ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-245/2021 от 12.10.2021 Томского областного суда (Томская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 октября 2021 года Томский областной суд в составе:

председательствующего Простомолотова О.В.,

при секретаре Климашевской Т.Г.

с участием:

представителя административного истца Танькова Николая Семёновича Бессмертных К.В.,

представителей административного ответчика Департамента тарифного регулирования Томской области Кулешова Г.К., Бимбаева Ч.А.,

прокурора Гутова С.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске материалы административного дела № 3а-245/2021 по административному исковому заявлению Танькова Николая Семеновича к Департаменту тарифного регулирования Томской области о признании недействующими: приказа Департамента тарифного регулирования Томской области от 12.12.2018 № 1-865/9 (464) «О тарифах теплоснабжающей организации Муниципальное унитарное предприятие Парабельского сельского поселения «Парабель-Энергокомплекс» (ИНН 7011006536)»; приказа Департамента тарифного регулирования Томской области от 12.12.2018 № 1-866/9 (482) «О тарифах теплоснабжающей организации Муниципальное унитарное предприятие Парабельского сельского поселения «Парабель-Энергокомплекс» (ИНН 7011006536)»,

У С Т А Н О В И Л:

Департаментом тарифного регулирования 12.12.2018 принят приказ № 1-865/9 (464) «О тарифах теплоснабжающей организации Муниципальное унитарное предприятие Парабельского сельского поселения «Парабель-Энергокомплекс» (ИНН 7011006536)»», которым установлен для теплоснабжающей организации Муниципальное унитарное предприятие Парабельского сельского поселения «Парабель-Энергокомплекс» тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям с. Парабель, Парабельского района Томской области на период с 14.12.2018 по 31.12.2018 в размере 2807, 57 рублей за Гкал (л.д.32).

Также 12.12.2018 Департаментом принят приказ № 1-866/9 (482) «О тарифах теплоснабжающей организации Муниципальное унитарное предприятие Парабельского сельского поселения «Парабель-Энергокомплекс», которым установлен для теплоснабжающей организации Муниципальное унитарное предприятие Парабельского сельского поселения «Парабель-Энергокомплекс» тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям с. Парабель, Парабельского района Томской области на период с 01.01.2019 по 30.06.2019 и с 1.07.2019 по 31.12.2019 в размере 2807, 57 рублей за Гкал (л.д.33).

Таньков Н.С. обратился в Томский областной суд с административным иском к Департаменту тарифного регулирования Томской области о признании недействующими с момента принятия указанных выше приказов Департамента тарифного регулирования.

В обоснование иска указывает, что он является получателем коммунальной услуги - теплоснабжение в с. Парабель Парабельского района Томской области. В декабре 2018 году им получены счёта от Муниципального унитарного предприятия Парабельского сельского поселения «Парабель-Энергокомплекс» выставленные, в том числе, за потреблённые в декабре 2018 года коммунальные услуги в с. Парабель Парабельского района Томской области - тепловую энергию по тарифу, утверждённому Департаментом тарифного регулирования приказом № 1-865/9 (464) от 12.12.2018 в размере 2807, 57 рублей за 1 Гкал, что на 28% выше тарифа установленного на предшествующий период.

В обязанности Департамента тарифного регулирования входит соблюдение баланса интересов потребителей и поставщиков на регулируемых рынках товаров, услуг, что в данном случае соблюдено не было.

Кроме того распоряжением Губернатора № 249-р от 29.11.2017 «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Томской области на 2018 год» в Парабельском сельском поселении предусматривалась возможность повышения тарифов в том числе на теплоснабжение с 1.07.2018 на 7,4%. 06.12.2018 Губернатором было издано распоряжение № 314-р «О внесении изменений в распоряжение Губернатора Томской области № 249-р от 29.11.2017» которым предусмотрено изменение тарифа на теплоснабжение в период с 01.07.2018 по 31.12.2018 на 17%, а предельный индекс изменения платы граждан за коммунальные услуги увеличен с 7, 4% до 28%. 14.12.2018 Губернатором Томской области издано распоряжение № 325-р «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Томской области на 2019 - 2023 годы», которым установлен индекс увеличения платы граждан за коммунальные услуги в Парабельском сельском поселении на 1, 7% на период с 01.01.2019 по 30.06.2019 и 30% на период с 1.07.2019 по 31.12.2019. Однако установленный Департаментом Тарифного регулирования тариф на тепловую энергию на 2019 год установлен ранее издания указанного распоряжения Губернатора и соответственно не мог быть увеличен до 2807, 57 рублей за 1 Гкал. Увеличение тарифа повлекло значительное увеличение доли платы за отопление в составе оплачиваемых им коммунальных услуг и составляет значительную часть его пенсии. Полагает, что указанные приказы противоречат статье 4 Конституции Российской Федерации.

Руководствуясь требованиями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца и заинтересованного лица Муниципального унитарного предприятия Парабельского сельского поселения «Парабель-Энергокомплекс.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала и пояснила, что увеличение тарифа на определенную величину установлено оспариваемыми приказами Департамента тарифного регулировании Томской области и распоряжением Губернатора Томской области. Полагает, что Департамент должен был брать за основу распоряжение Губернатора Томской области. В чем заключается экономическая необоснованность утверждённого тарифа пояснить не может.

Представители Департамента Тарифного регулирования в судебном заседании полагали заявленные требования не подлежащими удовлетворению, поскольку процедура установления тарифа была соблюдена, тариф является экономически обоснованным. Необходимость установления тарифа на период с 14.12.2018 по 31.12.2018 обусловлена прекращением деятельности предыдущим поставщиком тепловой энергии ООО «Квинта» и созданием Парабельском сельским поселением Томской области унитарного муниципального предприятия для предоставления указанной коммунальной услуги, в томи числе населению с. Парабель.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и заслушав заключение прокурора Гутова С.С., полагавшего заявленные требования, не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

На основании части 3 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными истцами могут быть граждане Российской Федерации.

Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в частности, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов.

Подпунктом 67 части 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится реализация полномочий в сфере теплоснабжения, предусмотренных Федеральным законом «О теплоснабжении», в том числе согласование отнесения поселения, муниципального округа, городского округа, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, к ценовой зоне теплоснабжения, а также осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Установление цен (тарифов) в сфере теплоснабжения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).

В соответствии с Положением о Департаменте тарифного регулирования Томской области, утверждённым постановлением Губернатора Томской области от 31 октября 2012 года № 145, Департамент тарифного регулирования Томской области (далее именуемого в Положении - Департамент) является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области и финансируемым за счёт средств областного бюджета (пункт 1).

Согласно подп. 1 пункта 3 Положения задачей деятельности Департамента является государственное регулирование тарифов, цен, ставок, расценок, наценок и надбавок на продукцию, товары либо услуги, в том числе установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Согласно под.13 п. 9 Положения Департамент тарифного регулирования устанавливает тарифы: на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.

Законом Томской области № 9-ОЗ от 07.03.2002 «О нормативных правовых актах Томской области» установлено, что Администрация Томской области в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты в форме постановлений, иные исполнительные органы государственной власти Томской области принимают нормативные правовые акты в форме приказов (пункт 1, 2 статьи 8).

Анализ данных правовых актов позволяет суду сделать вывод о том, что они являются нормативными, поскольку отвечают признакам нормативности, предусмотренным пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», а именно содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, возникающих в сфере предоставления заинтересованными лицами услуг по предоставлению тепловой энергии потребителям муниципального образования Парабельское сельское поселение Томской области в период с 14.12. 2018 и 2019 году.

В соответствии с пунктами 13 и 14 Положения о Департаменте для определения основных направлений деятельности Органа и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган общей численностью не более 9 человек - правление Органа. В состав правления Органа без права передачи полномочий иным лицам входят работники Органа в количестве не более 7 человек и один представитель антимонопольного органа, а при рассмотрении и принятии решений по вопросам регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики - также один представитель от совета рынка. Представитель антимонопольного органа входит в состав правления Органа с правом совещательного голоса (не принимает участия в голосовании). Заседание правления Органа считается правомочным, если на нем присутствует более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Решение принимается большинством голосов членов правления Органа, присутствующих на заседании правления Органа. Голос председателя правления Органа при равенстве голосов членов правления Органа является решающим. Решения правления Органа оформляются протоколом.

Согласно выписке из протокола заседания правления Департамента Тарифного регулирования Томской области 12.12.2018, 12 декабря 2018 года состоялось заседание указанного органа, на котором присутствовало 7 из 7 членов правления с правом решающего голоса. Решение об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям села Парабель Парабельского сельского поселения Парабельского района Томской области на 2018 и 2019 приняты на основании рассмотрения материалов тарифных дел № 1-865 и № 1-866 единогласно.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, приказами Департамента тарифного регулирования Томской области от 12.12.2018 № 1-865/9 (464) и № 1-866 (482) «О тарифах теплоснабжающей организации Муниципальное унитарное предприятие Парабельского сельского поселения «Парабель-Энергокомплекс» (ИНН 7011006536)»», установлен тариф для теплоснабжающей организации Муниципальное унитарное предприятие Парабельского сельского поселения «Парабель-Энергокомплекс» на тепловую энергию, поставляемую потребителям с. Парабель, Парабельского района Томской области на период с 14.12.2018 по 31.12.2018 и на период с 01.01.2019 по 30.06.2019 и с 1.07.2019 по 31.12.2019.

Указанные приказы Департамента Тарифного регулирования опубликованы на официально портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 13.12.2018.

Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», а также приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» (далее - Методические указания).

Согласно требованиям пунктов 6, 30 «Правил регулирования тарифов в сфере теплоснабжения», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 (далее Правила) цены (тарифы) устанавливаются органами регулирования до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования. Решение об установлении цен (тарифов) принимается органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования не позднее 20 декабря года, предшествующего периоду регулирования, на который устанавливаются цены (тарифы), если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Решения же об установлении цен (тарифов) на текущий период регулирования для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов) принимаются органом регулирования по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования в течение 30 календарных дней со дня поступления в орган регулирования предложений об установлении цен (тарифов).

В силу положений подпункта «в» пункта 7 Правил, предельные уровни тарифов устанавливаются на финансовый год за исключением решения органов регулирования об установлении цен (тарифов) для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов).

Судом проверены оспариваемые нормативные акты и протокол заседания правления тарифного органа на соответствие требованиям п. 31, 32 Правил и установлено, что требования к содержанию решений тарифного органа (пункт 31 Правил), а также протоколу заседания правления Департамента (пункт 32 Правил) соблюдены (л.д. 32-35, 44-52).

Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным на то органом, с соблюдением требований к их форме, срокам и порядку принятия и порядку их опубликования.

Оценивая соблюдение требований законодательства при установлении тарифов, суд исходит также из следующего.

Согласно требованиям п. 19 «Основ ценообразования в сфере теплоснабжения» выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования с учетом предложения регулируемой организации в соответствии с положениями пунктов 17, 54 и 55 Основ ценообразования. Порядок учета предложения регулируемой организации о выборе метода регулирования устанавливается Правилами регулирования цен (тарифов).

В силу положений пункта 16, 17 «Основ ценообразования в сфере теплоснабжения» при регулировании тарифов в сфере теплоснабжения используются следующие методы: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод обеспечения доходности инвестированного капитала; метод индексации установленных тарифов; метод сравнения аналогов. При этом метод экономически обоснованных расходов (затрат) применяется в случае если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов).

Пунктом 28 Правил предусмотрено, что орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов). Экспертное заключение органа регулирования, а также экспертные заключения, представленные по инициативе регулируемых организаций, потребителей и (или) иных заинтересованных организаций, приобщаются к делу об открытии и рассмотрении дела об установлении цен (тарифов).

Согласно распоряжениям начальника Департамента Тарифного регулирования от 11.12.2018 № 1-865/3 и № 1-866/3 «об открытии тарифного дела и выборе метода регулирования» Департаментом открыты тарифные дела об установлении регулируемой организации Муниципальному унитарному предприятию «Парабель-Энергокомплекс» тарифов на тепловую энергию на 218 и 2019 годы. Согласно указанным распоряжениям в отношении регулируемой организации выбран метод регулирования – экономически обоснованных затрат, что полностью соответствует приведённым выше положениям нормативных правовых актов.

Административным ответчиком представлены суду копии экспертных заключений об установлении оспариваемых тарифов на 2018 и на 2019 годы, содержание которых соответствует требованиям пункта 29 Правил, а также материалы тарифного дела об установлении тарифов на 2019 год, поскольку нормативный срок хранения тарифного дела на 2018 год истек.

Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и полномочий органов исполнительной власти в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями (пункты 2, 8 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении). По общему правилу регулируемая организация, являясь коммерческой организацией и профессиональным участником рынка, должна быть заинтересована в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления на очередной год уровня тарифа, выгодного для осуществления своей деятельности. В этой связи законодательством на нее возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа.

Согласно представленным материалам 10.12.2018 унитарное муниципальное предприятие «Парабель-Энергокомплекс» обратилось с заявлениями об установлении тарифов приложив необходимый пакет документов.

В соответствии с п. 33 Правил орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.

Из положений пункта 7 «Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения», утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

Пунктом 22 «Основ ценообразования в области теплоснабжения» установлено, что тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования. При этом в случае отсутствия схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года.

Согласно представленным экспертным заключениям, а также материалам тарифного дела об установлении тарифов на тепловую энергию на 2019 год Департаментом при расчете основных показателей экономической деятельности регулируемой организации использовались сметы затрат на производство, передачу и сбыт тепловой энергии на 2018, 2019 годы, являющиеся приложениями к вышеуказанным экспертным заключениям, что подтверждает, что экспертами для расчета тарифов использованы как сведения, представленные регулируемой организацией, так и имеющиеся в Департаменте данные о результатах деятельности ООО «Квинта», осуществлявшей поставку тепловой энергии потребителям в предшествующие периоды регулирования.

Использование этих сведений требованиям действующего законодательства, в том числе, Основам ценообразования, не противоречит. Деятельность МУП «Парабель-Энергокомплекс» осуществляется с использованием тех же котельных, в связи с чем имеющиеся сведения о деятельности ООО «Квинта» могли быть использованы при расчете оспариваемых тарифов.

Согласно представленным экспертным заключениям объем необходимой валовой выручки регулируемой организации Департаментом уменьшен по отношению к заявленному МУП «Парабель-Энергокомплекс» на 2018 - на 629181 рубль 85 копеек, а на 2019 год регулирования - на 2197365 рублей 57 копеек.

Расчет объемов и стоимости природного газа необходимого для осуществления регулируемой организацией своей деятельности по теплоснабжению потребителей с. Парабель проведен Департаментом на основании действовавших нормативов и тарифов (Приказ ФАС России от 03.08.2018 № 1088/18 «Об утверждении оптовых цен на газ, используемых в качестве предельных минимальных и предельных максимальных уровней оптовых цен на газ, добываемый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации, указанным в пункте 15.1 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года № 1021»; Приказ ФСТ России от 15.05.2015 № 145-э/8 «Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО «Газпром газораспределение Томск» на территории Кемеровской, Новосибирской и Томской областей»; Приказ ФАС России от 27.05.2016 № 682/16 «Об утверждении размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» на территории Алтайского края, Республики Алтай, Новосибирской и Томской областей»; Приказ Департамента тарифного регулирования Томской области от 31.12.2013 № 51/1042 «Об установлении специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке природного газа по газораспределительным сетям общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Томск» для финансирования программы газификации Томской области на 2014 - 2018 годы»).

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что Департаментом для МУП «Парабель-Энергокомплекс» установлены экономически обоснованные тарифы, которые регулируемой организацией не оспаривались.

Оценивая доводы административного истца о противоречии оспариваемых приказов Департамента тарифного регулирования распоряжению Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2018 г. № 2490-р, которым утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на 2019 - 2023 гг, распоряжению Губернатора Томской области от 29.11.2017 № 249-р «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Томской области на 2018 год», распоряжению Губернатора Томской области от 14.12.2018 № 325-р «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Томской области на 2019 - 2023 годы», суд исходит из следующего.

В силу пункта 10 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г.№ 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», применение индексов по субъектам Российской Федерации должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода в среднем по субъекту Российской Федерации по отношению к плате граждан за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года в среднем по субъекту Российской Федерации не более чем на установленную величину индекса по субъекту Российской Федерации. Применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса.

Из приведенных положений следует, что превышение утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации среднего индекса размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги недопустимо. Указанные нормы относятся к вопросам размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги и находятся в правовом поле жилищного, а не тарифного законодательства.

В соответствии с требованиями статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации указанные индексы ограничивают рост совокупной платы граждан за все коммунальные услуги, а не отдельно за какой-либо коммунальный ресурс (отопление). При этом при превышении установленного индекса, граждане имеют право на соответствующие компенсации, на что неоднократно обращал вынимание Верховный суд Российской Федерации (Определения от 30.10.2019 № 47-АПА19-6, от 13.04.2017 № 6-АПГ17-1).

Таким образом, действующее законодательство вопреки доводам административного иска не предусматривает условий для установления регулируемым организациям экономически обоснованных тарифов в сфере теплоснабжения в зависимости от установленных в субъекте Российской Федерации предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях.

В силу подпункта 1 ч.1 ст. 3 Федерального закона «О теплоснабжении» общими принципами государственной политики в сфере теплоснабжения являются: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.

В соответствии с пунктом 25 Основ ценообразования размер тарифов, дифференцированных органом регулирования тарифов, должен обеспечивать регулируемым организациям получение в очередном периоде регулирования необходимой валовой выручки. При этом не допускается установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня тарифов для одних категорий абонентов за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня тарифов для других категорий абонентов.

В оспариваемом случае Департаментом установлен один тариф на тепловую энергию для всех категорий абонентов с. Парабель, таким образом, созданы равные условия для всех абонентов.

Таким образом, доводы заявителя о противоречии оспариваемых решений Департамента тарифного регулирования Томской области по государственному регулированию цен и тарифов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также о нарушении права истца на установление тарифа в экономически обоснованном размере не нашли подтверждение при рассмотрении дела.

Пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд, признав оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Танькова Николая Семеновича к Департаменту тарифного регулирования Томской области о признании недействующими: приказа Департамента тарифного регулирования Томской области от 12.12.2018 № 1-865/9 (464) «О тарифах теплоснабжающей организации Муниципальное унитарное предприятие Парабельского сельского поселения «Парабель-Энергокомплекс» (ИНН 7011006536)»; приказа Департамента тарифного регулирования Томской области от 12.12.2018 № 1-866/9 (482) «О тарифах теплоснабжающей организации Муниципальное унитарное предприятие Парабельского сельского поселения «Парабель-Энергокомплекс» (ИНН 7011006536)» - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированный текст решения изготовлен 19 октября 2021 года