УИД 27OS0000-01-2022-000248-62
Дело № 3а-248/2022
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 сентября 2022 года город Хабаровск
Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Унтевской Е.Л.,
при секретаре Иорданашвили Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к министерству финансов Хабаровского края, министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к министерству финансов Хабаровского края, министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 200 000 руб., судебных расходов: по оплате юридических услуг в размере 3 500 руб., государственной пошлины в размере 300 руб..
В обоснование заявленных требований указал, что вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 25 декабря 2018 года на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее – министерство ЖКХ Хабаровского края) возложена обязанность предоставить ему в пределах г. Хабаровска благоустроенное жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда края по договору найма специализированного жилого помещения размером не менее 18 кв.м. общей площади. На основании выданного судом исполнительного документа возбуждено исполнительное производство, которое не окончено и не прекращено, решение суда не исполнено. Общая продолжительность исполнения судебного акта составляет более трех лет, что не может считаться разумным сроком.
Определением судьи от 29 июля 2022 года к участию в деле привлечено заинтересованное лицо Управление Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области.
В судебное заседание ФИО1 не явился, о месте и времени его проведения уведомлен надлежащим образом; министерство финансов Хабаровского края ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя; министерство ЖКХ Хабаровского края, УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте его проведения уведомлены своевременно и надлежащим образом. Так как явка лиц, участвующих в деле, не является обязательной в силу закона и не признана судом таковой, причина их неявки не является уважительной, суд рассмотрел дело в их отсутствие.
В возражениях, представленных в письменной форме, министерство финансов Хабаровского края выражает несогласие с требованиями административного истца и просит в их удовлетворении отказать. Указывает на то, что необеспеченным жильем лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ежемесячно выплачивается компенсация в размере 10 000 руб. за наем жилья из средств бюджета Хабаровского края, что компенсирует длительность неисполнения судебного акта. ФИО1 такую выплату получает с 16 марта 2019 года. Считает, что такая выплата минимизирует последствия имущественных потерь, связанных с наймом жилья.
В возражениях, представленных в письменной форме, министерство ЖКХ Хабаровского края просит отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований. Указывает на то, что в соответствии с Регламентом взаимодействия и обмена информацией между исполнительными органами государственной власти по вопросам управления и распоряжения государственным жилищным фондом края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 01.09.2006 № 136-пр, жилые помещения жилищного фонда Хабаровского края за счет средств краевого и федерального бюджетов приобретает министерство имущества Хабаровского края, строительство такого жилья осуществляет министерство строительства Хабаровского края. Объем финансирования не позволяет построить и приобрести необходимое количество жилья, чтобы единовременно обеспечить всех лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Считает, что министерство принимает все возможные меры для исполнения судебного решения, и длительность его исполнения обусловлена объективными причинами. Кроме того, указывает на то, что по информации министерства имущества Хабаровского края, в соответствии с подписанным Соглашением о предоставлении в 2022 году субсидии из федерального бюджета бюджету Хабаровского края на предоставление жилых помещений детям-сиротам выделены бюджетные ассигнования в размере 410,097 млн. руб., в том числе, средства федерального бюджета 324,702 млн. руб.. На выделенные средства в 2022 году планируется приобрести 150 квартир для детей-сирот.
Изучив представленные сторонами письменные доказательства, материалы гражданского дела № 2-9125/2018, материалы исполнительного производства № 2822/21/27027-ИП, суд установил, что решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 25 декабря 2018 года на министерство ЖКХ Хабаровского края возложена обязанность предоставить ФИО1 в пределах г. Хабаровска благоустроенное жилое помещение государственного жилищного фонда края по договору найма специализированного жилого помещения размером не менее 18 кв.м. общей площади за счет средств жилищного фонда Хабаровского края. Решение суда вступило в законную силу 12 февраля 2019 года.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 1, части 8 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» гражданские истцы при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность исполнить требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации. Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Порядок и сроки исполнения вступивших в законную силу судебных решений, принятых по гражданским делам, регулируются нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом (статья 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной им в пункте 55 постановления от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Федеральным законом «Об исполнительном производстве», в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта. В случае, если исполнение судебного акта по требованиям имущественного или неимущественного характера осуществляется органом государственной власти без выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства или производства по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня вступления в законную силу соответствующего судебного акта до дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта. Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта.
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 25 декабря 2018 года по гражданскому делу № 2-9125/2018, исходя из положений статей 210-212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не относится к категории решений, которые подлежат немедленному исполнению в соответствии с законом, и не обращено к немедленному исполнению судом.
Постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО (далее – МОСП по исполнению особых исполнительных производств) от 01 февраля 2021 года возбуждено исполнительное производство № 2822/21/27027-ИП, должнику министерству ЖКХ Хабаровского края установлен пятидневный срок для добровольного исполнения документа.
По истечению срока, данного для добровольного исполнения судебного акта, судебным приставом-исполнителем неоднократно направлялись в адрес должника требования об исполнении решения суда.
В ответ на требование от 21.08.2021 от должника поступило информационное письмо о том, что министерством ЖКХ Хабаровского края в рамках возложенных на него полномочий предприняло все необходимые и возможные меры для надлежащего исполнения судебного акта о предоставлении благоустроенного жилого помещения административному истцу.
За неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе в установленный для добровольного исполнения срок, судебным приставом-исполнителем 27 октября 2021 года вынесено постановление о взыскании с министерства ЖКХ Хабаровского края исполнительского сбора в размере 50 000 руб., установлен новый срок исполнения.
Постановлением от 23 декабря 2021 года министерство ЖКХ Хабаровского края привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора).
На день рассмотрения административного дела должником министерством ЖКХ Хабаровского края судебное решение не исполнено. Совершенные должником действия по исполнению решения суда – направление в министерство строительство Хабаровского края заявки – необходимого результата не дали, окончательный срок исполнения судебного акта не определен.
В списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом в г. Хабаровске, ФИО1 числится под номером № 1319.
Определяя общую продолжительность исполнения решения Центрального районного суда г. Хабаровска от 25 декабря 2018 года о предоставлении гражданину жилого помещения специализированного жилищного фонда Хабаровского края, суд исходит из того, что для его исполнения не требуется обязательной выдачи исполнительного документа и возбуждения исполнительного производства. Со дня, следующего за датой вступления решения суда в законную силу (13 февраля 2019 года), и до дня рассмотрения данного административного дела (26 сентября 2022 года), продолжительность исполнения судебного акта составила 3 года 7 месяцев 13 дней.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 29 марта 2016 года № 11 указал, что при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из содержания судебных актов и иных материалов дела с учетом правовой и фактической сложности дела, поведения заявителя, эффективности и достаточности действий органов, организаций и должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности судопроизводства по делу и исполнения судебного акта (пункт 40).
Учитывая предмет и степень сложности исполнения решения суда, комплекс мер, принятых органом, на который возложена обязанность по исполнению судебного акта, суд признает действия должника не достаточными и не эффективными. Общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности. Все это дает суду основание для присуждения административному истцу компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства не дают оснований для вывода о нарушении службой судебных приставов права заявителя на исполнение судебного акта в разумный срок. Судебным приставом-исполнителем совершались все возможные исполнительные действия, направленные на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В соответствии с установленным статьей 2 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ порядком компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в денежной форме. При этом размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости.
Учитывая, какие действия приняты должником для исполнения решения суда, продолжительность срока его исполнения, наступившие для взыскателя неблагоприятные последствия – необеспеченность жилым помещением, и исходя из принципа разумности и справедливости, суд полагает, что требуемая административным истцом сумма компенсации в размере 200 000 руб., за период с 13 февраля 2019 года по 26 сентября 2022 года, является чрезмерной, и определяет компенсацию в размере 90 000 руб..
Утверждение административного ответчика о том, что ФИО1 ежемесячно из бюджета Хабаровского края получает денежную компенсацию за длительное не предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилья, которая минимизирует последствия имущественных потерь, связанных с наймом жилья, по мнению суда не заслуживает внимание.
Согласно положениям Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Данная компенсация не направлена на восстановление имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещение имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов.
Выплачиваемая ФИО1 денежная компенсация за наем жилья возмещает материальные расходы, которые административный истец вынужден нести в связи с не предоставлением жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, на получение которого он имеет право.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации обязанность исполнить требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.
В соответствии с Положением о министерстве ЖКХ Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 06 мая 2006 года № 69-пр (далее – Положение о министерстве ЖКХ Хабаровского края), министерство является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим полномочия по предоставлению государственных услуг и исполнению государственных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Финансирование деятельности министерства осуществляется за счет средств краевого бюджета, которые предусмотрены на содержание органов исполнительной власти края. Таким образом, исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ на министерство ЖКХ Хабаровского края не может быть возложена обязанность по выплате компенсации за длительное неисполнение судебного акта, поскольку оно является ненадлежащим ответчиком по административному делу.
Финансирование деятельности министерства осуществляется за счет средств краевого бюджета, которые предусмотрены на содержание органов исполнительной власти края.
Хабаровский край имеет собственный бюджет. Органы государственной власти края обеспечивают соблюдение принципов бюджетной системы Российской Федерации и требований, установленных федеральным и краевым законодательством к регулированию бюджетных правоотношений. Формирование, утверждение, исполнение краевого бюджета, контроль за его исполнением осуществляется органами государственной власти края в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними законами Хабаровского края (статья 73 Устава Хабаровского края, принятого постановлением Законодательной Думы Хабаровского края от 19 мая 2022 года № 1331).
В соответствии с Положением о министерстве финансов Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 11 июля 2018 года № 255-пр (далее – Положение о министерстве финансов Хабаровского края), министерство обладает правами юридического лица. Основными его задачами являются: организация исполнения краевого бюджета, составление бюджетной отчетности об исполнении краевого бюджета и консолидированного бюджета Хабаровского края. Министерство организует исполнение краевого бюджета и ведет учет операций по его исполнению.
В связи с чем, решение суда по данному делу подлежит исполнению министерством финансов Хабаровского края за счет средств бюджета Хабаровского края.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, с другой стороны присуждаются все понесенные расходы (часть 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Решение состоялось в пользу административного истца, поэтому, исходя из положений части 1 статьи 11 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, понесенные административным истцом расходы, подлежат возмещению за счет административного ответчика.
В силу статьи 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснено, что разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
В судебном заседании установлено, что при обращении с настоящим иском в суд ФИО1 ФИО2, имеющим высшее юридическое образование, была оказан юридическая помощь, о чем был заключен договор об оказании юридических услуг № 867/97-2022 от 03 июня 2022 года.
Согласно заключенному договору ФИО2 принял на себя обязательства оказать квалифицированную юридическую помощь ФИО1 при составлении административного искового заявления, включая консультирование и подготовку необходимых документов. Стоимость услуг составила 3 500 руб..
Указанные денежные средств оплачены административным истцом в полном объеме, что подтверждается кассовым чеком от 15 июля 2022 года и актом приема-сдачи выполненных работ от 15 июля 2022 года
Учитывая характер рассмотренного судом дела, объем оказанных ФИО2 юридических услуг, исходя из принципа разумности и обоснованности судебных расходов, суд считает возможным удовлетворить требования административного истца о взыскании с административного ответчика в его пользу судебных расходов в размере 3 500 руб. в полном объеме.
В состав судебных расходов входит, в том числе, государственная пошлина (часть 1 статьи 103, пункт 4 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При подаче административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок административный истец – физическое лицо обязан уплатить государственную пошлины в размере 300 руб. (статьи 126, 252 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 333.16, пункт 2 части 1 статьи 333.17, пункт 1 части 1 статьи 333.18, пункт 15 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации).
ФИО1 уплатил государственную пошлину в размере 300 руб., что подтверждается чеком-ордером, выданным Дальневосточным банком ПАО «Сбербанк России» 22 июля 2022 года (операция 108).
В силу пункта 4 статьи 4 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 112, 175 – 180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л:
административное исковое заявление ФИО1 к министерству финансов Хабаровского края о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.
Присудить ФИО1 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 90 000 рублей.
Взыскать в пользу ФИО1 судебные расходы в размере: 3 500 рублей за оплату юридических услуг, 300 рублей за уплату государственной пошлины при подаче административного иска, а в общей сумме 3 800 рублей.
Решение подлежит исполнению министерством финансов Хабаровского края за счет средств бюджета Хабаровского края.
В удовлетворении остальных административных исковых требований, предъявленных к министерству финансов Хабаровского края, ФИО1 отказать.
В удовлетворении административных исковых требований, предъявленных к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, ФИО1 отказать.
Решение суда в части присуждения компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Хабаровский краевой суд.
Судья
Хабаровского краевого суда