РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Московская область Московский областной суд в составе: председательствующего судьи СмышляевойО. В., при помощнике судьи Новик К.В., с участием прокурора Быхановой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-246/2022 по административному исковому заявлению <данные изъяты> к Правительству Московской области, Губернатору Московской области о признании недействующими со дня принятия нормативно-правового акта, УСТАНОВИЛ: <данные изъяты> обратилась в суд с иском к Правительству Московской области о признании недействующим постановления Правительства Московской области от 22.12.2016 № 984/47 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Московской области». В обоснование иска указала, что указанное постановление опубликовано на интернет-портале mosreg.ru (официальном сайте Правительства Московской области). Действующая редакция Постановления предусматривает вывоз отходов для захоронения на незаконно действующий комплекс «Алексинский карьер» в городском округе Клин Московской области, включающий в себя переполненный объект размещения отходов. На территории г. о. Клин (в черте города) базируется действующий стратегический военный аэродром государственной авиации Клин-5. В целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду устанавливается приаэродромная территория, являющаяся зоной с особыми условиями использования территорий. На приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности. Согласно п. 6 ч. 3 ст. 47 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 на приаэродромной территории выделяется шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц - свалки, скотобойни, полигоны ТБО, объекты размещения отходов. Согласно пунктам 2(е) и 3(д) Постановления Правительства РФ от 02.12.2017 № 1460 «Об утверждении Правил установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий» шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц, выделяется по границам, установленным на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома (далее — КТА). Согласно п. 59 Федеральных правил использования воздушного пространства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138, запрещается размещать в полосах воздушных подходов на удалении до 30 км, а вне полос воздушных подходов — до 15 км от КТА, объекты выбросов (размещения) отходов, животноводческие фермы, скотобойни и другие объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц. Аналогичные нормы и расшифровка понятий содержатся и в других действующих федеральных нормативных актах. Данный законодательный запрет является безусловным, введен в целях обеспечения безопасности полетов и населения, проживающего вблизи аэродромов. Указанный запрет согласуется с действующей в РФ международной нормой, запрещающей размещение свалок и полигонов на расстоянии менее 7 морских миль (13 км) от аэродрома. Комплекс «Алексинский карьер» является заведомо незаконно действующим объектом размещения отходов ввиду систематического нарушения ч. 10 ст. 12 ФЗ № 89 от 24.06.1998, ч. 2 ст. 13 ФЗ № 7 от 10.01.2002, п. 1.3 «Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов», п. 6 абз. 1 ст. 30 ФЗ № 174 от 23.11.1995, п. 6.2.5 Территориальных строительных норм ТСН 30-308-2002 МО, п. 3.3 СанПиН 2.1.7.1038-01, п. 3.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и п. 6 ч. 3 ст. 47 Воздушного Кодекса РФ и п. 8.23 СП 42.13330.2011 и пунктов 2(е) и 3(д) постановления Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1460. Деятельность по захоронению отходов на данной незаконно действующей свалке ущемляет право проживающего рядом истца на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ) и на неприкосновенность частной жизни. Выявленные нарушения требований норм и правил в области санитарного законодательства при эксплуатации свалки «Алексинский карьер» создают реальную угрозу здоровья граждан, а здоровье человека является высшим неотчуждаемым благом, без которого утрачивают свое значение многие другие блага. Оспариваемый правовой акт создает предпосылки для продолжения работы незаконной свалки «Алексинский карьер», что неизбежно приведет к усугублению ущемления права административного истца на жизнь, здоровье, безопасное использование имущества и благоприятную окружающую среду. Размещение свалки в 3 км от контрольной точки аэродрома на расстоянии менее установленного законодательством об авиационной безопасности не обеспечивает безопасность полетов на аэродроме Клин-5, что, в свою очередь, может отразиться на безопасности граждан, проживающих в <...> и близлежащих населенных пунктах, включая административного истца. Расположение подобного объекта обращения с отходами в подлетной зоне стратегического аэропорта ВКС РФ «Клин-5» исключается нормами летной безопасности. При этом возможные ссылки на «согласование» строительства объекта определённой высотой не является значимым по делу обстоятельством, поскольку не отменяет общеобязательных требований законодательства в области безопасности полетов, которыми устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления хозяйственной деятельности вблизи аэродрома. Поскольку оспариваемый правовой акт создаёт предпосылки для продолжения работы незаконной свалки, он неизбежно приводят к созданию реальной угрозы для жизни, здоровья и имущества истца. Ввиду указанного административный истец полагал, что наделен правом обжалования правового акта. Кроме того, <данные изъяты> в обоснование иска ссылалась на то, что территориальная схема устанавливает размер тарифа, ввиду чего ущемляет и имущественные права административного истца. В судебное заседание административный истец не явился, извещен надлежащим образом. Представитель ответчиков в судебном заседании просил в иске отказать по доводам, изложенным в письменных отзывах на иск ( т. 1 л.д. 72-80, т. 3 л.д. 59-66). Представитель заинтересованного лица Комитета по ценам и тарифам Московской области в судебном заседании просил в иске отказать, представил письменный отзыв на иск ( т. 1 л.д. 50- 56). Дополнительно пояснил, что оспариваемый нормативный акт тарифы не устанавливал. Представитель заинтересованного лица Комитета жилищно-коммунального хозяйства Московской области в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, указав, что нормативный акт принят уполномоченным органом, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права административного истца не нарушает (т. 1 л.д. 61- 71, т. 3 л.д. 47-55). Представитель Министерства экологии и природопользования Московской области в суд не явился, представил письменный отзыв, просил в иске отказать (т. 1 л.д. 81 - 87). Представитель Управления Роспотребнадзора по Московской области в судебное заседание не явился, просил в удовлетворении иска отказать, представив письменные возражения на иск ( т. 1 л.д. 153-156). Представитель Комитета архитектуры и градостроительства Московской области в суд не явился, представил письменный отзыв, просил в иске отказать (т. 3 л.д. 32-39). Прокурор в судебном заседании дал заключение, согласно которому полагал административные исковые требования не подлежащими удовлетворению. Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены надлежащим образом. Заслушав пояснения представителей административных ответчиков, заинтересованных лиц, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, материалы гражданского дела № <данные изъяты>, административных дел <данные изъяты>, суд приходит к следующим выводам. В силу статьи 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами относятся к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами. Из пункта 2 статьи 13.3 вышеуказанного Федерального закона следует, что территориальная схема в области обращения с отходами разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Подпунктом «д» пункта 1 статьи 12 Закона Московской области № 171/2001-03 «Об отходах производства и потребления в Московской области» утверждение территориальной схемы обращения с отходами отнесено к полномочиям Правительства Московской области. В силу пункта 5 статьи 33 Закона Московской области от 02.11.2005 № 230/2005-03 «О Правительстве Московской области» день размещения (опубликования) постановления Правительства Московской области на Интернет- портале Правительства Московской области (www.mosreg.ru) считается днем его официального опубликования. Согласно постановлению Правительства Московской области от 13.05.2014 № 332/16 «Об Интернет-портале Правительства Московской области» Интернет-портал Правительства Московской области определен официальным источником информации о деятельности Губернатора Московской области, Правительства Московской области, центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; в структуру Интернет-портала входят в том числе официальный сайт Правительства Московской области, официальные сайты центральных исполнительных органов государственной власти Московской области. Постановлением Правительства Московской области от 22.12.2016 № 984/47 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Московской области» утверждена Территориальная схема обращения с отходами Московской области (далее - Территориальная схема). Постановление № 984/47 опубликовано на официальном Интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru 22.12.2016, а также в изданиях: «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 246, 29.12.2016, «Ежедневные Новости. Подмосковье», №27,14.02.2017, «Информационный вестник Правительства Московской области», № 3, 30.03.2017. Постановлением Правительства Московской области от 19.03.2018 № 162/9 «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Московской области от 22.12.2016 № 984/47 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Московской области» (далее - Постановление № 162/9) Территориальная схема изложена в новой редакции. Постановление № 162/9 опубликовано на официальном Интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, 21.03.2018, а также в издании «Информационный вестник Правительства Московской области», № 13, 28.08.2018. Постановлением Правительства Московской области от 25.12.2018 № 1004/46 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Московской области» (далее - Постановление № 1004/46) в Территориальную схему внесены изменения. Постановление № 1004/46 опубликовано на официальном Интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, 17.01.2019, в изданиях: «Ежедневные Новости. Подмосковье», №27,14.02.2019, «Информационный вестник Правительства Московской области», № 8, 29.05.2019. Постановлением Правительства МО от 09.07.2019 № 411/22 «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Московской области от 22.12.2016 № 984/47 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Московской области» (далее - Постановление № 411/22) Территориальная схема изложена в новой редакции. Постановление № 411/22 опубликовано на официальном Интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru 08.08.2019, полный текст размещен на сайте Министерства ЖКХ Московской области, а также в изданиях: «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 146, 09.08.2019, «Информационный вестник Правительства Московской области», № 17, 22.11.2019. Постановлением Правительства Московской области от 17.11.2020 № 864/38 «О внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 22.12.2016 № 984/47 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Московской области» (далее - Постановление № 864/38) Территориальная схема изложена в новой редакции. Постановление № 864/38 опубликовано на официальном Интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, 16.12.2020. Полный текст размещен на сайте Министерства ЖКХ Московской области, а также в изданиях: «Ежедневные Новости. Подмосковье», № 7, 19.01.2021, «Информационный вестник Правительства Московской области», № 4, 25.02.2021. Постановлением Правительства Московской области от 11.01.2022 № 3/1 «О внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 22.12.2016 № 984/47 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Московской области» (далее - Постановление № 3/1) Территориальная схема изложена в новой редакции. Постановление № 3/1 опубликовано на официальном Интер нет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, 21.02.2022. Полный текст размещен на сайте Министерства ЖКХ Московской области. Таким образом, в настоящее время действует Территориальная схема, изложенная в редакции согласно приложению к Постановлению № 3/1, которое вступило в законную силу на следующий день после его официального опубликования. При этом данная редакция норм, касающихся предмета настоящего спора, не содержит. Министерство ЖКХ Московской области, Минэкологии Московской области в соответствии с постановлением Губернатора Московской области от 24.09.2018 № 462-ПГ «О структуре исполнительных органов государственной власти Московской области и составе Правительства Московской области» относятся к центральным исполнительным органам государственной власти Московской области. В соответствии с Положением о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 03.10.2013 № 787/44 (далее - Положение о министерстве), Министерство ЖКХ Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области, в том числе по вопросам в области обращения с отходами производства и потребления. В силу пунктов 12.1, 12.23 Положения о министерстве Министерство ЖКХ Московской области осуществляет полномочия по разработке территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также полномочия по подготовке предложений Правительству Московской области об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. При разработке Территориальной схемы уполномоченным органом в лице Министерства ЖКХ Московской области соблюдены требования постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № ИЗО «О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем», в том числе к порядку проведения общественного обсуждения. Комплекс по переработке отходов представляет собой высокомеханизированное предприятие для целей: снижения негативного воздействия от захоронения, отходов на окружающую среду, обеспечение экологической безопасности обращения с ТКО, сдерживания роста тарифов для населения и сфере обращения с отходами, сокращение потерь ценных вторичных ресурсов. Создание комплекса, в первую очередь, позволяет извлекать материальные ресурсы и обеспечивать вторичную переработку (органическую фракцию), предотвращая захоронение смешанных ГКО и минимизируя объем захоронения отходов. Создание современных комплексов в Московской области полностью соответствует принятой Стратегии социально - экономического развития Московской области, а также статье 3 Закона Московской области №27/2015-03 «Об установлении критериев, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых допускается предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов». Строительство КПО «Алексинский карьер» <данные изъяты> на территории городского округа Клин Московской области осуществлено <данные изъяты> в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе с соблюдением санитарно-эпидемиологических норм и правил, а именно: - общественные обсуждения (в форме общественных слушаний) проектной документации <данные изъяты> в городском округе Клин Московской области» проведены <данные изъяты> и считаются состоявшимися; - проектная документация <данные изъяты> в городском округе Клин Московской области» получила положительное заключение Государственной экологической экспертизы от <данные изъяты>; - проектная документация <данные изъяты> получила положительное заключение <данные изъяты>. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от <данные изъяты> получено Решение об установлении санитарно-защитной зоны КПО «Алексинский карьер»; Министерством в установленном порядке выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от 09.11.2020 №050 128. Министерством жилищной политики Московской области в установленном порядке выдано разрешение на строительство КПО «Алексинский карьер» от <данные изъяты> и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от <данные изъяты>. Министерством жилищной политики Московской области в установленном порядке выдано разрешение на строительство <данные изъяты> от <данные изъяты> и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от <данные изъяты>. Контролирующими и надзорными органами регулярно проводятся проверки спорного объекта, в результате которых не выявлено неустранимых нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области обращения с отходами, а все законные предписания об устранении выявленных нарушений своевременно устраняются. В процессе утверждения действующей редакции Территориальной схемы Министерством ЖКЗ Московской области (далее – Министерство) была инициирована следующая процедура, регламентируемая Постановлением Правительства Российской Федерации № 1130. Разработанный проект действующей редакции Территориальной схемы предполагал внесение изменений в части создания новых объектов обращения с отходами, предусматривающих комплексную программу по обращению с отходами, наряду с закрытием полигонов ГКО, а также корректировку схемы потоков отходов, с учетом введения новых мощностей. Далее, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1130 по проекту действующей редакции Территориальной схемы были проведены общественные обсуждения. Срок общественного обсуждения проекта территориальной схемы не может быть менее одного месяца и более 3 месяцев со дня его размещения на официальном сайте. Решение о сроке (датах начала и окончания) проведения общественного обсуждения проекта территориальной схемы на официальном сайте принимает Министерство. Проект действующей редакции Территориальной схемы на официальном сайте Министерства был размещен <данные изъяты>. Срок общественного обсуждения по проекту действующей редакции Территориальной схемы составлял 32 календарных дня <данные изъяты>. Министерством направлено уведомление о размещении проекта действующей редакции Территориальной схемы в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, от <данные изъяты>. По результатам рассмотрения поступивших замечаний и (или) предложений к проекту действующей редакции Территориальной схемы Министерством было подготовлено заключение об учете <данные изъяты> поступившего замечания и (или) предложения о причинах отклонения, которое размещено на официальном сайте Министерства <данные изъяты>. Проект территориальной схемы размещен на официальном сайте Министерства в целях повторного проведения общественного обсуждения, при этом сроки проведения процедуры повторного общественного обсуждения установлены в размере половины срока, поскольку в результате доработки проекта территориальной схемы Министерством внесены изменения в схему потоков отходов. На официальном сайте Министерства проект действующей редакции Территориальной схемы повторно размещен <данные изъяты>. Срок повторного общественного обсуждения проект действующей редакции Территориальной схемы составляет 16 календарных дней <данные изъяты>. Министерством направлено уведомление о размещении проекта территориальной схемы в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, <данные изъяты>. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов, а также региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, граждане, организации, иные заинтересованные лица по результатам рассмотрения проекта территориальной схемы направляют свои замечания и предложения при их наличии в срок не позднее <данные изъяты>. Заключение об учете поступивших замечаний и (или) предложений о причинах отклонения к проекту действующей редакции Территориальной схемы размещено Министерством на официальном сайте Министерства <данные изъяты>. Руководствуясь постановлением Губернатора Московской области от 02.07.2003 «О Регламенте Правительства Московской области» по проекту действующей редакции Территориальной схемы также были получены следующие согласования органов, уполномоченных на рассмотрение документов: заключение Министерства по результатам первичной антикоррупционной экспертизы комплекта документов в рамках проекта действующей редакции Территориальной схемы; заключение Главного управления региональной безопасности Московской области по результатам специализированной антикоррупционной экспертизы Комплекта документов от <данные изъяты> заключение Министерства экономики и финансов Московской области по результатам рассмотрения Комплекта документов от <данные изъяты> заключение Министерства экологии и природопользования Московской области по результатам рассмотрения Комплекта документов от <данные изъяты>); заключение Комитета по ценам и тарифам Московской области по результатам рассмотрения Комплекта документов <данные изъяты>. Учитывая изложенное, доводы административного истца об отсутствии опубликования полного текста Территориальной схемы, а также о несоблюдении процедуры общественного обсуждения являются несостоятельными. Кроме того, ранее Территориальная схема в редакции, изложенной согласно приложению к Постановлению № 162/9, неоднократно являлась предметом судебного разбирательства. Вступившими в законную силу решениями Московского областного суда от <данные изъяты> отказано в удовлетворении требований административных истцов о признании недействующим Постановления № 984/47 (в ред. Постановления № 162/9). При этом решением Московского областного суда от <данные изъяты> в удовлетворении административных исковых заявлений о признании недействующим Постановления Правительства Московской области от 22 декабря 2016 года № 984/47 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Московской области» в редакции Постановления Правительства Московской области от 19 марта 2018 года № 162/9 «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Московской области от 22 декабря 2016 года № 984/47 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Московской области» <данные изъяты> отказано. Указанным судебным актом установлено соблюдение порядка опубликования оспариваемого нормативного правового акта, а также процедуры проведения общественного обсуждения по проекту Постановления № 162/9, соответствие данного акта закону, соблюдения прав и законных интересов граждан и организаций при его принятии. Наряду с вышеизложенным, судом установлено, что Войсковая часть <данные изъяты> согласовала строительство (реконструкцию, размещение) объекта обработки, размещения и утилизации твердых коммунальных отходов в г.о. Клин Московской области. Решением Клинского городского суда Московской области от <данные изъяты>, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от <данные изъяты> и кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от <данные изъяты>, отказано в удовлетворении требований <данные изъяты> о признании незаконным и недействующим согласования. При этом, как следует из указанных судебных актов, <данные изъяты> ссылался на прямой законодательный запрет расположения полигонов и прочих привлекающих птиц объектов вблизи аэродромов <данные изъяты>. Однако судами сделан вывод о том, что согласование было принято в установленном законом порядке, уполномоченным должностным лицом и в пределах его компетенции. Таким образом, доводы административного истца о незаконности согласования строительства объекта являются несостоятельными. Государственная экологическая экспертиза является одним из видов экологических экспертиз. Согласно статье 33 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее - Федеральный закон № 174-ФЗ) экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Порядок проведения государственной экологической экспертизы урегулирован главой III указанного выше Федерального закона. Исчерпывающие перечни объектов государственной экологической экспертизы федерального, регионального уровней приведены в статьях 11, 12 Федерального закона № 174-ФЗ. Согласно пункту 7.2 статьи 11 Федерального закона № 174-ФЗ объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня являются: проектная документация объектов капитального строительства, используемых для утилизации твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, а также проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления. Отношения по архитектурно-строительному проектированию, строительству объектов капитального строительства, их реконструкции регулируются законодательством о градостроительной деятельности. Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Таким образом, государственной экологической экспертизе подлежат документы, обосновывающие планируемую хозяйственную деятельность, в данном случае - проектная документация строительства комплекса по переработке и размещению отходов. Положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации утверждено распоряжением Минэкологии Московской области от <данные изъяты> которое в настоящее время является действующим. Правовые основания утраты юридической силы положительного заключения государственной экологической экспертизы отсутствуют. Решением Клинского городского суда Московской области от <данные изъяты>, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского областного суда от <данные изъяты> и кассационным определением судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от <данные изъяты>, отказано в удовлетворении требований <данные изъяты> о признании незаконным заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Строительство первой и второй очередей комплекса по переработке и размещению ТКО «Алексинский карьер» в городском округе Клин Московской области», а также о признании недействующим Распоряжения № 709-РМ. Территориальная схема в соответствии с законом не является проектной документацией строительства комплекса по переработке и размещению отходов, ввиду чего не является объектом государственной экологической экспертизы. Указанная в Территориальной схеме мощность КПО «Алексинский карьер» в размере <данные изъяты> соотносится с проектной мощностью КПО «Алексинский карьер» в размере <данные изъяты>), определенной в постановлении Правительства Московской области от 25.10.2016 № 795/39 «Об утверждении государственной программы Московской области «Экология и окружающая среда Подмосковья» на 2017-2026 годы», а утвержденная государственная программа является документом стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий (систему подпрограмм), взаимоувязанных по срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития Московской области (пункт 2 Порядка разработки и реализации государственных программ Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 25.03.2013 №208/8). С учетом изложенного, доводы административного истца о незаконности установления проектной мощности КПО «Алексинский карьер» в размере <данные изъяты>, а также о нарушении прав на благоприятную экологическую среду, не принимаются во внимание как необоснованные. Приаэродромная территория отнесена к зонам с особыми условиями использования территории в соответствии с пунктом 8 статьи 105 Земельного кодекса РФ. Приаэродромная территория устанавливается актом уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (часть 1 статьи 47 Воздушного кодекса РФ). На приаэродромной территории выделяются шесть подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности в соответствии с частью 3 статьи 47 Воздушного кодекса РФ. Статья 47 Воздушного кодекса Российской Федерации определяет, что приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти. Таким решением на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с Кодексом. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1460 утверждены правила установления приаэродромной территории, правила выделения на приаэродромной территории подзон и правила разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории. Так, названными Правилами выделения на приаэродромной территории подзон установлено, что в шестой подзоне запрещается размещать объекты, способствующие тгривлечению и массовому скоплению птиц (подпункт "е" пункта 2 Правил), выделение шестой подзоны осуществляется по границам, установленным на удалении 15 км от контрольной точки аэродрома (подпункт "д" пункта 3 Правил). В соответствии с пунктом 2 правил установления приаэродромной территории решение об установлении приаэродромной территории принимается в отношении аэродромов государственной авиации - Министерством обороны Российской Федерации. Судом установлено, что до настоящего времени приаэродромная территория аэродрома государственной авиации Клин Московской области уполномоченным органом не утверждена. Вместе с тем, в силу части 3 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства, размещение радиотехнических и иных объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов, оказывать негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, установленного на аэродроме, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, в границах приаэродромных территорий или полос воздушных подходов на аэродроме, санитарно-защитных зон аэродромов должны осуществляться при условии согласования размещения этих объектов в срок не более, чем тридцать дней с организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, для аэродрома государственной авиации. Порядок согласования строительства (реконструкции), размещения объектов в пределах приаэродромной территории аэродромов государственной авиации <данные изъяты>, расположенных на территории Московской области устанавливает стандарт предоставления согласования строительства реконструкции), размещения объектов в пределах границ зон аэродромов государственной авиации, определенных Федеральным законом от 01.07.2017 № 135- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны», состав, последовательность и сроки выполнения процедур по предоставлению согласования, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения процедур в электронной форме. Из пункта 3.1 Порядка согласования строительства (реконструкции), размещения объектов в пределах приаэродромной территории аэродромов государственной авиации <данные изъяты>, расположенных на территории Московской области следует, что ответственным за предоставление согласования является воинская часть, в ведении которой находятся аэродромы государственной авиации, в лице <данные изъяты>, расположенных на территории Московской области. <данные изъяты>. <данные изъяты> По результатам рассмотрения заявлений <данные изъяты> приняты решения от <данные изъяты> о согласовании строительства объекта на земельных участках с кадастровыми номерами <данные изъяты>. Безопасность полетов с учетом построенного объекта обеспечивается. Строительство объекта не влияет на безопасность полетов аэродрома <данные изъяты>. Строительство объектов согласовывается. Письмом от <данные изъяты> Министерство обороны Российской Федерации подтвердило согласование строительства объектов комплекса по переработке твердых коммунальных отходов «Алексинский карьер», выданное командиром войсковой части <данные изъяты>. Функционирование комплекса негативного влияния на безопасность полетов воздушных судов <данные изъяты> не оказывает. Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> имеет категорию земель: <данные изъяты>, с видом разрешенного использования: <данные изъяты>, расположен по адресу: <данные изъяты>. Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> имеет категорию земель: <данные изъяты>, с видом разрешенного использования: <данные изъяты>, расположен по адресу: <данные изъяты>. Для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> установлена категория земель: земли <данные изъяты>, с видом разрешенного использования: <данные изъяты>, расположен по адресу: <данные изъяты>. Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> с категорий земель: <данные изъяты>, с видом разрешенного использования: <данные изъяты>, расположен по адресу: <данные изъяты>. Территориальное планирование представляет собой планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (статья 1 Градостроительного кодекса РФ). Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа. Содержание генерального плана городского округа, порядок его подготовки и утверждения, особенности согласования проекта генерального плана городского округа предусмотрены статьями 9,23,24 и 25 Градостроительного кодекса РФ. Генеральный план городского округа Клин Московской области утвержден решением Совета депутатов городского округа Клин Московской области от 27.02.2020 № 16/57. В соответствии с документом территориального планирования рассматриваемые земельные участки отнесены к функциональной зоне объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов (СП-3). В части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к этим отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство и иное законодательство Российской Федерации (часть 3 статьи 4 Градостроительного кодекса РФ), к которому относится и законодательство о санитарном благополучии населения. Пунктами 1, 2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что при разработке генеральных планов городских округов должны соблюдаться санитарные правила. Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 Градостроительный кодекс РФ, статья 105 Земельного кодекса РФ) и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию (подпункт 7 части 8 статьи 23 Градостроительный кодекс РФ). Вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению в документе территориального планирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, которые определены с соблюдением требований соответствующего законодательства. Решением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от <данные изъяты> установлена санитарно-защитная зона <данные изъяты> с границей согласно перечню координат характерных точек и графическому описанию местоположения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации в штатном режиме объекта, являющегося источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, в связи с чем установленная санитарнозащитная зона подлежит отображению в документах территориального планирования. Санитарно-защитная зона комплекса по переработке и размещению ТКО «Алексинский карьер» <данные изъяты> отображена на картографическом материале генерального плана. Доводы административного истца относительно включения в Территориальную схему незаконно действующего комплекса «Алексинский карьер» являются несостоятельными ввиду следующего. Полигон ТБО «Алексинский карьер» включен в государственный реестр объектов размещения отходов приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от <данные изъяты> «О включении объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов» <данные изъяты>), то есть до принятия Территориальной схемы. В соответствии с приложением <данные изъяты> эксплуатацию полигона осуществляет <данные изъяты>». У <данные изъяты> имеется лицензия на осуществление деятельности по обращению с отходами. На проект реконструкции и рекультивации с дозагрузкой полигона ТКО «Алексинский карьер» Департаментом Росприроднадзора по Центральному федеральному округу выдано положительное заключение государственной экологической экспертизы от <данные изъяты>. Постановление Администрации городского округа Клин Московской области от <данные изъяты> размещено на официальном сайте городского округа Клин Московской области, а также опубликовано в газете «Серп и Молот» <данные изъяты>. Соответствующая информация о порядке и месте проведения общественных обсуждений была размещена в открытых доступных источниках, включая информационное издание «Еженедельные новости. Подмосковье сегодня» <данные изъяты>, а также на официальном сайте городского округа Клин Московской области в сети «Интернет». По итогам общественных обсуждений, которые состоялись <данные изъяты>, был составлен протокол, впоследствии размещенный на официальном сайте городского округа Клин Московской области в сети «Интернет». Постановление Администрации городского округа Клин Московской области от <данные изъяты> опубликовано в газете «Серп и Молот» <данные изъяты>, а также размещено на официальном сайте Администрации городского округа Клин Московской области. Распоряжением Минэкологии Московской области от <данные изъяты> была инициирована соответствующая процедура в отношении проектной документации, включающей в себя в том числе и материалы общественных обсуждений по проекту, назначенных в соответствии Постановлением <данные изъяты>. Впоследствии распоряжением Минэкологии Московской области от <данные изъяты> утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы. Вышеперечисленные обстоятельства и документы свидетельствуют о соблюдении установленной процедуры проведения общественных обсуждений по проектной документации «<данные изъяты>, а также о надлежащем извещении об их проведении и обеспечении возможности участия в них административного истца. Доводы административного истца о том, что территориальная схема устанавливает размер тарифа, ввиду чего ущемляет его имущественные права, являются несостоятельными, по следующим основаниям. В соответствии с п. 3 ст. 13.3 Закона № 89-ФЗ территориальная схема обращения с отходами должна включать в себя в том числе прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, рассчитанные в соответствии с требованиями к составу и содержанию территориальных схем. Прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами указаны <данные изъяты> Территориальной схемы. В соответствии с пунктом 1 статьи 24.9 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» государственное регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 12.4 (1) Положения о Комитете по ценам и тарифам Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 01.11.2011 № 1321/46, к полномочиям Комитета относится утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Распоряжением Комитета от 20.12.2019 № 403-Р «Об утверждении предельных единых тарифов за услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на период 2020-2022 годов на территории Московской области» утверждены предельные единые тарифы на услуги региональных операторов по обращению с ТКО на период 2020-2022 годы на территории Московской области, в том числе для регионального оператора <данные изъяты>. В Территориальную схему включены значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные вышеуказанным распоряжением Комитета № 403-Р. Распоряжение № 403-Р «Об утверждении предельных единых тарифов за услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на период 2020-2022 годов на территории Московской области» принято в соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании э области обращения с твердыми коммунальными отходами», приказом ФАС России от 21.11.2016 «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами», постановлением Правительства Московской области от 01.09.2011 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен». Распоряжение Комитета № 403-Р «Об утверждении предельных единых тарифов за услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на период 2020-2022 годов на территории Московской области» опубликовано на официальном сайте Комитета по ценам и тарифам Московской области 20.12.2019 в газете «Ежедневные Новости. Подмосковье» № 1 от 09.01.2020. Распоряжение Комитета № 403-Р принято в пределах полномочий Комитета с соблюдением установленного порядка принятия нормативных правовых актов, не противоречит федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Распоряжение Комитета от 20.12.2019 № 403-Р в судебном или ином порядке недействующим не признавалось, административным истцом оно не оспорено. Следовательно, содержание в территориальной схеме значений предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии со значениями, установленными Комитетом как специальным органом государственной области Московской области в сфере тарифного регулирования, не может являться основанием для удовлетворения административного иска. При таких обстоятельствах, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, правовые основания для удовлетворения заявленного требования <данные изъяты> отсутствуют. Руководствуясь ст. 177, 178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации РЕШИЛ: в удовлетворении административного искового заявления <данные изъяты> к Правительству Московской области, Губернатору Московской области о признании недействующими со дня принятия Закона Московской области № 984/47 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами» отказать в полном объеме. На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление прокурором в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме Судья О.В. Смышляева Дата изготовления мотивированного решения – 31.03.2022 года |