ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-246/20 от 29.09.2020 Пензенского областного суда (Пензенская область)

дело № 3а-246/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 сентября 2020 года г. Пенза

Пензенский областной суд в составе

председательствующего судьи Репиной Е.В.,

при ведении протокола помощником судьи Марчук У.Н.,

с участием прокурора Бычковой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Оборонэнерго» в лице филиала «Уральский» к Управлению по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области об оспаривании в части приказа от 30 декабря 2019 г. «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций Пензенской области, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г.», пункта 1 приказа от 30 декабря 2019 г. «Об установлении единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Пензенской области на 2020 г.»,

У С Т А Н О В И Л:

приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (далее – Управление, орган регулирования, административный ответчик) от 30 декабря 2019 г. установлены долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций Пензенской области, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций согласно приложению № 1 (пункт 1 приказа), индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2020 год согласно приложению № 2 (пункт 2 приказа), а также необходимая валовая выручка сетевых организаций на услуги по передаче электрической энергии (мощности) (без учета оплаты потерь) согласно приложению № 3 (пункт 3 приказа). Данный приказ вступил в силу с 01 января 2020 г. (пункт 5 приказа).

Указанным приказом осуществлено тарифное регулирование в отношении АО «Оборонэнерго» филиал «Уральский», а именно:

- пунктом 9 приложения № 1 «Долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций» установлен базовый уровень подконтрольных расходов на 2020 год в размере <данные изъяты> тыс. руб.;

- приложением № 2 «Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Пензенской области с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года» установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с филиалом ПАО «МРСК Волги» - «Пензаэнерго» с 1 января 2020 г. по 31 декабря 2020 г., с учетом внесенных изменений приказом Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 09 января 2020 г. №1;

- пунктом 3 приложения № 3 «НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь)», установлены размеры необходимой валовой выручки (без учета оплаты потерь) на долгосрочный период регулирования: на 2020 год – <данные изъяты> руб., 2021 год – <данные изъяты>. руб., 2022 год – <данные изъяты> руб., 2023 год – <данные изъяты> руб.; 2024 год – <данные изъяты> руб.

Пунктом 1 приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 30 декабря 2019 г. ««Об установлении единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Пензенской области на 2020 г.» для АО «Оборонэнерго» филиала «Уральский» установлена необходимая валовая выручка (НВВ) на 2020 год в размере <данные изъяты> руб.

Акционерное общество «Оборонэнерго» в лице филиала «Уральский» (далее – сетевая организация, административный истец) обратилось в Пензенский областной суд с административным исковым заявлением к Управлению по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, в соответствии с которым просило суд признать вышеприведенные положения приказов от 30 декабря 2019 г. , недействующими со дня вступления решения суда в законную силу и обязать административного ответчика принять новый нормативный правовой акт, заменяющий приказы от 30 декабря 2019 г. , в оспариваемой части, исходя из увеличения базового уровня подконтрольных расходов и необходимой валовой выручки сетевой организации с учетом затрат по статьям «сырье и материалы» в размере <данные изъяты> руб. и «ремонт основных средств» в размере <данные изъяты> руб. В обоснование требований административным истцом указано, что при принятии оспариваемых нормативных положений органом регулирования неправомерно снижены размеры затрат сетевой организации, указанных в тарифном предложении, по статьям «сырье и материалы» и «ремонт основных средств», что повлекло уменьшение базового уровня подконтрольных расходов, необходимой валовой выручки организации и установление тарифов на передачу электрической энергии ниже экономически обоснованного размера. По мнению административного истца, оспариваемые нормы приказов от 30 декабря 2019 г. , нарушают права сетевой организации на получение финансовых средств, необходимых для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, не обеспечивают соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии и противоречат статьям 20, 23 Федерального закона от 23 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пунктам 25, 26 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и пунктам 23, 28 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178, Методическим указаниям по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. № 98-э.

При подготовке дела к судебному разбирательству судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ПАО «МРСК Волги» в лице филиала «Пензаэнерго» (в настоящее время ПАО «Россети Волга» в лице филиала «Пензаэнерго»), для взаиморасчетов с которым установлены оспариваемые тарифы.

В судебном заседании представитель административного истца АО «Оборонэнерго» в лице филиала «Уральский» – Татаринов В.С. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и письменных дополнениях к нему (том 1 л.д. 3-12, том 1 л.д. 230-232, т. 2 л.д. 14-17).

Представители административного ответчика Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области – Клак Н.В., Суворов А.В. просили суд отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление и дополнениях к ним (том 1 л.д. 127-130, том 1 л.д. 233-242, том 2 л.д. 27-29). Считали, что оспариваемые положения приказов от 30 декабря 2019 г. , не противоречат законодательству в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, уменьшение Управлением размера затрат по статьям «сырье и материалы» и «ремонт основных средств» при определении базового уровня подконтрольных расходов и необходимой валовой выручки Куйбышевской дирекции по энергообеспечению обусловлено экономической необоснованностью тарифного предложения сетевой организации. Доказательств применения административным истцом единого котлового тарифа, установленного приказом Управления в суд не представлено, ввиду чего Приказ Управления не нарушает прав, свобод и законных интересов АО «Оборонэнерго».

Представитель заинтересованного лица – ПАО «Россети -Волга» в лице филиала «Пензаэнерго» Чачина О.В. в судебном заседании, возражала против удовлетворения заявленных требований, считая размер необходимой валовой выручки, установленный органом регулирования в отношении филиала «Уральский», достаточным и экономически обоснованным (том 1 л.д. 213-215).

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы тарифного и административного дел, заслушав заключение прокурора Бычковой Н.Н., просившей в удовлетворении требований отказать, суд приходит к следующему.

Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования № 1178), Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования № 1178), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178, Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. № 98-э (далее – Методические указания № 98-э), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. № 20-э/2 (далее - Методические указания № 20-э/2), и другими нормативными правовыми актами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Федерального закона № 35-ФЗ цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках.

Согласно подпункту 3 пункта 3 Основ ценообразования № 1178 в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входит, в том числе индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче (тариф взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями).

В силу пункта 3 статьи 24 Федерального закона № 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов наделены полномочиями по установлению цен (тарифов), указанных в статье 23.1 данного Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Как следует из пунктов 8, 22, 25, 26 Правил регулирования № 1178, установление цен (тарифов) производится регулирующим органом путем рассмотрения соответствующего тарифного дела, проведения экспертизы предложений регулируемой организации (заявления об установлении тарифов и обосновывающих материалов) и принятия решения на заседании правления (коллегиального органа) регулирующего органа, которое считается правомочным, если на нем присутствует более половины его членов.

Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим территориальным сетевым организациям, тарифы взаиморасчетов между сетевыми организациями устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике, пункт 63 Основ ценообразования).

Согласно Положению об Управлении по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, утвержденному постановлением Правительства Пензенской области от 4 августа 2010 г. № 440-пП (далее – Положение), Управление является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, уполномоченным осуществлять проведение единой государственной политики в области государственного регулирования цен (тарифов), энергосбережения и контроля в установленных сферах деятельности на территории Пензенской области в соответствии с действующим законодательством (том 1 л.д. 131-156).

Пунктом 3.2 Положения к полномочиям Управления отнесено установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям.

Для принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней в Управлении образуется коллегиальный орган – Правление (пункт 5.3 Положения), состав которого утвержден приказом начальника Управления от 25 сентября 2013 г. (том 1 л.д. 157-162).

В судебном заседании установлено, что АО «Оборонэнерго» в лице филиала «Уральский», являющееся территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Пензенской области, обратилось в Управление с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по региональным электрическим сетям для взаиморасчетов между сетевыми организациями на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годы, представив комплект обосновывающих документов.

Управлением открыто дело об установлении долгосрочных параметров регулирования и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала «Уральский» для взаиморасчетов между сетевыми организациями на долгосрочный период регулирования 2020 – 2024 годы; назначено должностное лицо, ответственное за подготовку материалов к заседанию правления; сформирована экспертная группа из сотрудников Управления для проведения экспертизы предложения филиала «Уральский».

По результатам оценки указанного предложения органом регулирования составлено экспертное заключение относительно экономической обоснованности тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям филиала «Уральский» на 2020 год долгосрочного периода регулирования 2020 – 2024 годы (том 1 л.д. 203-212).

30 декабря 2019 г. при наличии необходимого кворума состоялось заседание правления органа регулирования, на котором большинством голосов его членов принято решение об установлении в отношении филиала «Уральский» долгосрочных параметров регулирования на долгосрочный период 2020 - 2024 годы (включая базовый уровень подконтрольных расходов на 2020 год), размеров необходимой валовой выручки на долгосрочный период 2020 – 2024 годы и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2020 год, которые отражены в оспариваемом приказе (в редакции приказа от 09 января 2020 г. № 1 «О внесении изменений в приказ Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 30.12.2019 »), что подтверждается протоколом заседания правления от 30 декабря 2019 г. (том 1 л.д. 197-202).

Приказ от 30 декабря 2019 г. устанавливает индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями и регулирует вопросы, отнесенные федеральным законодателем к компетенции тарифных органов субъектов Российской Федерации, принят по итогам правомочного заседания правления в надлежащей форме, предусмотренной пунктами 1.4, 5.5 Положения, подписан начальником Управления Клак Н.В., назначенной на должность распоряжением Губернатора Пензенской области от 22 сентября 2015 г.

Необходимая валовая выручка филиала «Уральский» учтена при расчете единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 г., утвержденных приказом от 30 декабря 2019 г. «Об установлении единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Пензенской области».

Оспариваемые приказы в соответствии с пунктами 2, 4 Порядка опубликования и вступления в силу актов Правительства Пензенской области и актов исполнительных органов государственной власти Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 15 декабря 2004 г. № 1013-пП, опубликованы 30 декабря 2019 г. на официальном сайте Управления в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», 04 января 2020 г. на официальном интернет-портале правовой информации и вступили в силу с 1 января 2020 г. (даты, установленной пунктом 5 приказа).

Приказ от 09 января 2020 г. «О внесении изменений в приказ Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 30.12.2019 » опубликован 09 января 2020 г.

Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты изданы в пределах компетенции Управления, подписаны уполномоченным должностным лицом, приняты с соблюдением формы, процедуры принятия, официального опубликования и вступления в силу, и по указанным основаниям не оспаривается административным истцом.

При проверке оспариваемой части приказа Управления от 30 декабря 2019 г. на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

Положениями пункта 2 статьи 20 Федерального закона № 35-ФЗ к основным принципам государственного регулирования и контроля в электроэнергетике отнесено достижение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.

В силу пункта 2 статьи 23 названного Федерального закона при государственном регулировании цен (тарифов) должны быть соблюдены основные принципы, в том числе: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.

В соответствии с пунктами 2, 7, 16 Основ ценообразования № 1178 под необходимой валовой выручкой понимается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.

При установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

При регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (пункт 12 Основ ценообразования № 1178).

Согласно пункту 38 указанных Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании долгосрочных параметров регулирования, в том числе базового уровня подконтрольных расходов, устанавливаемого регулирующими органами.

В соответствии с пунктами 5, 8 Методических указаний № 98-э тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые с применением Методических указаний (далее - долгосрочные тарифы), устанавливаются на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет), отдельно на каждый финансовый год в течение этого периода.

На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.

Исходя из пункта 11 Методических указаний № 98-э, уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) применяется для определения необходимой валовой выручки в части содержания электрических сетей и устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

В силу положений пункта 12 Методических указаний № 98-э, пунктов 17, 18, 25, 26 Основ ценообразования № 1178, в составе базового уровня подконтрольных расходов и необходимой валовой выручки подлежат учету планируемые на расчетный период регулирования расходы, связанные с передачей электрической энергии по регулируемому виду деятельности, в том числе расходы на «сырье и материалы», расходы на «ремонт основных средств».

Необходимая валовая выручка регулируемой организации при расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями, определенная в соответствии с методическими указаниями, принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при определении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, а также индивидуальных тарифов для взаиморасчета между парой регулируемых организаций (пункт 14 Методических указаний № 98-э).

Как следует из материалов дела, в том числе экспертного заключения и протокола заседания правления (том 1 л.д. 203-212), при установлении в отношении филиала «Уральский» оспариваемых тарифов на услуги по передаче электрической энергии Управлением в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами применен метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Для указанной сетевой организации период с 2020 года по 2024 год является третьим долгосрочным периодом регулирования, 2020 год - базовым годом долгосрочного периода регулирования.

Согласно предложению об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год филиалом «Уральский» заявлены подконтрольные расходы в размере <данные изъяты> руб., из них по статьям затрат: «сырье и материалы» - <данные изъяты> руб., «ремонт основных средств» - <данные изъяты> руб.

Базовый уровень подконтрольных расходов административного истца на 2020 год определен Управлением с применением метода экономической обоснованности расходов в размере <данные изъяты> руб., при этом органом регулирования уменьшены заявленные сетевой организацией расходы по статьям затрат «сырье и материалы» до <данные изъяты> руб., «ремонт основных средств» до <данные изъяты> руб.

Анализируя доводы сторон административного спора и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 18 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя, в том числе расходы на топливо, расходы на сырье и материалы, а также расходы на ремонт основных средств.

Пунктами 24, 29 Основ ценообразования предусмотрено, расходы на сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются тарифным органом на основании фактических значений расходов (цен), которые могут быть получены из предусмотренных пунктом 29 Основ ценообразования источников информации о таких ценах.

При определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах): установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах. При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации (пункт 29 Основ ценообразования).

В расчетах также могут быть использованы экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых регулируемой организацией, если по отдельным статьям расходов не предусмотрены нормативы расходов (пункт 31 Основ ценообразования).

Подпунктом 8 пункта 17 Правил регулирования тарифов в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178, установлено что, к заявлениям, направленным в соответствии с пунктами 12, 14 и 16 этих правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, прилагают обосновывающие материалы: расчет расходов и необходимой валовой выручки от осуществления регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Как следует из содержания тарифного предложения административного истца расходы по статье «сырье и материалы» определены в размере <данные изъяты> руб., исходя из потребности ГСМ на 2020 год в размере <данные изъяты> руб., спецификации поставки на 2020 год в размере <данные изъяты> руб., расходов на хоз. товары 2020 год в размере <данные изъяты> руб., спецификации поставки канцелярских принадлежностей на 2020 год в размере <данные изъяты> руб.

При этом, в нарушение требований законодательства административным истцом не представлены в тарифный орган документы, обосновывающие заявленные по данной статье затрат расходы, а именно, представляя расчет потребности ГСМ для 7 автомашин, данных о том, что заявленное число автомобилей будет задействовано в производственном процессе для целей регулируемой деятельности не представлено, не приведено обоснования заявленного расхода топлива с учетом пробега автотранспорта, не представлены подтверждающие пробег маршрутные карты. Не представлены договоры и иные документы, подтверждающие оплату расходов на поставку материалов, хозяйственных и канцелярских товаров.

С учетом изложенного, плановые расходы на 2020 год по указанной статье определены Управлением в размере <данные изъяты> руб., исходя из фактических экономически обоснованных значений за предшествующий период регулирования, с учетом коэффициента, отражающего изменение имущественного комплекса регулируемой организации на 2020 год относительно факта 2015-2019 г.г., с применением индексов цен, определенных Прогнозом социально-экономического развития РФ на периоды до 2024 года.

Согласно предложению АО «Оборонэнерго» об установлении регулируемых тарифов на имущественный комплекс, используемый для осуществления деятельности по передаче электрической энергии, (количество активов) составил в период с 2015 по 2019 годы - 2527,31 у.е., план на 2020 год - 1621,95 у.е.

Согласно отчетных данных АО «Оборонэнерго» фактические расходы по статье «Сырье и материалы» в предыдущем долгосрочном периоде регулирования составили: в 2015 году <данные изъяты> руб., в 2016 году <данные изъяты> руб., в 2017 году <данные изъяты> руб., в 2018 году <данные изъяты> руб. при количестве активов - 2527,31 у.е. Индекс изменения активов на 2020 год составил 0,73132, рассчитанный исходя из фактических условных единиц за 2015-2018 г.г.- 2527, 31 у.е., за 2020 год – 1621, 95 у.е.

Фактические расходы организации приведены к ценам 2020 года путем применения индексов потребительских цен, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год - 107,1%, на 2017 год - 103,7%, на 2018 год - 102,9%, на 2019 год - 104,7%, на 2020 год - 103,0%.

Таким образом, сопоставимые значения расходов на сырье и материалы в предыдущем периоде регулирования в ценах 2020 года составили <данные изъяты>.

Такое определение тарифным органом расходов по статье затрат «сырье и материалы» в размере <данные изъяты>руб., суд признает правильным и обоснованным, проведенным исходя из экспертной оценки, основанной на отчетных данных АО «Оборонэнерго» о величине фактических расходов в предыдущем периоде регулирования.

Ссылка представителя административного истца о том, что регулирующий орган обязан был самостоятельно запросить необходимые документы, основаны на неверном толковании норм права. Законодательством именно на сетевую организацию возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления тарифа, неисполнение данной обязанности имеет своим последствием неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, объективно существующих обстоятельств.

Утверждения представителя административного истца о том, что при определении расходов по статье «заработная плата» были учтены все единицы водителей, что подтверждает экономическую обоснованность заявленных расходов на ГСМ, судом отклоняются, поскольку АО «Оборонэнерго» не представлен расчет расходов по данной статье затрат с приложением экономического обоснования исходных данных, что является нарушением подпункта 8 пункта 17 Правил регулирования.

Суд также считает возможным согласиться с приведенными административным ответчиком основаниями для снижения заявленных филиалом «Уральский» расходов по статье «ремонт основных средств».

В соответствии с п. 25 Основ ценообразования при определении расходов на ремонт основных средств учитываются: нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом»; цены, указанные в пункте 29 Основ ценообразования.

На момент принятия Приказа Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 30.12.2019 нормативы расходов на «ремонт основных средств» Министерством энергетики не утверждены, в связи с чем положениям п. 25 Основ ценообразования не применимы. Расходы по статье «ремонт основных средств» могли быть рассчитаны тарифным органом на основании фактических значений расходов (цен), предусмотренных пунктом 29 Основ ценообразования.

Как следует из тарифного предложения регулируемой организации, заявленная на 2020 год сумма расходов на «ремонт основных средств» в размере <данные изъяты> руб. определена, исходя из годового плана-графика производства работ по капитальному ремонту оборудования, зданий и сооружений электрических сетей по Пензенской области филиала «Уральский» АО «Оборонэнерго» на 2020, 2021, 2022, 2023 и 2024 г.; годового плана-графика производства работ по текущему ремонту оборудования, зданий и сооружений электрических сетей по Пензенской области филиала «Уральский» АО «Оборонэнерго» на 2020, 2021, 2022, 2023 и 2024 г.; годового плана-графика производства работ по техническому обслуживанию оборудования, зданий и сооружений электрических сетей по Пензенской области филиала «Уральский» АО «Оборонэнерго» на 2020, 2021, 2022, 2023 и 2024 г.; расчет расходов на текущий ремонт и техобслуживание автотранспорта. Также истцом представлены в тарифный орган карточка счета 20.1.1 за 2018 год по статье «услуги подрядчиков по ремонту объектов ЭСХ»; карточка счета <данные изъяты> за 2018 год по статье «МПЗ на ремонт спецтехники и автотранспорта»; карточка счета <данные изъяты> за 2018 год по статье «МПЗ на ремонт объектов ЭСХ»; карточка счета <данные изъяты> за 2018 год по статье «услуги подрядчиков по ремонту автотранспорта и спецтехники».

В составе тарифной заявки сетевой организацией указаны перечни оборудования и сооружений электроснабжения, участвующих в передаче электроэнергии сторонним потребителям на 2020 -2024.

Как следует из экспертного заключения и письменных возражений на административное исковое заявление, заявленный филиалом «Уральский» размер расходов на «ремонт основных средств» <данные изъяты> руб., признан Управлением экономически необоснованным и определен в меньшем значении – <данные изъяты> руб.

Требования к техническому обслуживанию, ремонту и модернизации энергообъектов установлены Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденными приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 229 (далее - Правила эксплуатации). В силу п. 1 Правил эксплуатации они распространяются на электрические сети Российской Федерации и на организации, выполняющие работы применительно к этим объектам.

Согласно пунктам 1.6.3, 1.6.4 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 г. № 229, объем технического обслуживания и планового ремонта должен определяться необходимостью поддержания исправного и работоспособного состояния оборудования, зданий и сооружений с учетом их фактического технического состояния. Рекомендуемый перечень и объем работ по техническому обслуживанию и капитальному ремонту оборудования приведены в правилах организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей и в технико-экономических нормативах планово-предупредительного ремонта энергоблоков.

Периодичность и продолжительность всех видов ремонта установлены правилами организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей и нормативно-техническими документами на ремонт данного вида оборудования.

В соответствии с пунктом 8 Правил организации технического обслуживания и ремонта объектов электроэнергетики, утвержденных приказом Минэнерго России от 25 октября 2017 г. № 1013 (далее - Правила организации ТОиР № 1013), ремонты, в зависимости от планирования, следует подразделять на плановые, неплановые и аварийные.

Плановый ремонт также следует подразделять на планово-предупредительный ремонт, который следует выполнять с периодичностью, установленной в ремонтной документации, указанной в пункте 17 Правил ТОиР, а объем ремонта должен определяться по типовому перечню ремонтных работ с учетом фактического технического состояния и включать выполнение дополнительных сверхтиповых ремонтных работ для устранения дефектов, выявленных в процессе эксплуатации (при наличии), и по результатам предыдущих ремонтов, установленных предписаниями органов государственного надзора (при наличии); ремонт по техническому состоянию, представляющий собой ремонт, при котором контроль технического состояния оборудования следует выполнять с периодичностью и в объеме, установленными в ремонтной документации, указанной в пункте 17 Правил ТОиР, а объем и момент начала ремонта должны определяться результатами контроля технического состояния оборудования.

Таким образом, периодичность и объем обоих видов планового ремонта определяется исходя из ремонтной документации, указанной в пункте 17 Правил ТОиР.

Согласно п. 17 Правил ТОиР ремонтная документация должна включать: нормативную документацию, включающую нормативные правовые акты, действие которых распространяется на объекты, в отношении которых осуществляются ремонты; техническую документацию, к которой относятся проектная документация, конструкторская документация изготовителей оборудования (чертежи, инструкции по эксплуатации, заводские ремонтные документы, технические паспорта оборудования или сооружений объектов электроэнергетики), информационные сообщения и письма изготовителей оборудования; технологическую документацию, к которой относятся документы по технологическим процессам ремонта (маршрутные, операционные и технологические карты, технологические инструкции, рабочие программы), а также технологические инструкции изготовителей оборудования; организационно-распорядительную документацию, к которой относятся документы по планированию, подготовке и выполнению ТОиР, а также учета и отчетности (планы, графики, программы ремонта, ведомости, протоколы, акты, годовые графики ремонта, разрабатываемые собственником и иным законным владельцем объектов электроэнергетики, утверждаемые субъектом электроэнергетики и (или) организацией - исполнителем ремонта и пересматриваемые с учетом опыта эксплуатации; проект производства работ (далее - ППР), разрабатываемый организацией - исполнителем ремонта для подготовки и производства ремонта оборудования и состоящий из комплекта технических и организационно-распорядительных документов с обязательным включением в него главы «Требования безопасности при выполнении работ»; документы, фиксирующие результаты выполнения ремонта составных частей оборудования и их техническое состояние до и после выполнения ремонтных работ и степень соответствия состояния отремонтированной составной части требованиям нормативной и технической документации (формуляры, карты контроля, карты измерений, протоколы, технические акты на скрытые работы), которые являются отчетными и подлежат представлению в комиссию по приемке оборудования из ремонта.

В материалы дела об установлении тарифов АО «Оборонэнерго» предусмотренная п. 17 Правил ТОиР нормативная, техническая и технологическая документация не представлена, организационно-распорядительная документация представлена не в полном объеме (только годовые планы графики), оформлена не в соответствии с требованиями действующего законодательства, содержат не полные сведения о планируемых ремонтах объектов электросетевого хозяйства.

Согласно пунктам 387, 388 Правил организации ТОиР № 1013, периодичность работ по ремонту ЛЭП и оборудования ПС должна устанавливаться субъектами электроэнергетики на основании требований нормативной и технической документации, инструкций изготовителей оборудования с учетом технического состояния, определяемого по результатам обходов, осмотров и испытаний, проводимых в соответствии с ЛНА субъекта электроэнергетики, а также климатических и метеорологических условий эксплуатации ЛЭП и оборудования ПС.

Планирование ремонта ЛЭП и оборудования ПС должно включать в себя разработку: а) перспективных планов ремонта, разрабатываемых на 5 лет; б) годовых и месячных графиков ремонта и технического обслуживания.

Положениями пункта 408 Правил организации ТОиР № 1013, устанавливающими особенности организации технического обслуживания и ремонта ВЛ, ТП, секционирующих пунктов (далее - СП) и распределительных пунктов (далее - РП) электрических сетей напряжением 0,38 - 20 кВ (далее - ВЛ и оборудование ПС 0,38 - 20 кВ), регламентировано составление перспективных планов и годовых графиков капитального (среднего) ремонта в отношении указанного оборудования, содержащих сведения о годе последнего капитального (среднего) ремонта, а также журнала дефектов, отражающего неисправности оборудования.

Однако в отношении заявленного оборудования ремонтная документация, отвечающая требованиям вышеуказанных пунктов Правил организации ТОиР № 1013 АО «Оборонэнерго» не представлена. Представленные годовые планы графики не соответствуют требованиям Правил ТОиР, не подтверждаются нормативной и технической документацией, не содержат необходимую информацию, в том числе о ранее проведенных ремонтах на объектах. Стоимость планируемых мероприятий по ремонту не подтверждена сметными расчетами.

Документального подтверждения планируемых расходов и затрат на текущий ремонт и техобслуживание филиалом «Уральский» не представлено.

Административным истцом не приведено экономического обоснования потребности в осуществлении капитального ремонта ВЛ, КЛ, ТП именно в 2020 году, являющемся первым годом долгосрочного периода регулирования, определяющим базовый уровень подконтрольных расходов, исходя из которого в последующие годы будет производиться корректировка базового уровня подконтрольных расходов на соответствующие коэффициенты.

Учитывая, что АО «Оборонэнерго» не подтверждена экономическая обоснованность проведения ремонтных работ, Управлением расходы по статье «ремонт основных средств» определены в сумме <данные изъяты> руб., исходя из отчетных данных АО «Оборонэнерго» о величине расходов в предыдущем периоде регулирования, с применением коэффициента, отражающего уменьшение электросетевого хозяйства на 2020 год относительно 2015-2019 г.г., с учетом индексов цен, определенных Прогнозом социально-экономического развития РФ на периоды до 2024 года.

При установленных обстоятельствах, в связи с отсутствием документов, подтверждающих экономическую обоснованность тарифной заявки филиала «Уральский» в части затрат на «сырье и материалы» и «ремонт основных средств», расходы по данным статьям обоснованно определены Управлением в размере <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб. путем экспертной оценки отчетных данных сетевой организации, что не противоречит положениям пункта 31 Основ ценообразования № 1178, пункта 24 Правил регулирования № 1178.

При этом суд учитывает, что указанный подход в отсутствие иных сведений и материалов является экономически обоснованным, поскольку принятые Управлением для расчета фактические расходы организации в 2015-2018 гг. документально подтверждены, понесены сетевой организацией в предшествующем долгосрочном периоде регулирования. Уменьшение размера расходов на «сырье и материалы» и «ремонт основных средств» обусловлено снижением числа активов, эксплуатируемых АО «Оборонэнерго» в лице филиала «Уральский» на территории Пензенской области, сумма данных затрат определена по формуле 2 пункта 11 Методических указаний № 98-э, правильность расчетов административным истцом не оспаривается.

Довод административного истца о необоснованном исключении регулирующим органом заявленных в тарифном предложении сумм расходов, своего подтверждения не нашел, поскольку вопреки требованиям пункта 17 Правил регулирования цен (тарифов), ни тарифному органу, ни суду, документы, обосновывающие расчет расходов по оспариваемым статьям затрат, не представлены. В этой связи Управление не имело правовых оснований для учета заявленных обществом расходов при формировании необходимой валовой выручки.

Ссылка представителя АО «Оборонэнерго» о несоответствии экспертного заключения Управления требованиям пункта 23 Правил регулирования цен (тарифов) в связи с отсутствием экономического и правового обоснования исключения расходов по статьям затрат «сырье и материалы» «ремонт основных средств», не может являться самостоятельным основанием для отмены оспариваемого приказа , поскольку указанное обстоятельство само по себе не повлияло на права и обязанности организации.

В соответствии с пунктом 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06 августа 2004 г. № 20-э/2 (далее - Методические указания), расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций) (далее в данном пункте, а также в пунктах 54.1 и 54.2 - потребители), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены (далее - единые (котловые) тарифы), производится на основе НВВ, рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации.

Для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.

Административный истец, оспаривая приказ «Об установлении единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Пензенской области на 2020 год», указал, что поскольку НВВ участвует в расчете ставок единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии и является экономически необоснованным, при изменении размера НВВ, подлежит и изменение размера установленного единого котлового тарифа, применяемого в целях расчетов с потребителями услуг.

Учитывая, что расчет необходимой валовой выручки АО «Оборонэнерго» на 2020 г. признан судом обоснованным, оснований для признания недействующим пункта 1 приказа от 30 декабря 2019 г. «Об установлении единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Пензенской области на 2020 г.», не имеется.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку судом установлено, что приказы Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 30 декабря 2019 г. «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций Пензенской области, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года», от 30 декабря 2019 г. «Об установлении единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Пензенской области на 2020 г.», в оспариваемой части, приняты Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области в пределах своих полномочий, не противоречат нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу, учитывая отсутствие доказательств нарушения прав регулируемой организации, оснований для удовлетворения административного иска АО «Оборонэнерго» филиал «Уральский» не имеется.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления АО «Оборонэнерго» филиал «Уральский», суд не находит оснований, в силу положений ч. 1 ст. 111 КАС РФ, для взыскания с административного ответчика в пользу административного истца судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества «Оборонэнерго» филиал «Уральский» к Управлению по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области об оспаривании в части приказов от 30 декабря 2019 г. , , отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (г. Нижний Новгород) через Пензенский областной суд по правилам, установленным главой 34 КАС РФ, в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 06 октября 2020 года.

Судья: Е.В. Репина