УИД 78OS0000-01-2021-001158-18
3а-247/2021
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
20 августа 2021 г. г.Санкт-Петербург
Санкт-Петербургский городской суд
в составе председательствующего судьи Сухаревой С.И.
при секретаре Астрейко М.Н.
с участием прокурора Соловьевой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу город Санкт-Петербург – Юго-Восточный одномандатный избирательный округ №217 <...> об отмене решения Территориальной избирательной комиссии № 29, осуществляющей полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу город Санкт-Петербург – Юго-Восточный одномандатный избирательный округ №217 от 30 июля 2021 г. № 10-5 "О регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу город Санкт-Петербург - Юго-Восточный одномандатный избирательный округ № 217 <...> обязании принять решение об отказе в регистрации указанного кандидата,
УСТАНОВИЛ:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года № 367 «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва» на 19 сентября 2021 г. назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва. Данный Указ Президента Российской Федерации официально опубликован в день его подписания 17 июня 2021 года, в связи с чем, на основании пункта 2 названного Указа вступил в силу 17 июня 2021 года.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 20-ФЗ) 225 депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 20-ФЗ.
Федеральным законом от 3 ноября 2015 года № 300-ФЗ «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» утверждена схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Пунктом 3 постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - ЦИК Российской Федерации) от 28 апреля 2021 г. № 4/28-8 «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва на избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии» в соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона №20-ФЗ по предложению Санкт-Петербургской избирательной комиссии полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу город Санкт-Петербург - Юго-Восточный одномандатный избирательный округ № 217 возложены на территориальную избирательную комиссию № 29.
В соответствии со статьями 22 и 26 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67- ФЗ) и статьей 4 Закона Санкт-Петербурга от 5 июля 2006 года № 385-57 «О территориальных избирательных комиссиях» пунктом 1 решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 23 апреля 2021 года № 223-29 «О формировании Территориальной избирательной комиссии № 29» Территориальная избирательная комиссия № 29 сформирована в количестве 13 членов с правом решающего голоса.
В соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона № 67-ФЗ и пунктом 4 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 5 июля 2006 года № 385-57 «О территориальных избирательных комиссиях» пунктом 1 решения Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 23 апреля 2021 года № 233-59 «О назначении председателя Территориальной избирательной комиссии № 29» председателем Территориальной избирательной комиссии № 29 назначен <...>
На первом заседании Территориальной избирательной комиссии № 29 состава 2021 - 2026 годов секретарем Территориальной избирательной комиссии № 29 избрана <...>
Административный истец <...> зарегистрирован кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу город Санкт-Петербург - Юго- Восточный одномандатный избирательный округ № 217 решением Территориальной избирательной комиссии № 29, осуществляющей полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу город Санкт-Петербург - Юго-Восточный одномандатный избирательный округ № 217 (далее - ТИК № 29), от 5 августа 2021 г. № 12-1 «О регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу город Санкт-Петербург - Юго- Восточный одномандатный избирательный округ №217 <...>». По этому же одномандатному избирательному округу решением ТИК № 29 от 30 июля 2021 г. № 10-5 «О регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу город Санкт-Петербург - Юго-Восточный одномандатный избирательный округ №217 <...>», зарегистрирована кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва <...>.
<...> обратился в суд с административным иском об отмене решения Территориальной избирательной комиссии № 29, осуществляющей полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу город Санкт-Петербург - Юго-Восточный одномандатный избирательный округ № 217 от 30 июля 2021 года № 10-5 «О регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу город Санкт-Петербург - Юго-Восточный одномандатный избирательный округ № 217 <...>» и обязании Территориальной избирательной комиссии № 29 в течение трех дней после вступления в законную силу решения суда принять решение об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу город Санкт-Петербург - Юго- Восточный одномандатный избирательный округ № 217 <...>
В обоснование заявленных исковых требований указал, что оспариваемым решением ТИК №... нарушен принцип равенства кандидатов, предусмотренный пунктом 1 статьи 39 Федерального закона № 67-ФЗ и частью 1 статьи 52 Федерального закона № 20-ФЗ, а именно право кандидатов быть избранными в соответствии с законодательством о выборах.
Так, 20 июля 2021 года кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу город Санкт-Петербург - Юго-Восточный одномандатный избирательный округ № 217 <...> представила в ТИК № 29 документы, предусмотренные, в том числе, подпунктом «а» пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ и пунктом 3 части 1 статьи 43 Федерального закона № 20-ФЗ сведения в виде двух справок о принадлежащем кандидату (одна), его супругу (<...> - вторая) недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, представляемых на выборах в органы государственной власти по форме, утвержденной подпунктом «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546 по состоянию на первое число месяца, в котором осуществлено официальное опубликование решения о назначении соответствующих выборов, то есть, с учетом официального опубликования Указа Президента Российской Федерации 17 июня 2021 года - по состоянию на 1 июня 2021 года, и получила в соответствии с частью 5 статьи 43 Федерального закона № 20-ФЗ документ, подтверждающий их прием с указанием даты и времени начала и окончания приема. При этом, достоверность и полнота представленных сведений в указанных выше обеих справках подтверждена подписью кандидата <...>
В справке о принадлежащем супругу кандидата - <...> недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, в том числе, указано:
в графе «Наименование имущества» - «жилой дом»;
в графе «Вид собственности» - «индивидуальная»;
в графе «Адрес места нахождения имущества» - «<адрес>..»;
в графе «Дата приобретения имущества» — «20.10.2008»;
в графе «Основание приобретения имущества» - «покупка».
Одновременно со справкой о принадлежащем супругу кандидата - <...> недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, предоставлена копия с копии договора о приобретении права собственности на указанный в ней жилой дом на территории иностранного государства - <адрес> на <...> языке с переводом на русский язык с нотариальным удостоверением подписи переводчика.
Ссылаясь на положения ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что имущество, нажитое во время брака, является совместной собственностью супругов, административный истец полагает, что представленные 20 июля 2021 года в ТИК № 29 кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации <...> документы, предусмотренные подпунктом «а» пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ и пунктом 3 части 1 статьи 43 Федерального закона № 20-ФЗ, а именно, сведения в виде двух справок о принадлежащем кандидату (одна), его супругу (<...> - вторая) недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации по состоянию на 1 июня 2021 года, являются не достоверными и не полными, несмотря на подтверждение их подписью кандидата <...> Поскольку согласно сноске в форме указанной выше справки супруга кандидата <...> в графе «Вид собственности» указана «индивидуальная», вместо «общая совместная», что является недостоверным, при этом, в этой же графе не указаны все лица, в собственности которых находится «жилой дом», то есть, не указаны фамилии, имена и отчества как самого супруга кандидата <...> так и кандидата <...> а именно, после слов «общая совместная» должно было быть указано «(<...>, <...>)», что является неполными сведениями. Кроме того, административный истец указывает, что согласно сноске в форме указанной выше справки кандидата <...> указаны недостоверные сведения, а именно в графе «Недвижимое имущество» недостоверно указано «отсутствует» и соответственно, не указаны сведения о принадлежащем кандидату <...> недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации (л.д.2-15).
Административный истец <...> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.39-41,45), направил в суд своего представителя.
Представитель административного истца <...> действующий по доверенности от <дата>, в судебное заседание явился, на удовлетворении заявленных требований настаивает.
Представитель административного ответчика ТИК № 29 заместитель председателя ТИК № 29 <...> в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований, мотивируя свою позицию тем, что кандидатом в избирательную комиссию представленные все документы, необходимые для ее регистрации, решение о регистрации было принято комиссией единогласно.
Заинтересованное лицо <...> в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила письменные возражения на исковые требования.
Представитель заинтересованного лица <...> – <...> действующая по доверенности от <дата> и по ордеру от <дата>, возражала против доводов административного иска.
Представитель заинтересованного лица политической партии «Всероссийская партия «ПАРТИИ РОСТА» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.39-41, 45), о причинах неявки не сообщил, не просил об отложении судебного заседания.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, извещенная о принятии административного иска к производству суда в силу положений п.1 ст. 243 КАС РФ, в судебное заседание отзыв не представила.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Соловьевой В.В., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Федерального закона № 67-ФЗ решения избирательных комиссий, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 98 Федерального закона № 20-ФЗ обжалование решений, нарушающих избирательные права граждан, осуществляется в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Также, в соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) кандидаты вправе оспаривать в суде решения избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 1 статьи 3 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных прав или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и законных интересов.
Пунктом 7 части 1 статьи 20 КАС РФ установлено, что суд города федерального значения рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании решений, в том числе, окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий.
В соответствии с пунктом 10 статьи 75 Федерального закона № 67-ФЗ с жалобами на решения, нарушающие избирательные права граждан, могут обратиться, в том числе, кандидаты.
Пунктом 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению, в том числе, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу.
Частью 10 статьи 239 КАС РФ установлено, что с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в суд может обратиться кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.
При этом, согласно пункту 8 статьи 75 Федерального закона № 67-ФЗ и части 17 статьи 239 КАС РФ предварительное обращение в вышестоящую ЦИК Российской Федерации не является обязательным условием для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии.
В соответствии с частью 4 статьи 240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, в том числе, о регистрации кандидата может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией оспариваемого решения. Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 78 Федерального закона № 67-ФЗ.
Из материалов дела следует, что административный истец обратился в суд с настоящим иском <дата> (л.д.22).
Таким образом, административный истец обратился с административным иском в суд в соответствии с предоставленным ему правом и в установленный законом срок в соответствии с положениями ст. 92, ч.4 ст. 240 КАС РФ, п.2 статьи 78 Федерального закона № 67-ФЗ.
Согласно пункту 5 статьи 75 Федерального закона № 67-ФЗ в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 67-ФЗ, иными законами (в том числе Федеральным законом № 20-ФЗ), суд может отменить решение соответствующей избирательной комиссии о регистрации кандидата.
На основании пункта 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ и части 9 статьи 99 Федерального закона № 20-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению, в том числе, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных, в том числе, пунктом 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ и частью 7 статьи 51 Федерального закона № 20-ФЗ, с учетом положений пункта 6.1 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ и аналогичным ему пунктом 5 части 7 статьи 51 Федерального закона № 20-ФЗ основанием для принятия решения окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата является, отсутствие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных в соответствии, в том числе, со статьей 33 Федерального закона № 67-ФЗ и статьей 43 Федерального закона № 20-ФЗ, каких-либо сведений, предусмотренных, в том числе, подпунктом «а» пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ и пунктом 3 части 1 статьи 41 Федерального закона № 20-ФЗ.
При этом, в соответствии с пунктом 6.1 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата не может быть отменено судом в связи с выявлением среди документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата (списка кандидатов), документов, не содержащих каких-либо сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом и (или) не отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, иного закона к оформлению документов, либо в связи с отсутствием копий каких-либо документов, указанных в пункте 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, если избирательная комиссия не известила кандидата, избирательное объединение о соответствующих нарушениях в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 настоящего Федерального закона при условии, если эти нарушения являлись очевидными для избирательной комиссии и не были известны и не могли быть известны кандидату, избирательному объединению на момент представления документов в избирательную комиссию. Под очевидными нарушениями понимаются нарушения, выявление которых возможно без проведения проверки сведений, содержащихся в документах, представленных в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата (списка кандидатов).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от <дата> N 6-П "По делу о проверке конституционности пункта 1.1 статьи 38 и пункта 1 статьи 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина <...>", признал пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не противоречащим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования данное законоположение обязывает избирательную комиссию равным образом по отношению ко всем кандидатам осуществлять в установленный законом срок проверку представленных ими документов и в случае выявления неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов извещать кандидатов об этих недостатках.
Признал также пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 18, 19 (части 1 и 2), 32 (часть 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования данное законоположение не предусматривает для суда, рассматривающего дело об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в связи с представлением им в избирательную комиссию документов для уведомления о своем выдвижении и регистрации, содержащих неполные сведения о кандидате или не отвечающих требованиям закона к оформлению документов, необходимость учесть факт неизвещения (несвоевременного извещения) избирательной комиссией кандидата об этих нарушениях как обстоятельство, исключающее отмену решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, если эти нарушения должны были быть очевидны для избирательной комиссии при надлежащем исполнении ею своих обязанностей и не являются намеренным представлением кандидатом недостоверных сведений о себе.
Из материалов дела следует, что 7 июля 2021 года Съездом Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ РОСТА» <...> тайным голосованием выдвинута, в том числе, кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу город Санкт-Петербург - Юго-Восточный одномандатный избирательный округ № 217. Уполномоченный представитель Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ РОСТА» 10 июля 2021 г. представил в ЦИК Российской Федерации, в том числе, документы, необходимые для заверения списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутых Всероссийской политической партией «ПАРТИЯ РОСТА» по одномандатным избирательным округам (в том числе, заявление <...> о согласии баллотироваться кандидатом по одномандатному избирательному округу город Санкт-Петербург - Юго-Восточный одномандатный избирательный округ № 217, копию ее паспорта гражданина Российской Федерации, справку о ее принадлежности к Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ РОСТА» и статусе в ней).
Пунктом 2 Постановления ЦИК Российской Федерации от 16 июля 2021 г. № 23/192-8 «О заверении списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутых политической партией «Всероссийская политическая партия «ПАРТИЯ РОСТА» по одномандатным избирательным округам» заверен список кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутых политической партией «Всероссийская политическая партия «ПАРТИЯ РОСТА» по одномандатным избирательным округам, в котором под номером 100 по одномандатному избирательному округу город Санкт-Петербург-Юго-Восточный одномандатный избирательный округ № 217 включена <...>
Таким образом, судом установлено, что политической партией «Всероссийская политическая партия «ПАРТИЯ РОСТА» порядок выдвижения кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатным избирательным округам был соблюден.
Материалами дела подтверждено и сторонами по делу также не оспаривалось, что кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу город Санкт-Петербург - Юго-Восточный одномандатный избирательный округ № 217 <...> 20 июля 2021 года представила в ТИК № 29 документы, предусмотренные, в том числе, подпунктом «а» пункта 3.1 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ и пунктом 3 части 1 статьи 43 Федерального закона № 20-ФЗ сведения в виде двух справок о принадлежащем кандидату и ее супругу (<...>) недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, представляемых на выборах в органы государственной власти (которым, в том числе, является Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации) по форме, утвержденной подпунктом «б» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года № 546 по состоянию на первое число месяца, в котором осуществлено официальное опубликование решения о назначении соответствующих выборов, то есть, с учетом официального опубликования Указа Президента Российской Федерации 17 июня 2021 года - по состоянию на 1 июня 2021 года, и получила в соответствии с частью 5 статьи 43 Федерального закона № 20-ФЗ документ, подтверждающий их прием с указанием даты и времени начала и окончания приема. При этом, достоверность и полнота представленных сведений в указанных выше обеих справках подтверждена подписью кандидата <...>
В силу пункта 3 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата.
Согласно п. 3.1. пункту 3.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной названным выше Указом Президента Российской Федерации:
а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Обязанность представить такие сведения, предусмотренная пунктом 3 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, кандидатом <...> исполнена, сведения представлены в ТИК № 29 с полномочиями окружной избирательной комиссии по установленной Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ форме и проверены комиссией в установленном законом порядке.
Довод административного истца об отсутствии в документах, представленных в ТИК № 29, сведений о принадлежащего кандидату в депутаты <...> совместно с супругом объекта недвижимости, суд находит несостоятельным, поскольку представленные кандидатом документы признаны избирательной комиссией отвечающими требованиям законодательства.
Каких-либо сведений о наличии зарегистрированного в установленном порядке на праве совместной собственности указанного недвижимого имущества на момент подачи заявления не имеется. Отсутствовали эти сведения у ТИК № 29 и на момент принятия оспариваемого решения, а также не имеются и у суда при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела.
Так, заинтересованным лицом <...> в справке указан исчерпывающий перечень зарубежной недвижимости (<...>), имеющий отношение к ней и супругу. При этом к справке приложен договор купли-продажи названного объекта недвижимости (приобщен к материалам дела), в силу которого <...> является абсолютными и исключительным владельцем, обладает и распоряжается этим имуществом как абсолютный и исключительный владелец, обладатель и держатель всего этого по полному и эксклюзивному праву владения.
Таким образом, обязанность кандидата в депутаты <...> о предоставлении полной и достоверной информации надлежащим образом исполнена.
Следует также отметить, что даже в случае установления факта сокрытия кандидатом сведений о зарегистрированных правах на имущество и в случае обнаружения указания кандидатом недостоверных сведений, это не являлось предусмотренным законом основанием для отказа в регистрации, так как в данном случае избирательная комиссия обязана лишь выполнить требование, установленное пунктом 8 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку предусмотрен иной способ реагирования путем передачи сведений об этом в средства массовой информации и размещения этой информации в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением на информационном стенде в информационном бюллетене о кандидате (подпункт "е" пункта 3 статьи 61 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Вместе с тем, вопрос о праве собственности на указанный объект недвижимости, находящегося за пределами Российской Федерации, разрешается при наличии спора, в том числе и на основе законодательства и других юридических документов страны, где расположено данное недвижимое имущество.
Предусмотренное семейным законодательством Российской Федерации право супругов на совместно нажитое имущество, независимо от его регистрации, является правом супругов, а не обязанностью.
В силу положений статьи 1205 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и иные вещные права на недвижимое и движимое имущество определяются по праву страны, где это имущество находится.
Пункт 2 статьи 34 и пункт 1 статьи 36 Семейного кодекса Российской Федерации, устанавливающие соответственно критерии отнесения имущества к общему имуществу супругов, которое в соответствии с законным режимом их имущества является их совместной собственностью (пункт 1 статьи 34 данного Кодекса), и критерии отнесения имущества к собственности каждого из супругов, не препятствуют при определении принадлежности того или иного имущества учитывать все имеющие значение для разрешения дела обстоятельства при наличии возникновения спора между супругами (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2016 года N 2089-О, от 14 мая 2018 года N 863-О, от 19 декабря 2019 года N 3433-О, от 27 мая 2021 года N 1063-О).
Заинтересованное лицо <...> указала, что она не высказывала притязания на названное недвижимое имущество, что свидетельствует об обоснованности указания <...> собственником данного недвижимого имущества своего супруга в полном соответствии с договором купли-продажи, учитывая, что в настоящее время иного соглашения между супругами либо судебного решения разрешившего правопритязания одного из супругов на <...> не имеется.
Ссылка представителя административного истца на положения пункта 1 статьи 161 Семейного кодекса Российской Федерации не может быть принята во внимание, поскольку установленные данной нормой права положения распространяются на семейные отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.
Таким образом, ссылка административного истца на то, что оспариваемым решением ТИК № 29 нарушен принцип равенства кандидатов, предусмотренный пунктом 1 статьи 39 Федерального закона № 67-ФЗ и частью 1 статьи 52 Федерального закона № 20-ФЗ, а именно право кандидатов быть избранными в соответствии с законодательством о выборах, является несостоятельной.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного федерального закона, иных требований.
В силу части 2 статьи 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.
Поскольку нарушений, с которыми закон связывает возможность отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты по доводам административного иска судом не установлено, материалами дела подтверждено, что кандидатом в депутаты представлены все документы, необходимые для регистрации кандидата в депутаты в силу вышеприведенных норм права, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска <...> об отмене решения Территориальной избирательной комиссии № 29 от 30 июля 2021 года № 10-5 «О регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по одномандатному избирательному округу Город Санкт-Петербург - Юго-Восточный одномандатный избирательный округ № 217 <...> и обязании принять решение об отказе в регистрации кандидатом в депутаты - отказать.
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение 5-ти дней через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья С.И.Сухарева