Дело № 3а-245/2022
УИД 27OS0000-01-2022-000244-74
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
5 сентября 2022 года город Хабаровск
Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Федоренко Н.В.,
при секретаре Джиба С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании недействующим в части лесохозяйственного регламента Комсомольского лесничества, утвержденного приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2018 года № 925П,
УСТАНОВИЛ:
Приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2018 года № 925П утвержден лесохозяйственный регламент Комсомольского лесничества (далее – Регламент).
Заместитель Амурского бассейнового природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим лесохозяйственного регламента Комсомольского лесничества, утвержденного приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2018 года № 925П, в части:
отнесения лесов, расположенных на территории государственного природного заказника краевого значения «Горинский» к эксплуатационным в таблице 3 пункта 1.1.5 Регламента в частях кварталов 11, 12, 25, 27, 29, 36, 38, 44, 46, 53, 55, 67, 69, 78, 79, 83, 84, 86, 92, 94, 95, 105, 107, 117, 119, 121, 124, 135, 136, 148, 157, 158, 166, 167, 179, 188, 191, 195, 203, 207, 210, 215, 221, 222, 224, 227, 231, 236, 237, 239, 244, 246, 248, 251, 254, 262, 273, 277, кварталах 37, 54, 106, 118, 123, 133, 146, 155, 178, 192, 193, 194, 200-201, 206, 211-213, 223, 228-230, 242-243, 249-250, 266-267, 274 Бокторского участкового лесничества;
установления видов разрешенного использования лесов, расположенных в границах особо охраняемых природных территориях, согласно таблице 6 «Виды использования лесов» пункта 1.2 Регламента:
в границах государственного природного заказника краевого значения «Горинский» на территории Бокторского участкового лесничества в кварталах 11ч, 12ч, 25ч, 27ч, 29ч, 36ч-38ч, 44ч, 46ч, 53ч-55ч, 67ч, 68, 69ч, 78ч, 79ч, 83ч, 84ч, 86ч, 92ч, 94ч, 95ч, 105ч-107ч, 117ч-119ч, 121ч, 124ч, 135ч, 136ч, 148ч, 157ч, 158ч, 166ч, 167ч, 179ч, 188ч, 191ч-195ч, 203ч, 205ч-207ч, 210ч, 215ч, 216ч, 221ч, 222ч, 224ч, 227ч-231ч, 236ч, 237ч, 239ч, 241ч- 244ч, 246ч, 248ч-251ч, 254ч, 262ч, 268ч-270ч, 273ч, 277ч-279ч, 282ч, 284ч, 285ч: заготовка древесины; выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых строительство и эксплуатация водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных постов;
в границах памятника природы краевого значения «Кедрово-тисовая роща» на территории Галичного участкового лесничества в кварталах 144ч, 145ч: заготовка древесины; выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что отнесение лесов, включенных в состав указанной ООПТ, к эксплуатационным лесам противоречит положениям статей 111, 112 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 24, 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», поскольку фактически допускает их сплошную рубку с целью заготовки древесины, размещение лесоперерабатывающей инфраструктуры и другие виды использования лесов без соблюдения ограничений, установленных федеральным законодательством для ООПТ, Положением об ООПТ.
Данные нарушения напрямую затрагивают интересы Российской Федерации – собственника лесного фонда и права неопределенного круга лиц, гарантированные статьей 42 Конституции Российской Федерации, на благоприятную окружающую среду, обеспечение законного и рационального природопользования.
Определением судьи от 28 июля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства, КГКУ «Комсомольское лесничество».
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края ФИО2 заявленные требования не признала, просила отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований по основаниям, приведенным в письменном отзыве на административное исковое заявление и дополнении к отзыву, в которых указано, что отнесение лесов к защитным лесам не входит в полномочия министерства. Сведения в Регламент внесены на основании приказа Рослесхоза от 18 декабря 2009 года № 517, в связи с чем, скорректировать положения Регламента в части изменения категорий защищенности лесов без принятия Рослесхозом соответствующего решения не представляется возможным. Лесохозяйственный регламент Комсомольского лесничества разработан на основании договора между филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Дальлеспроект» и ООО «Ист Минерале» от 13 июля 2018 года № 04/146 на оказание услуг по разработке ряда лесохозяйственных регламентов лесничеств Хабаровского края. Проекты лесохозяйственных регламентов были размещены на сайте управления лесами Правительства Хабаровского края (в настоящем Министерство), а также направлялись в прокуратуру для проведения экспертизы. Замечания к проектам лесохозяйственных регламентов от заинтересованных лиц в данной части не поступали. Вместе с тем, во исполнение требований прокуратуры по приведению целевого назначения лесов в соответствие с требованиями лесного законодательства министерством в Рослесхоз направлено письмо от 20 октября 2020 года № 02-26-15792, от 25 ноября 2020 года № 02-26-18058 о необходимости изменения категории лесов «эксплуатационные леса» на территории ООПТ в категорию защитных лесов – «леса на особо охраняемых природных территориях». Рослесхозом дано поручение ФГБУ «Рослесинфорг» об оказании содействия в подготовке предложений по отнесению эксплуатационных лесов, расположенных на территории ООПТ, к соответствующей категории лесов. Учитывая, что федеральные полномочия по проектированию защитных лесов не переданы на уровень субъектов Российской Федерации, указанные работы не относятся к компетенции органов исполнительной власти Хабаровского края и, соответственно, не могут финансироваться из краевого бюджета. Согласно таблице 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» пункта 1.1.5 Регламента в квартале 68, в части кварталов 205, 216, 241, 268-270, 277 Бокторского участкового лесничества расположены защитные леса, в том числе ценные леса и нерестоохранные полосы лесов, а также в кварталах 144, 145 Галичного участкового лесничества расположены защитные леса, в том числе леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов. В связи с указанными обстоятельствами признать недействующим со дня его принятия Регламент в части установления в соответствии с таблицей 6 «Виды использования лесов» пункта 1.2 Регламента на территории Бокторского участкового лесничества видов использования лесов, а именно заготовка древесины в квартале 68, в части кварталов 205, 216, 241, 268-270, 277, строительство и эксплуатация водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных постов в кварталах в квартале 68, в части кварталов 205, 216, 241, 268-270, 277, а также установления на территории Галичного участкового лесничества видов использования лесов, а именно заготовка древесины в кварталах 144, 145; выполнение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых в кварталах 144, 145 - не представляется возможным, поскольку частью 7 статьи 111 Федерального закона от 27 декабря 2018 года № 538-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий» предусмотрен запрет на изменение целевого назначения лесных участков, на которых расположены защитные леса, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В судебное заседание представители заинтересованных лиц Федерального агентства лесного хозяйства, КГКУ «Комсомольское лесничество» не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, полностью или в части.
В силу пункта «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации содержится перечень полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе полномочия по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.
В соответствии с частью 2 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 названной статьи.
В силу части 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из приведенных положений законодательства, утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти.
Согласно пункту 1.1 Положения об управлении лесами Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 21 сентября 2007 года 185-пр (в редакции на дату утверждения Регламента), Управление является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим в пределах установленной компетенции полномочия края и переданные краю полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
Судом установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что на территории Комсомольского лесничества располагается государственный природный заказник краевого значения «Горинский», памятник природы краевого значения «Кедрово-тисовая роща».
Таким образом, управление лесами Правительства Хабаровского края, являющееся исполнительным органом государственной власти Хабаровского края, утверждая Регламент, отдельные лесные участки которого расположены на землях особо охраняемых природных территорий, в оспариваемой части вышло за пределы предоставленных ему полномочий, что является самостоятельным основанием для признания Регламента в оспариваемой части недействующим.
Оценивая содержание оспариваемых природоохранным прокурором норм на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющих большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
В числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (пункт 1 части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого Регламента), в том числе леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников (часть 1 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого Регламента).
Защитные леса в соответствии с частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Согласно части 3 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продукции их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
В статье 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» перечислены категории особо охраняемых природных территорий, к которым относятся, в том числе государственные природные заказники, памятники природы.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам (пункт 1). Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника (пункт 3).
В силу пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
В отличие от эксплуатационных лесов в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 5 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого Регламента). Запрет на проведение в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых территорий, установлен частью 3 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого Регламента.
Аналогичные положения закреплены в части 6 статьи 111 и частях 1 и 3 статьи 112 Лесного кодекса Российской Федерации, введенных в действие с 1 июля 2019 года.
Исходя из указанных правовых норм, леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, не могут быть отнесены к эксплуатационным лесам, поскольку они имеют иные цели освоения, нежели защитные леса.
Решением Хабаровского крайисполкома от 18 октября 1990 года № 256 участок реки Горин со всеми со всеми притоками от устья реки Бактор до ключа Золотого в границах Комсомольского муниципального района Хабаровского края объявлен государственным природным заказником краевого значения «Горинский» площадью 266 976,89 гектара.
Согласно пункту 1 Положения о государственных природных заказниках краевого значения «Гурский», «Горинский», «Алькан», «Улский», утвержденного решением исполкома краевого Совета народных депутатов от 18 октября 1990 года № 256, указанные заказники образованы в целях сохранения рыбных запасов, сохранения генетического фонда наиболее ценных видов рыб и обеспечения оптимальных условий воспроизводства лососевых, осетровых и других животных и растений.
Пунктом 4 названного Положения предусмотрено, что на территориях заказников запрещается, в том числе: проведение геологоразведочных и сейсморазведочных работ со взрывными источниками вызова упругих колебаний, разработка минерального сырья, в том числе бурение нефтяных газовых скважин и их эксплуатация, добыча полезных ископаемых, а также проведение других работ, изменяющих естественный биологический и гидрологический режим водотоков (подпункт 4.3); проведение лесосплава и рубка леса, за исключением рубок, проводимых при реализации мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов и при осуществлении видов деятельности, предусмотренных пунктом 5[1] данного Положения (подпункт 4.9); строительство гидротехнических сооружений и проведение мелиоративных работ, за исключением сооружений и работ, необходимых для рыбохозяйственных целей и улучшения условий воспроизводства охраняемых объектов (подпункт 4.10).
Постановлением главы администрации Хабаровского края от 20 января 1997 года № 7 «Об особо охраняемых природных территориях Хабаровского края» «Кедрово-тисовая роща» объявлена памятником природы краевого значения.
Приказом Минприроды России от 12 августа 2021 года № 558 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях» определено, что в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (пункт 6); в лесах, расположенных на территориях памятников природы, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений (пункт 8).
В соответствии с Положением о памятниках природы краевого значения в Хабаровском крае, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 26 мая 2011 года № 154-пр, основной задачей объявления природных объектов и комплексов памятниками природы является сохранение их в естественном состоянии для природоохранных, научных, эколого-просветительских и рекреационных целей (пункт 2.1).
Согласно пункту 2.2 названного Положения на территориях и акваториях, занимаемых памятниками природы краевого значения, запрещается любая хозяйственная и иная деятельность, влекущая нарушение сохранности памятников природы, в том числе: а) повреждение и/или уничтожение охраняемых объектов растительного мира и растительного сообщества, составляющего естественную среду их произрастания; б) формирование и предоставление новых земельных участков под строительство, за исключением строительства линейных объектов; в) обработка лесов и водных объектов ядохимикатами, кроме акарицидных обработок; г) распашка земель и гидромелиоративные работы, за исключением проведения работ, направленных на устойчивое функционирование памятника природы; д) взрывные работы; е) добыча полезных ископаемых, за исключением минеральных подземных вод и добычи полезных ископаемых на участках недр, предоставленных в пользование в соответствии с лицензией на пользование недрами до утверждения настоящего Положения; ж) проезд, проход и стоянка наземного транспорта вне дорог; з) устройство туристических стоянок и лагерей, иные формы отдыха населения вне специально отведенных мест; и) разжигание костров, пуск палов; к) устройство свалок, загрязнение территории и/или акватории бытовыми, промышленными и иными отходами, нефтепродуктами; л) пользование объектами животного мира, отнесенными к редким и находящимися под угрозой исчезновения, за исключением использования их в научных целях в соответствии с законодательством без изъятия из среды обитания; м) сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, а также палеонтологических объектов.
В соответствии с пунктом 1.1.7 Регламента в Комсомольском лесничестве находятся две особо охраняемые природные территории краевого значения (далее – ООПТ): государственный природный заказник краевого значения «Горинский», в границы которого вошли кварталы Бокторского участкового лесничества: 11ч, 12ч, 25ч, 27ч, 28, 29ч, 36ч-38ч, 44ч, 45, 46ч, 53ч-55ч, 67ч, 68, 69ч, 78ч, 79ч, 83ч, 84ч, 85, 86ч, 92ч, 93, 94ч, 95ч, 105ч-107ч, 117ч-119ч, 120, 121ч, 122, 123, 124ч, 133, 134, 135ч, 136ч, 146, 147, 148ч, 155, 156, 157ч, 158ч, 165, 166ч, 167ч, 177, 178, 179ч, 188ч, 189, 190, 191ч-195ч, 200-202, 203ч, 204, 205ч-207ч, 210ч, 211-214, 215ч, 216ч, 217-220, 221ч, 222ч, 223, 224ч, 225, 226, 227ч-231ч, 232-235, 236ч, 237ч, 239ч, 240, 241ч-244ч, 246ч, 247, 248ч-251ч, 252, 254ч, 255-260, 262ч, 263-267, 268ч-270ч, 273ч, 274-276, 277ч-279ч, 282ч, 283, 284ч, 285ч.); памятник природы краевого значения «Кедрово-тисовая роща», в границы которого вошли кварталы Галичного участкового лесничества: 144ч, 145 ч.
Из содержания таблицы 3 пункта 1.1.5 Регламента следует, что лесные участки природного заказника краевого значения «Горинский» в частях кварталов 11, 12, 25, 27, 29, 36, 38, 44, 46, 53, 55, 67, 69, 78, 79, 83, 84, 86, 92, 94, 95, 105, 107, 117, 119, 121, 124, 135, 136, 148, 157. 158, 166, 167, 179, 188, 191, 195, 203, 207, 210, 215, 221, 222, 224, 227, 231, 236, 237, 239, 244, 246, 248, 251, 254, 262, 273, 277, в кварталах 37, 54, 106, 118, 123, 133, 146, 155, 178, 192, 193, 194, 200-201,206,211-213,223, 228-230, 242-243, 249-250, 266-267, 274 Бокторского участкового лесничества отнесены к эксплуатационным лесам.
В связи с изложенным положения оспариваемого Регламента в части отнесение лесных кварталов, включенных в состав природного заказника краевого значения «Горинский», к эксплуатационным лесам противоречат как положениям статей 10, 12, 102, 103 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого Регламента, так и статей 12, 111, 112 Лесного кодекса Российской Федерации в действующей редакции, поскольку цели освоения эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания особо охраняемых природных территорий.
Кроме того, в таблице 6 пункта 1.2 Регламента «Виды использования лесов» на территории указанных ООПТ установлены следующие виды разрешенного использования лесов:
в границах государственного природного заказника краевого значения «Горинский» на территории Бокторского участкового лесничества в кварталах 11ч, 12ч, 25ч, 27ч, 29ч, 36ч-38ч, 44ч, 46ч, 53ч-55ч, 67ч, 68, 69ч, 78ч, 79ч, 83ч, 84ч, 86ч, 92ч, 94ч, 95ч, 105ч-107ч, 117ч-119ч, 121ч, 124ч, 135ч, 136ч, 148ч, 157ч, 158ч, 166ч, 167ч, 179ч, 188ч, 191ч-195ч, 203ч, 205ч-207ч, 210ч, 215ч, 216ч, 221ч, 222ч, 224ч, 227ч-231ч, 236ч, 237ч, 239ч, 241ч- 244ч, 246ч, 248ч-251ч, 254ч, 262ч, 268ч-270ч, 273ч, 277ч-279ч, 282ч, 284ч, 285ч:
заготовка древесины;
выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;
строительство и эксплуатация водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных постов;
в границах памятника природы краевого значения «Кедрово-тисовая роща» на территории Галичного участкового лесничества в кварталах 144ч, 145ч:
заготовка древесины;
выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых.
Учитывая изложенное, на указанных ООПТ разрешены виды использования лесов без соблюдения ограничений, определенных федеральным и региональным законодательством для особо охраняемых природных территорий, что не соответствует целям создания данных ООПТ, фактически допускает их сплошную рубку для целей заготовки древесины, не исключает возможность в будущем использовать вышеуказанные лесные участки без соблюдения ограничений, определенных федеральным и региональным законодательством для особо охраняемых природных территорий. В указанной части положения Регламента противоречат изложенным ранее нормам, имеющим большую юридическую силу.
Данные нарушения законодательства напрямую затрагивают интересы Российской Федерации, как собственника лесных участков, а также права неопределенного круга лиц, которые постоянно или временно проживают в Хабаровском крае, на сохранение благоприятной окружающей среды.
Поскольку оспариваемая часть нормативного правового акта противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым признать Регламент недействующим в оспариваемой части.
Определяя момент, с которого Регламент в оспариваемой части должен быть признан недействующим, суд полагает, что поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся, то в соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 3 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признает его недействующим в части со дня вступления решения в законную силу.
Ссылка административного ответчика на приказ Рослесхоза от 18 декабря 2009 года № 517, не может быть принята судом во внимание ввиду следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», пункта 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1009, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Минюстом России.
Как следует из материалов дела, вышеуказанный приказ затрагивает права граждан, однако сведений о его предоставлении в Минюст России в порядке, установленном Правилами, официальном опубликовании в материалы дела не представлено. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию и не опубликованные в установленном порядке, не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений (пункт 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»).
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу лесохозяйственный регламент Комсомольского лесничества, утвержденный приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 15 ноября 2018 года № 925П, в части:
включения в эксплуатационные леса защитных лесов, расположенных в границах государственного природного заказника краевого значения «Горинский», приведенных в таблице 3 раздела 1.1.5 Регламента, Бокторского участкового лесничества в частях кварталов 11, 12, 25, 27, 29, 36, 38, 44, 46, 53, 55, 67, 69, 78, 79, 83, 84, 86, 92, 94, 95, 105, 107, 117, 119, 121, 124, 135, 136, 148, 157, 158, 166, 167, 179, 188, 191, 195, 203, 207, 210, 215, 221, 222, 224, 227, 231, 236, 237, 239, 244, 246, 248, 251, 254, 262, 273, 277, кварталах 37, 54, 106, 118, 123, 133, 146, 155, 178, 192, 193, 194, 200-201,206,211-213,223, 228-230, 242-243, 249-250, 266-267, 274;
установления видов разрешенного использования лесов, расположенных на территории особо охраняемых природных территорий, согласно таблице 6 «Виды использования лесов» пункта 1.2 Регламента:
в границах государственного природного заказника краевого значения «Горинский» на территории Бокторского участкового лесничества в кварталах 11ч, 12ч, 25ч, 27ч, 29ч, 36ч-38ч, 44ч, 46ч, 53ч-55ч, 67ч, 68, 69ч, 78ч, 79ч, 83ч, 84ч, 86ч, 92ч, 94ч, 95ч, 105ч-107ч, 117ч-119ч, 121ч, 124ч, 135ч, 136ч, 148ч, 157ч, 158ч, 166ч, 167ч, 179ч, 188ч, 191ч-195ч, 203ч, 205ч-207ч, 210ч, 215ч, 216ч, 221ч, 222ч, 224ч, 227ч-231ч, 236ч, 237ч, 239ч, 241ч- 244ч, 246ч, 248ч-251ч, 254ч, 262ч, 268ч-270ч, 273ч, 277ч-279ч, 282ч, 284ч, 285ч:
заготовка древесины;
выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;
строительство и эксплуатация водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных постов;
в границах памятника природы краевого значения «Кедрово-тисовая роща» на территории Галичного участкового лесничества в кварталах 144ч, 145ч:
заготовка древесины;
выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых.
Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на официальном сайте министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края https://les.khabkrai.ru, на официальном интернет-портале правовой информации http://laws.khv.gov.ru.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Хабаровского краевого суда