ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-247/19 от 02.12.2019 Курганского областного суда (Курганская область)

Дело № 3а-247/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Курганский областной суд в составе:

председательствующего судьи Пшеничникова Д.В.

при секретаре Хисамутдиновой О.Ю.

с участием прокурора областной прокуратуры Остарковой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 2 декабря 2019г. в г. Кургане Курганской области административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Курганпарк» к Курганской городской Думе об оспаривании нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

Решением Курганской городской Думы от 26 апреля 2017г. № 71 утверждено Положение о порядке определения размера, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования города Кургана, предоставленные в аренду без торгов (далее также Положение).

Абзацем 4 подпункта 2.3 Положения устанавливалось, что годовой размер арендной платы за земельные участки определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 0,5 процента от кадастровой стоимости в отношении земельного участка в составе рекреационных зон, в том числе занятого городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, обводненными карьерами, используемого для отдыха граждан и туризма.

Решением Курганской городской Думы от 11 июня 2019г. № 128 «О внесении изменений и дополнений в Решение Курганской городской Думы от 26 апреля 2017г. № 71 «Об утверждении Положения о порядке определения размера, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования города Кургана, предоставленные в аренду без торгов» (далее также решение Думы № 128) из указанного Положения абзац 4 подпункта 2.3 исключен, при этом Положение дополнено подпунктом 2.7-1, которым в отношении земельных участков в составе зон рекреационного назначения, в том числе занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, обводненными карьерами, используемого для отдыха граждан и туризма, определение годового размера арендной платы установлено в размере 15 % от кадастровой стоимости.

Решение Курганской городской Думы от 11 июня 2019г. № 128 опубликовано 15 июня 2019г. в № 65 газеты «Курган и курганцы» и на официальном сайте муниципального образования города Кургана (www.kurgan-city.ru) в сети «Интернет» и согласно пункту 2 решения вступало в силу с 1 июля 2019г.

Общество с ограниченной ответственностью «Курганпарк» (далее также ООО «Курганпарк», Общество), являясь арендатором земельного участка площадью <...> кв.м с кадастровым номером , расположенным в областном центре и являющимся Городским садом, обратилось с административным иском к Курганской городской Думе о признании недействующим решения Думы № 128 в части дополнения Положения пунктом 2.7-1, устанавливающего иной (более высокий) коэффициент для расчета аренды за земельные участки в составе зон рекреационного назначения, в том числе занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, обводненными карьерами, используемых для отдыха граждан и туризма.

Заявленные административные исковые требования Общество обосновывало тем, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации и Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009г. № 582, поскольку увеличение расчетного коэффициента в 30 раз не учитывает доходность земельных участков рекреационного назначения, утвержденный решением Думы новый коэффициент для расчета аренды в нарушение Основных принципов экономически не обоснован.

Увеличение расчетного коэффициента с 0,5 % до 15 % от кадастровой стоимости привело к увеличению уплачиваемой Обществом годовой арендной платы с 64,4 тыс. руб. до 1,9 млн. руб., что, по мнению заявителя, безусловно, нарушает права и интересы Общества.

В судебном заседании представитель административного истца К.В., действующий на основании доверенности, на требованиях административного иска настаивал по доводам, в нем изложенным.

Представители административного ответчика - Курганской городской Думы М.С. и А.А., действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения требований административного иска, не усматривая противоречий принятого Решения в оспариваемой части нормам федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу; поддержали доводы возражений, изложенных в письменном отзыве на административный иск.

Представители заинтересованного лица - Администрации г.Кургана И.С. и О.Ю., действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения административного иска, поддержав по делу позицию, занятую административным ответчиком; дополнительно пояснили, что по имеющейся в администрации информации помимо непосредственно обслуживания Городского сада, ООО «Курганпарк» активно использует арендованный земельный участок для извлечения прибыли; вопрос о нарушении антимонопольного законодательства Администрацией г.Кургана, повысившей арендную плату на основании оспариваемых изменений ее расчета, ранее являлся предметом рассмотрения УФАС по Курганской области, которым каких-либо нарушений не выявлено.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Остарковой Т.А., полагавшей необходимым оставить административный иск без удовлетворения, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Уставу муниципального образования (т. 1 л.д. 33-70) муниципальное образование город Курган имеет статус городского округа, установленный Законом Курганской области от 6 июля 2004г. № 419 «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, сельского поселения, городского поселения, о месте нахождения представительных органов муниципальных районов, сельских поселений, об установлении наименований представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований)».

В силу п. 1.20 ст. 22 Устава, п. 1.2 ст. 2 Положения об управлении и распоряжении земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования города Кургана и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного решением Курганской городской Думы от 30 марта 2016г. № 50, установление порядка определения размера арендной платы за земельные участки указанной категории отнесено к полномочиям Курганской городской Думы.

В соответствии с Уставом муниципального образования представительным органом муниципального образования города Кургана является Курганская городская Дума; согласно Уставу муниципального образования (в редакции Устава, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения – 11 июня 2019г.) городская Дума состояла из 25 депутатов.

Судом установлено, что оспариваемое решение № 128 принято компетентным представительным органом местного самоуправления городского округа - Курганской городской Думой, при наличии кворума (из 23 избранных депутатов на заседании 11 июня 2019г. присутствовал 21 депутат), большинством голосов (18 голосов – за, 3 - воздержались), в надлежащей форме решения (т. 1 л.д. 71-73); нормативный правовой акт в соответствии с частью 8 статьи 8 Устава опубликован в периодическом печатном издании, распространяемом в г. Кургане - газете «Курган и курганцы» (т. 1 л.д. 74-76).

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого муниципального правового акта, обязательность формы, процедуры его принятия и введения в действие Курганской городской Думой при принятии оспариваемого решения от 11 июня 2019г. № 128 были соблюдены.

Также не усматривает суд оснований для признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим по основанию его противоречия федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Фактически предметом оспаривания ООО «Курганпарк» является пункт 2.7-1 Положения о порядке определения размера, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования города Кургана, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного решением Курганской городской Думы от 26 апреля 2017г. № 71, в редакции решения Курганской городской Думы от 11 июня 2019г. № 128.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 39.7 ЗК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности устанавливается органом местного самоуправления.

При этом, в силу ч. 1 ст. 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Такие принципы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (далее также Основные принципы).

В числе прочих постановление Правительства Российской Федерации к основным относит принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

При принятии оспариваемого решения № 128 Курганской городской Думой принцип экономической обоснованности увеличения составляющей расчета арендной платы – процентного отношения от размера кадастровой стоимости земельного участка был учтен в полной мере.

Подтверждением этому служит отчет оценщика от 20 мая 2019г., подготовленный на основании муниципального контракта ИП Т.Л. до принятия Думой 11 июня 2019г. оспариваемого решения и учтенный представительным органом местного самоуправления при изменении расчетного показателя в сторону его увеличения.

Как видно из содержания представленного отчета (т. 2 л.д. 1-183), ИП Т.Л. при определении средневзвешенной процентной ставки был проведен многофакторный анализ рынка земельных участков рекреационного назначения различных территориальных зон г. Кургана, проведен глубокий сопоставительный анализ рынка земли регионов Урала и Сибири, перспективы его дальнейшего развития, учтены ежегодное возрастание спроса на земли рекреационного назначения, а также сложившаяся порочная ситуация извлечения арендаторами сверх прибылей от сдачи в субаренду земель указанной категории при сохраняющихся крайне незначительных поступлениях арендной платы в местный бюджет.

При определении итоговой величины процентной ставки арендной платы (15%) оценщиком использованы сравнительный и затратный подходы; отказ от использования доходного подхода в оценке подробно мотивирован в приводимом исследовании.

Таким образом, вопреки доводам административного истца, увеличение производной расчета размера арендной платы осуществлено представительным органом местного самоуправления не произвольно, противоречий оспариваемого решения Думы № 128 акту, имеющему большую юридическую силу, судом не установлено.

Увеличение для ООО «Курганпарк» с 1 июля 2019г. размера арендной платы в результате принятого городской Думой решения является очевидным и, безусловно, скажется на размере прибыли предприятия, которая, как следует из представленной заинтересованным лицом информации, систематически извлекается арендатором.

Однако, данное обстоятельство само по себе не свидетельствует ни о противоречии оспариваемого акта законодательству, имеющему большую юридическую силу, ни о нарушении публично-правовым образованием прав и имущественных интересов заявителя решением, принятым в установленном законом порядке компетентным органом местного самоуправления.

С учетом изложенного основания к удовлетворению административного иска ООО «Курганпарк» у суда отсутствуют.

В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об обязательном опубликовании решения суда или сообщения о его принятии, а также принимая во внимание действующие положения Устава муниципального образования город Курган (в ред. решения Курганской городской Думы от 26 декабря 2018г. № 227), устанавливающего, что официальным опубликованием муниципальных правовых актов города Кургана является первая публикация их полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в городе Кургане, определенном в соответствии с действующим законодательством, суд определяет опубликовать сообщение о принятом решении в городской газете «Курган и курганцы» в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

В связи с отказом в удовлетворении административного иска понесенные ООО «Курганпарк» судебные расходы в виде уплаченной при обращении в суд государственной пошлины в сумме 4500 руб. на основании положений ст. 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возмещению не подлежат (пункт 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).

Руководствуясь ст.ст. 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска ООО «Курганпарк» к Курганской городской Думе о признании недействующим пункта 2.7-1 Положения о порядке определения размера, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования города Кургана, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного решением Курганской городской Думы от 26 апреля 2017г. № 71 (в редакции решения Курганской городской Думы от 11 июня 2019г. № 128) – отказать.

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в городской газете «Курган и курганцы» в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.

Судья Д.В.Пшеничников