ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-249/2022 от 06.09.2022 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 3а-249/2022

УИД 27OS0000-01-2022-000257-35

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

6 сентября 2022 года город Хабаровск

Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Федоренко Н.В.,

при секретаре Иорданашвили Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании недействующим в части лесохозяйственного регламента Хабаровского лесничества, утвержденного приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 17 декабря 2018 года № 1185П,

УСТАНОВИЛ:

Приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 17 декабря 2018 года № 1185П утвержден лесохозяйственный регламент Хабаровского лесничества (далее – Регламент).

Заместитель Амурского бассейнового природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании Регламента недействующим в части:

отнесения лесов, расположенных в границах государственного природного заказника федерального значения «Хехцирский» к эксплуатационным в таблице 3 пункта 1.1.6 Регламента в частях кварталов 1, 6, 16, 24, 33, 39, 41, 42, 44, 46-48 Брацлавского участкового лесничества, в частях кварталов 54, 58-60 Вишневского участкового лесничества, в частях кварталов 42-46, 48-53 Мало-Хехцирского участкового лесничества;

установления видов разрешенного использования лесов, расположенных на территории государственного природного заказника федерального значения «Хехцирский», согласно таблице 7 «Виды разрешенного использования лесов» пункта 1.2 Регламента:

заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов в кварталах 1-8, 11-18, 21-26, 31-35, 38-42, 44-48 Брацлавского участкового лесничества, в кварталах 4-60 Вишневского участкового лесничества, в кварталах 4-53 Мало-Хехцирского участкового лесничества;

заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений в кварталах 1-8, 11-18, 21-26, 31-35, 38-42, 44-48 Брацлавского участкового лесничества, в кварталах 4-60 Вишневского участкового лесничества, в кварталах 4-53 Мало-Хехцирского участкового лесничества;

выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых в частях кварталов 6, 16, 24, 33, 39, 44, 47, 48 Брацлавского участкового лесничества, в частях кварталов 54, 58, 59, 60 Вишневского участкового лесничества, в частях кварталов 42-46, 48-53 Мало-Хехцирского участкового лесничества.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что отнесение лесов, включенных в состав указанной ООПТ, к эксплуатационным лесам противоречит положениям статей 111, 112 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 24, 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», поскольку фактически допускает их сплошную рубку с целью заготовки древесины, размещение лесоперерабатывающей инфраструктуры и другие виды использования лесов без соблюдения ограничений, установленных федеральным законодательством для ООПТ, положениями об ООПТ. Данные нарушения напрямую затрагивают интересы Российской Федерации – собственника лесного фонда и права неопределенного круга лиц, гарантированные статьей 42 Конституции Российской Федерации, на благоприятную окружающую среду, обеспечение законного и рационального природопользования.

Определением судьи от 1 августа 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства, КГКУ «Хабаровское лесничество».

В судебном заседании представитель административного истца Степанова А.О. заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

В судебном заседании представитель административного ответчика министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края Щербакова А.Г. просила отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований по основаниям, приведенным в письменных возражениях на административное исковое заявление, в которых указано, что отнесение лесов к защитным лесам не входит в полномочия министерства. Сведения в Регламент внесены на основании приказа Рослесхоза от 18 декабря 2009 года № 517, в связи с чем, скорректировать положения Регламента в части изменения категорий защищенности лесов без принятия Рослесхозом соответствующего решения не представляется возможным. Лесохозяйственные регламенты лесничеств на 2019-2028 годы были разработаны в соответствии с контрактом от 25 мая 2018 года на выполнение работ по разработке проектов лесного плана Хабаровского края и лесохозяйственных регламентов специализированной организацией - ФБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства». Проекты лесохозяйственных регламентов были размещены на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края и на сайте управления лесами Правительства Хабаровского края (в настоящем Министерство), а также направлялись в прокуратуру для проведения экспертизы. Замечания к проектам лесохозяйственных регламентов от заинтересованных лиц в данной части не поступали. Вместе с тем, во исполнение требований прокуратуры по приведению целевого назначения лесов в соответствие с требованиями лесного законодательства, Министерством в Рослесхоз направлены письма от 20 октября 2020 года, от 25 ноября 2020 года о необходимости изменения категории лесов «эксплуатационные леса» на территории ООПТ в категорию защитных лесов – «леса на особо охраняемых природных территориях». Рослесхозом дано поручение ФГБУ «Рослесинфорг» об оказании содействия в подготовке предложений по отнесению эксплуатационных лесов, расположенных на территории ООПТ, к соответствующей категории лесов. Учитывая, что федеральные полномочия по проектированию защитных лесов не переданы на уровень субъектов Российской Федерации, указанные работы не относятся к компетенции органов исполнительной власти Хабаровского края и, соответственно, не могут финансироваться из краевого бюджета. Также указали, что в таблице 7 Регламента приведен перечень кварталов и их частей, где разрешен конкретный вид использования лесов.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица КГКУ «Хабаровское лесничество» Ким О.И. возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Федерального агентства лесного хозяйства не явился, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.

Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, полностью или в части.

В силу пункта «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации содержится перечень полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе полномочия по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.

В соответствии с частью 2 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 названной статьи.

В силу части 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Исходя из приведенных положений законодательства, утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти.

Согласно пункту 1.1 Положения об управлении лесами Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 21 сентября 2007 года 185-пр (в редакции на дату утверждения Регламента), Управление является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим в пределах установленной компетенции полномочия края и переданные краю полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.

Судом установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что на территории Хабаровского лесничества располагается государственный природный заказник федерального значения «Хехцирский».

Таким образом, управление лесами Правительства Хабаровского края, являющееся исполнительным органом государственной власти Хабаровского края, утверждая Регламент, отдельные лесные участки которого расположены на землях особо охраняемых природных территорий, в оспариваемой части вышло за пределы предоставленных ему полномочий, что является самостоятельным основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим в этой части.

Оценивая содержание оспариваемых природоохранным прокурором норм на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

В числе категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях (пункт 1 части 2 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого Регламента), в том числе леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников (часть 1 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого Регламента).

Защитные леса в соответствии с частью 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Согласно части 3 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продукции их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения регулируются Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

В статье 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» перечислены категории особо охраняемых природных территорий, к которым относятся, в том числе государственные природные заказники.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам (пункт 1). Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (пункт 2).

В отличие от эксплуатационных лесов в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 5 статьи 102 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого Регламента).

Аналогичные положения закреплены в части 6 статьи 111 и частях 1 статьи 112 Лесного кодекса Российской Федерации, введенных в действие с 1 июля 2019 года.

Исходя из указанных правовых норм, леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, не могут быть отнесены к эксплуатационным лесам, поскольку они имеют иные цели освоения, нежели защитные леса.

Приказом Минприроды России от 19 августа 2009 года № 256 утверждено Положение о государственном природном заказнике федерального значения «Хехцирский» (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 1.2 Положения государственный природный заказник федерального значения «Хехцирский» (далее - заказник) учрежден Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 июня 1959 года № 1035.

Согласно пункту 1.3 Положения заказник имеет профиль биологического (зоологического) и предназначен для сохранения и восстановления ценных в хозяйственном отношении, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира и среды их обитания.

Пунктом 3.1 Положения предусмотрено, что на территории заказника запрещаются в том числе: заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов гражданами для собственных нужд), заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (за исключением заготовки пищевых лесных ресурсов гражданами и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд) (подпункт 6); геологическое изучение, разведка и добыча полезных ископаемых, а также выполнение иных, связанных с пользованием недрами, работ (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3.8 названного Положения) (подпункт 11).

В пункте 1.1.8 таблицы 5 Регламента на территории Хабаровского лесничества расположены особо охраняемые природные территории (далее – ООПТ), в том числе государственный природный заказник федерального значения «Хехцирский» в кварталах 1-8, 11-18, 21-26, 31-35, 38-42, 44-48 Брацлавского участкового лесничества, в кварталах 4-60 Вишневского участкового лесничества, в кварталах 4-53 Мало-Хехцирского участкового лесничества.

Из содержания таблицы 3 пункта 1.1.6 Регламента следует, что леса, расположенные в частях кварталов 1, 6, 16, 24, 33, 39, 41, 42, 44, 46-48 Брацлавского участкового лесничества, в частях кварталов 54, 58-60 Вишневского участкового лесничества, в частях кварталов 42-46, 48-53 Мало-Хехцирского участкового лесничества, отнесены к эксплуатационным лесам.

В связи с изложенным положения оспариваемого Регламента в части отнесение лесных кварталов, включенных в состав государственного природного заказника федерального значения «Хехцирский» к эксплуатационным лесам противоречат положениям как статей 10, 12, 102, 103 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого Регламента, так и статей 12, 111, 112 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку цели освоения эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания особо охраняемых природных территорий.

Кроме того, в таблице 7 пункта 1.2 Регламента «Виды разрешенного использования лесов» на территории государственного природного заказника федерального значения «Хехцирский» установлены следующие виды разрешенного использования лесов:

заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов в кварталах 1-8, 11-18, 21-26, 31-35, 38-42, 44-48 Брацлавского участкового лесничества, в кварталах 4-60 Вишневского участкового лесничества, в кварталах 4-53 Мало-Хехцирского участкового лесничества;

заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений в кварталах 1-8, 11-18, 21-26, 31-35, 38-42, 44-48 Брацлавского участкового лесничества, в кварталах 4-60 Вишневского участкового лесничества, в кварталах 4-53 Мало-Хехцирского участкового лесничества;

выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых в частях кварталов 6, 16, 24, 33, 39, 44, 47, 48 Брацлавского участкового лесничества, в частях кварталов 54, 58, 59, 60 Вишневского участкового лесничества, в частях кварталов 42-46, 48-53 Мало-Хехцирского участкового лесничества.

Учитывая изложенное, на указанной ООПТ разрешены виды использования лесов без соблюдения ограничений, определенных федеральным законодательством для особо охраняемых природных территорий, что не соответствует целям создания данной ООПТ. В указанной части положения Регламента противоречат изложенным ранее нормам, имеющим большую юридическую силу.

Данные нарушения законодательства напрямую затрагивают интересы Российской Федерации, как собственника лесных участков, а также права неопределенного круга лиц, которые постоянно или временно проживают в Хабаровском крае, на сохранение благоприятной окружающей среды.

Поскольку оспариваемая часть нормативного правового акта противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым признать Регламент недействующим в оспариваемой части.

Определяя момент, с которого Регламент в оспариваемой части должен быть признан недействующим, суд полагает, что поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся, то в соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 3 пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признает его недействующим в части со дня вступления решения в законную силу.

Ссылка административного ответчика на приказ Рослесхоза от 18 декабря 2009 года № 517, не может быть принята судом во внимание ввиду следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», пункта 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1009, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Минюстом России.

Как следует из материалов дела, вышеуказанный приказ затрагивает права граждан, однако сведений о его предоставлении в Минюст России в порядке, установленном Правилами, официальном опубликовании в материалы дела не представлено. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию и не опубликованные в установленном порядке, не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений (пункт 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»).

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу лесохозяйственный регламент Хабаровского лесничества, утвержденный приказом управления лесами Правительства Хабаровского края от 17 декабря 2018 года № 1185П, в части:

отнесения лесов, расположенных в границах государственного природного заказника федерального значения «Хехцирский», к эксплуатационным в таблице 3 пункта 1.1.6 Регламента: в частях кварталов 1, 6, 16, 24, 33, 39, 41, 42, 44, 46-48 Брацлавского участкового лесничества, в частях кварталов 54, 58-60 Вишневского участкового лесничества, в частях кварталов 42-46, 48-53 Мало-Хехцирского участкового лесничества;

установления видов разрешенного использования лесов, расположенных на территории государственного природного заказника федерального значения «Хехцирский», согласно таблице 7 «Виды разрешенного использования лесов» пункта 1.2 Регламента:

заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов в кварталах 1-8, 11-18, 21-26, 31-35, 38-42, 44-48 Брацлавского участкового лесничества, в кварталах 4-60 Вишневского участкового лесничества, в кварталах 4-53 Мало-Хехцирского участкового лесничества;

заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений в кварталах 1-8, 11-18, 21-26, 31-35, 38-42, 44-48 Брацлавского участкового лесничества, в кварталах 4-60 Вишневского участкового лесничества, в кварталах 4-53 Мало-Хехцирского участкового лесничества;

выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых в частях кварталов 6, 16, 24, 33, 39, 44, 47, 48 Брацлавского участкового лесничества, в частях кварталов 54, 58, 59, 60 Вишневского участкового лесничества, в частях кварталов 42-46, 48-53 Мало-Хехцирского участкового лесничества.

Сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию на официальном сайте министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края https://les.khabkrai.ru, на официальном интернет-портале правовой информации http://laws.khv.gov.ru.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Хабаровского краевого суда