержится мотивированное суждение эксперта по результатам проверки отчетов, в том числе по тем позициям, которые указаны в возражениях административных ответчиков, при этом эксперт саморегулируемой организации оценщиков, в отличие от лиц, подписавших возражения, обладает специальными знаниями и правом на проведение соответствующих экспертиз.

Поскольку содержание отчетов и положительных экспертных заключений в ходе судебного разбирательства допустимыми доказательствами не опровергнуто, оснований считать недостоверной рыночную стоимость земельных участков, определенную по инициативе административного истца, у суда не имеется. При таких обстоятельствах требования ШакироваР.Р. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости подлежат удовлетворению в заявленном размере.

Частью пятой статьи 24.20 Федерального закона 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», установленная судом кадастровая стоимость применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

С учетом того, что требование об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ...., определенной по состоянию на 1 января 2015 года, предъявлено административным истцом при подаче иска, а требование об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ...., определенной по состоянию на 18 февраля 2013 года, заявлено перед судом путем изменения предмета иска, датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером .... следует считать дату подачи административного искового заявления (21 декабря 2016 года), а земельного участка с кадастровым номером .... – дату изменения административным истцом заявленных требований (28 февраля 2017 года).

Таким образом, сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, могут применяться для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года в отношении земельного участка с кадастровым номером .... и с 1 января 2017 года в отношении земельного участка с кадастровым номером .....

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление Шакирова Р.Р. удовлетворить.

Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: <данные изъяты>) с кадастровым номером .... площадью <данные изъяты> квадратных метра, расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на 1 января 2015 года.

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка ...., установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> считать 21 декабря 2016 года.

Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: <данные изъяты>) с кадастровым номером .... площадью <данные изъяты> квадратных метров, расположенного по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на 18 февраля 2013 года.

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ...., установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером .... считать 28 февраля 2017 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.

Судья Сафина М.М.

Справка: решение принято в окончательной форме 17 мая 2017года.

Судья Сафина М.М.