ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-248/20 от 15.06.2020 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 3а-248/2020

42OS0000-01-2019-000534-42

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего судьи Копыловой Е.В.,

с участием прокурора Жумаевой Е.Ю.,

при секретаре Морозовой А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

«15» июня 2020 года

административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Требования мотивированы тем, что 8 июня 2018 года решением Мариинского городского суда Кемеровской области на администрацию Мариинского муниципального района возложена обязанность предоставить административному истцу вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 23 кв.м, расположенное на территории муниципального образования «Мариинский муниципальный район» Кемеровской области.

18 сентября 2018 года возбуждено исполнительное производство. Решение суда на момент предъявления административного искового заявления не исполнено. Общая продолжительность исполнения решения суда ответчиком составила 17 месяцев.

Считает, что нарушены его права на исполнение судебного акта в разумный срок, поскольку он вынужден проживать в чужом жилом помещении с посторонними лицами, что доставляет ему моральные страдания из-за постоянного стресса и напряжения.

В связи с чем, ссылаясь на практику Европейского суда, просит взыскать с административного ответчика компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 98 040,02 руб.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.

Представитель административного ответчика администрации Мариинского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, письменным заявлением просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

В ранее направленных в суд возражениях на заявленные требования представитель просил отказать в удовлетворении заявленных требований. Отметил, что администрация Мариинского муниципального района является ненадлежащим ответчиком по делу, кроме того, администрация по уважительным причинам не имела возможности исполнить решение суда о предоставлении административному истцу жилого помещения, поскольку бюджет района является дефицитным, а жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, в казне муниципального образования отсутствовало.

Административный ответчик Финансовое управление по Мариинскому району, заинтересованное лицо Управление Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области - Кузбассу своих представителей в судебное заседание не направили, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

В письменных возражениях на административное исковое заявление Финансовое управление по Мариинскому району считает себя ненадлежащим ответчиком по делу. Также отмечает, что в условиях высокой дотационности, дефицита средств, ежегодного увеличения расходных обязательств по финансированию социальной сферы, принятие решения о присуждении компенсации приведет к неисполнению текущих обязательств муниципального образования и социально-экономическому коллапсу на территории, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований просит отказать.

Управление Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области – Кузбассу письменных возражений на административное исковое заявление не представило.

В соответствии с ч. 2 ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы гражданского дела № 2-335/2018 по иску ФИО1 к администрации Мариинского муниципального района Кемеровской области о понуждении к предоставлению жилого помещения, а также материалы исполнительного производства № 73683/18/42034-ИП, выслушав заключение прокурора Жумаевой Е.Ю., полагавшей заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, заключенной 04 ноября 1950 года в г. Риме, закреплено право каждого на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (п. 1 ст. 6).

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Закон о компенсации), граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

На основании частей 2 и 3 статьи 1 Закона о компенсации, компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно части 8 статьи 3 Закона о компенсации, части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

На основании положений статьи 258 КАС РФ, при разрешении требований о компенсации подлежит установлению и является юридически значимым факт нарушения права административного истца, в данном случае, на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, с учетом поведения административного истца, достаточности и эффективности осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, общая продолжительность неисполнения судебного акта.

Порядок принудительного исполнения судебных актов установлен Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

По общему правилу, предусмотренному в статье 36 указанного Федерального закона, требования, содержащиеся в исполнительном документе, должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

С учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в пункте 55 Постановления от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

Судом установлено, что решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 8 июня 2018 года по гражданскому делу № 2-335/2018 на администрацию Мариинского муниципального района возложена обязанность предоставить административному истцу вне очереди жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 23 кв.м, расположенное на территории муниципального образования «Мариинский муниципальный район» Кемеровской области.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 августа 2018 года решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 8 июня 2018 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации Мариинского муниципального района – без удовлетворения.

Таким образом, решение суда вступило в законную силу 14 августа 2018 года.

На основании решения суда 27 августа 2018 года выдан исполнительный лист серии , о направлении которого на принудительное исполнение в МОСП по ОВИП УФССП России по Кемеровской области просил обратившийся в суд в интересах ФИО1 прокурор г. Мариинска в письме от 27 августа 2018 года.

18 сентября 2018 года постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Кемеровской области возбуждено исполнительное производство об обязании администрации Мариинского муниципального района предоставить ФИО1 вне очереди жилое помещение по договору социального найма площадью не менее 23,0 кв.м. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

1 октября 2018 года администрацией Мариинского муниципального района в адрес МОСП по ОВИП УФССП России по Кемеровской области направлена информация по исполнению требований исполнительного документа, согласно которой решение суда не может быть исполнено по причине отсутствия в муниципальной собственности Мариинского муниципального района свободных жилых помещений, относящихся к фонду социального использования.

Поскольку в срок, установленный для добровольного исполнения, исполнительный документ должником не исполнен в отсутствие уважительных причин, постановлением судебного пристава-исполнителя от 21 декабря 2018 года с должника - администрации Мариинского муниципального района взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.

14 июня 2019 года администрацией Мариинского муниципального района в адрес МОСП по ОВИП УФССП России по Кемеровской области направлена информация по исполнению требований исполнительного документа, согласно которой решение суда не может быть исполнено по причине отсутствия в муниципальной собственности Мариинского муниципального района свободных жилых помещений.

3 октября 2019 года администрацией Мариинского муниципального района в адрес МОСП по ОВИП УФССП России по Кемеровской области направлена информация по исполнению требований исполнительного документа, согласно которой решение суда не исполнено по причине отсутствия свободных жилых помещений, запланировано предоставление жилого помещения в строящемся доме по адресу: <адрес>.

На протяжении всего периода принудительного исполнения администрации Мариинского муниципального района судебным приставом-исполнителем неоднократно устанавливался новый срок для исполнения требований исполнительного документа (24.05.2019, 07.08.2019, 15.10.2019, 06.11.2019), должник привлекался к административной ответственности в виде административного штрафа по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.

Решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 8 июня 2018 исполнено должником 03 февраля 2020 года, в подтверждение чего представлен договор от 03.02.2020 г., по которому Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального района (наймодатель) передает ФИО1 (наниматель) за плату во владение и пользование для временного проживания сроком на 5 лет жилое помещение, общей площадью 26,4 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>.

Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Кемеровской области от 07 февраля 2020 года исполнительное производство -ИП окончено на основании пп.1 п. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе).

Таким образом, несмотря на принимаемые судебным приставом-исполнителем меры в отношении должника, решение суда было исполнено только 03 февраля 2020 года.

Общая продолжительность исполнения судебного акта со дня поступления в суд заявления прокурора о направлении исполнительного документа в службу судебных приставов для принудительного исполнения (27.08.2018 г.) до момента окончания производства по исполнению судебного акта (07.02.2020 г.) составила 1 год 5 месяцев 11 дней.

Длительность неисполнения судебного акта имела место по причинам, не зависящим от административного истца.

Доводы представителя администрации Мариинского муниципального района Кемеровской области о недостаточности денежных средств в бюджете района не могут быть приняты во внимание, так как исполнение судебного акта должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от наличия в бюджете денежных средств. Отсутствие необходимых для исполнения решения суда денежных средств не может рассматриваться в качестве основания, оправдывающего нарушение разумных сроков исполнения судебного акта.

Исходя из длительности неисполнения требований исполнительного документа указанный срок нельзя признать разумным.

С учетом изложенного, административный истец имеет право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Определяя размер компенсации, подлежащей взысканию в пользу административного истца, суд учитывает период неисполнения судебного акта, предмет требований, подлежащий исполнению, поскольку предоставление жилья имеет большое значение для административного истца, значимость наступивших вследствие нарушения разумного срока исполнения решения суда последствий для административного истца, принципы разумности, справедливости, практику Европейского Суда по правам человека, и считает необходимым присудить компенсацию в размере 30 000 руб. в пользу истца. В остальной части требования административного истца суд признает чрезмерными.

В силу требований статьи 4 Закона о компенсации, компенсация в данном случае присуждается за счет средств местного бюджета, судебное решение в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Пунктом 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» установлено, что согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ финансовыми органами являются органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований). В резолютивной части решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (абзац 2 пункта 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11).

Согласно пунктам 1.1 и 2.2.2 Положения о финансовом управлении по Мариинскому району, утвержденного приказом главного финансового управления Кемеровской области от 10 июня 2015 года № 54, финансовое управление, являясь территориальным органом главного финансового управления Кемеровской области, обеспечивающим разработку и реализацию единой финансовой политики и осуществляющим на основе Соглашения техническое обеспечение бюджетного процесса на территории Мариинского муниципального района, организует исполнение судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета.

Таким образом, решение по настоящему делу подлежит исполнению Финансовым управлением по Мариинскому району за счет средств бюджета Мариинского муниципального района.

В силу части 1 статьи 259 КАС РФ, части 1 статьи 111 КАС РФ суд при вынесении решения по административному делу о присуждении компенсации разрешает вопрос о распределении судебных расходов.

В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Поскольку решение суда состоялось в пользу административного истца ФИО1, он имеет право на возмещение судебных расходов.

Истец понес судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 руб., что подтверждается чеком-ордером от 04 декабря 2019 года (том 2, л.д. 14). Расходы на уплату государственной пошлины также подлежат взысканию в пользу ФИО1

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявленные ФИО1 административные исковые требования удовлетворить частично.

Присудить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <адрес> компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей, расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей, перечислив их на счет <данные изъяты>.

Решение подлежит исполнению финансовым управлением по Мариинскому району за счет средств бюджета муниципального образования «Мариинский муниципальный район».

Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кемеровский областной суд.

Судья Копылова Е.В.

В окончательной форме решение суда принято 19 июня 2020 года.