ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-2472/2021 от 19.01.2021 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 января 2021 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.

при секретаре Мешковой Е.В.

с участием прокурора Никитиной Е.С.

представителя административного истца по доверенности Федулеевой И.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 3а-383/2022 по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества «Жигулевские стройматериалы» о признании недействующими нормативных правовых актов в части,

У с т а н о в и л :

закрытое акционерное общество «Жигулевские стройматериалы» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующими со дня принятия пункты , , , , , , Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, пункты , , , , , , Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, пункты , , , , , , Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённого приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года № 2201, пунктов , , , , , , Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденного приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014.

Требования обоснованы тем, что указанные пункты Перечней включены принадлежащие административному истцу на праве собственности следующие объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами (инженерный корпус со столовой), (административное здание), ( здание заводоуправления), (здание бывшей конторы НГДУ), (административный корпус с красным уголком), (административный корпус карьероуправления), (столовая), которые не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку здание столовой расположено на территории пионерского лагеря «Жигулевский артек», предназначено для организации питания детей, находящихся в пионерском лагере, столовая не используется для организации общественного питания населению, а остальные объекты представляют собой единую инфраструктуру промышленного предприятия, не предусматривает размещение в них офисных объектов, объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания. Включение указанных объектов недвижимости в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридического лица и нарушает права и законные интересы административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Федулеева И.Е. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Относительно заявленных требований министерство имущественных отношений Самарской области предоставило письменный отзыв, в котором сослалось на то, что объекты недвижимости с кадастровыми номерами , , , , включены в соответствии с их наименованиями как объекты делового, коммерческого назначения; объекты недвижимости с кадастровыми номерами , - в соответствии с их наименованием как объекты общественного питания.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 18 октября 2017 года № 1647, которым утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год.

Приказом от 29 октября 2018 года № 1608 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год.

Приказом от 7 октября 2019 года № 2201 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год.

Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержден приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014.

В Перечень на 2018 год включены следующие объекты недвижимости: под пунктом - нежилое здание с кадастровым номером , под пунктом - нежилое здание с кадастровым номером , под пунктом – нежилое здание с кадастровым номером , под пунктом - нежилое здание с кадастровым номером , под пунктом - нежилое здание с кадастровым номером , под пунктом – нежилое здание с кадастровым номером , под пунктом - нежилое здание с кадастровым номером .

В Перечень на 2019 год включены следующие объекты недвижимости: под пунктом - нежилое здание с кадастровым номером , под пунктом - нежилое здание с кадастровым номером , под пунктом – нежилое здание с кадастровым номером , под пунктом - нежилое здание с кадастровым номером , под пунктом - нежилое здание с кадастровым номером , под пунктом – нежилое здание с кадастровым номером , под пунктом - нежилое здание с кадастровым номером .

В Перечень на 2020 год включены следующие объекты недвижимости: под пунктом - нежилое здание с кадастровым номером , под пунктом - нежилое здание с кадастровым номером , под пунктом – нежилое здание с кадастровым номером , под пунктом - нежилое здание с кадастровым номером , под пунктом - нежилое здание с кадастровым номером , под пунктом – нежилое здание с кадастровым номером , под пунктом - нежилое здание с кадастровым номером .

В Перечень на 2021 год включены следующие объекты недвижимости: под пунктом - нежилое здание с кадастровым номером , под пунктом - нежилое здание с кадастровым номером , под пунктом – нежилое здание с кадастровым номером , под пунктом - нежилое здание с кадастровым номером , под пунктом - нежилое здание с кадастровым номером , под пунктом – нежилое здание с кадастровым номером , под пунктом - нежилое здание с кадастровым номером .

Приказ министерства от 18 октября 2017 года № 1647 опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1 - 90)),"Волжская коммуна", N 283(30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91 - 16435)), "Волжская коммуна", N 285 (30180), 02.11.2017 (Приложение (пп. 16436 - 20775)), "Волжская коммуна", N 297(30192), 16.11.2017 (Приложение (пп. 20776 - 34378)).

Приказ министерства № 1608 от 29 октября 2018 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", N 308(30543), 20.11.2018.

Приказ министерства от 7 октября 2019 года № 2201 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, в издании "Волжская коммуна", N 158(30741), 23.10.2019 года.

Приказ министерства от 19 декабря 2020 года № 2014 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании "Волжская коммуна", N 171(30955), 21.10.2020.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что закрытому акционерному обществу «Жигулевские стройматериалы» на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:

здание с кадастровым номером площадью 455,2 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>;

здание с кадастровым номером площадью 1458,6 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>;

здание с кадастровым номером площадью 789,6 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>;

здание с кадастровым номером площадью 508,5 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>;

здание с кадастровым номером площадью 1656,5 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>;

здание с кадастровым номером площадью 1711,2 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>;

здание с кадастровым номером площадью 2726,4 кв.м., <адрес>.

Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости здание с кадастровым номером имеет назначение -нежилое, наименование – столовая, по техническому паспорту по состоянию на декабрь 2006 года в указанном здании размещены обеденный зал (площадью 225,9 кв. м), кондитерский цех ( 16,0 кв.м), мясной цех (19,2 кв.м), хранилище молочной продукции( 9,3 кв. м), овощные цеха ( 5,8 кв. м, 10,0 кв. м), моечная (17,9 кв. м), кухня (54,3 кв. м, 9,3 кв. м), гармандже, санузлы, подсобные помещения.

В соответствии с пунктом 2 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1515 от 21.09.2020 года "услуги" - услуги общественного питания, предусматривающие изготовление продукции общественного питания, создание условий для потребления и реализации продукции общественного питания и иной пищевой и непищевой продукции (покупные товары) как на месте изготовления, так и вне его по заказам. Понятия "потребитель" и "исполнитель" применяются в настоящих Правилах в значениях, установленных Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Здание столовой с кадастровым номером располагается в пионерском лагере «Жигулевский артек» на территории Жигулевского заповедника и не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в указанной столовой не осуществляется оказание услуг общественного питания населению в качестве самостоятельного вида услуг. По сведениям представителя административного истца указанное здание не используется, ранее, в период его функционирования, доступ в данное здание для иных лиц, кроме сотрудников лагеря и детей, пребывающих в детском лагере, был ограничен.

Нежилое здание с кадастровым номером площадью 2726,4 кв.м согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости имеет назначение- нежилое здание, наименование- инженерный корпус со столовой, в котором согласно техническому паспорту располагаются: банкетный зал площадью 29,1 кв.м, мясной цех ( 16,2 кв.м), мучной цех (33.5 кв.м), овощной цех (19,2 кв.м), буфет( 34,1 кв.м), склады, раздевалки, туалеты, душевая, коридоры, санузлы, гардеробная, основные помещения, кабинеты, центральная лаборатории, лифт, лестничные клетки, лаборатория, комната для приема пищи, красные уголки, архивы, подсобные помещения, слесарка, кладовые, мельница, комната для сушки, кислотная, бойлерная.

В указанном здании располагаются не только помещения, связанные с деятельностью по организации питания сотрудников предприятия, но и помещения производственного характера, при этом помещения, связанные с организацией питания. составляют 132,1 кв.м, что от общей площади этого здания составляет менее 20% (4,84 %).

Нежилое здание с кадастровым номером согласно выписки из ЕГРН имеет назначение - нежилое, наименование -административное, по сведениям технического паспорта в нем располагаются склады, подсобные помещения, коридоры, лестничные клетки, архивы, умывальник, лестничные клетки, тамбур, бюро пропусков, начальник отдела кадров, РСУ, ОКС, отдел отгрузки, кассы, кабинеты, отдел кадров, начальник отдела сбыта, шкафы, отдел снабжения, ОМТС, начальник ОМТС, отдел снабжения, туалеты, директор по снабжению, приемная, отдел маркетинга, договорно-правовой отдел, финансовый отдел, плановый отдел, механик-машинист, зам.главного бухгалтера, производственная группа бухгалтерии, расчетный отдел, главный бухгалтер, материальная группа бухгалтерии, финансовый директор, отдел реализации, юридический кабинет, машбюро, зам. генерального директора, директор по безопасности, машинный зал, кабинет директора, первый зам. гендиректора.

Нежилое здание с кадастровым номером имеет назначение -нежилое, наименование- здание заводоуправление. В соответствии с техническим паспортом в нем располагаются кабинеты, шкафы, тамбуры, кабинеты, коридоры, профком, фойе, лестничные клетки, склады, узлы связи, основное помещение, кабинеты ГО, бойлерная, аккумуляторная, подсобное, вход в подвал.

Нежилое здание с кадастровым номером имеет назначение нежилое, наименование-здание бывшей конторы № 3 НГДУ, в нем по сведениям технического паспорта располагаются красный уголок, кабинеты, тамбур, склады, шкафы, коридоры, комната для приема пищи, комната отдыха, мастерская, токарный цех, санузлы, подсобное помещение.

Нежилое здание с кадастровым номером имеет назначение- нежилое, наименование- административный корпус с красным уголком. В нем по сведениям технического паспорта располагаются склады, красный уголок, кабинет начальника цеха, шкафы, коридоры, кабинеты кладовщика, механика, механическая мастерская, бытовка, раздевалка, подсобное, душевые, туалеты, проходное отделение, столярная.

Нежилое здание с кадастровым номером имеет назначение нежилое, наименование- административный корпус карьероуправления, по сведениям технического учета в нем располагаются встроенные шкафы, кабинеты, коридоры, туалеты, санузлы, лестничные клетки, душевые, раздевалки, лестничные площадки, тамбуры, подсобная, лаборатория, бойлерная, сушильная комната, прачечная, склады, гладильная комната, комната приема пищи, основные помещения.

Наименования зданий- административное, здание заводоуправления, здание бывшей конторы № 3 НГДУ, административный корпус с красным уголком, административный корпус карьероуправления не свидетельствуют о предназначении их в качестве объектов офисного, делового. коммерческого назначения, указанные здания используются самим административным истцом в целях осуществления деятельности по производству цемента и камне-щебеночной продукции, все здания составляют единую инфраструктуру производственного предприятия, пропуск на территорию третьих лиц ограничен, действует пропускной режим.

В указанных зданиях располагаются кабинеты, а также подсобные, вспомогательные и производственные помещения, при этом наименование «кабинет» не идентично понятию «офис».

Здания с кадастровыми номерами , , , , , , располагаются на земельном участке с кадастровым номером , видом разрешенного использования которого является под промышленные площадки предприятия.

Мероприятия по определению фактического использования зданий на момент утверждения Перечней административным ответчиком не производились, доказательств фактического использования зданий как объектов общественного питания или объектов офисного назначения административным ответчиком не представлено.

Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что оснований для включения нежилых зданий, принадлежащих административному истцу на праве собственности, в Перечни на 2018, 2019, 2020, 2021 годы не имелось, в связи с чем требования административного истца подлежат удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2018, 2019, 2020, 2021 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Требования закрытого акционерного общества «Жигулевские стройматериалы» удовлетворить.

Признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом нежилого здания с кадастровым номером .

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, в части включения в него под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом нежилого здания с кадастровым номером .

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года № 2201, в части включения в него под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом нежилого здания с кадастровым номером .

Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014, в части включения в него под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом нежилого здание с кадастровым номером , под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом нежилого здания с кадастровым номером , под пунктом нежилого здания с кадастровым номером .

Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А.Родина

Мотивированное решение изготовлено 1 февраля 2022 года.